Послевоенные проекты александра 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

После наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы.

Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву. Царский временщик, запоровший в своем имении не одного крепостного, с готовностью взялся исполнить порученное дело. И проект под его руководством был составлен. В основе его лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. руб. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее 2 дес. (по существу, это был нищенский надел). При таких темпах крепостное право должно было окончательно исчезнуть не раньше, чем через 200 лет.

Однако министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан секретный комитет для разработки нового плана. Членам комитета удалось разработать проект, не требовавший от казны никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Этим дело и кончилось.

В марте 1818 г., в речи на открытии польского сейма, император заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все передовые русские люди. Тогда же Александр поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской конституции.

Как и по проекту Сперанского, намечалось создание законосовещательного представительного органа. Однако он должен был быть не однопалатным, как у Сперанского, а двухпалатным: верхней палатой становился Сенат. Сенаторы назначались царем, а члены нижней палаты отчасти тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган.

В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. Одно село, не пожелавшее принять солдат, было блокировано, и голод заставил крестьян сдаться. Всех взрослых крестьян, до 45 лет, одели в военную форму и побрили. Крестьянские избы сносились, на их месте строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, которые должны были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Отступления от расписания строго карались, на что расходовались целые возы шпицрутенов. Основным занятием были военные учения. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. А поскольку офицеров интересовала прежде всего шагистика и они мало разбирались в земледелии, то случалось, что хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В результате в районе военных поселений прекратилась всякая торговля.

Даже жениться военный поселянин мог только с разрешения начальства. Современники наблюдали трагикомические сцены, когда парни и девушки выстраивались в две шеренги и командир назначал невесту каждому парню.

В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее — в 1831 г… в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений, основанная на самом грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г.

Примерно с 1820 г. Александром стала овладевать странная апатия. Он снова заговорил о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь. Все дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Подобострастный перед царем, он был груб со всеми, кого не боялся, кто не мог с ним посчитаться. Всеобщую ненависть к себе он сносил охотно и не без самодовольства.

Доверившись Аракчееву, Александр погубил себя в общественном мнении. В петербургском Гостином дворе купцы толковали о том, что государь забросил дела, разъезжает по Европе, тратит большие деньги, а когда дома, то забавляется военными парадами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 56. Внутренняя политика после крестьянской войны

§ 56. Внутренняя политика после крестьянской войны Меры по улучшению положения населения. После подавления крестьянской войны правительство поспешило предпринять ряд шагов, направленных на устранение её последствий и предотвращение подобных движений в

§ 61. Внутренняя политика Александра I

§ 61. Внутренняя политика Александра I Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 –

6.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1812 гг.)

6.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1812 гг.) Воцарение Александра IАлександр I вступил на престол 12 марта 1801 г. после убийства его отца императора Павла I. Он был с благосклонным ожиданием принят дворянским обществом, так как предшествующее царствование, по выражению В.

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр III стал наследником престола в 1865 г. после неожиданной кончины старшего брата, Николая. Он получил обычное для великих князей, готовящихся стать военными деятелями, образование, однако и его не сумел

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг.

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Внутренняя политика Александра I (1812–1825)

Внутренняя политика Александра I (1812–1825) Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика

Внутренняя политика императора Александра I

Внутренняя политика императора Александра II

Внутренняя политика императора Александра I

Внутренняя политика императора Александра I

Внутренняя политика императора Александра II

Внутренняя политика императора Александра II

3.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1825)

4.2. Внутренняя политика Александра III

1-й этап преобразований

Начало правления Александра 1-го ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. был создан Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) — было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялось министром, каждый министр подчинялся сенату.

2-й этап реформ

Александр ввел в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручил разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные, и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная война. После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1-го.

Послевоенные реформы

В 1817-1818 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект Государственной уставной грамоты Российской империи, утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Умер Александр 1-й от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге. За годы своего правления Александр 1-й многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права, а также проведена реформа высших органов власти.

Итак, Александр I не просто вышел победителем из войны с Наполеоном. Он стал "царем царей", одним из наиболее влиятельных монархов в Европе. Возрос авторитет императора и внутри страны. Однако, что интересно и важно отметить, статус Александра как главного охранителя монархических порядков, препятствовал ему в продолжении начатых ранее либеральных реформ.

После окончания войны с Наполеоном, заграничных походов и Венского конгресса, Александр I смог наконец-то вернуться к начатым во внутренней политике реформам, однако, сам император, как и многие дворяне, прошедшие через всю Европу, уже не был тем человеком, который когда-то делал первые робкие шаги в политике, наивно мечтая о Конституции и разделении властей.

Само российское общество разделилось: одни ждали от императора дальнейшего углубления либеральных прав и свобод, сближения с Европой и даже отмены крепостного права в награду крестьянам за доблесть в борьбе с врагом. Другие считали, что победа России в Отечественной войне лишний раз доказала превосходство российского строя над европейским, а значит ничего менять в существующей системе не нужно. В этой ситуации император Александр I снова начал делать то, что получалось у него лучше всего с самого детства – лавировать.

Александр не хотел отказываться от прежних начинаний, но и боялся предать новые прогрессивные проекты широкой огласке. Поэтому программу реформ второй половины правления императора, в отличии от первой, готовил исключительно узкий круг лиц в обстановке строжайшей секретности.

Экономическое развитие России в 1815-1825 гг.

Убытки России за все годы войны с Наполеоном (1812-1815 гг.) составили около 1 млрд. рублей. Чтобы понять реальный масштаб этой суммы для того времени, достаточно сказать, что государственные доходы страны в среднем за год составляли около 100 млн. рублей. Удивительная ирония судьбы заключается в том, что от полного коллапса экономики империю спас протекционистский торговый тариф, подготовленный М.М. Сперанским (которого консервативное дворянство считало чуть ли не предателем) еще в 1810 г. В награду за свои заслуги М.М. Сперанский, как известно, был отправлен в ссылку еще перед началом войны. Финансовая помощь со стороны Англии также сыграла не последнюю роль в удержании России на плаву.

Сельское хозяйство

Очевидно, что первоочередной задачей после окончания войны было восстановление экономики, разрушенных городов, сел и деревень. Государство выплатило всего около 15 млн. рублей жителям пострадавших от французов городов.

Особенно в тяжелом положении находился фундамент всей экономики Российской империи – крестьянское хозяйство. С окончанием войны, давление помещиков на крестьян только возросло, что усугубляло и без того непростую ситуацию в деревнях и селах. Сельское хозяйство страны нуждалось в срочных реформах, народ ждал отмены крепостного права. Того же хотел и Александр.

В то же время, император утвердил и реализовал другой проект А.А. Аракчеева – введение военных поселений , что позволило сократить расходы на армию. По данному проекту солдаты должны были совмещать военное дело с ведением хозяйства. В военных поселениях жили солдаты с семьями, а также бывшие государственные крестьяне. Дети, рожденные в военных поселениях, зачислялись на службу. Организовывались военные поселения на государственных землях. Военные поселения просуществовали с 1810 по 1857 гг. и вполне выполнили задачу по экономии бюджетных средств, однако, затормозили свободное развитие сельского хозяйства.

Промышленность и торговля

Торговля внутри страны, как и в прежние времена, осуществлялась, в основном, через ярмарки. Крупнейшими ярмарками были Макарьевская в Нижнем Новгороде, Киевская , Харьковская и др.

Реформы в социальной сфере

В рамках второго периода своего правления император всё глубже с каждым годом погружался в религию, обретал так недостающее ему душевное спокойствие в православии. Министерство народного просвещения с 1817 г. превратилось в Министерство духовных дел и народного просвещения . В образовательных учреждениях всех уровней значительно возросла доля религиозного обучения.

В 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было расформировано, а его функции были распределены между вновь восстановленным Министерством народного просвещения и Синодом.

Реформы в сфере управления

Принятие польской Конституции стало не только первым подобным опытом на территории Российской империи, но и позволило, на время, смягчить напряженность в польском обществе, недовольным своей судьбой под властью России. Поляки считали принятие Конституции лишь началом в деле расширения собственных прав и свобод, в то время, как Александр I полагал, что сделал для Польши даже больше того, что следовало. Польский эксперимент император считал примером для всей Европы.

Завершив дела в Польше, Александр I с узким кругом своих приближенных принялся за разработку проекта Конституции и для всей остальной России. Основную работу по подготовке проекта предстояло выполнить Н.Н. Новосильцеву .

В 1820-е гг. сопротивление либеральным реформам со стороны консервативного дворянства становилось всё сильнее. Император прекрасно понимал, чем это может закончиться, вздыхая в минуты скорби о своем покойном отце. Пугающее влияние на царя оказывал и рост революционного движения в Европе, искры которого, попав в Россию, могли бы привести к настоящему пожару.

В этих условиях, Александр I не просто приостановил начатые реформы, но предпринял целый ряд реакционных мер: была ужесточена цензура, расширились права помещиков по отношению к крестьянам, началось преследование членов тайных обществ.

Духовное состояние императора и страны

Внутренние сомнения императора усугублялись личными переживаниями, связанными с потерей обеих дочерей, и смертью сестры Екатерины в 1819 г. Наводнение в Петербурге 1824 г. император и вовсе посчитал божьей карой. Утешение Александр всё больше и больше приобретал в религии и мистицизме.

В интересах православия, которое стало едва ли не единственной отдушиной царя, Александр I запретил деятельность ордена иезуитов в России.

В стране нарастала некая идеологическая и социальная напряженность, связанная с тем, что одни слои населения считали Александра недостаточно самодержавным, а другие - слишком уж консервативным. Эта напряженность вылилась, в итоге, в восстание декабристов.

Итоги правления Александра I

Подводя итоги по правлению Александра I, можно сказать, что, несмотря на нерешительность императора и тот факт, что многие задуманные реформы так и не были реализованы, проекты, подготовленные в годы царствования Александра, всё же станут необходимой основой для будущих широкомасштабных преобразований в стране.

В следующей статье рассмотрим развитие общественного движения в России при Александре I и подготовку восстания декабристов.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внутренняя политика Александра I 1815-1825 гг.Он человек! Им властвует мгнове.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внутренняя политика Александра I 1815-1825 гг.Он человек! Им властвует мгнове.

Внутренняя политика
Александра I
1815-1825 гг.
Он человек! Им властвует мгновение.
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
А.С. Пушкин

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце.

Перемены во внутренней политикеПобеда в войне с Наполеоном, казалось, открыва.

Перемены во внутренней политике
Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения.
Александр I

Перемены во внутренней политикеСвободомыслящее дворянствоКонституцияКрестьяне.

Перемены во внутренней политике
Свободомыслящее дворянство
Конституция
Крестьяне
Отмена крепостного права
Вредность реформ
Послабления в национальной политике
Консервативное дворянство
Народы Российской империи
вывод

Перемены во внутренней политикеВ послевоенном российском обществе были как …….

Перемены во внутренней политике
В послевоенном российском обществе были как ………………………………. , так и
………………………………………
настроения, причем последние были очень сильны.
реформаторские
антиреформаторские

Перемены во внутренней политикеУвижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабст.

Перемены во внутренней политике
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Ах, тошно мне
И в родной стороне;
Всё в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
А.С. Пушкин
К. Рылеев
Какую проблему Российского общества пытался решить Александр I до войны 1812 г.?
Что было сделано Александром I в этом направлении?

Перемены во внутренней политикеКакую проблему Российского общества пытался ре.

В.А. Томсинов
историк
Что желал он переменить в образе правления?

Перемены во внутренней политикеАлександр I не отказываясь от идеи реформ , бы.

Перемены во внутренней политике
Александр I не отказываясь от идеи реформ , был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.
Александр I

императорСеймзаконодательнаяПольская и российская знать. Иерархи церквиОт г.

император
Сейм
законодательная
Польская и
российская знать.
Иерархи
церкви
От городов и
дворянства
Присяга на верность
Верхняя палата
Нижняя палата
Имущественный и возрастной ценз

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российско.

Из речи Александра 1 на открытии заседания сейма в Варшаве. Образование, суще.

В 1818 г. Александр дал министру юстиции Н.Н. Новосильцеву секретное поручени.

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1838). В 1783г. он начал военную службу.

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1838). В 1783г. он начал военную службу в чине капитана. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.
Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева
Н.Н. Новосильцев

Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания.

Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.
Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева
Уставная грамота
Российской
империи
Суверенитет
императорской
власти
парламент
…без одобрения парламента царь не мог издать ни одного закона.

1 палата
2 палата
Царь
Право внесения проектов законов.

Вместе с грамотой были подготовлены проекты манифестов, вводивших в действие.

Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева1. Как назывался проект конституции Н.

Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева
1. Как назывался проект конституции Н.Н. Новосильцева
Русская правда
Уставная грамота
Российской империи
Соборное
уложение

Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева2. Какие гражданские свободы даровалис.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформато.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян.
Отказ от проведения реформ
Давление
дворян
Страх перед
народными
выступлениями
Противодействие дворян реформам.
Революционное движение в Европе.
Сворачивание реформ

разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет крестьянам подавать жа.

разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь;
запрет крестьянам подавать жалобы на своих помещиков;
усилился надзор за газетами, журналами, книгами;
Отказ от проведения реформ
Усиление реакции:
Запрет тайных организаций
1922 г.

Отказ от проведения реформСложность во внутренней политике и нерешенность все.

Отказ от проведения реформ
Сложность во внутренней политике и нерешенность всех насущных проблем, включая личные, наложили отпечаток на последние годы царствования императора. У Александра умирает сестра и две дочери.
Царь страдает мистицизмом, верит в приметы, видя в пожаре Москвы и наводнении в Петербурге дурное предзнаменование. Царь ударяется в веру в бога, ездит на богомолье и становится довольно странным.

Причины неудачи реформИсторик С.В. Мироненко«Одним слово, главной причиной, н.

Итоги внутренней политики Александра I Боязнь разделить участь Павла I, сопро.

Итоги внутренней политики Александра I

Боязнь разделить участь Павла I,
сопротивление реформам большей части дворянства,
-нехватка умных способных людей,
-противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие.
Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразо-
ваний готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании

конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близкие к императору люди (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М.СПЕРАНСКОГО


Краткая биография М.М. Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны. Его участи не позавидуешь, он был своим среди чужих. По образованию, способностям и чину принадлежал к самому привилегированному кругу, но близких друзей не имел. Даже те немногие люди в высшем свете, которые уважали и восхищались его способностями, сторонились его.

Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Его отец, простой неграмотный деревенский поп, определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. В 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. Каждый последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1799 коллежским советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником.

Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его карьеры. Сперанского позвал к себе в секретари Д.П. Трощинский, ближайший помощник царя. Карьера его была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года государственной службы Сперанский имел чин, равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

Вчерашний семинарист подобрался к самым вершинам государственной власти.

^ Деятельность М.М.Сперанского.

Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ. Александр поручил ему руководство Комиссией составления законов, дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования.

Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.

Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.

Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в конституционную.

Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический гений Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника пол Франции. Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года.

Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Русские финансы находились в то время в довольно безотрадном состоянии. Периодические колебания, которым эта часть нашего управления подвергается с тех пор, как существует, возобновились в начале царствования Александра I

По проекту Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам. Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа

Проект Сперанского встретил противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанский присутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседаниях созданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалось осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понять двойственности характера императора, напуганного явной оппозицией дворянства новым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием знати и придворных кругов.

В 1810 году вводится разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. А в 1811 году завершена реорганизация министерств.

Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих. Но винить в этом можно и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольство дворянства. А оно, это недовольство, уже при первых опытах Александра и Сперанского по государственному переустройству России грозно дало о себе знать. Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право. Недовольство высшего сословия было всеобщее.

Также деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, выступавшие против преобразования государственного строя России, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки. Некоторые открыто называли Сперанского врагом дворянства.

Растущая напряженность в отношениях с Францией сказалась на внутренней политике России. Дворянская оппозиция, недовольная реформой образования, сделала подготовленный Сперанским в 1812 году проект Гражданского кодекса Наполеона, поводом для решительного и успешного удара по реформаторским тенденциям, характерным для первого десятилетия правления Александра. В Эрфурте Сперанский сошелся с французскими законоведами Локре, Легра, Дюпон де Немуром и добился их назначения членами-корреспондентами законодательной комиссии Государственного совета. Намереваясь “резать по живому, кроить из целого куска” он мечтал о гражданской свободе, о равенстве перед законом, об отмене крепостничества. Его реформы, уложение законов и в особенности его восхищение Наполеоном вызвали яростное противодействие со стороны дворянства. Спустя несколько лет тяжелые испытания от неудач первых коалиций против Наполеона поставили вопрос о необходимости политической реформы. Теперь уже всеобщее недовольство, финансовый кризис, расшатанность государства настойчиво напоминали о непригодности старых форм правления. И от расплывчатых мечтаний о политической свободе приходилось перейти к составлению точного плана государственного преобразования. Эта потребность выдвинула на авансцену внутренней политики великого систематика - Сперанского.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что касается создания Государственной думы, то о ней в 1810 - 1811 гг. и речи не было.

Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В 1814 году он обратился к государю с письмом. В этом письме он просит позволения поселиться в своей маленькой новгородской деревне, Великополье. В 1816 году император назначил Сперанского сначала пензенским губернатором, а затем сибирским генерал-губернатором. В 1821 Сперанский был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим комиссии составления законов, получил земли в Пензенской губернии. Но, когда Сперанский вернулся в Петербург, его здесь ожидало новое разочарование. Он надеялся если не на прежнюю близость, то на примирение и полное признание своей невиновности. Ничего подобного не случилось. Времена переменились. Бывшему государственному секретарю не было места в этой системе, и вскоре он почувствовал это. Личные отношения его с государем никогда уже не принимали прежнего характера.

Читайте также: