Понятие о прямой речи из чего состоит предложение с прямой речью 4 класс школа 2100

Обновлено: 05.07.2024

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Посмотри вокруг скорей
Сколько среди нас гостей
Улыбнись им веселей
И садись за стол ровней.
Посмотри, все ли в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка.
Вижу я что ты готов
Поскорей начать урок.

Кто назовет, из каких этапов будет состоять наш урок.

  1. Минутка чистописания.
  2. Знакомство с новыми словами.
  3. Лингвистическая задача.
  4. Ее решение.
  5. Парная работа.

II. Тренировка в чистописании

– Как обычно, на нашем уроке- минутка чистописания, которая подготовит вас к красивому письму на уроке. Сегодня мы повторим соединения букв:

задание: из букв и их соединений собери слово и ты узнаешь с каким новым словарным словом ты познакомишься на уроке.

III. Знакомство со словарным словом, Актуализация прежних знаний

Решение – Что означает это слово ! (высказывание детей)

– А вот, что записано в большом толковом словаре русского языка.

Решение – это
1. обдуманное намерение сделать что-либо, заключение, вывод из чего либо;
2. то, что принято в результате обсуждения, постановление.

– Какие однокоренные слова вы можете образовать от этого слова?

В каких значениях может употребляться слово “решение”? (ответы детей)

Посмотрите на карточку №1, прочитайте первое предложение и объясните значение словарного слова. (итог)

Второе предложение – постановление.

Третье предложение – решение, ответ

  1. Трудно было прийти к окончательному решению.
  2. Наконец-то прочитали решение суда.
  3. Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.

Вывод: слово “решение” – многозначное, имеет много значений

Запишите в тетрадь только то предложение, к которому подходит эта схема.

Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)

IV. Возникновение интеллектуального затруднения

– А теперь запишите под диктовку новое предложение.

Учитель сказал: “Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи”.

– Не знаете, как записать?

– Проведем исследование этого предложения.

Слышим два предложения

  1. учитель сказал
  2. что сказал учитель(предложение передает слова учителя)

– Это не два, а одно предложение.

– Как можно назвать учителя? (автором)

– А то, что он сказал?(это его речь)

– Кто может сказать,как называется такое предложение? (предложение с прямой речью)

– О чем же мы будем говорить на уроке?(о предложениях с прямой речью)

– Как назовем тему урока?(Прямая речь)

– Какие цели и задачи поставим перед собой?

– Научиться записывать предложения с прямой речью;

– Находить такие предложения;

– Грамотно их записывать;

– Оказывается, предложение, которое я попросила вас записать, – это предложение с прямой речью. Оно не относится ни к категории простого или сложного предложения. Это особый вид предложения.

– Но почему же речь называют “прямой”?

Обратимся к словарю.

Прямая речь – в грамматике: чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (словарь Ожегова с.546, на доске)
Обратимся к вашему опыту. Вы много читаете, вспомните, как в художественных текстах оформляются предложения с прямой речью? (прямая речь заключается в кавычки)
Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак который обозначает, что дальше следует.

– Если, прямая речь это чужая речь, как можно назвать говорящего? (автором)

– какую букву используем для схемы предложения? (А)

– А саму прямую речь? (П)

– Составим схему . А: ”П”.

– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли все сделали (стр. 57 правило)

V. Проверка высказанных гипотез по учебнику (чтение правила)

– Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях

– Что же такое прямая речь?

– Как оформляются на письме предложения с прямой речью?

– Попробуем записать наше предложение в тетрадь и на доске.

Учитель сказал: “Многие ребята правильно оформили решение задачи”.

Рядом запишите схему этого предложения.

– А если бы учитель захотел узнать о том, как ребята решили задачу

– Как бы прозвучало это предложение? (с чувством, это отражение особой интонации, вопросительной, она принадлежит другому лицу)

– Какой знак вы бы поставили после прямой речи? (?-он будет стоять до кавычек)

– А если бы учитель похвалил детей, которые правильно оформили решение задачи, как бы прозвучала прямая речь? (! Знак стоит до кавычек)

– Почему же в первом предложении стоит точка? (Она означает только конец предложения и передает чужую речь)

– Напишем опорные слова, которые нам помогут запомнить правило “Что же такое прямая речь”

прямая речь

  • дословно (передается дословно)
  • чувство (выражает чувство)
  • интонация (передает интонацию)

VI. Применение полученных знаний на практике

– Попробуем потренироваться в составлении предложений с прямой речью. А для этого вам нужно будет найти слова автора и саму прямую речь, то есть то что передали эти авторы .Но вся трудность состоит в том, что предложения “рассыпались” и их нужно восстановить. Работать вы будете в парах.

Предложения

  1. Учитель опять обратился к классу: “Это доказательство приведено в учебнике”.
  2. Таратар успел только вставить: “В древности теорему Пифагора знали лишь отдельные ученые, теперь ее учат все”.
  3. Сыроежкин читает стихи:
    “И ныне теорема Пифагора
    Верна, как и в его далекий век ”.

Проверка

Прочитайте первое предложение, назовите слова автора и прямую речь.

– Кто узнал, из какого произведения эти предложения? (Евгений Велтистов “Приключения Электроника”)

Вспомните последовательность событий. Расставьте эти предложения по порядку.

– Какие глаголы подсказали вам то, что это слова автора?

– Поищите их в предложениях, которые вы записали и составили

обратился
читает
сказал
забормотал
подтвердил
крикнул
подумал

– Эти глаголы называют глаголами речи.

– Как вы думаете, почему? (после них идет прямая речь)

– Что передают эти глаголы? (речь, чувства, мысли)

– Запишите глаголы в тетрадь, подчеркните проверяемую безударную гласную.

Проверка

VII. Синквейн

А сейчас мы подведем итог урока, используя синквейн, где вы запишите самые важные слова. Пользуясь материалом нашего урока, придумайте и запишите

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение

с прямой речью"

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

Организационный.

-Здравствуй, друг!

Здравствуй, свет!

Улыбнитесь мне в ответ!

-Повторите за мной.

2. Орфографическая разминка. Словарная работа.

-Прошу вас записать в столбик словарные слова, значения которых я вам прочитаю. Кто догадается о каком слове я говорю, поднимает руку.

Задача-головоломка, заключающаяся в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. (кроссворд)

- Запишите слово и обозначьте орфограммы. Комментирует…

Известность кого-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.

Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. (отчаяние)

Струнный ударно-клавишный муз. инстр-т, разновидность фортепьяно. (рояль)

- Возьмите зеленый карандаш и подчеркните в слове кроссворд букву, которая обозначает непарный звонкий согласный звук. (р)

- В слове престиж подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный звук .(е)

- В слове отчаяние подчеркните букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук. (ч)

- В слове рояль подчеркните букву, которая не обозначает звука .(ь)

- Какое слово получилось? (речь)

- Что такое речь?

- Речь –слово многозначное. 5 значений: 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка (письменная или устная речь)3.Звучащий язык 4.Разговор, беседа.5. Публичное выступление.

- Из чего состоит наша речь?

Актуализация знаний.

-Прочитайте, что записано на доске. Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.

-Что вы прочитали? (Это слова.)

-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)

-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось?

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.

- Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу.2. Предложение выражает законченную мысль)

III. Открытие новых знаний.

1. Работа с текстом. Подводящий диалог.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.

-Попробуйте озаглавить текст.

- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)

-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)

- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)

-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)

(Чтение по ролям)

-Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?

Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.)Запишите.

-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?

-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)

-Правильно В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.

-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

Формулирование темы урока.

-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)

-Прочитайте ещё раз предложение про белку.

-Какие знаки препинания используются в предложении с прямой речью?

-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)

-Для чего используют кавычки? (выделить прямую речь)

-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие , откроем и закроем кавычки)

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)

V. Закрепление.

1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы. Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)

-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

2.Групповая работа

- Сейчас вы разделитесь на группы и поставите знаки препинания в предложениях, которые я вам дам.

Мишка бежал рядом и кричал (Ж,ж)ми на педаль

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным

Я не выдержал и спросил у контролерши (С, с)кажите,пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре

Проверка предложений. Вешаю схемы предложений.

-Из каких произведений эти предложения? Кто автор? (Драгунский)

-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)

Резерв. Дидактическая игра.

Из каких сказок эти слова?

IV.Итог урока.

-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

Выбранный для просмотра документ приложение.docx

Мишка бежал рядом и кричал (Ж,ж)ми на педаль

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным

Я не выдержал и спросил у контролерши (С,с)кажите, пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре

Выбранный для просмотра документ прямая речь.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


кроссворд престиж отчаяние рояль

кроссворд престиж отчаяние рояль

Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.

Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.

Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Краткое описание документа:

Урок русского языка по программе "Школа 2100" 4 класс с презентацией.

Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 220 человек из 55 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 302 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2015 4845
  • RAR 875 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сементеева Светлана Гаязовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Презентация к уроку русского языка в 4 классе по ОС "Школа 2100" (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме "Предложения с прямой речью". Первый урок в теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Содержимое разработки

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

Автор: учитель начальных классов Митрофанова Марина Владимировна

Словарная работа глаг. глаг. глаг. Сочинять, решать, выражать, стараться. глаг. -eни-, -aни - им.сущ. им.сущ. им.сущ. С о чинение, р е шение, выр а жение, ст а рание. им.сущ. I . Словарная работа. 1. Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. - Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -eни(j)-, -aни(j) -. - Какие слова получились, к какой части речи относятся? ( Сочинение, решение, выражение, старание. ) Запишите слова, выделите суффиксы, подчеркните гласную, написание которой надо запомнить.

Словарная работа

Сочинять, решать, выражать, стараться.

-eни-, -aни -

С о чинение, р е шение, выр а жение, ст а рание.

I . Словарная работа.

1. Прочитайте слова, определите часть речи.

Сочинять, решать, выражать, стараться.

- Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -eни(j)-, -aни(j) -.

- Какие слова получились, к какой части речи относятся? ( Сочинение, решение, выражение, старание. )

  • Запишите слова, выделите суффиксы, подчеркните гласную, написание которой надо запомнить.

Словарная работа Прочитайте примеры-подсказки. а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление). в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла). 2. В каких значениях может употребляться слово решение ? Прочитайте примеры-подсказки. а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление). в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла). - Составьте и запишите предложение со словом решение.

Словарная работа

а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).

б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление).

в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.

г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла).

2. В каких значениях может употребляться слово решение ? Прочитайте примеры-подсказки.

а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).

б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление).

в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.

г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла).

- Составьте и запишите предложение со словом решение.

Определяем основной вопрос урока

  • Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела.

Кто уже знает, что такое прямая речь? А что можете предположить? Какие вопросы возникают?

II. Введение в раздел.

- Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела.

  • Кто уже знает, что такое прямая речь? А что можете предположить?

III. Постановка проблемы.

- Послушайте два предложения. Чем они различаются?

1) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

- Какое предложение точнее передаёт слова мамы? Почему? (Одно из этих предложений с прямой речью.)

- Какие вопросы возникают? (1. Как называются такие предложения? 2. Как отличить их от других предложений? 3. Как оформить на письме?)

  • Как называются такие предложения?
  • Как отличить их от других предложений?
  • Как оформить на письме?

Решаем проблему, открываем новые знания Упражнение 83. VI. Решение проблемы. 1. Наблюдение по учебнику. а) Упр. 83. - Кто автор этих стихотворных отрывков? - Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. - Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.)

Решаем проблему, открываем новые знания

VI. Решение проблемы.

1. Наблюдение по учебнику.

- Кто автор этих стихотворных отрывков?

- Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.

- Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.)

Решаем проблему, открываем новые знания Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения. б) Чтение определения. Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения. - Прочитайте в предложениях только прямую речь. - Почему эта речь получила такое название? - Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)

Решаем проблему, открываем новые знания

Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения.

б) Чтение определения.

Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения.

- Прочитайте в предложениях только прямую речь.

- Почему эта речь получила такое название?

- Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)

Решаем проблему, открываем новые знания Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим Отпусти ты, старче, меня в море! :

Решаем проблему, открываем новые знания

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим

Отпусти ты, старче, меня в море!

в) Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

- Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

(Чтобы знать её границы.)

(На слайде записан второй отрывок без кавычек, двоеточия.)

- Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания.

Работа над определением V. Работа над определением. - Прочитайте определение на с. 84. Поставьте вопросы по его содержанию.

Работа над определением

V. Работа над определением.

- Прочитайте определение на с. 84. Поставьте вопросы по его содержанию.

VI. Первичное закрепление.

Прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите, из каких они сказок.

Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора и прямую речь. Между словами автора и прямой речью делайте паузу.

Понаблюдайте, как прямая речь выделяется на письме.

Итог урока Ключевые слова чужая речь слова автора прямая речь однородные члены дословно чужая речь слова автора прямая речь однородные члены дословно VII. Итог урока. - Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.

  • чужая речь слова автора прямая речь однородные члены дословно

VII. Итог урока.

- Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.

  • Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева . Уроки русского языка в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.

– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.

Этапы урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

________________________________________ Фамилия, имя

Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки.

Спиши. Подчеркни основы в предложениях.

Составь схему каждого предложения.

1.На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2.Распевают синицы звонко отстукивает клювом дятел.

3.Скоро солнце получше пригреет землю почернеют дороги

обнажатся на полях проталины зажурчат ручейки пожалуют грачи.

Минутка чистописания

П П Па Пя Пу

Пушкин Александр Сергеевич

(Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотой рыбке, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, стихотворения Зимнее утро, Зимняя дорога, Зимний вечер, пролог к поэме Руслан и Людмила - У лукоморья дуб зелёный…, Осень и др.)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

- Объяснить расстановку знаков препинания.

- Выполним синтаксический разбор предложения.

Словарная работа.

– Прочитайте слова, определите часть речи.

Сочинять, решать, выражать, стараться.

– Образуйте от них имена существительные.

П – Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -ени(j)-, -ани(j)-. К какой части речи относятся новые слова? (Сочинение, решение, выражение, старание.)

– Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить.

– Устно составьте предложение со словом решение.

а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).

б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление).

в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.

г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла).

Ученики сдают индивидуальные карточки карточки

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

Введение в раздел.

– Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела.

Проблемная ситуация.

1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются?

Учитель произносит:

1) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

– Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? (Второе)

Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью.

– Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?)

2. Работа по учебнику.

Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме?

Эти два проблемных вопроса записываются на доске.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Нахождение прямой речи и слов автора.

а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).

– Кто автор этих стихотворных отрывков?

– Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.

– Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.)

б) Чтение определения. Оно записано на доске.

Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

– Прочитайте в предложениях только прямую речь.

– Почему эта речь получила такое название?

– Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)

Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.

– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)

в) Работа над определением.

– Прочитайте определение в рамке (с. 84).

– Назовите ключевые слова.

– Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).]

2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.)

– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)

б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).

Выписать схемы на доску.

– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.)

– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)

– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)

IV. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления.

2. Работа в дидактическом материале.

Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая – перечень фактов.

Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод, можно объединить в группы по цвету шляп.

Читайте также: