Положена ли материальная помощь в декрете в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Материальная помощь сотруднице в декрете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Материальная помощь сотруднице в декрете

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Типовая ситуация: Материальная помощь: оформление, учет, налоги
(Издательство "Главная книга", 2022) Материальную помощь можно выплатить по любому основанию, но только для некоторых ее видов предусмотрены налоговые льготы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Матпомощь и средний заработок
("Расчет", 2019, N 5-6) Что касается материальной помощи, которую выплачивает компания сотруднику при рождении ребенка, ее выплату нельзя распределять на длительный период. Нужно выплатить сразу, то есть единовременно. В крайнем случае, если компания хочет помочь сотруднику, но не имеет свободных средств, выплатить матпомощь можно частями, но не позднее первого года с момента ухода сотрудницы в декретный отпуск.

Работаю в Управлении соцполитики Свердловской области с 2004 года. Сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. В августе 2016 года у нас сгорели надворные постройки, пострадало имущество. Обратилась к своему начальнику с просьбой об оказании мне материальной помощи в связи с пожаром. Мне ответили, что приказом начальника Управления было утверждено Положение об оплате труда, где четко сказано, что материальная помощь не выплачивается тем, кто находится в отпуске по уходу за ребенком. Хотя в Положении Министерства соцполитики Свердловской области говорится, что начальникам управлений, а также сотрудникам министерства материальная помощь при нахождении в таком отпуске оказывается. В других управлениях нашей области тоже. Получается, это дискриминация моих прав, прав женщины, которая вынуждена находиться дома с ребенком (третьим в семье). Как мне поступить в данной ситуации?

В вашей ситуации есть основания для вывода о наличии дискриминации.

К дополнительным выплатам относится в том числе материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 6 ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

В силу ч. 8 ст. 50 Закона № 79-ФЗ порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ (п. 2 ст. 1 Закона № 79-ФЗ).

Как указано в ч. 2 ст. 3 Закона № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Из п. 6 ст. 39 Закона о гражданской службе следует, что к ежемесячным и иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания государственного гражданского служащего Свердловской области, исполнение которым должностных обязанностей не связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, за исключением ежемесячных и иных дополнительных выплат, составляющих денежное содержание государственного гражданского служащего Свердловской области, в служебном контракте которого установлен особый порядок оплаты труда, относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе РФ;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Свердловской области;

3) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

4) ежемесячное денежное поощрение;

5) единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении государственному гражданскому служащему Свердловской области ежегодного оплачиваемого отпуска;

6) материальная помощь.

В силу п. 7 ст. 39 Закона о гражданской службе материальная помощь государственному гражданскому служащему Свердловской области предоставляется в порядке, установленном представителем нанимателя государственных гражданских служащих Свердловской области. Размер материальной помощи не должен превышать максимальный размер материальной помощи, установленный нормативными правовыми актами, принимаемыми Губернатором Свердловской области.

Статьями 6, 8 Закона о гражданской службе определено, что нанимателем государственных гражданских служащих Свердловской области является Свердловская область, а в качестве представителей нанимателя государственных гражданских служащих Свердловской области выступают, в частности, руководители областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области – в отношениях, связанных с осуществлением государственной гражданской службы Свердловской области в целях обеспечения исполнения полномочий возглавляемых ими областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Представитель нанимателя государственных гражданских служащих Свердловской области осуществляет полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Согласно п. 1, 4 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП, Министерство социальной политики Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области и осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области – управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 № 1164-ПП утверждены Положения о территориальных отраслевых исполнительных органах государственной власти Свердловской области – управлениях социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.

Например, в п. 16-17 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому и Таборинскому районам указано, что Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Свердловской области по представлению Председателя Правительства Свердловской области. Начальник Управления:

руководит на принципах единоначалия деятельностью Управления;

утверждает положения о структурных подразделениях Управления;

осуществляет формирование кадрового состава гражданской службы в Управлении, подбор и расстановку кадров;

организует работу и осуществляет меры по реализации в Управлении федерального и областного законодательства по вопросам организации и прохождения государственной гражданской службы, правового положения гражданских служащих;

осуществляет полномочия представителя нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Свердловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области в Управлении, в том числе заключает, изменяет, расторгает служебные контракты, распределяет обязанности, утверждает должностные регламенты, принимает решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;

осуществляет полномочия работодателя в отношении работников Управления, не являющихся государственными гражданскими служащими Свердловской области, в том числе заключает, изменяет, расторгает трудовые договоры, утверждает должностные инструкции, принимает решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;

издает в пределах своей компетенции приказы.

Таким образом, начальник управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области как представитель нанимателя уполномочен устанавливать порядок предоставления материальной помощи государственным служащим и работникам управления.

Стоит отметить, что приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 05.10.2015 № 567 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Свердловской области, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи государственным гражданским служащим Свердловской области, замещающим должности руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области - управлений социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее – Положение).

Как следует из п. 2 Положения, выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Свердловской области, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи государственному служащему осуществляется в пределах фонда оплаты труда Управления, установленного на текущий финансовый год законом Свердловской области об областном бюджете.

Решение о выплате единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи принимается Министром социальной политики Свердловской области и оформляется приказом Министерства социальной политики Свердловской области (п. 5 Положения).

В п. 34 Положения указано, что в целях обеспечения социальной защищенности государственных служащих и при наличии экономии фонда оплаты труда государственному служащему на основании личного заявления может выплачиваться материальная помощь в размере до одного должностного оклада в расчете на год в следующих случаях:

1) смерть близких родственников (родители, супруги, дети, а также родители, дети супругов и супруги детей, иные члены семьи, совместно проживающие с ним и находящиеся на иждивении государственного служащего) - на основании свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство;

2) рождение ребенка (детей) - на основании свидетельства о рождении;

3) заключение брака - на основании свидетельства о заключении брака;

4) утрата или повреждение имущества в результате стихийного бедствия, пожара, кражи, аварий систем водоснабжения, отопления и других чрезвычайных обстоятельств - на основании подтверждающих документов;

5) необходимость лечения, восстановления после длительной болезни - на основании подтверждающих документов;

6) иная трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность государственного служащего, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью) - на основании подтверждающих документов.

Как видно из Положения, материальная помощь начальникам управлений может выплачиваться в случае утраты или повреждения имущества. В Положении не содержится оснований для отказа в выплате материальной помощи, в том числе по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона № 79-ФЗ одним из принципов гражданской службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров (ст. 69 Закона. № 79-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 70 Закона № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

Согласно ч. 15 ст. 70 Закона № 79-ФЗ непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом (ч. 17 ст. 70 Закона № 79-ФЗ).

До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, не принят. Между тем само по себе отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судом служебных споров не означает, что государственные гражданские служащие лишены судебной защиты своих прав.

Такая защита осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом.

В силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Таким образом, если вы считаете, что подверглись дискриминации, можете обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда (взыскании материальной помощи) и компенсации морального вреда.

Исковое заявление по вашему усмотрению подается в районный суд по месту нахождения ответчика - управления социальной политики (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ) или по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ) не позднее трех месяцев со дня, когда вы узнали об отказе в выплате материальной помощи.

Государственная пошлина при подаче искового заявления не подлежит уплате (пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Однако прежде чем выбирать тот или иной способ защиты, адвокату следует для начала непосредственно ознакомиться с актами, регулирующими порядок предоставления материальной помощи в вашем управлении (вполне возможно, что в приказе управления не все так однозначно, как вам описали).

Для многих семей или одиноких родителей материальная помощь при рождении ребенка в 2021 году послужит хорошим финансовым подспорьем, чтобы крепче стоять на ногах. Рассмотрим, как она должна быть оформлена, отражена в бухучете и какие есть нюансы по НДФЛ и страховым взносам.

Появление на свет малыша в большей части российских семей требует мобилизации всех финансовых средств. На помощь родителям с грудными детьми приходят государственные социальные программы. Они способствуют некоторой нормализации бюджета семей с новорожденными. При этом есть несколько видов денежных выплат при рождении малыша, которые также можно назвать материальной помощью.

Какая материальная помощь при рождении ребенка в 2021 году ожидает родителей в России? Для лучшей ориентации в многообразии выплат можно разделить их на:

К первым относят все виды помощи, которые мать ребенка получит от государства. Ко вторым – от предприятия, где она трудится.

Следующее различие заключено в типе выплат. Они могут быть:

  • разовыми (получают единожды после родов);
  • ежемесячными (выплачивают до достижения ребенком возраста полутора или же 3х лет.

Еще одно отличие пособий в том, что они могут быть:

  • федеральными (положены всем российским роженицам и идут из общегосударственного бюджета);
  • региональные (выдают субъекты РФ).

Регионы выплачивают пособия при рождении ребенка из своей казны. Они сами оговаривают условия для получения таких пособий. Например, при условии нуждаемости семей в таких деньгах.

Самый весомый вид государственной материальной помощи на сегодня – это материнский капитал. Сертификаты на него выдают по всей стране при рождении 2-го и последующих детей. Основная цель данной меры – стимулирование рождаемости в российских семьях.

sertifikat_na_materinskij_kapital

Что положено от государства

Беременная сотрудница уходит в дородовый отпуск уже на 30-й недели своего интересного положения. Ей выдают больничный лист.

Первая выплата, которую может получить будущая мама, – это пособие за раннюю постановку на учет в женской консультации. Для этого необходимо впервые появиться в срок до 12-ти недель. С 1 февраля 2021 года единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в размере 655 рублей 49 копеек.

При хорошем течении беременности и нормальных родах листок временной нетрудоспособности ей положен на 2 месяца до родов и на три месяца после. А при возникновении осложнений во время родовых манипуляций больничный лист выдают на большее количество дней.

После выписки из роддома женщина подает документы для получения разового пособия. Причем вышеуказанный вид материальной помощи при рождении ребенка в 2021 году положен роженице независимо от ее статуса: работает, учится или является безработной.

С 1 января 2021 года разовая выплата при рождении малыша составляет примерно 17 479 рублей 73 копеек.

Чтобы получить рассматриваемое пособие, необходимо подать такие документы:

  • заявление матери или отца на получение материальной помощи;
  • оригинал справки от второго родителя, который не получал данную выплату;
  • оригинал справки из ЗАГСа;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорта обоих родителей.

Имейте в виду: последние две позиции предъявляют в оригиналах, но сдают копии этих документов.

posobiya_po_materinstvu

Чего ждать от работодателя

Женщина также может рассчитывать и на помощь от своего предприятия. Хотя здесь на всё – воля руководства. При подаче соответствующего заявления следует помнить: работодатель не обязан ее оказывать. Хотя иногда подобные выплаты упомянуты в коллективном договоре.

В обязательном порядке материальная помощь от работодателя при рождении ребенка зачастую положена военнослужащим и некоторым категориям государственных служащих. Далее показан образец заявления на финансовую помощь при рождении ребенка в 2021 году. Особых требований к нему закон не предъявляет.


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Копию документа из ЗАГС прилагаю.

Налоги и взносы

Чтобы не платить подоходный налог, по закону данный вид помощи не должен быть более 50 тысяч рублей (п. 7 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, с материальной помощи при рождении ребенка в 2021 году удержание налога не происходит, если:

  1. она была не более 50 000 рублей;
  2. получена родителем до достижения ребенком возраста 1 года.

Имейте в виду: абсолютно аналогичные правила действуют в отношении страховых взносов (подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Проводки

Когда выдают материальную помощь при рождении ребенка, проводки могут разниться в зависимости от того, из каких источников она идет.

Когда на эти цели направлена нераспределенная прибыль прошлых лет, то проводка такая:

А вот проводка, когда на оказание помощи идет прибыль текущего года:

Дт 91-2 – Кт 73 (76) В этом случае разрешения учредителей, участников, акционеров не нужно. Решить, выделять ли деньги на такие добрые дела, может сам руководитель. При положительном решении он просто издает приказ.

Сама выдача матпомощи должна быть отражена таким образом:

Дт 73 (76) – Кт 50 (51) Как видно, женщина в любом случае вправе рассчитывать на материальную помощь при рождении ребенка в 2021 году. Главное – не отчаиваться и поддерживать доброжелательные отношения с руководством.


Законодательством не установлено ограничений в части выплаты сотрудникам материальной помощи в период их отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.

Таким образом, основанием для выплаты сотруднику материальной помощи в период его отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является рапорт сотрудника и решение руководителя об оказании материальной помощи за соответствующий год.

Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему на основании приказа руководителя в декабре текущего года.

Читайте также: