Положение обучение по индивидуальному учебному плану по адаптированной программе в школе

Обновлено: 28.06.2024

Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

Для каких категорий обучающихся разрабатывается индивидуальный учебный план?

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе.

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВАЯ КУКА

на педагогическом совете

приказом № ___

директор МОУ сош с.Новая Кука

_________________ Мошкутова Л.П.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ

ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

I. Общие положения

1.2. Положение разработано на основании:

- Устава образовательной организации.

1.3. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.4. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

1.5. Форма получения общего образования может быть получена:

- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.6. Обучение осуществляется:

- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной и заочной;

- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: семейного образования и самообразования (только среднее общее образование).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Форма получения образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе (в т.ч. АООП) определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

1.7. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

1.9. Адаптированная образовательная программа (далее АОП) - образовательная программа , адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

1.10. К АОП относятся адаптированные основные общеобразовательные программы (далее АООП):

- АОП начального общего образования;

- АОП основного общего образования;

- АОП среднего общего образования.

1.11. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

1.12. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

II . Порядок разработки и утверждения АОП

2.1. АОП самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

2.2. АОП разрабатываются на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) и примерных ООП.

- федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерных ООП (включенных в реестр примерных ООП, размещенных на официальном сайте fgosreestr . ru ).

- ФГОС и примерных АООП (включенных в реестр примерных АООП, размещенных на официальном сайте fgosreestr . ru ).

2.3. АОП разрабатывается для детей с ОВЗ в соответствии их возможностям и способностям, и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также в зависимости от той категории детей с ОВЗ, которые обучаются в образовательной организации.

2.4 . При совместном обучение лиц с ОВЗ с другими обучающимися разрабатывается АООП на отдельного обучающегося (группу) с ОВЗ.

2.5. При обучении детей в отдельном классе (специально (коррекционном) классе – С(К)К) разрабатывается АОП в зависимости от категории детей ОВЗ.

III . Порядок перевода на обучения по АООП

3.1. Обучение по АООП может быть организовано только для обучающихся ОВЗ, статус которых подтвержден психолого-медико-педагогической комиссией.

3.2. Обучения по АООП осуществляется на основании:

- рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

- согласия (заявления) родителей (законных представителей).

IV . Требования к разработке и реализации АООП основного общего образования

4.1.1. АООП представляет собой самостоятельную программу. В соответствии с ФГОС определены два основных варианта АООП:

АООП НОО для детей с ОВЗ :

1. близких по своему развитию к возрастной норме;

2. которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой и обучаются в более пролонгированные календарные сроки;

3. с легкой умственной отсталостью;

с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР).

II . АООП для детей УО:

с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений.

с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, обучаются по СИПР.

Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). А в случае наличия у него ИПРА – с учетом ее требований и мнения родителей.

В процессе реализации АООП возможен переход с одного варианта на другой в соответствии с динамикой развития ребенка, подтвержденной рекомендациями ПМПК и с учетом мнения родителей.

АООП обозначаются двойной нумерацией например вариант 7.1:

- первая цифра обозначает, к какой категории относится данная программа (7 - для детей с задержкой психического развития),

- вторая цифра - вариант программы (1 – адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности).

Всего вариантов АООП – 29.

Коды для заключений ПМПК:

С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

С задержкой психического развития (ЗПР)

С расстройствами аутистического спектра (РАС)

С легкой умственной отсталостью

С умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР)

АООП для обучающихся с ОВЗ, имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС.

В соответствии с изменениями, внесенными в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413 АООП разрабатывается на основе ФГОС ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.

4.2.1. В ФГОС ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО внесены изменения :

- к требованиям результатов АОП для обучающихся с ОВЗ (для которых необходимо создание специальных условий при получении образования);

- к структуре рабочей программы по учебному предмету, курсу, в том числе к внеурочной деятельности.

4.3.1. АООП разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФКГОС).

Реализация АОП осуществляется в целях обеспечения конституционного права ребенка на качественное общее образование, для достижения учащимися с ОВЗ тех результатов обучения, которые определены в стандарте, но с учетом его возможностей и способностей, а также для создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Реализация АОП определяет содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом тех целей и особенностей воспитательного процесса, которые ставятся в отношении того контингента, который есть в образовательном учреждении.

АОП может разрабатываться на год, на четверть или на целую ступень обучения.

На психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения можно определить, на какой срок необходима программа, по каким предметам (в каком объеме), исходя из возможностей и особенностей ребенка.

Реализация АОП для лиц с ОВЗ обучающихся совместно с другими обучающимися осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Обязательно реализация АОП должна учитывать такие факторы, как целевые ориентиры и целевые основания деятельности учреждения, состояние здоровья обучающегося, характер его учебной мотивации, качество учебных достижений, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения, то есть то, на что можно опираться при реализации этой программы.

VI . Порядок выдачи документов об образовании

6.1. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее .

6.2. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

6.3. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

6.4. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

6.5. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании.

6.6. Документ об образовании, выдаваемый лицам (в т.ч. с ОВЗ), успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

6.7. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6.8. Образовательная организация вправе выдать документ об обучении установленного образца в виде свидетельства с акцентированием индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Документы об обучении устанавливаются и приобретаются образовательной организацией самостоятельно.

Заполнение бланков свидетельств начального общего образования находится в компетенции руководителя образовательной организации.

6.9. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке , которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

1. Общие положения



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Порядок обучения по индивидуальному плану

3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования

3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов.
3.2.

  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования

4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.
4.2.

  • увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательной деятельности, в том числе этнокультурные;
  • организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.
  • Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
  • Родной язык и родная литература (Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература);
  • Иностранные языки (Иностранный язык, второй иностранный язык);
  • Математика и информатика (Математика, Информатика);
  • Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
  • Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия);
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
  • Технология (Технология);
  • Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности).

5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования

6. Контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана

6.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному плану.
6.2.

  • разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному учебному плану;
  • обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения;
  • контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в месяц.
  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение Педагогического совета образовательной организации;
  • приказ директора образовательной организации о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное директором школы;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение

7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
7.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Локальные акты в школе разрабатываются на основе нормативно-правовой базы, пржде всего ФЗ "Об образовании в РФ", Устава ОО.

Директор ________ С.А.Курий

Положение об индивидуальном учебном плане

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение об индивидуальном учебном плане (далее – положение) разработано в соответствии:

1.1.1. С нормативными правовыми актами федерального уровня:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации") (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3);

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (п. 18.3.1);

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (п. 18.3.1);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осущесьвляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.10.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осущесьвляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ" (с 01.09.2016 г.).

1.1.2. C документами образовательной организации:

Основной образовательной программой начального общего образования;

Адаптированными общеобразовательными программами начального общего, основного общего образования для обучающихся ОВЗ;

Образовательной программой основного общего, среднего общего образования.

1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана (далее – ИУП).

1.3. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной образовательной программы соответствующего уровня образования (далее – ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.

1.4. ИУП является составной частью ООП соответствующего уровня образования и призван:

обеспечить развитие потенциала молодых талантов и мотивированных учащихся,

обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

обеспечить освоение основной образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;

1.5. Обучение обучающихся по ИУП есть вид освоения обучающимися основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования самостоятельно (при поддержки тьютора, под контролем педагога) с последующей аттестацией согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.

1.6. Требования, предъявляемые к ИУП следующие:

1.6.1 ИУП разрабатывается на уровень образования (перспективный ИУП) и (или) учебный год (текущий ИУП) и должен содержать:

обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего уровня общего образования;

учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые учащимися и (или) родителями (законными представителями);

внеурочную деятельность в финансируемом объеме.

1.6.2.Реализуется в полном объеме согласно расписанию, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ.

1.6.3. ИУП реализует право обучающихся на получение образования в объеме, установленном стандартами общего образования соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН -2.4.2.2801-10.

1.7. ИУП разрабатывается и утверждается не позднее 1 сентября нового учебного года или при наличии объективных причин по заявлению родителей (законных представителей) не позднее 1 ноября текущего учебного года.

1.8. ИУП является самостоятельным и (или) в составе ООП соответствующего уровня образования направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в иных случаях – других видов контроля (оперативного, внешнего и т. п.).

1.9. Положение об ИУП разрабатывается педагогическим советом, в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2–3 статьи 30 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Трудовым кодексом РФ и др., проходит процедуру принятии с Управляющем Советом школы, утверждается руководителем образовательной организации.

1.10. В настоящее положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

II. Цели, задачи ИУП

2.1. Основной целью реализации ИУП является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка молодых талантов, мотивированных учащихся, детей с ОВЗ, иных обучающихся посредством выбора оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения, темпов и сроков их освоения.

2.2. Достижение основной цели ИУП при осуществлении основной деятельности обеспечивается через решение следующих целей реализации ИУП:

2.2.1.Создание условий для реализации ООП соответствующего уровня образования для обучающихся, выразивших желание:

ускоренного освоения образовательных программ;

достижения высоких результатов по направлениям развития личности (спортивное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое и др.);

предпрофильной подготовки, самоопределения обучающихся в выборе будущей профессии;

достижение творческих успехов (участие в конкурсах регионального, всероссийского, международного масштаба);

освоения образовательных программ соответствующего уровня для обучающихся, имеющих трудности в обучении.

2.2.2.Установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, в том числе детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, для детей имеющих ограничения по здоровью.

2.3.Основными задачами ИУП являются (представлен избыточный перечень):

поддержка молодых талантов и мотивированных обучающихся;

поддержка детей с ОВЗ;

поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;

обеспечение доступа к дополнительному образованию детей с дезадаптацией в рамках большого коллектива, детей, имеющих ограничения по здоровью;

реализация предпрофильной подготовки обучающихся;

организация профильного обучения на уровне среднего образования;

ранняя профилизация обучения.

2.4. Основными принципами ИУП являются:

III. Структура и содержание ИУП

3.1. Структура ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований стандартов соответствующего уровня общего образования.

3.2. Содержание ИУП соответствующего уровня общего образования должно:

обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования;

соответствовать направленности (профиля) образования образовательной организации;

отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

отвечать требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (при реализации);

соответствовать содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования;

отражать специфику и традиции образовательной организации;

удовлетворять запросы участников образовательных отношений.

3.3. Содержание ИУП начального общего образования определяется:

3.3.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, второй иностранный язык);

математика и информатика (математика);

обществознание и естествознание (окружающий мир);

основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура (физическая культура).

3.3.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.4. Содержание ИУП основного общего образования определяется:

3.4.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология (русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики);

естественно-научные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

3.4.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.5. Содержание ИУП среднего общего образования определяется:

3.5.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами:

филология, включающая учебные предметы: "Русский язык и литература" (базовый уровень);

иностранные языки, включающая учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни);

общественные науки, включающая учебные предметы: "История" (базовый уровень); "География" (базовый уровень); "Экономика" (базовый уровень); "Право" (базовый уровень); "Обществознание" (базовый уровень).

естественные науки, включающие учебные предметы: "Физика" (базовый уровень); "Химия" (базовый уровень); "Биология" (базовый уровень);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, включающая учебные предметы: "Физическая культура" (базовый уровень); "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень).

3.5.2.Интегрированными учебными предметами "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология".

3.5.3. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми обучающимися и (или) родителями (законными представителями).

3.5.4. Индивидуальным проектом.

IV. Порядок формирования и утверждения ИУП

4.1. Порядок разработки ИУП включает следующее:

4.1.1. Основанием формирования ИУП является решение педагогического совета, закрепленное приказом по ОО "О формировании индивидуального учебного плана школы на 20__/__ учебный год", издаваемого в январе – феврале текущего учебного года или при наличии объективных причин по заявлению родителей (законных представителей) не позднее 1 ноября текущего учебного года.

4.1.2. При формировании ИУП начального общего образования:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.3.1.) на базовом уровне;

4.1.3. При формировании ИУП основного общего образования:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.4.1.) на базовом уровне;

4.1.4. При формировании ИУП среднего (полного) общего образования необходимо:

осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.5.1.) на базовом уровне;

содержать 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, в т. ч. общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности";

учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

4.1.5.Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП соответствующего уровня общего образования и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

4.1.6. Организационные процедуры, формирующие ИУП включают:

анкетирование обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных образовательных запросов;

обработка и анализ полученной информации в течение 2 дней, по итогам которой заместитель директора по УВР готовит соответствующий документ на ИУП;

проведение при необходимости консультаций для обучающихся и (или) их родителей (законных представителей);

оформление заявления обучающимися и (или) родителями (законными представителями) по итогам обобщения информации;

обсуждение и утверждение педагогическим советом ОО проекта ИУП;

составление расписания с учетом нормативов допустимой учебной нагрузки (СанПин) и ресурсных возможностей образовательной организации.

4.2. Порядок утверждения ИУП предполагает следующие этапы:

4.2.2. Утверждение ИУП предполагает следующий порядок:

обсуждение проекта ИУП на заседании методического совета на предмет соответствия требованиям ООП, по итогам обсуждения готовится информационная справка о соответствии требованиям, предъявляемых настоящим положением к ИУП;

после обсуждения на заседании методического совета рассматривается и утверждается соответствующим приказом (см. п. 4.2.1.).

4.3. Педагоги, которые будут работать с обучающимися, реализующими ИУП, разрабатывают рабочую программу учебного предмета, курса, модуля (дисциплин) в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля (дисциплины).

4.4. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в ИУП включает следующее.

4.4.1. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в ИУП может быть:

заявление обучающегося и (или) родителей (законных представителей);

результаты промежуточной аттестации.

4.4.2. Внесение изменений и (или) дополнений в ИУП возможно:

по окончанию четверти (полугодия).

4.4.3. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ИУП в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные настоящим положением и закреплены приказом по образовательной организации "О внесении изменений и (или) дополнений в основную образовательную программу (соответствующего уровня образования).

V. Финансовое обеспечение ИУП

5.1. Финансовое обеспечение ИУП осуществляется за счет бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования.

5.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно учебной нагрузке (тарификации).

5.3.ОО вправе привлекать внебюджетные средства на оплату труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП в порядке, установленном соответствующим локальным нормативным актом.

VI. Порядок реализации ИУП и его документационное оформление

6.1.Реализация ИУП является обязательным для обучающегося и регулируется настоящим положением.

6.2.Ответственный за расписание, составляет расписание, отвечающее совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПин.

6.3.Оформление школьной документации (классного журнала, журналов элективных курсов, и т. п.) осуществляется в установленном порядке.

6.4.Группы сменного состава/группы/классы и т. п., сформированные в условиях реализации ИУП, утверждаются соответствующим приказом по ОО.

Читайте также: