Портфолио внеурочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность.
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся,
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравс­твенное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Применяю следующие виды внеурочной деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • техническое творчество;
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Использую такие формы организации внеурочной деятельности:

экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, направлено на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор, а в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной системы.

Мой девиз:
Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти.
Педагогическое кредо:
Каждый ребёнок талантлив! Обучение должно нести
радость,
побуждать
интерес
к
познанию
и
саморазвитию. Учитель должен любить учеников,
любить свой предмет и лишь потом учить.

4. Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Общая информация
Профессиональные компетенции
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения,
планировать внеурочные занятия.
4. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия
5. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты деятельности обучающегося
6. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности
и отдельных занятий
7. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию
внеурочной деятельности и общения обучающихся
8. ВК 02.03. Создавать предметно-развивающую среду для организации и
проведения внеурочной деятельности
9. ВК 02.04 Представление профессионального опыта по конкретному
направлению внеурочной деятельности
10. Накопительная часть
1.
2.
3.

5. Достижения

Перечень проведенных внеурочных занятий
занятие по организации внеурочной деятельности в области
духовно-нравственного развития – 2
занятие по организации внеурочной работы в области
ритмики и хореографии – 1
занятие по организации внеурочной работы в области
физкультурно-оздоровительной деятельности – 1
занятие по организации внеурочной работы в области
научно-познавательной деятельности -1
занятие по организации внеурочной работы в области
изобразительной деятельности и декоративно-прикладного
искусства - 1

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать
процесс и результаты деятельности обучающихся

Перечень проанализированных внеурочных занятий
МОУ СОШ №1 внеурочное мероприятие в области духовнонравственного развития
МОУ СОШ №1 внеурочное мероприятие в области научнопознавательной деятельности

ВК. 02.03 Создавать в кабинете предметно-развивающую
среду для организации и проведения внеурочной деятельности

Портфолио ученика начальной школы по ФГОС

Портфолио является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений обучающегося: оно представляет собой комплект документов, демонстрирующий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, позволяет учитывать результаты, достигнутых в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, спортивной) и является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.



Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио, благодаря своим особенностям, может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных. Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий.

Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

На сегодняшний день четких требований к видам портфолио, структуре портфолио и его материалам по ФГОС НОО нет.

Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию у младших школьников положительного эмоционального отношения к окружающему миру.

Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию у младших школьников положительного эмоционального отношения к окружающему миру.

При использовании технологии портфолио следует иметь в виду, что формировать портфель индивидуальных достижений должны не учителя, а сами дети.

Портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.

Какие материалы могут храниться в папке для портфолио?

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и прочие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов и с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Сам портфолио заполняется учащимися на уроках, классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома. Портфолио не является учебником и имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение всего учебного года.

Структура портфолио ученика начальной школы по ФГОС.

Портфолио может состоять из следующих разделов:

Титульный лист портфолио содержит основную информацию (фамилию, имя, отчество ученика, учебное заведение, класс





  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • искать средства для ее осуществления.

Работа с этим разделом идет весь учебный год на уроках, классных часах, на внеклассных мероприятиях по предмету.




Внеурочную деятельность веду по следующим направлениям:

  • привлечение ребят к внеурочной работе на образовательных платформах,
  • привлечение к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах (в том числе дистанционных),
  • привлечение к участию в сетевых проектах,
  • кружки и факультативы,
  • портфолио лицеиста.

1. Образовательные платформы

Учи.ру - интерактивная образовательная онлайн-платформа, участвую с ребятами с 2015г. Являюсь администратором ресурса в лицее.

  • Объявлены благодарности за работу на платформе;
  • вхожу в топ-учителей программы "Активный учитель" (2019-2021)
  • Выдан сертификат "Учителю-инноватору";
  • объявлена благодарность за участие в олимпиадах по математике, организованных на данной платформе;
  • сертификат за системную работу по функциональной грамотности;
  • сертификат за регулярную работу с ЦОР.

ЯКласс - образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Портал содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. Начала работу в 2020г. Являюсь администратором ресурса в лицее.

Мои учащиеся - активные участники различных предметных и творческих конкурсов , в том числе дистанционных:

Также на сайте класса "Росток" организованы дистанционные конкурсы только для своих учеников.

Кол-во конкурсов

Кол-во участников

Кол-во победителей, призеров

из них в 4 конкурсах участвовали всем классом

из них 100 участников в этих 4 конкурсах

из них 50 победителей в этих 4 конкурсах

Анализ данных показывает, что с каждым годом увеличивается количество конкурсов, в которых класс принимает участие, растет количество участников данных конкурсов, т.к. возрастает мотивация учащихся, а также победителей и призеров становится с каждым годом больше.

На городской НПК "Информатика" выступала со сравнительным анализом дистанционных конкурсов для учащихся младших классов.

Учащиеся класса в 2014-2018 г.г. работали в совместных Google презентациях, создавая информационные проекты. С некоторыми можно ознакомиться здесь:

  • "Выращиваем растения" (3 класс)
  • "Водяные часы" (4 класс)
  • "Полезные ископаемые" (4 класс)
  • "Мурманск помнит героев" (4 класс)
  • "Животные Африки" (4 класс)
  • "Животные Австралии" (4 класс)
  • "Выращиваем растения" (1 класс)
  • "Музеи. А я вот что видел" (2 класс)
  • "Осветительные приборы" (2 класс)
  • "Чемпионы. Что больше/меньше всего?" (2 класс)
  • "Анатомия человека" (3 класс)
  • "Условия произрастания семян" (3 класс)
  • "Атлас семейных профессий" (2 класс)
  • "Суперкнига лета" (2 класс)

4. Кружки и факультативы






3) С 2012 г. проводится кружок "Разговор о правильном питании" (Авторы Безруких М.М. и др.). Цель - сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

  • Программа кружка прилагается (см. Файлы внизу страницы)
  • Сайт " Программа "Разговор о правильном питании" для учителей, родителей и детей




4) Проводятся занятия интегрированного курса "Краеведение". Цель изучения курса: с оздание условий для духовно-целостной и патриотической ориентации в окружающем микромире, содействие развитию младшего школьника.

  • углубление и расширение знаний обучающихся о природе, истории и культуре родного края;
  • развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;
  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, любви к родному краю.

6) С 2016г. организована внеурочная деятельность "Час чтения". В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Цели: развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


С 2015 г. портфолио лицеистов МБОУ МАЛ создается согласно Положению лицея. В конце каждого года в классе проводятся смотры портфолио обучающихся .

Читайте также: