Какие духовные ценности и каким образом сохраняет школа

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мефодьева Елена Борисовна,

учитель английского языка,

ГБОУ ООШ № 4 имени И.И. Миронова,

Г.Новокуйбышевск, Самарская область

Сохранение духовных ценностей через совместную деятельность Церкви, школы, семьи и общественности.

В наше время особое внимание уделяется проблеме сохранения духовных ценностей. Формируя основную цель отечественной педагогики и общего воспитания, следует осознавать, что школа должна воспитывать в ребенке высокие духовные, нравственные и культурные качества. Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок должен понимать и ценить тот факт, что является гражданином России.

Воспитание ребенка осуществляется как в семье, так и в школе. Каково состояние семьи, такое и будет будущее общества и народа. Семья и школа должны учить ребенка все происходящее оценивать с позиции нравственности. Они должны способствовать развитию у детей духовно-нравственных качеств. Следует отметить, что большую роль в формировании молодого поколения играют средства массовой информации. Поэтому очень важно правильно освещать исторические события.

Сейчас говорят много о возрождении Церкви, ее вероучения, о возросшем влиянии Православия на формирование духовности и нравственности человека.

Но церковное возрождение не является легким делом, поскольку большинство россиян еще не имеют глубоких познаний Православной веры.

Но современная семья далеко неидеальна. В отношениях между детьми и родителями присутствует отчуждение. Растет число разводов. Для многих создание семьи является необязательным. В результате страдают дети, предоставленные влиянию компьютера, интернета и телевидения. Деградирует культура общения между людьми. Многие обращаются за помощью в Церковь. И их глас всегда бывает услышан.

Церковь поэтапно вводит людей в свою сокровищницу знаний и раскрывает силу веры и благочестия. Поэтому своей значимой задачей Она видит в объединении разобщенного социума.

Связующим звеном между обществом и семьей призвана быть школа. Именно в школе возможно взращивание человека, возведение на более высокую ступень развития в его внутренней жизни.

Но самую главную роль в данный момент в развитии сферы духовно-нравственного образования и воспитания играет Церковь. В современной школе большое внимание стало уделяться православной педагогике, изучению православных традиций.

1реализация программ по изучению родного края, его православных традиций, истории и культуры.

2 проведение совместно с представителями детских творческих конкурсов, конференций и православных лагерей.

Одной из форм Церковного просвещения как детей, так и взрослых является проведение Рождественских чтений.

Сама предыстория появления чтений такова. Рождественские чтения зародились в период приобретения свободы проповеди веры. С чтений началось широкое обсуждение актуальных проблем духовно-нравственного воспитания.

Главная цель Рождественских чтений состоит в том, чтобы голос Церкви был услышан и понят всеми, кто жаждет духовного возрождения.

Обращение к святоотеческому наследию имеет огромное воспитательное значение и имеет задачу приобщить подрастающее поколение к духовно-нравственному истоку России.

Тематика исследовательских работ школьников по Православной культуре весьма разнообразна. Это изучение наследия церковного историка Василия Болотова, исследование жизненного пути Стефана Пермского, создателя алфавита для народа коми, и тем самым повторившим путь славянских учителей Кирилла и Мефодия. Это и познание подвига священника Даниила Сысоева, зверски убитого безбожниками. И, наконец, изучение такого вопроса, как возрождение Православия в городе Новокуйбышевске, встречи и беседы с православными священниками.

Поскольку познавая духовные устремления других народностей, мы углубляем знания о мире в целом.

Из приведенных выше примеров мы можем увидеть: насколько широк спектр взаимодействия Церкви, школы и семьи.

Суммируя все выше сказанное можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент мы находимся у истоков возрождения Православия. Но предстоят еще долгие годы, прежде, чем люди начнут жить по законам Христовой любви, добра и милосердия.

Помогите пожалуйста с вопросом из учебника по обществознанию 7 класс Пушкарёва, Судас:
Объясните, какие духовные ценности и каким образом сохраняет:
а) школа; б) библиотека; в) музей; в) театр; г) Церковь

Школа сохраняет и передаёт знания: о Родине, в школе создаются дружеские отношения, тем самым школа прививает духовные ценности например взаимовыручка, любовь к Отчизне. Библиотека в какой-то мере также является хранилищем знаний, источником духовных ценностей, про которые можно прочитать в книгах. Музей как источник знаний про изобразительное искусство, прививает чувство вкуса, умение видеть прекрасное, знать свои корни. Театр как источник положительных эмоций, место соприкосновения с искусством сцены, видеть всю гамму чувств, отношения и духовные ценности. Церковь вообще мощный инструмент выработки духовных ценностей: сила духа, добро, помощь слабым, вера в Бога.

Духовная сфера- (культура, наука, образование и религия) включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д. Духовная сфера представляет собой целостное образование, в рамках которого принято различать отдельные его элементы.

Душа каждого человека- зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания идет речь в статье.

ВложениеРазмер
duhovno-nravstvennye_tsennosti_shkolnikov.docx 21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Душа каждого человека- зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе школы в данном направлении.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Центральным условием формирования нравственной культуры личности является способность к рефлексии – способность анализировать и оценивать самого себя – свои способности, достоинства и недостатки.

Наличие ценностных ориентаций – признак зрелости личности, показатель степени ее социальности. Личность в процессе развития усваивает ценности окружающего мира. Испытывая действия социальной среды и изменяясь, она одновременно сама воздействует на окружающую среду, меняя и переделывая ее в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Любовь к родителям есть основание всех добродетелей как семейных, так и общественных. А прямое следствие любви к родителям есть любовь к ближним. Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в том, чтобы во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств. Кормить и одевать их; в старости, в болезни или другом случае прикрывать или извинять их немощи. Поэтому должно развивать в подростках сострадание. Считая его делом чести, наравне с храбростью и как необходимое ее дополнение. Добиваться того, чтобы каждый подросток развивал в себе способность ставить себя в положение другого человека и готовность всегда оказывать практическую помощь и защиту всем, кто в ней нуждается.

В подростковом возрасте приобретает большое значение взаимоотношения с противоположным полом. Охрана целомудрия молодого поколения, особенно девушек, была залогом сохранения национального духа и государственности – сохранения своего и поругания чужого. Целомудрие выполняет и охранную функцию, защищая подростка от опасности, нравственной грязи и заразы. Целомудрие – не столько физиологическая, и не только нравственная, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира.

В каждом человеке есть стремление к раскрытию лучшего из того, что в нем заложено. У подростков часто происходит процесс преобразования ситуативных отношений в устойчивую систему жизненных ценностей и смыслов жизни, определяющую общую линию жизнедеятельности человека. В мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки гораздо быстрее входят в привычку, и бороться с ними трудно. Вот почему в деле воспитания становится важным то, что окружает подростка: школа, общество, поступающая информация.

Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь подростков от падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Наша беда в том, что мы забываем о душе подростка, не говорим с ним об истинной роли человека на Земле, не даем правильного представления о мировоззрении, не знакомим с теми сведениями о существовании Божественных сил, которые признает даже ученый мир.

А разве могут быть положительными последствия от телерекламы, которая выражает одно: жажду денег и удовольствий, предлагая свободу и успехи в бизнесе? Человек же под их влиянием оказывается безвольным рабом. На наших глазах антихристианские силы откровенно стремятся поставить молодежь под свой контроль. Нам ничем не остановить это саморазрушение, кроме возвращения к вере. Знание Заповедей, данных нам Творцом и жизнь, в соответствии с ними взаимосвязаны с духовностью, т.к. нормы, данные в Заповедях, естественны для нормальной жизни любого человека, а чем выше духовность, тем человеку больше откроется понимание цели и смысла жизни, сущностных смысловых ориентаций

Сквернословие имеет прямое отношение к миру зла. Но в последнее время оно настолько глубоко вошло в быт людей, что к этому языку стали привыкать даже женщины и дети. Сквернословие – это вызов добру, нарушение заповедей Божиих. Смысл скверных слов – богохульство. Кто матерится, тот бесчестит и бога, и Пресвятую Богородицу, и свою родную мать. Поэтому очень важно беречь чистоту души с детства, а она начинается с чистоты мысли и слова.

Увлечение оккультными знаниями, лечение у экстрасенсов и колдунов, увлечение телевизионными и компьютерными играми приводит не только к нарушению психики, но и к неизлечимым болезням. В экстрасенсорике и др. оккультных методиках и учениях человек сталкивается с миром бесов, а контакт с этим миром гибелен для человека не только в плане духовного спасения, но и в плане психического и физического здоровья.

Жизнь подростка в сложном нынешнем мире, в мире, в котором часто чувствуют себя растерянными и их родители и учителя, ставит их в условия, когда для них важным становится самоопределение, поиск своего мира, своих ценностей, своей линии поведения. Именно поэтому очень важно осознать тот факт, что главный смысл воспитания россиянина, как и смысл всей русской истории – в верности Православию. Только осознав это, мы сможем воспитать духовную личность, перед которой будут бессильны соблазны и искушения современного мира.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные связи между семьей и школой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие ,развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования.

Нравственные ценности человека

Духовно нравственное воспитание

Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.

Нравственные ценности человека

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.

Понятие: Что такое духовно-нравственное воспитание

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.

Ценности духовно-нравственного воспитания - перечень

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Задачи духовно-нравственного воспитания - перечисление

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Воспитание нравственности в семье

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.

Школьное воспитание православной культуры

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.

Воспитание патриотизма у детей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Читайте также: