Портрет дориана грея анализ произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Один из главных персонажей книги – это молодой и прекрасный внешне юноша, которого зовут Дориан Грей. Ему едва исполнилось 20 лет, и он случайно оказался в высшем обществе, где познакомился с художником Бэзилом, который, увидев юношу, решил запечатлеть его портрет.

О чем эта книга?

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.



Роман, написанный 1891 года, — произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость.

Мы переходим к анализу первой проблемы романа.

3.2. Проблема соотношения искусства и действительности

Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.

Тема соотношения искусства и действительности проходит через весь роман. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания (здесь мы можем привести пример самого Дориана Грея — его внешности и внутреннего мира); вечность и мгновение прекрасного, искусства, отношение творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.

Высшая, как и низшая форма критики, считал автор, — один из видов автобиографии. Изображая биографию Дориана, писатель поднимает вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.

Смертью своего героя — парадоксально, может, неожиднно для самого себя — Оскар Уайльд вынимает краеугольные камни с фундамента философской доктрины лорда Генри (а их так часто отождествляли!), заставляя искать другие жизненные убеждения, истины [20, 16].

3. 3. Конфликт аскетизма и гедонизма в романе

Итак, мы переходим к следующей нашей проблеме, неразрывно связанной с именем Лорда Генри. Это конфликт аскетизма и гедонизма.

Гедонизм (гр. — удовольствие) — философско-этическая теория, разновидность антропологического натурализма, в некоторой степени внеисторический разум и асоциальный взгляд на человека, что упрощает мотивы ее поведения. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. И это, в свою очередь, оправдывает морально-этический релятивизм. У каждого, мол, своя мораль! Отсюда открывается прямая дорога к проповеди и морализму и крайнего индивидуализма, как оно, по сути, и было в кругу Оскара Уайльда.

Основоположник течения — древнегреческий философ Аристипп (IV века до Р.Х.), Эпикур (341 — 270 гг. до Р.Х.) и его последователи (Эпикурейцы) критерием удовольствия считали отсутствие страданий и беззаботность — идеальное состояние духовног8о бытия человека.

Философские гедонизм Эпикурового типа пропагандировал ограничение бытовых потребностей человека, ее рационализм и самоотстранение от общества и его проблем.

Гедонистические мотивы получили широкое распростронение в период Ренессанса. Не обходят их и философы Просвещения — Гоббс, Локк, Гассенди.

Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет — отшельник, чернец) — добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночеству. Конечная цель аскетизма — достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами! [1, 19].

История создания

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

Композиция и список персонажей

Согласно композиционным принципам, книгу можно разделить на пять основных частей. Встреча трех центральных героев происходит в экспозиции романа. Завязкой является сцена, в которой художник дарит натурщику его портрет. Звучит монолог Грея о молодости и старении. Далее происходит развитие действия, занимающее бо́льшую часть произведения до момента кульминации — смерти Бэзила. Развязка романа совпадает с его концовкой, главный герой умирает.

В сюжет произведения заложено два конфликта. Основной конфликт происходит между Греем и реальностью, к которой он отказывается принадлежать, заявляя, что не желает стареть и хочет навечно сохранить свою красоту и молодость.

Побочные конфликты возникают между героями и причудливо переплетаются друг с другом.

В романе упоминается множество персонажей. Но активную роль в развитии его сюжета играют всего пять человек:


  • Главный герой романа — двадцатилетний молодой человек Дориан Грей. Характеристика его довольно скудна. Известно, что он обладает прекрасной внешностью и двойственным характером. Романтизм и тяга к прекрасному сочетаются в нем с порочностью и способностью пойти на преступление. В начале произведения ему 20 лет, в конце около 40.
  • Бэзил Холлуорд — художник, который создал злосчастный портрет главного героя. В начале романа восхищается красотой и молодостью Грея. В конце книги Холлуорда ужасает то, во что превратился его идеал.
  • Лорд Генри Уоттон — циничный антагонист художника и покровитель Грея. Проповедует гедонизм, ведет порицаемый образ жизни и склоняет своего протеже к пороку.
  • Сибилла Вэйн — актриса, возлюбленная Грея, с которой у него был непродолжительный роман. Ушла из жизни по собственной воле.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибиллы, обуреваемый местью. Погибает, так и не наказав Грея.

Смысл книги

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Цитаты

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Интересные факты

Дориан грей актеры

Книгу много раз экранизировали. Дориана Грея играли разные актеры:

Дориан грей

  • Даниэль Д ‘ Анц;
  • Эрнесто Алонсо;
  • Этан Эриксон;
  • Дэвид Галлахер;
  • Бен Барнс.

Фильм с последним актером оказался наиболее успешным. Хотя внешний вид персонажа был изменен: вместо голубоглазого блондина зрители увидели брюнета с карими глазами. Позже в медицине возникло такое понятие, как Синдром Дориана Грея. Так называют патологическую боязнь старости и культ молодости.

Роман Оскара Уайльда превзошел все ожидания самого автора. Столь поспешно написанная книга не должна была обрести такой успех. Но она остается популярной и до сих пор, найти ее можно в бумажной или электронной версии в режиме онлайн. А анализ произведения пригодится для читательского дневника.

Проблематика

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Кроме Грея, в романе очень интересен образ лорда Генри. Многие критики ассоциируют его с самим Уайльдом. Лорд остроумен и циничен. Он проповедует поклонение наслаждению в чистом виде. Однако счастлив ли он? Скорее нет, лорд пресыщен вседозволенностью, и мало что приносит ему истинное удовольствие и наслаждение.

Неоднозначен и художник Бэзил. Он живет в своем творчестве и только им. Его творение убьет его, но от этого не станет менее гениальным. Художник-творец, создатель, из-под пера которого появилось чудо, – таким видит автор настоящего человека искусства.

Характеристика образа Дориана Грея дана выше, и мы не будем останавливаться на ней здесь.

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Краткое содержание

В первой главе романа происходит встреча трех персонажей: Уоттона, Холлуорда и Грея. Молодой натурщик приходит в восторг от портрета, написанного художником, и произносит пламенную речь. Монолог пронизан восхищением собственной красотой. Кроме того, Грей печалится, что с течением времени он будет стареть и дряхлеть, а его портрет останется молодым и прекрасным.

Пожилой лорд, обладающий скверной репутацией циника и распутника, прислушивается к речи Грея и усмехается. Между Уоттоном и Греем завязывается странная дружба. Вскорости Грей влюбляется в очаровательную Сибиллу Вэйн, актрису, знаменитую ролью Джульетты. Девушка отвечает ему взаимностью, но теряет голову от любви. Она перестает выступать на сцене, и Дориан быстро теряет к ней интерес. Сибилла убивает себя.

Дориан проводит все свое время в компании порочного лорда Генри. Он ведет праздный образ жизни и предается многочисленным грехам. Несмотря ни на что, Грей сохраняет свою молодость и безупречный внешний вид. Однако его портрет, написанный в день знакомства со старым лордом, претерпевает ужасающие изменения.

За двадцать лет, предшествующие началу второй части романа, внутреннее мироощущение Грея полностью меняется. Он становится полной копией своего порочного учителя. Внешне он по-прежнему молод и хорош собой, однако на его портрет невозможно смотреть без отвращения.

Случайная встреча Грея с Холлуордом заканчивается трагически. Художник пытается вразумить старого друга, но Дориан приходит в ярость и убивает его.

Избавившись от тела, он продолжает жить как ни в чем не бывало. Однако судьба вновь преподносит ему серьезную проблему. Происходит встреча с братом давно погибшей Сибиллы Вэйн. Джеймс хочет отомстить Дориану за нелепую смерть сестры. К счастью Грея, ему удается избежать расправы из-за случайной трагедии, произошедшей с Вэйном.

Внезапное спасение Дориана не приносит облегчения, а лишь тяготит его. Старик, смеющийся над ним с его собственного портрета, вызывает сильнейшее омерзение. Грей совершает отчаянный акт, закалывая изображение ножом. На следующий день в доме находят тело обезображенного старика с раной в груди, глядящего пустыми глазами на портрет прекрасного молодого человека.

Критика

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

О чем эта книга?

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

Смысл книги

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Проблематика

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Критика

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

История создания

Жанр и направление

Уайлд творил в абсолютно новом на тот момент времени литературном направлении для мировой литературы, имя ему модернизм. Писатель не стремится к дотошному отображению реальности, ставя саму идею и средства выразить её выше непосредственной реалистичности происходящего. Структура произведения далека от классической, повествование подаётся эпизодами и со стороны нескольких персонажей.

Суть: о чём роман?

Когда появляется сам Грей, интерес Уоттона только усиливается. Тем временем Дориан, взглянув на свой портрет, опечаливается тому факту, что картина Бэзила всегда будет прекрасной, а сам Дориан обречён на старение и смерть, юноша желает, чтобы старел портрет, а он сам всегда оставался молодым.

Лорд Генри начинает осуществление своего замысла: он желает развратить наивного и чистого Грея, сделать его таким же порочным, как и он сам.

Проходит некоторое время, Дориан влюбляется в простую актрису – Сибилу Вэйн. Он приглашает Бэзила и Генри на спектакль, в котором девушка исполняет роль Джульетты. Однако по иронии судьбы именно любовь губит Сибилу, когда она начинает вкладывать в роль свои реальные чувства в Дориану, невзыскательная публика освистывает её, а Дориан разрывает с ней отношения. На следующий день главный герой хочет помириться с возлюбленной, но девушка кончает жизнь самоубийством.

Лорд Генри советует Дориану продолжать жить, как ни в чём не бывало, не терзая себя чувством вины. Грей поддаётся сладким речам Уоттона, и с этого момента начинается его падение. Внешне герой остаётся прежним, однако портрет, созданный Холлуордом, начинает постепенно преображаться: на лице нарисованного на нём Дориана появляется жёсткая морщинка. Юноша понимает, что портрет берёт на себя всё зло, которое он творит, а сам Дориан остаётся таким же прекрасным и молодым.

Проходит двадцать лет. Дориан окончательно принимает жизненную философию Лорда Генри, ведёт порочный образ жизни и так же, как и Генри когда-то, развлекается тем, что увлекает за собой в пучины порока молодых людей. За всё это время герой не постарел ни на день, и только его портрет становится всё отвратительнее и отвратительнее.

Однажды судьба снова сводит Дориана с Бэзилом Холлуордом, который возмущён поведением своего друга и пытается его вразумить. В ответ на упрёки Грей показывает Бэзилу злополучный портрет, на котором вместо прекрасного юноши изображён мерзкий старик. Холлуорд приходит в ужас, Дориан, однако, тоже теряет над собой контроль, начиная винить художника в своём грехопадении, и в гневе убивает его.

Растворив тело своего бывшего друга в азотной кислоте, Дориан возвращается к привычному образу жизни, но неожиданно судьба сводит его с братом Сибилы Вэйн – Джеймсом, который ищет Дориана Грея, желая убить его. Использовав хитрость, герой избегает расправы, а сам Джеймс вскоре случайно погибает.

Однако Дориан чувствует не облегчение, а только лишь опустошённость и одиночество. Старик на злополучном портрете становится ещё более омерзительным, чем раньше. Герой пытается встать на путь исправления отпуская деревенскую девушку, которую он хотел опорочить, но, взглянув на портрет, увидел, что этот добрый поступок был всего лишь проявлением тщеславия. Обезумев, Дориан бросается на картину с ножом. На утро слуги находят в доме Грея портрет прекрасного юноши и лежащего рядом с ним старика с ножом в груди. По перстню они узнают в мертвеце Дориана Грея.

Главные герои и их характеристика

Дориан Грей Прекрасный и наивный юноша с золотыми кудрями. Мечтателен и себялюбив. Ведомый и слабовольный человек, которого соблазняет вседозволенность гедонизма. Испытывает отвращение перед материальным миром, предпочитая прятаться от него в мире эстетики. Из-за этого истинные чувства Сибилы вызывают у него отвращение, а духовная слабость и ветреность делают его лёгкой добычей для искусителя лорда Генри.
Лорд Генри Уоттон Мужчина среднего возраста. Аристократ. Нигилист, циник и распутник. При этом крайне остроумный и приятный в разговоре человек. Постоянно говорит афоризмами. Несмотря на своё пренебрежительное отношение ко всем социальным нормам, умудряется спокойно существовать в обществе, где его все принимают и уважают.
Бэзил Холлуорд Молодой человек. Талантливый художник, ценящий искусство и красоту больше всего на свете. Преклоняется перед Дорианом Греем. Желая спасти его душу, вступает в схватку с Уоттоном, но из-за своей нерешительности терпит сокрушительное поражение, которое приводит к падению Дориана и смерти самого Бэзила.
Сибила Вэйн Симпатичная и одаренная девушка. Актриса захудалого театра. Любовь к Дориану пробудила в ней искренние чувства. Она стала презирать театр и своё место в нём, видя неискренность и наигранность всего, что происходит на сцене. Девушка попыталась по-новому сыграть роль Джульетты, вкладывая в эту роль свои искренние чувства, однако ни зрители, ни сам Дориан не оценили её игры. Сам Дориан отверг Сибилу, что толкнуло девушку на самоубийство.

  • Любовь – на примере Сибилы Уайлд показывает, как чувство любви может заставить человека переосмыслить всю его жизнь, сделать его лучше и искреннее. Но в то же время писатель говорит о том, что искренним эмоциям нет места в обществе, погрязшем в пороках и эскапизме.
  • Мистика – в основе сюжета лежит художественное допущение. Магическое свойство портрета, созданного Бэзилом, показывает нам развитие персонажа Дориана, его истинные чувства, и в итоге приводит его к трагическому концу.
  • Искусство в романе жёстко противопоставлено реальной жизни. Персонажи романа – Дориан и Бэзил, принципиально отказываются жить в реальном мире, который вызывает у них страх и отвращение. Творчество автор наделяет магическими свойствами, образуя романтическое двоемирие. Истинный характер Дориана сталкивается с его обманчивой ангельской наружностью, которую навечно запечатлела волшебная кисть одаренного художника.
  • Добро и зло – устами Лорда Генри Уайльд говорит об относительности традиционных моральных ценностей и самих понятий добра и зла в лицемерном обществе, в котором люди стремится лишь к внешним проявлениям добродетели, внутри оставаясь ничтожными и греховными.
  • Красота – по мнению писателя, настоящая красота есть только в искусстве и стоит выше реальной жизни. Тот, кто хочет достигнуть настоящего совершенства, должен отринуть скучную реальность. Немногие люди на это способны, и лишь единицы способны таким образом обрести счастье.

Проблемы

  1. Гедонизм – писатель с особым удовольствием вырисовывает картину разврата и морального разложения английского общества. Именно по этому пути идут лорд Генри, а за ним Дориан Грей и сотни других молодых людей. Уайлд показывает, что порок неизбежно приводит человека к полному краху. Только исключительные люди, вроде лорда Генри, способны удержать баланс и не погубить себя.
  2. Судьба художника – на примере Бэзила Оскар Уайльд показывает, как искусство может влиять на жизнь людей, пробуждать в них чувства и показывать вещи такими, какие он есть на самом деле. К несчастью для художника, ответственность творца чаще всего оказывается слишком велика для обычного человека, и ничего, кроме разочарования и страданий, настоящего художника не ждёт.
  3. Отчаяние – итог героя закономерен. Выбрав путь разврата и лицемерия, Дориан Грей пришёл к одиночеству и отчаянию, которые свели его с ума и привели к гибели.
  4. Лицемерие ханжества. Общество одержимо показной добродетелью, но на самом деле оно лишь скрывает свои подлинные чувства за маской праведника. Так, многие знакомые лорда Генри сначала идут в церковь, а потом с улыбкой ловят каждое слово атеиста.

Основная идея

Чему учит?

Это произведение подчёркивает значимость настоящего искусства, но в то же время говорит о том, как опасно всю жизнь гоняться за призрачной красотой, избегая окружающей действительности.

Критика

Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.

Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 10.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 01.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.08.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

О чем эта книга?

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

Желание

оскар уайльд портрет дориана грея

Не успел их разговор закончиться, как в мастерской появился сам Дориан. Он знакомится с лордом Генри и увлеченно слушает его рассказы о современном обществе. Портрет Дориана закончен, и все присутствующие в мастерской восхищаются его совершенством. Действительно, это была одна из лучших работ Бэзила.

Дориан, который с детства любил все прекрасное (а в первую очередь себя), невольно вздыхает и говорит, что лучше бы портрет старел вместо него. И портрет, в который художник вложил часть себя и свое видение красоты, принимает на себя всю моральную ответственность за желание испытывать острые ощущения.

История создания

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Во все тяжкие

Дориан увлечен этой идеей, ему уже давно наскучили изысканные вещи и светская жизнь. Он начинает проводить время в опиумных курильнях и грязных притонах. Десятки раз он влюблялся в различных женщин, но никогда по-настоящему не любил. Златокудрый красавец и бездушный совратитель. Именно таким он стал за последние 20 лет, не постарев ни на день.

Главные герои

Портрет Дориана Грея

У апостола внутренний человек красив, если возрождён под действием Святого Духа. Внешний же человек, с морщинами, кариесом, слабеющим зрением, скрипом костей по утрам, со всеми, то есть, признаками смертности и временности, обречён истлеть, чтобы затем воскреснуть. У английского эстета, отторгнутого обществом на родине, всё наоборот. У него внешний человек красив, красив, как античный бог, а внутренний, соответственно, гнил и безобразен. Но это именно и есть доказательство от противного, и любой математик скажет, что оно прекрасно доказывает истинность изначальной посылки. В нашем случае это — проповедь апостолов.

Фабула проста, как всё гениальное. Юному красавцу предлагается сделка. Через компромиссы с совестью он должен заложить собственную душу, того самого внутреннего человека, чтобы взамен получить славу, успех и неувядающую красоту. Молодой человек принимает условия сделки. Отныне он внешне не будет стареть. Вместо него стареть будет его портрет (фотопортрет, если речь о фильме). Все грехи, все подлости будут отныне проступать на портрете в виде безобразных черт. Внешне же всё будет так, как об этом мечтает каждый из числа не верующих в вечную жизнь и не слишком прислушивающихся к совести.

Что там на нём? Появился ли лишний фурункул после вчерашней вечеринки? Не загноился ли недавно подсохший струп после подписанного накануне контракта? Сколько новых морщин появилось на этом портрете, покуда хозяину вводили укол, разглаживающий внешние морщины? Для этих рассматриваний не нужно бежать в спальню, к портрету. Тем более не нужно садиться у трюмо и вглядываться в зеркало. Художественный вымысел, выросший из евангельского материала, возвращает читателя к себе, то есть к совести. И чем больше сходных черт в жизни Дориана Грея и читателя (внешняя слава, приобретённая ценой внутреннего компромисса), тем очевиднее и неоспоримее внутренние параллели.

Это касается далеко не одних только актрис и плейбоев, озабоченных липосакциями и фотосессиями. Тема касается всех, поскольку всякий, взглянув на собственное внутреннее безобразие, буде оно предстало пред взором, захочет ударить ножом это чудовище. Это и будет самоубийство.

Пора вернуться к началу статьи: очень глубокими должны быть христианские источники европейской культуры, раз авторы, попирающие этические нормы христианства, продолжают находиться в поле притяжения смыслов Нового Завета.

Смысл книги

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Оскар Уайльд был сторонником принципов эстетизма – литературно-философского течения в английском искусстве конца XIX – начала XX вв. Основные положения изложены в предисловии к роману в виде афоризмов.

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Отзывы о романе

портрет дориана грея роман

Проблематика

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Лорд Генри, напротив, высказывает мысли о том, что основное в жизни – это удовольствие. Красота свободна от нравственных законов, получать наслаждение – вот единственное, что важно в жизни. Он, как искуситель, развивает эгоизм и порочность главного героя, поверившего в то, что молодость и красота являются главными ценностями.

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Рецензии на книгу Портрет Дориана Грея

Оскар Уайльд является для меня единственным английским писателем, чьё творчество я всегда буду смаковать, и перечитывать, с каждым новым разом открывая для себя всё новые идеи и мысли. Темы, которые он затрагивает, были и остаются актуальными, а его неповторимый стиль, многогранность и остроумие прибавляют его произведениям особую привлекательность.

Критика

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

Читайте также: