Портфолио проекта в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы c портфолио.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать на основании…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Введение метода проектов в образовательную практику школ показывает, что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности. В том числе учащимся необходимо определенное время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации, лабораторным и другим оборудованием; фиксировать вопросы, выносимые на консультации руководителями проектов или со специалистами, за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.), а также оформлять результаты проекта.

Портфолио как форма организации работы с информационными материалами значительно позволит упорядочить работу учащихся над проектом. Для этого необходимо задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволила перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом.

Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим личным достижением, и результатом проектной работы. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося. Его принципиальным отличием является то, что ученик включает в раздел "Достижения" только те материалы, которые, по собственному мнению учащегося, отражают его личные успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно это материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или ведение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, в портфолио может использоваться для развития рефлексии, для осознания и оценки учениками результатов своей деятельности.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Работа с педагогами позволила выявить ряд возражений против использования портфолио для организации проектной деятельности учащихся.

Во-первых, не существует универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио (например, где и как хранить портфолио учащихся), ведь это во многом зависит от специфики образовательного учреждения, дидактической системы школы, квалификации учителя, уровня подготовки учеников и т.п.

Второе возражение связано с тем, что подготовка портфолио отнимает много времени. На наш взгляд, определенное время потребуется для запуска портфолио и отработки процедуры взаимодействия учителя и учеников согласование. Однако затем формирование портфолио будет проходить параллельно с работой над проектом.

Особого внимания требует также механизм оценки портфолио, в соответствии которым могут оцениваться процесс и характер работы над портфолио, отдельные рубрики по заданным критериям, или же оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и согласованны с учениками.

С помощью портфолио можно оценивать сформированность ключевых компетентностей учащихся, проявляющихся в проектной деятельности. Для этого разработаны рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Такие рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны - доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы.

Объектам оценки в этом случае должны стать заполненные учащимися на различных этапах работы над проектом рабочие листы, которые достаточно жестко структурированы и благодаря этому позволяют выявить показатели освоения компетентности.

Для 1 уровня (начальная школа) рабочие листы представляют собой вопросник, который отражает содержание основных этапов работы над проектом. Эти рабочие листы учащиеся заполняют ПОСЛЕ того, как работа над проектом завершилась. Ведение портфолио в начальной школе НЕ является обязательным для организации проектной деятельности учащихся. Если портфолио не применяется в практике работы школы, то данный вопросник может использоваться самостоятельно.

При этом предполагается, что по различным составляющим одной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Чтобы отметить продвижение ученика или выявить дефицит, рабочие листы составлены с учетом показателей не только одного уровня, но и последующего или предыдущего по отношению к тому, на котором, по мнению учителя, находится учащийся.

Предварительно необходима специальная работа с учащимися по разъяснению им структуры этих рабочих листов и согласованию требований к их заполнению.

№ 1 - "визитная карточка" проекта,

№ 4 - для обоснования видения идеальной ситуации,

№ 11 - -для составления графика деятельности,

№ 17 - для работы с источниками информации,

№ 18 - для консультаций,

№ 19 - для обсуждения в группе,

№ 20 - для подготовки презентации.

Их функция – дидактическая, они заполняются во время работы над проектом. Применение данных рабочих листов не является обязательным. По согласованию с учениками могут применяться любые другие способы систематизации и хранения материала.

Основные задачи: систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; создание условий для индивидуальной оценки деятельности каждого учащегося; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Сведения об участии в проектной деятельности дата Название работы Где была представлена (уровень) Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Портфолио включает:

планы и графики выполнения этапов проекта

отчёты рабочих групп,

рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного документа;

материалы к презентации,

Целесообразно выбрать ответственного за наполнение портфолио, к которому будет стекаться информация от всех членов группы.

Паспорт проекта является основным документом портфолио.

Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих, обязательных для заполнения элементов.

Учебный предмет (предметы) в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины.

Руководитель и консультанты проекта

Возраст обучающихся проекта

Состав проектной группы (имена и фамилии участников).

Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение).

Предполагаемые продукты проекта.

Этапы работы над проектом (продолжительность, этапы работы над проектом, ответственные).

Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проектной работы составляется обучающимися под руководством преподавателя. В некоторых случаях преподаватель может только утверждать (и при необходимости корректировать) паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

Отчёт обучающегося по итогам выполнения проекта может иметь следующую структуру:

титульный лист (название проекта, автор, класс, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);

вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);

основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;

заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);

библиография и источники информации;

приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).

Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на которой надписаны: имя автора, класс, название работы, имя файла.

К заполнению проектной папки следует относиться серьёзно и в то же время не увлекаться сбором большого числа документов. Записи должны быть ёмкими и краткими, отражать развитие идеи и ход работы. Работая над проектной документацией, обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Оформление портфолио проекта. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Титульный лист наименование образовательного учреждения (полностью по уставу), в котором выполнен проект; название (тема) проекта; учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; сведения об авторе или составе проектной группы (Ф.И. учащегося полностью, класс); руководитель проекта;

I. Паспорт проектной работы. 1.1 Аннотация к проекту. Наиболее важные сведения о результате работы (продукте). 1.2.Цель проекта. 1.3.Целевая аудитория. Заказчиком проекта является ….. Результаты проекта могут быть использованы…. 1.4.Задачи проекта. Изучить информацию о ……. Провести анализ и систематизацию собранной информации. Создать……. Сформулировать предложения для использования проекта в образовательном процессе.

II. Описание процесса исполнения. IV. Поиск и изучение найденной информации. Цель: найти достаточное количество научной информации, выбрать ……(см. приложение № ……история, современное видение проблемы, перспективы в будущем…..) 2.2. Практический этап I. Разработка требований к проекту Цель: Перечислить критерии, которым должен соответствовать продукт проекта. Выход : 1. Полезность работы для себя, для учителя и других учеников. 2. Достоверность и научность. 3. Удобство применения. 4. ……

II. Описание процесса исполнения. II. Выдвижение идей Цель: рассмотреть несколько вариантов и выбрать один наиболее значимый для себя. Идея №1. Создать….. Идея №2. Создать ….. Идея №3. Создать ….. Результат 1 идея: Главный минус данной идеи -………….Но, большой плюс в том, что….. 2 идея: Минусы: ………………..Плюс - ………………….. 3 идея: …… Выход: После обдумывания я решила остановить свой выбор на идее № 3.

II. Описание процесса исполнения. IV. Создание ……………….. Цель: Получить готовый продукт Фотографии промежуточных этапов изготовления План работы или технология изготовления продукта. 1. Подобрать……. 2…. и т.д. Выход: Фотография автора работы вместе с готовым продуктом (краткое его описание) V.Подготовка к защите проекта. Цель: подготовиться к защите проекта

III. Выводы и самоанализ работы над проектом 1)Почему я начал работу над проектом? 2) Для чего я работал над проектом? 3) Какой продукт я хотел получить? 4) Как я работал над проектом: 5) Какой продукт я получил в результате работы над проектом? 6) Предложения для использования презентации в образовательном процессе.

III. Выводы и самоанализ работы над проектом 6) Предложения для использования презентации в образовательном процессе. Продукт проекта можно использовать……. 7) Что нового я узнал, чему научился? Приступая к работе над проектом и в ходе его создания я … 8) Мои впечатления от работы над проектом.

Возможные фразы Введение Тема моего проекта ………………………………………… Я выбрал эту тему, потому что ……………………… Цель моей работы – ……………………… Проектным продуктом будет – .…………………… Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как…… План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): Сбор информации (где и как искал информацию)………… изготовление продукта (что и как делал)…………………

Возможные фразы Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ………………… Это произошло, потому что …………………………………….. Если бы я начал работу заново, я бы …………………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ……….. Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …… Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) ……………………

Заключение Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции. В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими, поэтому старшеклассники должны писать их полностью самостоятельно.

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Структура портфолио проекта

1. Паспорт проекта.

· Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту.

· Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

· Состав проектной группы (Ф.И. участников проекта, в случае группового проекта).

· Заказчик проекта (если есть).

· Цель, результат проекта: то, что должно получиться в результате проекта.

· Аннотация (актуальность проекта, практическая значимость).

· Предполагаемый продукт(ы) проекта.

· Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы участников проекта, содержание работы, выход этапа).

· Предполагаемое распределение ролей в проектной группе (в случае группового проекта).

2. План выполнения проекта и отдельных его этапов, форма выхода очередного этапа.

В случае группового проекта в планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом.

3. Промежуточные отчеты по выполнению проекта.

4. Вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.

5. Результаты исследований и анализа.

6. Записи всех идей, гипотез и решений.

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться, и способов их решения.

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.

10. Материалы к презентации (сценарий).

11. Другие рабочие материалы и черновики.

Критерии оценки портфолио.

Оценка портфолио делится на две части: оценивание письменной работы как компонента портфолио и устную презентацию проекта.

Целеполагание и планирование

Цель и задачи не сформулированы.

Определены цель и задачи, но не обозначены пути их достижения.

Определены и ясно описаны цель и задачи проекта, представлено связное описание пути их достижения.

Максимальное количество баллов по критерию

Сбор информации, определение ресурсов

Большинство источников информации не относится к сути работы.

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников.

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников.

Максимальное количество баллов по критерию

Содержание проекта

Нет логической последовательности в изложении материала. Отсутствуют самостоятельные исследования и выводы учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию.

Материал проекта дается более или менее логично и последовательно, но самостоятельные исследования и выводы учащихся отсутствуют.

Материал изложен логично и последовательно, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично решают задачи проекта.

Содержание проекта представлено логично, последовательно и удобно для восприятия. Выбранные способы работы соответствуют целям и содержанию проекта. Четко отражены этапы деятельности. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют и решают цели и задачи проекта.

Максимальное количество баллов по критерию

Качество исследования, анализ и творчество

Результаты исследований недостоверны, выводы необоснованны.

Работа не носит исследовательский характер, содержит изложение известных фактов, истин, нет обобщений, нет содержательных выводов. Результаты не являются новыми, но представляют интерес для определенного круга.

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения. Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использованы элементы творчества.

Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов). Исследование с привлечением данных других авторов, но включающее собственную обработку результатов, анализ и творчество.

Полный цикл исследования (план, наблюдение-анализ-эксперимент, обработка материалов, создание нового продукта). Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней. Использованы элементы творчества.

Максимальное количество баллов по критерию

Оформление и подача материала

Работа не соответствует требованиям, предъявляемым к проекту, не структурирована, есть ошибки в оформлении.

Работа в основном упорядочена, но при оформлении допущены отклонения от основных требований.

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление, основные требования положения о конкурсе выдержаны.

Максимальное количество баллов по критерию

Иллюстративный материал

Иллюстраций явно недостаточно или они не соответствуют теме проекта.

Соответствует содержанию, дополняет информацию.

Соответствует содержанию, дополняет информацию, интересен, используются авторские фотографии, рисунки и другой материал.

Максимальное количество баллов по критерию

Корректность в использовании источников информации

Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав. Отсутствуют ссылки на источники информации.

Текст не содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), но список источников информации оформлен с соблюдением авторских прав.

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), список источников информации оформлен с соблюдением авторских прав.

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику. Список источников информации оформлен с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные и печатные публикации.

Максимальное количество баллов по критерию

Оригинальность

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту. Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников.

Читайте также: