Понятие и предмет конституционного права как науки отрасли права и учебной дисциплины кратко

Обновлено: 05.07.2024

От понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы следует отличать понятие конституционного права как науки и учебной дисциплины.

Конституционное право — это составная часть юридической науки, представляющая собой систему идей, взглядов, представлений и знаний о конституционно-правовых нормах и институтах, а также общественных отношениях, регулируемых ими, и закономерностях их развития.

Наука конституционного права необходима для изучения практики реализации норм и институтов конституционного права, анализа закономерностей их развития, а также теоретического прогнозирования. На этой основе вырабатываются обоснованные рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства, а соответствующим органам даются рекомендации по правоприменительной деятельности.

Наука конституционного права формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов. Она изучает не только нормы и институты, составляющие отрасль, но и процессы, связанные с реализацией конституционно-правовых норм, выявляет эффективность их действия, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

Предмет изучения конституционно-правовой науки

Следовательно, предмет изучения конституционно-правовой науки — ряд правовых явлений:

  1. нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права в первую очередь изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отдельных норм, институтов и собственно отрасли конституционного права;
  2. конституционно-правовые отношения, являющиеся предметом регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения в сфере государственной власти — первоначальное звено в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает указанные общественные отношения с целью содействия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;
  3. источники отрасли конституционного права — Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда РФ. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках:
  4. практика реализации конституционно-правовых норм: правоприменительная практика, правомерное и неправомерное поведение субъектов права, реализующих свои конституционно-правовые права и обязанности.

С этой целью наука изучает практику деятельности государственных органов, относящуюся к предмету отрасли, формы их взаимодействия. Кроме того, наука изучает процессы становления конституционно-правовых норм и институтов, обращается к истории их развития. Это помогает формировать пути развития соответствующих норм и институтов, учитывать недостатки и просчеты в конституционно-правовом регулировании отдельных отношений, отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными. Безусловно, наука конституционного права России воспринимает прогрессивные институты других государств, испытывает огромное влияние со стороны науки конституционного права разных зарубежных стран. Выражаясь иначе, в отличие от соответствующей отрасли права, нормы которой, как правило, действуют в пределах государственной территории, наука характеризуется некоторой экстерриториальностью. Однако механическое заимствование моделей и институтов других стран не бывает полезным, если не учитываются опыт и условия развития страны, принадлежность ее к определенной правовой системе.

Среди концепций, разрабатываемых наукой, значительное место занимают теоретические исследования, связанные с познанием системы государственной власти, принципа разделения властей, лежащего в ее основе.

Итак, источниками науки конституционного права служат:

  1. Конституция и другие нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, содержащие нормы отрасли конституционного права;
  2. обобщение практики государственно-правового строительства России;
  3. законодательство зарубежных государств; законодательство Российской империи; законодательство СССР и РСФСР;
  4. международно-правовые договоры, соглашения и др.;
  5. постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
  6. доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права;
  7. работы ведущих российских и зарубежных ученых-государствоведов, содержащие общие суждения по проблемам, значимым для конституционно-правовой науки.

Наука конституционного права как система знаний

Наука конституционного права является системой знаний. Это означает, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, которые содержат выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития конституционно-правовых отношений.

Наука конституционного права, представляющая собой единую систему знаний, включает в себя следующие разделы.

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины . В данном разделе наука должна не просто изучать составные части одноименной отрасли права, но и исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, ее нормы и способы их реализации, особенности возникающих на их основе правоотношений, ее источники, систему. Исходя из этого наука определяет свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.

2. Учение о Конституции в ее историческом развитии . Данный раздел связан с анализом конституционного развития России, с характеристикой Конституции РФ как особого источника права, занимающего ведущее место в системе законодательства и принимаемого в особом порядке. Раскрываются сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства . В данном разделе рассматривается большое количество теорий, концепций, связанных с обобщенной характеристикой основ конституционного строя Российской Федерации. Среди них важное место занимают теории, связанные с народовластием, суверенитетом, организацией и функционированием государственного строя России, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах устройства гражданского общества, экономических отношений, роли государства в условиях рыночной экономики.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности , основ правового статуса граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность. Это означало пересмотр концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу закладывается концепция приоритета интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации , правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве. На современном этапе востребована существенная реорганизация федерального устройства России. Поэтому вырабатываются и законодательно закрепляются новые принципы Федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого круга вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей.

6. Комплексный анализ норм, регулирующих формирование и деятельность системы государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления .

Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Таким образом, система науки в своей основе соответствует системе отрасли, дает анализ и оценку состояния одноименной отрасли права, однако она по своему содержанию является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в правовой системе государства, в сравнении с другими государствами.

Конституционное право России является важной составной частью национального права, представляет совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной власти, отношения с ней человека и гражданина.

Предметом конституционного права России также являются наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. М.В. Баглай сводит эти отношения в два блока: по поводу устройства государства и организации государственной власти (властеотношения) и по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством)[1].

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. К ним относятся народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, а также определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим объясняется основополагающий характер данной отрасли права.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других – предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего, отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования[2].

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет.

Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

Место конституционного права в системе российского права. Система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей национального права. В конституционном праве провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права, т. к. именно с него начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом заключается его системообразующая роль.

Система конституционного права динамична, постоянно развивается, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

Конституционное право как наука. Наука конституционного права есть совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации.

Роль любой науки о праве и ее место в системе юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем. Предмет науки составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности[3].

Условно предмет науки можно свести к нормам конституционного права, составляющим его отрасль, и к регулируемым этими нормами общественным отношениям. Однако на самом деле предмет науки гораздо обширнее.

Наука конституционного права России изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, формирует понятия и дает им трактовку, изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

Система науки конституционного права – это взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами. Предмет науки конституционного права, общий понятийный аппарат придают ее системе качество единства и целостности.

Критериями систематизации науки конституционного права являются: уровень обобщения материала и характер нормативной ориентации знания; предметно-тематический подход; статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений[4].

Источники науки можно сгруппировать следующим образом: нормативные акты (законы, постановления), судебные источники (постановления Конституционного Суда РФ), теоретические источники (труды отечественных и зарубежных ученых), результаты социологических исследований, практика деятельности государственных органов, на которую опирается наука, апробирующая в своей деятельности ее результаты.

Методология есть учение об основных способах познания объективной действительности. Для конституционной науки характерно использование как общих, так и частных методов. Первые имеют универсальный характер и изучаются в курсе теории государства и права. Среди вторых можно выделить формально-логический, формально-юридический, системно-структурный, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные методы и подходы в науке конституционного права.

В России конституционно-правовая (государственно-правовая) наука зародилась в ХIХ веке. Наиболее заметный вклад в науку был внесен в конце ХIХ – начале ХХ вв. А.Д. Градовским, Н.М. Коркуновым, Ф.Ф. Кокошкиным, С.А. Котляревским и др. На рубеже веков вектор исследований сместился от исследования государства к изучению институтов народного представительства.

В советское время наука стала идеологизированной и не в полной мере выполняла свое предназначение, однако это не свидетельствует о том, что наука конституционного права не развивалась. Ряд теоретических проблем (государственное устройство, суверенитет, народное представительство) весьма продуктивно разрабатывались учеными советского периода (Г.В. Барабашев, Д.Л. Златопольский, А.И. Лепешкин и др.).

Конституционно право России как учебная дисциплина. Правоведение традиционно считается одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является ведущей отраслью в системе российского права, что обуславливает его значение в подготовке современного юриста. На основе синтеза конституционного права как отрасли права и как науки появился учебный курс, в рамках которого обучающиеся изучают теорию и историю конституционного права, действующую Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты, а также современное состояние конституционно-правовых институтов, актов и норм. Конституционное право как учебная дисциплина имеет значительно более узкое содержание, чем одноименная наука.

Таким образом, как учебная дисциплина конституционное право есть система знаний из области науки и отрасли конституционного права, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в необходимых пределах для специалистов юридического профиля.

Овладение данной учебной дисциплиной необходимо и востребовано для юристов, расширяет их профессиональный кругозор. Без овладения конституционным материалом невозможно реально участвовать в правозащитной и правоохранительной деятельности, парламентских и избирательных процессах, других демократических процедурах.

Читайте также: