Положение о проектной деятельности в начальной школе по фгос

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Педагогическим советом Приказом №

Протокол № от 201г.

от 201г. Директор ОО:

о проектной и учебно-исследовательской

деятельности учащихся по ФГОС НОО и ООО

I. Общие положения

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности

Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

3.5. Развитие системного мышления.

3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.

3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

3.9. Поддержка мотивации в обучении.

3.10. Реализация потенциала личности.

IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности

4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).

4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.

4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.

4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.

4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.

V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных

работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и

необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и

последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса

8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.

8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.

8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.

8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

IX. Формы организации проектной деятельности

9.1. Виды проектов:

информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории ;

исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

социальный, прикладной (практико-ориентированный);

инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

9.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.

9.3. По количеству участников:

индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы учащийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;

парный, малогрупповой (до 5 человек);

групповой (до 15 человек);

коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, региональный, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).

9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности

10.1. На урочных занятиях:

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

10.2. На внеурочных занятиях:

исследовательская практика учащихся;

образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;

научное общество учащихся– форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;

участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

XI. Планируемые результаты усвоения учащимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом

Учащиеся должны научиться:

11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.

11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.

11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.

11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.

11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

11.7. Самооценивать ход и результат работы.

11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.

11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.

11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

11.13. Адекватно реагировать на нужды других.

XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы

12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы.

12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка.

12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы.

12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора по учебно- воспитательной работе.

12.5. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 5–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).

12.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися.

12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.

XIII. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности

13.1. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.

13.2. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация школы, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.

13.3. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.

13.4. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек.

13.5. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы муниципального, регионального, федерального, международного уровней.

13.6. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.

13.7. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.

13.8. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.

13.9. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

13.10. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

XIV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности

I этапе – изучение представленных работ членами жюри.

II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.

III этап – подведение итогов.

Регламент выступления участников – 7 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.

В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.

Критерии оценки

Актуальность темы.

имеет большой практический и теоретический интерес;

носит вспомогательный характер;

степень актуальности определить сложно;

Новизна решаемой проблемы.

поставлена новая задача;

решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами;

задача имеет элементы новизны ;

задача известна давно.

Оригинальность методов решения задачи, исследования.

решена новыми, оригинальными методами;

имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

используются традиционные методы решения.

Научное и практическое значение результатов работы.

результаты заслуживают опубликования и практического использования;

можно использовать в научной работе школьников;

можно использовать в учебном процессе;

не заслуживает внимания.

Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.

использование известных результатов и научных фактов в работе;

знакомство с современным состоянием проблемы;

полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой;

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.

ВложениеРазмер
polozhenie_o_proektnoy_deyatelnosti_v_nsh.docx 39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

Советского района г. Казани

Казан шәһәре Совет районының

«Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган

гомуми белем муниципаль

На заседании педагогического совета

Протокол № _____ от

Приказ № _______ от

Положение о проектной деятельности в начальной школе

(в рамках реализации ФГОС)

1. Общие положения

1.2.Проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой могут участвовать все педагогические структуры школы.

1.3.Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.

1.4.Заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса на добровольной основе.

1.5.Проект может быть индивидуальным, групповым.

1.6. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.

1.7.Руководителем группового проекта может быть ученик, педагог или родитель.

2.Цель проектной деятельности

Создание условий для развития познавательных, метапредметных, коммуникативных и рефлексивных умений (навыков) обучающихся.

3.1. Обучение школьников технологии проектной деятельности.

3.2.Качественное усвоение знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

3.3.Развитие организаторских навыков, приобретение опыта совместной деятельности по достижению учебных или социально-значимых целей.

3.4.Формирование у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающему миру, создание условий для самоопределения, самопознания, самореализации.

3.5. Формирование у учащихся умения делать выбор и нести ответственность за его последствия.

4. Организация проектной деятельности

4.1. В проектной деятельности принимают участие обучающиеся с 1 по 4 классы.

4.2. Для осуществления проектной деятельности обучающихся определяется руководитель проекта. Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.

5. Алгоритм разработки проекта.

1 этап. Поисковый.

1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.

1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.

1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования, выдвигается гипотеза проекта.

1.4. Определение цели проекта

2 этап. Аналитический.

2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта

2.2.Анализ подобранной информации

2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального)

3 этап. Практический.

3.1.Определение рисков проекта.

3.2. Работа над проектом

4 этап. Презентационный.

4.1. Подготовка презентации

4.2. Защита (презентация проекта)

5 этап. Контрольный (самоанализ и самоконтроль).

5.1.Анализ результатов выполнения проекта.

5.2.Оценка качества выполнения проекта

6. Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

Исследовательский проект . По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

Творческий проект . Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.

Практико-ориентированный проект . Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Информационный проект . Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Рефлексивно – оценочный . Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

7. Результаты проектной деятельности

7.1.Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт:

3. Модель изделия.

4.Газета, видеофильм, статья.

9.Электронное учебное пособие.

11. Презентация (устная, компьютерная).

13. Иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся (письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчёты, фотоальбом и тд.)

8. Подведение итогов проектной деятельности

8.1. Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям :

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

(оценка сформированности познавательных учебных действий):

1.Умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения

2.Поиск и обработка информации

3.Формулировка выводов и/или обоснование и реализация/апробация принятого решения; владение логическими операциями, навыками критического мышления.

4.Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

Знание предмета и сформированность регулятивных действий

( сформированность предметных знаний и способов действий) :

1.Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания (в т.ч. владение научной терминологией) и способы действий.

2.Умение самостоятельно определять тему, планировать этапы работы

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью во времени (проявление самооценки, коррекции и самоконтроля)

4.Умение использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях

Сформированность коммуникативных действий

1.Навыки оформления проектной работы и пояснительной записки поиск и обработка информации

3.Умение представить свою работу, выразить свои мысли и выводы.

4.Владение ПК, подготовка презентации, навыки грамотного использования сети Интернет

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности в МАОУ Редькинской ОШ, порядок её организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.

1.3. Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.

1.4. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

1.5. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.

1.6.Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.

1.7.Выполнение итогового проекта обязательно для учащихся 2-7 класса по любому учебному предмету, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными. Какой проект будет выполнять обучающийся, он выбирает сам. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

1.8. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре-октябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник курирует тематику и дальнейшую разработку проектов по своему предмету, помимо этого классные руководители осуществляют должный контроль за своевременной этапностью работы учащихся над проектами и координируют и консультируют родительскую общественность (по мере необходимости).

1.9.Защита проекта является одной из обязательных составляющих общепредметных образовательных достижений.

2. Цели и задачи проектной деятельности.

2.1. Целями являются:

2.1.1. Продемонстрировать учащимися способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

2.1.2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.

2.1.3. Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

2.1.4. Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

2.1.5. Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

2.2 Задачами являются:

2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

2.2.3. Формирование и развитие навыков публичного выступления.

2.2.4.Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

2.2.5. Формирование проектных умений и навыков:

- навыков сбора и обработки информации;

2.2.6. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление, составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

2.2.7. Формирование ключевых компетентностей учащихся:

социальной компетентности – способности действовать в социуме с учётом позиций других людей;
коммуникативной компетентности – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
предметной компетентности – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
организаторской компетентности – способности освоения управленческой позиции;
исследовательской компетентности – способности собирать, анализировать и презентовать материал.

3. Содержание проектной деятельности.

Проектная деятельность является обязательной составляющей образовательного процесса школы.

3.1. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС второго поколения со 2 класса.

3.2. Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного научного уровня.

3.3.Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.

3.4. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники в том числе и Internet-ресурсы.

3.5. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

3.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, закреплённый за каждым учеником (Приложение 1).

3.7.При выполнении учебно-исследовательских проектов каждый руководитель осуществляет систематический контроль за деятельностью ученика, осуществляет помощь при постановке цели, задачи, гипотезы проекта, при планировании учебно-исследовательской деятельности, согласно плану (Приложение 2). Руководителем проекта отслеживается входной (сентябрь-октябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (февраль) уровень работы учащегося над проектом.

3.8. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о работе над проектом.

3.9.Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.

3.10. Проект может быть групповым или индивидуальным.

3.11.Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

3.12. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год проходит в октябре (информация представляется на сайте школы);

3.13. К концу сентября - началу октября должен произойти выбор тем для проектирования и утверждение тем не позднее 16 октября. Изменение темы проекта обучающимися допускается по согласованию с курирующим проектную деятельность, в основном разрешается только корректировка названия темы или переход из одной проектной группы в другую в течение месяца.

3.15. К 20 декабря руководители проектов отчитываются (письменный отчет) перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения (Приложение 3).

3.16. Этапы работы над проектом:

поиск темы, определение типологии проекта, согласование с руководителем календарного плана работы над проектом, заявление темы, определение участников проекта;

работа над проектом, оформление письменного отчета;

публичная защита проекта.

3.17. Проектные задания должны быть четко сформулированы. Цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий: от целей к продукту деятельности.

3.18. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) любой материальный объект (макет, костюм, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра; коллекция; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; сравнительно- сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия;

г) иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.

3.19. Первоначально учащиеся защищают свои проекты на уровне класса.

3.20. Не позднее, чем за две недели до защиты, проектно-исследовательская работа предоставляется руководителю проекта. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

исследовательская или проектная работа (правила оформления работы описаны в Приложении 4);

выносимый на защиту продукт проектной деятельности (Приложение 5);

тезисы доклада (рекомендации к написанию тезисов доклада представлены в Приложении 6);

компьютерная презентация, сопровождающая доклад (компакт-диск должен быть подписан: фамилия и имя автора, тема, ОУ, год) (Приложение 7)

3.21.На каждый проект руководитель с учащимися оформляет проектную папку (Приложение 8) .

3.22. Один раз в год, в установленный период (февраль-март), проводится защита проектов, на которой учащиеся презентуют работы, (лучшие могут быть доработаны и рекомендованы на защиту на муниципальном и др.уровнях).

3.23. Оценка презентации и защиты проекта происходит по различным критериям (Приложение 9):

-презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности;

-защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта (приложение 10).

3.24.Учащиеся, имеющие медицинские показания или заключения МППК, пишут проекты в упрощенной (элементарной форме), которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем.

3.25.Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

13. Функциональные обязанности участников проектной деятельности.

13.1. Функции администрации школы включают:

разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ;

определение графика проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;

осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности;

осуществление общего контроля за проектной деятельностью;

определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность;

согласование примерного перечня тем проектных работ;

координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;

13.2. Учителя – руководители проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:

проведение консультаций с участниками проектов;

руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования;

осуществление методической поддержки проектной деятельности;

планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;

поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;

координация внутригрупповой работы учащихся;

- информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;

- организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;

- контроль за внешкольной проектной деятельностью;

- подготовка к общешкольной конференции.

13.3. Функции библиотекаря школы:

- ресурсное обеспечение проектов;

- планирование работы библиотеки с учетом проектов по работе с различными источниками информации;

- предоставление участникам проектов возможностей видео- и медиатеки.

- диагностика затруднений при выполнении проектов;

- проведение консультаций по запросам обучающихся, педагогов;

14. Поощрение участников проектной деятельности.

14.1.Авторы и руководители проектных работ, представленных на научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1,2,3 степени, дипломами участников.

Читайте также: