Пономарь кто это в православии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.
Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.
Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.
Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.
В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.
Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.
Понома́рь (от искаженного греч. παραμοναριος (парамонариос) — приставник, парамонарь) — 1) (алтарник) помощник священнослужителей при богослужении; 2) (в раннехристианские времена (и сейчас в некоторых монастырях)) — лицо, в обязанности которого входило наблюдать за храмом (в том числе не допускать в него неверных, отлученных и др.), поддерживать храм в порядке, запирать и отпирать его в надлежащее время, возжигать свечи и т. п.
Впоследствии пономарь нередко стал выполнять должность чтеца.
С древности назывались также параекклисиархами, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.
В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.
В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.
В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.
Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.
В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.
В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.
Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.
Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Пономарь — одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви.
Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.
Должен ли пономарь читать монотонно? Как ни странно, должен. Потому что только монотонное чтение не дает молитве эмоциальной окраски, чувственности, экзальтации, которые присущи артистическому чтению. Ведь талантливый артист может один и тот же текст произнести как на минорной, так и на мажорной ноте — а в молитве это совершенно недопустимо. В храме стоит множество людей, и пономарь, священник или диакон должны только призвать к молитве. А то, что переживает в данный момент каждый слушающий, — тоже частичка богослужения, и переживания у людей в этот момент могут быть совершенно разные. Потому текст богослужения должен подаваться не эмоционально, а по смыслу.
Мы знаем много прекрасных ораторов, которых приятно слушать. Бывает, заслушаешься буквально до того, что влюбишься в человека. А когда тот же самый текст начинаешь читать сам в одиночестве, он словно тускнеет, становится обычным. В Церкви такому методу чтения не место, здесь первичен не человек, произносящий богослужебный текст, а сами слова молитвы.
Читайте также: