Понятие о депривации как психическом состоянии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями [17, с. 19].

При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита — дефицита любви, стимуляции, социальных контактов. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду [42].

Понятие депривации близко к понятию фрустрации. Однако они не тождественны.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. [33].

Таким образом, фрустрация, во-первых, касается потребности, актуализированной в данный момент и уже направленной к цели, а во-вторых, характеризуется осознанием субъектом невозможности ее удовлетворения.

Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.

Таким образом, в отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.

Й. Лангмейер и З. Матейчек проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации — словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей [24].

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [24].

Читайте еще:

Хотите проверить? Вспомните себя, когда вы заняты спортом, возитесь в огороде, переносите тяжести, танцуете. А теперь вспомните себя во время душевной беседы или расслабленного отдыха. А себя, занятого подготовкой деловых бумаг, во время подсчета доходов-расходов, при подготовке к ответственному.

Приведенные принципы дают представление об особенностях парадигмы образования взрослых. Взрослый сам творит свою образовательную ситуацию, то есть черпает знания из тех источников, которые считает нужными. Образование в таком контексте становится сферой социальной деятельности. Для взрослого.

40. (Имеются два убывающих ряда чисел 4 оба они расположены поочередно в числителе одной дроби, знаменателе следующей и т. д. Один ряд начинается с 9 и 6 каждый раз уменьшается на единицу: 9 8, 7, 6. Другой ряд начинается с 25, то есть © 57; этот ряд тоже уменьшается на

В исторической веренице людей этого типа мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором; здесь наш Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; здесь и Джек Лондон с его обостренным до болезненности чувством собственного достоинства и настоящим.

Собственно, все красивые ухаживания Олега были направлены в большей степени на разрешение собственных потребностей, чем на удовольствие дамы сердца: обеды в ресторанах, клубы, тусовки, презентации — все было подобрано согласно вкусу Олега, но не Натальи — словно у нее вообще не было своего вкуса.

Это поколение "высоколобых политиков-миротворцев", выдвигающих все новые и новые планы мирных инициатив и урегулирований. Благодаря их усилиям цветущие города превращаются в братские могилы, а издавна лояльные по отношению друг к другу народы-соседи превращаются в заклятых врагов.

Собака А. А. Ухтомского, наш Шарик, и продемонстрировала этот наиглавнейший принцип работы мозга: все возбуждения, которые падали на рецепторный аппарат животного (в том числе и электрические разряды с металлической пластинки, заботливо посылаемые на нее Алексеем Алексеевичем) интенсифицировали.

Например, приступы сексуального голода можно снимать мастурбацией, а можно завести постоянного партнера только для секса, не рассматривая его как возможный вариант для более глубоких отношений. Последнее больше подойдет Тигре или Винни-Пуху, несколько реже — Кролику и Ослику Иа-Иа. Но.

- Я твердо верю в важность заданного вами вопроса; именно поэтому я предложил провести сегодняшнюю встречу в этом формате. Я взял этот формат на вооружение еще год назад, в Нью-Гемпшире [конечно, только после выступления Перо у Ларри Кинга. — Прим. автора]. И я понял, что мы собирали.

Тарасенков также сообщал о таком случае из жизни Гоголя. В холодный и темный февральский вечер тот нанял экипаж и поехал на другой конец города к Преображенской психиатрической больнице. У ворот больницы он сошел с саней и стал в раздумье ходить взад и вперед, но потом сел в сани и уехал.

4. Наша новая учительница слишком много задает на дом. Я не могу сделать все задания! Что же мне делать?

Психическая депривация — это состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности — от легких, которые не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда — выраженные соматические особенности.

Негативное психологическое воздействие также оказывает отсутствие необходимой организму физической нагрузки. Для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы он постоянно получал сбалансированное положительную познавательную (умственную), духовную, эмоциональную и физическую нагрузку. Их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека и может вызывать психическую депривацию.

Влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерное материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки, в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, застольем и тому подобное.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно рассматривать их можно только экспериментально.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

О решающем влиянии среды говорят и некоторые необратимые случаи психической депривации (139), которую Матейчек и Лангмайер характеризуют как «психическое состояние, развивающееся в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не была предоставлена воз­можность удовлетворить некоторые основные (жизненные) психические потребности в необходимой степени и в течение достаточно длительного времени.

Под основными психическими потребностями автор подразумевает:

  1. потребность в определенном количестве, изменчивости и видах (модальности) раздражителей;
  2. потребность в основных условиях для эффективного обучения;
  3. потребность в элементарных общественных взаимоотношениях (в основном с личностью матери), позволяющей эффективную основную интеграцию личности;
  4. потребность в общественном признании, обеспечивающем осво­ение различных общественных ролей и целей.

Неудовлетворение этих потребностей приводит к серьезным рас­стройствам психического развития (отставание в развитии речи, отста­вание в развитии социальных и гигиенических навыков, тонкой мотори­ки, расстройство поведения, правонарушения, невротические рас­стройства, психопатизация и т. п.).

Сенсорная депривация развивается в том случае, если субъект ли­шен (депривован) внешних чувственных стимулов. Однако, полная де­привация невозможна, хотя имеются ситуации, приближащиеся к ней в значительной степени. Приводятся в качестве примера условия, в кото­рых находились подследственные и заключенные в одиночных тюрем­ных камерах, например, Пенсильванская тюремная система в США в 19 веке, когда свазанных заключенных оставляли в полной неподвижности в темноте. Некоторые из них переживали психотические состояния ши­зофренического характера. Несомненно, здесь имели место реактивные состояния, которые исчезали после улучшения условий. К той же катего­рии относятся и переживания потерпевших кораблекрушение и находя­щихся на маленьких пустынных островах; шоферов в длительных рей­сах на ровных участках дорог, особенно ночью; условия труда лиц, ра­ботающих в изолированных помещениях и камерах с регистрирующими аппаратами, когда ситуация в течение ряда часов изменяется очень ма­ло. В 1953 году Гебб в Монтреале произвел эксперимент, в ходе которо­го он изолировал несколько человек в звуконепроницаемых камерах в респираторе так, чтобы чувственные стимулы были сведены до мини­мума, но так, чтобы исследуемые не страдали от недостатка пищи, при­чем они были обеспечены всеми санитарно-гигиеническими потребно­стями. Большинство исследуемых лиц не выдержало пребывания в та­ких условиях больше 72 часов, хотя за продолжение эксперимента им было предложено денежное вознаграждение. У некоторых из них вре­менно наблюдались галлюцинации и бред. В ЧССР над проблемой сен­сорной депривации экспериментально работают Гросс и Шваб. Резуль­таты работ по этой тематике имеют большое значение для космонавти­ки, подводного дела, авиации и психологии работы на транспорте. Ока­залось, что нервная система человека относительно лучше переносит пе­регрузку внешними импульсами, когда она чаще реагирует невротиче­ски, чем недостаток внешних импульсов, когда относительно чаще люди реагируют психотически. Сенсорная депривация является определенной формой психической депривации.

Проблемы взаимоотношений наследственности и среды решались также путем изучения однояйцевых близнецов, воспитанных изолиро­ванно друг от друга (Ньюмен, Фримен, Голцингер). Там, где внешняя среда была резко отличной, там отмечались и более значительные пси­хические различия, так что исследователи пришли к заключению, что различия в экономических и воспитательных условиях проявились не только в личности, но и в степени интеллекта, массе и росте. То же са­мое доказали эксперименты Лурия, Левита, Колбановского: различия в воспитании и обучении приводили не только к различным результа­там, но также и к различным свойствам характера, к различному форми­рованию личности.


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Феномен психической депривации
  • Глава 2. Сенсорная и двигательная депривация

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личность в условиях психической депривации. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Феномен психической депривации

1. Понятие депривации

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями [17, с. 19].

При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита — дефицита любви, стимуляции, социальных контактов. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду [42].

Понятие депривации близко к понятию фрустрации. Однако они не тождественны.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. [33].

Таким образом, фрустрация, во-первых, касается потребности, актуализированной в данный момент и уже направленной к цели, а во-вторых, характеризуется осознанием субъектом невозможности ее удовлетворения.

Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.

Таким образом, в отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.

Й. Лангмейер и З. Матейчек проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации — словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей [24].

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [24].

2. Виды депривации

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации [17].

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Большинство авторов также останавливаются преимущественно на этих видах депривации и определяют их содержание примерно одинаковым образом.

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

В жизни разные виды депривации сложно переплетаются. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой и т. п.

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Помимо видов, существуют различные формы проявления деприваций, которые по форме могут быть явными или скрытыми.

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка [6].

Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.

Читайте также: