Понятие педагогического конфликта в высшей школе приемы разрешения конфликтных ситуаций

Обновлено: 05.07.2024

Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный.

Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха.

Задача педагогов стараться разрешать конфликты конструктивно.

Педагогический конфликт – неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга.

Основными характеристиками педагогических конфликтов являются:

Рассмотрим конфликты между учителем и учеником .

Основными причинами возникновения конфликтов между учителем и учеником являются:

  1. Отсутствие единства требований у педагогов (один требует встать при ответе, другой – разрешает ответ с места).
  2. Слишком большое количество требований педагога, из-за чего применение требований становиться эпизодическим, что нервирует ребенка (сегодня нельзя, а вчера было можно).
  3. Несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом (требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает).
  4. Завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства (классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу).
  5. Игнорирование педагогом моральных и деловых качеств ученика (что приводит к привлечению к себе внимания неадекватными способами).
  6. Расхождения в оценке ученика классом и учителем (в глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и справедливым).
  7. Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами.
  8. Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.
  9. Негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. (как правило, чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты).

Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор и никуда от него не деться.

Некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя. Но есть часть родителей, постоянно конфликтующих со школой.

Поводы для конфликтов могут быть разные:

  • несовпадающие мнения учителя и родителя в области организации учебно-воспитательного процесса и домашней работы ученика;
  • несогласие родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
  • неадекватно заниженные, по мнению родителей, оценки, выставляемые учителем ученику;
  • непринятие ученика сверстниками, одноклассниками;
  • завышенные, на взгляд родителей, требования школы к подготовленности ребенка и пр.

Приведем примеры высказываний и мнений родителей, которые часто можно услышать:

- Для учителя главное: раз плохо учится, значит хулиган

- Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны.

- Часто унижают детей, оскорбляют их.

- Плохо высказываются о родителях при детях

А поводами для конфликта со стороны учителя могут быть:

- Слишком высокого мнения о своём ребёнке

- Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой. Ни во что глубоко не вникают. Поверхностно судят об учителях.

- Совершенно не контролируют ребёнка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю.

- Сочиняют, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать.

- Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель не подходит, то учитель не такой.

Конфликты между школьниками обусловлены:

  1. возрастом учащихся, вследствие чего на каждом возрастном этапе специфика конфликтов будет различна,
  2. агрессивностью учащихся, которая часто связана с физическим насилием дома,
  3. характером совместной деятельности в школе (несоблюдение норм и правил поведения ведет к ущемлению чьих-либо интересов, что порождает конфликт)

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группы мальчиков и группы девочек. Может быть конфликт 3-4 подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Но не смотря на это, психологами доказано, что в ходе обучения именно через межличностный конфликт происходит социализация учащихся.

Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Наилучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить.

Основными рекомендациями по профилактике конфликтов являются:

Основные правила разрешения педагогических конфликтов

Способы разрешения педагогических конфликтов – достаточно непростая процедура для любого представителя данной профессии. При их выборе следует руководствоваться некоторыми основными правилами:

- попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из эмоциональной части к деловой, к спокойной, чтобы существовала возможность договориться;

Существует программа действий при разрешении конфликтов, этапы которой выглядят следующим образом:

Таким образом, педагогический конфликт, как неотъемлемая часть образовательного процесса, неизбежен, но необходимо помнить, что при конструктивном разрешении конфликта личность приобретает бесценный опыт межличностного взаимодействия.


Общение с другими людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Самое хорошее в нашей жизни связано с общением. А самое неприятное? Тоже с общением, со взаимоотношениями дома и на работе. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту. Мы привыкли относиться к конфликтам как к явлению только негативному. Нам хочется их избежать. Но можно ли прожить без конфликтов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, определить что такое конфликт, прийти к согласию относительно значения этого слова.

противоречие между целевыми ориентирами образовательной практики и декларациями соответствующих институтов. То есть с одной стороны, образование должно выполнять функции подготовки к будущей деятельности, а с другой – отвечать на запросы образующейся личности в области удовлетворения любопытства (непрагматического познания).

Воплощение противоречий образовательных процессов в действующую конфликтную систему можно увидеть на модели, которая представляет собой пять конфликтных ситуаций, в образовании которых ведущим фактором является предмет конфликта:

1. Предметом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений. Конфликтная ситуация возникает при интерпретации взаимодействия и/или собственных действий: а) как угрожающих фактически установившемуся или субъективно представляемому статусу; в) как помеха в процессе формирования желаемого статуса. Одна из сторон непременно наделяется экспертной функцией, то есть от нее зависит признание или непризнание статусного положения. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или формирование статуса. Этот тип конфликта характерен при установлении отношений с педагогом как со значимой фигурой[8, с.151].

5. Предметом конфликта является чувство ответственности. Это конфликтные переживания собственной вины (неважно, есть ли ее объективные предпосылки) и стремление понести за это наказание, адекватное степени вины, и с другой стороны – попытки защититься от самонаказания через поиск смягчающих обстоятельств.

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения педагогического конфликта в высшей школе. В чем же они заключаются? Во взаимодействиях студентов и преподавателей можно выделить наиболее характерные причины конфликтов[4, с.47]:

IV . Различия в ценностных ориентациях. Период нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества, экономический кризис и обнищание большинства россиян стимулируют возрождение социалистических идеалов. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях (и не только в них) в педагогическом процессе вполне закономерны. Также различия во взаимных ожиданиях участников учебного процесса, которые охватывают широкий круг проблем от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения, могут быть конфликтогенными[5, с.24].

Подводя итог, можно сказать, что преподавание – это, прежде всего, общение, общение доставляющее радость и раскрывающее полноту жизни. Но, как и все в этом мире, общение имеет и другую сторону. Отсутствие взаимопонимания, враждебность, обиды, угрозы – вот что мы обычно вспоминаем о том, что мешает нормальному общению, то есть о конфликтах. Не зная как поступить в конфликтной ситуации, преподаватель может совершить непоправимые ошибки, которые приведут к плачевным последствиям. Чтобы этого избежать, преподавателю высшей школы необходимы знания о педагогических конфликтах и их особенностях, а также умения ими пользоваться. Тогда педагог будет способен предугадать, предотвратить конфликт или сделать его протекание наиболее конструктивным, ведь от благоприятного разрешения конфликтов зависит эффективность обучения студентов.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – С.-Пт.,2003. –160 с.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.:Экмос,1995. –215 с.

Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д.,2002. –181 с.

Практическая психология для преподавателей. – М.,1997. – 135 с.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.,1998. –220 с.

Рогаткина Т.А. Взаимодействие и конфликт в педагогическом процессе.//Основы психологии и педагогики высшей школы №4, 2001.

Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. –М.,1989. – 243 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, предмет конфликта, высшая школа, конфликтная ситуация, преподаватель, том, III, нормальное общение, педагогический конфликт, педагогический процесс.

Похожие статьи

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их.

Данная статья посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т. к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических.

Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебно-воспитательный процесс, результат конфликта, ситуация.

Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов

В данной статье рассмотрены в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе. Статья имеет смысл конкретизировать эти причины, рассматривать их в контексте педагогической деятельности и воспитания культуры.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

Конфликт , конфликтная ситуация, педагогический конфликт , конфликтное взаимодействие , педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебно - воспитательный процесс , результат конфликта , ситуация.

− Способы устранения конфликтов. − Анализ конфликтов в школе, в которой я учусь. Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале.

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс, управление.

Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Рассмотрим причины школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти к определенным представлениям о наиболее распространенных причинах.

По мнению специалистов, ими являются:

- Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.

Действительно, учитель, планируя занятие, даже при богатейшей интуиции не может предсказать возникающие ситуации. Неожиданные поступки могут не только прерывать план урока, но и вообще привести учебный процесс к срыву. Это порождает раздражение и желание скорее решить проблему, чтобы вернуться к намеченному плану. При таком ходе событий объективно учитель должен быстро реагировать, располагая недостатком информации о причинах происходящего. Это не может не приводить к ошибкам, выбору неадекватного поведения и несоответствующих обстановке педагогических приемов; учитель оценивает, как правило, не отдельный поступок ребенка, а его личность. Такие личные оценки влияют и на самооценку ребенка, формируя отношение к нему со стороны других людей (учителей и сверстников).

- Стремление педагога сохранить социальный статус, руководствуясь своим представлением о том, что предстало делать учителю, а что не позволительно или унизительно. Сохранить свой авторитет иногда для учителя оказывается более важным, чем последствия конфликта для детей.

- Часто оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов, индивидуально-типологических особенностей, условий и проблем в семье.

- Нередко педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится наказать, считая, что излишняя строгость не повредит. Конечно, такие педагогические установки свойственны учителям, которые придерживаются авторитарного стиля общения с детьми.

- Определенные ситуации конфликта порождаются мерой несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя.

- Неординарное поведение ученика тоже может выступить причиной конфликтного отношения со стороны учителя.

- Отдельные черты личности учителя могут быть источником ряда конфликтов (например, общая конфликтность в общении с людьми, неадекватные формы реагирования в проблемных ситуациях: раздражительность, соперничество, неумение искать компромисс и сотрудничать и т.д.)

- Причиной педагогических конфликтов может быть недостаточная профпригодность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения. Учителя нередко в силу низкого профессионализма оказываются в плену ошибочных педагогических заблуждений, упрекают детей, употребляют резкие слова, переходят на личность, высмеивают перед классом. Общеизвестные рекомендации по педагогическому такту далеко не всегда применяются на практике.

В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конфликты между учителем и учеником.

2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).

3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).

4. Конфликты между детьми.

5. Конфликты в педагогическом коллективе.

6. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.

При этом по содержанию все эти конфликты могут быть деловыми или личными. В конфликтологии педагогические конфликты принято делить по основе содержания ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношений.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или при плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину.

Конфликт поведения . Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми – в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие.

По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:

1) изменить ситуацию;

2) изменить отношение к ситуации;

3) измениться самому.

Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен. Они различают следующие стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если учитель отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения. Иногда выбор учителем именно такой стратегии является попыткой наказать учащихся или изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода от конфликта:

• демонстративное удаление ученика из класса;

• игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);

При реализации второй стратегии следует учитывать, что ее эффективность крайне низка, наиболее вероятный результат ее применения – эскалация конфликта. В психоанализе стратегия противоборства соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.).

Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данная стратегия обычно используется, когда учителя либо не уверены в собственных силах, либо безразличны к учащимся и результатам своего труда (так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

4. Сотрудничество. Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Для реализации данной стратегии следует:

• определить интересы и потребности всех участников;

• предпринять возможные действия по их удовлетворению;

• признать ценности других, равно как и свои собственные;

• стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

• искать творческие неординарные решения;

• не щадить проблему, щадить людей.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Изучив приведенные рекомендации, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

• Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

• Второй момент — анализ ситуации без превратности.

• Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

• Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.

• Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций .

В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.

Педагогические конфликты — это межличностные конфликты, возникающие между воспитателем и воспитанником (учитель и ученик, родитель и ребёнок). Также к числу педагогических конфликтов относятся столкновения группового характера (например, конфликт учителя и класса).

Понятие и виды конфликтов

Есть множество определений понятия конфликт, но все они подчеркивают возникновение противоречия, принимающего форму разногласий в ходе взаимодействия людей.

Конфликты бывают скрытыми или явными, но их основа, как правило, представлена отсутствием согласия. По этой причине специалист определяют конфликт в качестве отсутствия согласия между двумя или более сторонами (группами).

Конфликт представляет собой столкновение противоположных точек зрения, сторон, мнений и сил. Его характеризует активность субъектов, которая направлена на разрешение противоречия.

Конфликтные ситуации не в любом случае приводят к разрушениям. При соблюдении определённых условий даже открытый тип конфликта может способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Конфликты в педагогической деятельности, как правило, проявляются в качестве стремления учителя утвердить собственную позицию. Также они могут быть выражены как протест ученика против несправедливых оценок или наказаний за определенную деятельность или поступок.

Виды педагогических конфликтов включают:

  • Конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения заданий);
  • Конфликты поведения (по поводу нарушения учениками правил и норм поведения);
  • Конфликты отношений (сфера эмоционально-личностных отношений).

Основной отличительной особенностью педагогического конфликта является противопоставление социально-ролевых позиций. Характер таких столкновений можно определить с помощью статуса участников (вертикальное межличностное взаимодействие). Здесь важно наличие юридической, моральной и профессиональной ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности и причины педагогических конфликтов

Педагогический конфликт является столкновением интересов, целей и позиций, которые обладают противоположной направленностью. Он возникает между субъектами педагогического взаимодействия.

Педагогический конфликт обладает несколькими особенностями:

  • Наличие ответственности преподавателя (воспитателя, учителя) за педагогически правильное решение проблемы (связано с тем, что школа считается моделью общества, в которой ученики должны усваивать нормы отношений между людьми);
  • Наличие разного социального статуса у участников конфликта (например, учитель - ученик), чем определяется поведение в столкновении;
  • Разница в жизненном опыте конфликтующих сторон ведет к появлению разной степени ответственности за ошибки при решении конфликта;
  • Разница в понимании событий и их причин;
  • Наличие других людей (например, учеников) делает их из свидетелей участниками, при этом конфликт начинает для них приобретать воспитательный смысл.

Для учителя в педагогическом конфликте должна быть характерна профессиональная позиция. Это обязывает появление инициативы в разрешении ситуации с постановкой интересов ученика на первый план. Любые учительские ошибки при разрешении конфликтных ситуаций способны порождать новые проблемы, в которые начинают включаться другие стороны (ученики, директор, родители и др.).

Педагогический конфликт считается сложным явление, которое происходит в силу объективных и субъективных причин. В состав первых из них можно включить аспекты и условия педагогической деятельности в соответствующей области, районе, школе, недостаточную степень удовлетворения потребностей ребёнка, противопоставление функциональных (ролевых) позиций учителей и учеников и др.

Субъективные причины больше относятся к отношениям в школьном социуме, которые связаны с особенностями психологической структуры личности. Конфликты могут возникать по причине психологической несовместимости учителя и ученика, наличия определённых черт характера, отсутствия коммуникативной культуры.

Разрешение педагогических конфликтов

Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге. В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение.

В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта.

Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека.

Читайте также: