Понимание качества образовательной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Гильманова Лилия Геннадьевна

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил могут стать почти всемогущими.

Цель любой управленческой деятельности - организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наибольший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Это приводит к усложнению задач, стоящих перед управлением, способствует росту социальной значимости этой деятельности.

В соответствии с этим обновляется и реформируется механизм

управленческой деятельности в дошкольном учреждении, изменяются организационные структуры управления, возникает необходимость интегрированного подхода к управлению.

Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления, определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Система не может развиваться без анализа проблем управления. Чтобы иметь целостную объективную картину, руководитель должен представлять:

четкую картину образа ДОУ в будущем;

слабые и сильные стороны учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые);

наличие коллектива единомышленников, способных успешно решать поставленные задачи;

ожидание родителей и коллектива (которые должны совпадать);

преимущества своих конкурентов.

Следует исходить из понимания того обстоятельства, что качество
дошкольного образования является системообразующим фактором в
управленческой деятельности руководителя ДОУ и определяет иерархию
требований, предъявляемых к качественной организации

жизнедеятельности, взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;

организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

- обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

- выработка новой практики дошкольного образования с помощью
проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной
деятельности.

Цель работы. Создание гибкой организационной структур управления качеством образования.

Задачи работы: 1. Проанализировать литературные источники по управлению качеством образования;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4. Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5. Разработать критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов;

6. Повысить мотивацию качества образования.

Управление качеством дошкольного образования

Управление предполагает постановку целей, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способности к преднамеренным действиям. Таким образом, управление - это целенаправленная деятельность людей по упорядочению элементов системы.

В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный. Последователь классического подхода американский ученый Ф. Тейлор считает, что в основе управления лежат 4 принципа: выработка научных основ организации, научный подбор исполнителей, их научная подготовка, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителем. Немецкий социолог М. Вебер предлагал строить организацию управления по линейному признаку, где каждый отвечает за свои действия только перед вышестоящим начальником. Лидером поведенческого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мейо. Согласно этой теории управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Исполнитель реагирует на распоряжения, если руководитель может удовлетворить социальные нужды подчиненных.

Наряду с зарубежными учеными проблемы теории управления изучали отечественные исследователи Г.Атаманчук, В. Афанасьев, Г.Попов. Все они пришли к выводу, что теория управления должна развиваться как комплексная, межотраслевая наука, и что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий.

Принципиальным для обоснования управления дошкольным образовательным учреждением является глубокое рассмотрение социально - педагогической системы.

Общими признаками социально - педагогической системы являются:

наличие конкретной цели, общей для всей совокупности элементов;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленных задач;

осознание каждым своих задач и общей цели;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

конкретные отношения между элементами системы;

наличие органов управления;

обязательная обратная связь.

Дошкольное учреждение - это открытая социально - педагогическая система, направленная на воспитание и образование детей дошкольного возраста. При выборе форм и методов управления ДОУ необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Знание и соблюдение закономерностей социально - педагогической системы позволит обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Одним из важнейших аспектов управления образованием является его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, посвященной Всемирному дню качества в 1999 году говорится, что управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактование качества не только правомерно, но и крайне необходимо.

Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречиям в образовательной практике, что, в свою очередь негативно влияет на теорию образования.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определенный

уровень знаний, умений умственного, физического и нравственного

развития, которого достигли дети.

Другими словами, качество образования - баланс следующих

составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты,

спрогнозированный процесс и результаты.

О качестве дошкольного образования по сути заговорили в последнее

десятилетие. Этому предшествовало несколько причин.

Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности. Вследствие чего многие педагоги особое внимание уделяют образовательной деятельности и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к следующему этапу обучения (школьному) и успешное формирование базовых черт личности, индивидуальности, но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его способностей, талантов.

В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования неустойчивы, не обладают должной полнотой.

Следствием отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания является и проблема
управляемости развития дошкольным образованием, обеспечение
условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его
способностями и возможностями, активная помощь ему в этом. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития

каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования — организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.

Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Составляющие развития ДОУ,

способствующие повышению качества образования

Под управлением качества образования понимается

целенаправленный, ресурснообеспеченный, спроектированный процесс

взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный достижение качества запрограммированного результата (норм и стандартов)

Основными принципами управления качеством образования можно

назвать: системность, непрерывность, функциональность, оптимальность,
продуктивность.

Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

видение современных задач дошкольного образования;

наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности ипрофессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так икачества дошкольногообразования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

1.Результативность деятельности педагога, выраженная в достижениях детей.

1.1. Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2. Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости).

1.3. Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, фестивалям и т.д.).

2.Компетенция самоорганизации и самообразования.

2.1. Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ.

2.2. Обобщение и предъявление своего опыта по освоению и внедрение в ДОУ ФГОС

2.3. Публикации в научных, профессиональных образовательных изданиях и т.п.

2.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

2.5. Своевременность и качество оформления документации.

3. Инновационная деятельность педагога.

3.1. Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ, проектов, технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2. Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3. Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4.Формирование социальных компетенций.

4.1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

удача в достижении чего-нибудь

хорошие результаты в работе, учёбе

Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.

Кодекс деятельности успешного воспитателя.

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ

Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

Творчество – отличительная черта

Здоровый образ жизни – основа существования

Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):

Повышениекачества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

Готовность решать профессиональные предметные задачи.

Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ привлекательным.

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:

разработаны единые показатели и критерии оценки;

определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования .

А на данный моментглавными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:

Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Литература:

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада.- М.: Цветной мир, 2014

Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя – М.: Сфера, 2013

Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.- М.: Сфера , 2012

Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука.- 2017.-№3.-с.4-5.

«Современное качество дошкольного образования :

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям :

Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);

Создание современного, предметно-развивающего пространства;

Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;

Успешная и безболезненная адаптация;

Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);

Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);

Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;

Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;

Внешние связи ДОУ;

Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет :

проследить динамику развития каждого ребёнка;

оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

• видение современных задач дошкольного образования;

• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

• способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

Научно – методическая работа:

• использование современных образовательных технологий,

• участие в методической работе,

• участие в конкурсах профмастерства,

• наличие публикаций педагога,

• наличие портфолио педагога,

Организация работы по взаимодействию с социомом:

• взаимодействие педагога с родителями,

• взаимодействие с социумом,

• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.

Кодекс деятельности успешного воспитателя:

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:

• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

• Творчество – отличительная черта

• Здоровый образ жизни – основа существования

• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

• Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог) :

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут :

• разработаны единые показатели и критерии оценки;

• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии :

• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. - М. : Цветной мир, 2014

2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013

3. Майер А. А., Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. - М. : Сфера, 2012

4. Соломенникова О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука. - 2017.-№3.-с. 4-5.


The article raised the problem of defining the quality of education and comprehensive evaluation of educational activities of pre-school institutions in the methodological and theoretical aspects. The main parameters for evaluating the quality of educational activities are determined.

Key words:quality of education, a comprehensive evaluation of the educational activity, the federal state educational standards of preschool education (FSESPE), range of indicators.

Приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации остаются качество образования, как залог успешного развития человека в обществе.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения не решенной до настоящего времени. Качество дошкольного образования в целом — это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.

Р. Киплинг, английский писатель, утверждал:

– качество — это признак, свойство, отличающее один предмет от другого [6,4]. Исходя из этого, можно сказать, что система воспитания М. Монтессори по, содержанию, целям и всем остальным компонентам педагогической системы отличается от вальдорфской системы;

– качество — степень ценности, пригодности чего-либо [6,5].

– качество определяется уровнем развития личности в личностно-ориентированной модели образования;

– качество определяется системой знаний и готовность выпускника к вхождению в новую образовательную систему в системном подходе;

– качество определяется готовностью выпускника к выполнению новых функций, умений в деятельностном подходе;

– в программно-целевом подходе качество определяется с точки зрения реализации целей;

– в затратном подходе с точки зрения финансовых, материальных, трудовых ресурсов на достижение результата.

В условиях рыночной экономики качество определяется с позиции потребителя, в отличии от командно-административной экономики, где качество определялось с позиции производителя. Однако немногие руководители изучают спрос родителей при выборе программ обучения, методов воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов у нас нет.

Выделим основные позиции для определения параметров качества:

– знания, умения, навыки. Однако всю оценку качества образовательной деятельности к знаниям, умениям и навыкам сводить недопустимо.

– показатели личностного развития (производительность, любознательность, мотивация и пр.);

– психолого-педагогические условия развития ребёнка;

– профессиональная компетентность педагога;

– авторитет дошкольного образовательного учреждения в социуме и т. д.

Анализируя современные исследования в области качества образовательной деятельности, нормативно-правовую базу, отчётливо выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.

Стандарт — совокупность групп требований [2, 4]:

– к структуре программ или содержательная группа требований;

– к условиям реализации этих программ или ресурсная группа;

– к результатам освоения или системообразующая группа требований, так как подходы к определению результатов определяют и образовательные программы и условия образования.

Следовательно, определение качества образования — определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.

Современная концепция ФГОС ориентирована на интересы и потребности ребёнка, его семьи, общества и государства.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологических подходов к оценки качества образования.

В последнее время на федеральном уровне в нормативно-правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения [4, 42]:

– задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и государственных программах. Так, Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предусмотрено формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг при участии потребителей этих услуг, разработка новой модели общероссийской системы оценки качества образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации, а также создание инструментария её реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества образования.

Однако на сегодняшний день так и неопределенны единые подходы, механизмы и инструментарии оценки качества дошкольного образования.

В соответствии с ч.2 ст.11 Закона № 273-ФЗ основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям являются федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования (ч.2, ст.64) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Таким образом, основой для оценки качества дошкольного образования не могут выступать результаты освоения детьми образовательной программы. Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации.

В связи с этой установкой и встаёт проблема контроля качества. Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества. Однако мнения родителей, воспитателей, учителей и учённых в вопросе качества дошкольного образования расходятся.

Потребности родителей определяются уровнем материального благосостояния семьи и местом жительства. Потребности школы и учителей связаны с огромным разрывом между требованиями школы и уровнем готовности ребёнка к обучению.

Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения выявил отсутствие таких важных в процессе оценивания действий как определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества и определение значений показателей качества.

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Для отслеживания всей системы деятельности дошкольного учреждения необходимо разработать критерии оценки качества на каждом уровне, учитывая специфику наблюдаемых объектов. При переходе на следующий уровень системы управления необходимо провести мониторинг качества дошкольного образования на нижних уровнях системы управления [3, 57].

Исходя из специфики деятельности дошкольных образовательных учреждений для комплексной оценки качества одних результатов образовательного процесса недостаточно, поэтому степень достижения его цели будет ориентировано на аспекты качества в соответствии с ФГОС ДО: качество организации образовательного процесса, качество условий и качество результатов образовательного процесса.

Структура и номенклатура показателей качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения разрабатывалась нами исходя из требований ФГОС ДО [2, 8]:

– к структуре Программы и её объёму;

– условиям реализации Программы;

– результатам освоения Программы.

Однако, в связи с невозможностью оценкой результатов освоения детьми образовательной программы, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации.

Отражая степень соответствия дошкольного образования требованиям ФГОС ДО сформулируем основные параметры для оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и классифицируем их в три группы:

1 группа. Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования;

2 группа. Показатели оценки качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого- педагогических и кадровых условий, развивающей предметно-пространственной среды и материально-технических условий).

Основными положениями разработки структуры и номенклатуры показателей качества образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений являются:

– качество образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения описывается сложной иерархической структурой, вершиной которой является интегральный показатель качества;

– разработка структуры и номенклатуры показателей качества объектов образовательных систем основывалась на положении о целесообразности оценки качества целей с учётом требований стандарта;

– детализация групповых показателей, входящих в комплексный показатель качества, производится до единичных (элементарных) показателей, которые количественно измеряются.

Таким образом, обобщив данные параметры, выделим интегральные критерии оценки качества дошкольного образования в ДОУ:

– благополучие ребёнка и комфортность его пребывания в детском саду;

– готовность детского сада к сохранению здоровья ребёнка и коррекции недостатков развития;

– успешность ребёнка на следующей ступени образования;

– удовлетворение потребностей семьи и ребёнка в услугах дошкольного учреждения.

Создание системы оценки качества дошкольного образования позволит обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. А это будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, оценка качества, Российская Федерация, дошкольное учреждение, образовательная программа, качество, качество образования, детский сад.

Ключевые слова

качество образования, комплексная оценка образовательной деятельности, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), номенклатура показателей

Похожие статьи

Качество дошкольного образования и формирование подходов.

качество дошкольного образования, оценка качества образования, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), комплексная оценка, компетентностный подход.

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной.

В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика.

Управление инновационной деятельностью педагогов.

окружающий мир, дошкольное образование, образовательная программа, инновационная деятельность, детский сад, Тыва, старший дошкольный возраст, инновационный процесс.

Проектирование основной образовательной программы.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

Управление образовательным учреждением в условиях.

Так, дошкольное образование теперь можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.

Использование шкал ECERS-R при оценке качества.

. дошкольное образование, шкала, качество образования, Дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, Северная Каролина, образовательная деятельность.

Управление дошкольной образовательной организацией.

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация.

Читайте также: