Положение о курсах внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

1.1. Положение о внеурочной деятельности обучающихся 1–11 классов разработано в со­ответствии:

1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа основного общего об­разования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ), в т. ч. через вне­урочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную в первую очередь на достижение обучающимися 1 – 11 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе кото­рой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чув­ствовать, принимать решения и др.

1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах должно:

1.3.1. Учитывать достижения мировой культуры.

  • российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
  • содержанию основного общего образования;
  • современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный под­ход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обуче­ния, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ про­дуктов деятельности обучающихся);

1.3.3. Быть направленным:

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и тради­циям (включая региональные социально-культурные особенности);
  • профилактику асоциального поведения обучающихся;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения твор­ческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  • обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного раз­вития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

1.4. Внеурочная деятельность обучающихся в 1–11 классах организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное) в таких формах, как: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследова­ния, общественно полезные практики и др.

2. Организация внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность в основной школе осуществляется через:

  • • учебный план ОУ, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • • дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);
  • • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • • деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
  • • деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

2.2. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники ОУ. Координирующая роль принадлежит заместителю директора по воспитательной работе и классному руководителю, которые взаимодействуют с другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.

2.3. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно (исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ и ресурсов дополнительного образования детей).

ОУ создает условия для активного участия обучающихся во внеурочной деятельности по всем направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное).

2.5. Финансирование внеурочной деятельности, реализуемой учителями-предметниками основной школы в форме дополнительных образователь­ных модулей и спецкурсов, работы школьного научного общества, а также дополнительных образо­вательных программ ОУ, осуществляется из тарификации или в виде доплат за счет стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ.

Внеурочная деятельность, осуществляемая учреждением дополнительного образования детей, финансируется за счет бюджета этого учреждения.

2.6. Внеурочная деятельность организуется на основании программ, рекомендованных Минобрнауки России или Департаментом образования Псковской области.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании внешней рецензии.

2.7. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учеб­ного года.

2.8. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

2.9. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут ис­пользоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивный залы, библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.

2.10. Образовательным учреждением для развития потенциала одаренных детей и детей с огра­ниченными возможностями здоровья могут быть разработаны, на основании заявления родителей (законных представителей), индивидуальные планы внеурочной деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекоменда­циями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

2.11. Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме – от 10 чел.

3. Требования к программам внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика курса
  • Личностные и метапредметные результаты освоения курса
  • Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • Содержание курса внеурочной деятельности
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.

На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:

  • наименование ОУ;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы внеурочной деятельности;
  • направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу;
  • возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;
  • срок реализации;
  • Ф. И. О., должность автора (авторов);
  • год разработки.

В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах не­обходимо раскрыть следующие вопросы:

  • актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности - ори­ентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности младших школь­ников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
  • цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать требовани­ям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;
  • формы и режим занятий;

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (по­знавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компе­тенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:

  • специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта (открытию социально-культурного знания);
  • опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);
  • опыт презентации индивидуального продукта.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязатель­ное количество таких сертификационных испытаний не должно быть больше четырех за учебный год.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выстав­ки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень ведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому направлению внеурочной дея­тельности за учебный год должно пройти не менее четырех мероприятий на уровне ОУ.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать пере­чень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды и формы организации занятий.

Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможно описание организации деятельности учащихся по формированию УУД. (В календарно-тематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, должны быть указаны: название и форма мероприятия, сроки проведения, видов деятельности обучающихся, ре­сурсы и предполагаемый результат).

В разделе "Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса" указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.)

Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы можно поместить краткие методические рекомендации по организации и проведению игр, бесед, походов, экс­курсий, конкурсов, конференций, лабораторных и практических работ, по постановке экспери­ментов или опытов и т. п.; дидактический и лекционный материал, методики исследовательских работ, тематика опытни­ческой или исследовательской работы и т. п.

4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

4.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
  • оценку эффективности деятельности ОУ.

4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

В нашей школе внеурочная деятельность организована согласно общепринятому положению об организации внеурочной деятельности учащихся.Думаю,что этот подход снимает многочисленные вопросы родителей по данной теме и решает многие аспекты в организации образовательного процесса.

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации внеурочной деятельности учащихся

МОУ Гжельской средней общеобразовательной школы с изучением предметов художественно-эстетического цикла

1.Общие положения.

1.1.Настоящее положение определяет формы и принципы организации внеурочной деятельности учащихся МОУ Гжельской средней общеобразовательной школы с изучением предметов художественно-эстетического цикла в условиях реализации ФГОС НОО , ООО,СОО.

1.2.Настоящее положение разработано на основе следующих нормативных документов:

1.3. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-9, 10-11 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного, среднего общего образования.

2.Внеурочная деятельность: цели, формы организации.

2.1.Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

2.2.Участие обучающихся во внеурочной деятельности по реализуемым основным образовательным программам является обязательным.

ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;

- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.

2.3.Объем часов внеурочной деятельности определяется и утверждается МОУ Гжельской средней школой с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей школы.

2.4. Школа осуществляет ознакомление всех участников образовательных отношений с образовательной программой, в т.ч. учебным планом и планом внеурочной деятельности. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за соблюдение установленных школой требований к организации образовательного процесса, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС.

2.5. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает:

план внеурочной деятельности;

режим и расписание занятий внеурочной деятельности;

рабочие программы курсов внеурочной деятельности;

2.6 Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

2.7. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.

2.8. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

2.9.Рабочая программа отдельных курсов внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на основании примерных программ или самостоятельно в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла.

2.10. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

2.11. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

2.12..Внеурочная деятельность может быть реализована в сетевой форме.

2.13. В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

2.14. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

2.15. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

2.16. В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т.ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации проектной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии.

2.17. Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

2.18. Школа предоставляет обучающимся реализацию академического права на зачет результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В случае если обучающийся осваивает учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практику, дополнительные образовательные программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной деятельности в образовательной организации по соответствующему направлению внеурочной деятельности. (При предоставлении справки из учебного заведения, и заявления на имя директора родителя (законного представителя).

2.19.Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Даты и темы проведенных занятий вносятся в электронный журнал (Школьный портал) в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.

2.20. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися, родителями (законными представителями) производится во втором полугодии на основе анкетирования.

2.21. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.

2.22. Во время каникул внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения может продолжаться (если это предусмотрено общеобразовательными дополнительными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п.

2.23. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.

2.24. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса, осуществляется классным руководителем.

2.25.С целью организации внеурочной деятельности администрация может привлекать педагогов учреждений дополнительного образования для организации работы объединений творческого направления. Сотрудничество осуществляется в рамках договора о сотрудничестве.

3. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

3.1. Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности школа использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как "портфолио" (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме ("цифровое портфолио").

3.2. Формы проведения учета (аттестации) определяются самим педагогом таким образом, чтобы они соответствовали планируемым результатам освоения программы внеурочной деятельности.

В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения, собеседование и т.д.

3.3.Аттестация проводится 1 раз в четверть.

_________ Новиков В.М.

Приказ № 210-од от 30.08.2016 г.

Положение
об организации внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО

Настоящее положение разработано в соответствии с:

1.1. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность для обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Внеурочная деятельность организуется с обучающимися в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)

1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в достижении ожидаемых образовательных результатов обучающихся школы в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования общеобразовательного учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, ореинтируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек;

— воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .

  1. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:
— по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

— по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

— в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

3.2. Виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования школы.

3.3. Содержание внеурочной деятельности должно обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования школы.

  1. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность организуется в период после уроков, в каникулярное время.

4.2. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять не более 10 часов в неделю.

4.3. Внеурочная деятельность может быть организована на базе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями школы, педагогами учреждений дополнительного образования, привлеченными специалистами.

4.5. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе содержания внеурочной деятельности.

4.6. Организация внеурочной деятельности осуществляется через реализацию программ дополнительного образования детей и реализацию программ внеурочной деятельности.

4.7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

4.8. Педагоги, реализующие внеурочную деятельность, ведут журналы учета по своим объединениям, фиксируя тематику занятий и посещаемость занятий обучающимися. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

  1. Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности школьников

5.1. Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
— комплексные;
— тематические;
— ориентированные на достижение результатов определенного уровня;
— по конкретным видам внеурочной деятельности;
— индивидуальные.

5.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных результатов различных уровней.

5.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников определяются по трем уровням:

— первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

— второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

— третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

5.6. В структуру программы внеурочной деятельности входят:

— пояснительная записка (Приложение 1)

— результаты освоения курса внеурочной деятельности;

— содержание деятельности курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

5.7. Программа внеурочной деятельности школьников согласуется заместителем директора по УВР

5.8. Утверждение программы внеурочной деятельности школьников осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа.

5.9. Контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.1. Администрация школы:

— организует процесс разработки, утверждения программы внеурочной деятельности, контроль выполнения программ внеурочной деятельности, контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

— контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.2. Классные руководители:

— в своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя;

— осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеуроной деятельности.

7.3. Преподаватели внеурочной деятельности:

— деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, локаольными актами школы, должностными инструкциями.

7.4. Родители (законные представители) учащихся:

— несут ответсвенность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

7.5. Срок действия настоящего положения – до внесения соответствующих изменений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлено положение о внеурочной деятельности.

Изучение Положения о внеурочной деятельности.

Блок 1. Целевые ориентиры внеурочной деятельности в МАОУ СОШ

1. Что является целью организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ?

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Блок 2. Документы, определяющие содержание образования внеурочной деятельности

2. Какие типы программ определяют содержание образования внеурочной деятельности?

Виды программ, используемые в школе:

 типовые, рекомендованные Министерством образования;

 типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;

 собственные (авторские), разработанные руководителями

3. Какие программы должны быть обязательно у педагога, ведущего внеурочную работу?

В документацию руководителя кружка, секции, клуба, факультатива и др. входят:

 журнал учета работы установленного образца;

 программа работы с календарно-тематическим планированием. Без программы, тематического (календарного) планирования руководитель группы к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Блок 3. Организация внеурочной деятельности

4. Кто является руководителем внеурочной деятельности в школе?

Организация внеурочной деятельности может осуществляться как учителями школы, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений дополнительного образования.

5. Нужно ли документально закреплять выбор образовательной области и образовательных программ внеурочной деятельности обучающимися?

6. Какие требования предъявляются к составлению расписания?

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляться
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание
утверждается директором школы образовательного учреждения.

7. На какой срок происходит зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности?

Учебный год в кружках, секциях, факультативах, курсах, клубах и др. начинается с 1-15 сентября и заканчивается к 25 мая. Объём внеурочной деятельности не более 10 часов в неделю до 1350 часов на уровне НОО; до 1750 часов на уровне ООО; до 700 часов на уровне СОО.

8. Кто ведет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью?

Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и по ВР.

Заместитель директора по УВР и ВР проверяют проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала учета работы руководителя группы, учёт посещаемости согласно плану ВШК.

9. С какой целью используется отдельный журнал по внеурочной деятельности?

Основная цель ведения журнала –учет проведенных занятий внеурочной деятельности, учет посещаемости занятий обучающимися.

10. Чем определяется списочный состав детских объединений внеурочной деятельности в школе?

Количество учащихся в группах – от 12 до 25. Продолжительность занятий по внеурочной деятельности устанавливается исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:

 для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);

– до 1, 5 часов с 15-минутным перерывом;

 для учащихся 11-13 лет – до 1,5 часов без перерыва.

11. Какие требования необходимо учитывать при использовании педагогом разных форм внеурочной деятельности?

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности в школе предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 5 и более направлениям развития личности:

Блок 4. Права обучающихся при посещении внеурочной деятельности

12. Имеет ли право обучающийся заниматься в объединениях разной направленности?

Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях и имеет право заниматься в объединениях разной направленности.

13. Имеет ли право обучающийся изменять направление обучения, связанного с внеурочной деятельностью?

Каждый обучающийся имеет право изменять направление обучения.

Блок 5. Права педагогов при организации внеурочной деятельности

14. Может ли педагог сам определять содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения?

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д. Группы, кружки, секции и клубы формируются согласно пожеланиям учащихся и могут быть одновозрастными или разновозрастными.

15. Может ли педагог в своей работе использовать примерные программы, рекомендованные Минобрнауки РФ?

Читайте также: