Политика как общественное явление и область исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политика - это форма взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельностью властвования, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью средств политической власти и политико-властных структур.

Политика связана с организационно-управленческой деятельностью в обществе. Т.е. ее содержание связано с управлением делами общества с помощью средств политической власти.

Управление обществом - это целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе закономерностей ее развития.

Политическое управление или руководство - это выработка стратегических научно обоснованных решений, затрагивающих интересы общества и больших социальных групп в различных сферах жизни общества.

Субъекты политики делятся на 2 группы: первичные и вторичные. Первичные субъекты политики (социальные субъекты) - это объективно возникающие общности людей со своими объективными интересами (социальные общности (классы и др.), социально-демографические (молодежь, женщины и др.), этническая (нации и др.), территориальные общности, профессиональные группы, возрастные группы и т.д.).

Вторичные субъекты политики (институциональные субъекты) - это созданные для политической деятельности структуры (государство, партии, общественные организации и движения). Она создается первичными субъектами и определяется ими в своих основных параметрах.

Объекты политики - все сферы и стороны жизни общества, воздействие на которые со стороны политики определяется законом (семейные отношения и т.д.).

Структура политики, выделение ее структурных составляющих может осуществляться по разным основаниям. Например, по субъекту: президентская, парламентская, правительственная политика; по способам осуществления: репрессивная и нерепрессивная и т.д. Оптимальным представляется различать структурные составляющие по объектам, т.е. по сферам жизни общества, на которые направлена политика. И в этом случае структура политики включает в себя: экономическую, социальную, национальную политику, политику в сфере управления и властных отношений, политику в духовной сфере.

1) выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

2) рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

3) распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

4) управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

5) интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

6) социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.

7) Политика - теснейшим образом взаимосвязана с другими сферами и сторонами жизни общества, которые влияют на нее и в свою очередь зависят от нее. Определяющим является влияние на политику со стороны экономики и социальной сферы.

Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга

Политология как наука. Предмет, методы и функции политики

Политология - наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:

1) выявление на макро и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,

3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.

1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука и другие науки.

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Полномочия Президента РФ

1. Является главой государства.

2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Определяет основные направления внутренней политики и внешнеполитический курс страны.

4. Принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

5. Обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

6. Представляет интересы Российской Федерации на внешнеполитической арене. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Полномочия Правительства РФ

1. Разрабатывает проект федерального бюджета, обеспечивает его исполнение.

2. Обеспечивает проведение единой государственной политики страны в области науки, образования, социального обеспечения, экологии и т. д.

3. Обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики.

4. Управляет федеральной собственностью.

5. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан РФ.

6. Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику страны.

Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Идеологический компонент

Политические знания - Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

Политические ценности - Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость)

Политические убеждения - Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):

· демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности;

· тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства

Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.

Политика как социальное явление. Структура и функции политики.

Политика - это форма взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельностью властвования, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью средств политической власти и политико-властных структур.

Политика связана с организационно-управленческой деятельностью в обществе. Т.е. ее содержание связано с управлением делами общества с помощью средств политической власти.

Управление обществом - это целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе закономерностей ее развития.

Политическое управление или руководство - это выработка стратегических научно обоснованных решений, затрагивающих интересы общества и больших социальных групп в различных сферах жизни общества.

Субъекты политики делятся на 2 группы: первичные и вторичные. Первичные субъекты политики (социальные субъекты) - это объективно возникающие общности людей со своими объективными интересами (социальные общности (классы и др.), социально-демографические (молодежь, женщины и др.), этническая (нации и др.), территориальные общности, профессиональные группы, возрастные группы и т.д.).

Вторичные субъекты политики (институциональные субъекты) - это созданные для политической деятельности структуры (государство, партии, общественные организации и движения). Она создается первичными субъектами и определяется ими в своих основных параметрах.

Объекты политики - все сферы и стороны жизни общества, воздействие на которые со стороны политики определяется законом (семейные отношения и т.д.).

Структура политики, выделение ее структурных составляющих может осуществляться по разным основаниям. Например, по субъекту: президентская, парламентская, правительственная политика; по способам осуществления: репрессивная и нерепрессивная и т.д. Оптимальным представляется различать структурные составляющие по объектам, т.е. по сферам жизни общества, на которые направлена политика. И в этом случае структура политики включает в себя: экономическую, социальную, национальную политику, политику в сфере управления и властных отношений, политику в духовной сфере.

1) выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

2) рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

3) распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

4) управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

5) интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

6) социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.

7) Политика - теснейшим образом взаимосвязана с другими сферами и сторонами жизни общества, которые влияют на нее и в свою очередь зависят от нее. Определяющим является влияние на политику со стороны экономики и социальной сферы.

Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга

3 подхода к пониманию политики:

Политика – это сфера деятельности государства;

Второй из современных подходов связан с марксистской традицией. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали политику не столько как сферу деятельности государства, сколько как область взаимодействия между классами по поводу государственной власти.

связанный с веберианской традицией. Немецкий историк и социолог Макс Вебер понимал политику как область отношений между социальными группами по поводу власти. В веберианском подходе, в отличие от марксистского(партии, профсоюзы, сми)

Политике как общественному явлению присущи следующие признаки:

1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.

2. Политика всегда есть там, где есть столкновение, конфликт, борьба социальных интересов, т.е. интересов больших социальных групп.

3. Политика всегда есть там, где действует противоположная тенденция – на интеграцию социальных интересов, на консолидацию существующих социальных групп.

4. Политика всегда есть там, где есть государственные и общественные органы, которые занимаются регулированием социальных отношений, т.е. отношений между большими социальными группами.

В свете сказанного политику можно определить следующим образом. Политика– это такая сфера социальной жизни людей, которая связана с деятельностью государственных и общественных органов по регулированию отношений между большими человеческими общностями в целях достижения определенных общественно значимых результатов.

Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что

1) все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.;

2) они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.

Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом. Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Как сложное общественное явление, политика имеет внутреннюю структуру. В качестве ее важнейших элементов выделяют:

Политические отношения– это устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и с институтами власти.

Политическое сознание– это отражение в чувствах, эмоциях, убеждениях общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей явлений и процессов политической жизни.

Политическая система– это совокупность учреждений и институтов, осуществляющих в единстве и взаимодействии власть и управление обществом.

Внутренними элементамиполитической системы (и тем самым основными политическими институтами) являются:

— государство (единственный чисто политический по своей природе институт);

— политические партии (имеющие, в отличие от государства, двойственную природу – политическую и социальную одновременно);

— общественные движения и самодеятельные объединения, либо действующие в сфере политики, либо в том случае, когда их деятельность направлена в адрес государственных органов и тем самым приобретает политический характер.

Политику принято классифицировать по различным основаниям. В зависимости от основания классификации выделяют следующие виды политики:

— по направлениям: внутреннюю и внешнюю;

— по сферам жизни: экономическую, социальную, национальную, демографическую, культурную и т.д.;

— по масштабам: глобальную, международную, региональную;

— по ее носителям: государственную, партийную, военную и т.д.;

— по значимости для общества: прогрессивную и реакционную.

Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

Обычно выделяют первичные и вторичные субъекты политики.

Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально значимых интересов.

Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп (государственные органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).

1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества.

2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога.

3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом.

4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

5. Политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей которой являлось сохранение внутренней целостности.

Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.

Политика:

во-первых, выступала как средство, обесценившее потенциал силовых средств сплочения общества;

во-вторых, позиционировала властный ресурс населения, его право на участие в решении общеколлективных вопросов.

С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д.

В эпоху Античности появилось представление:

1) о политике как:

¡ коллегиальном принятии решений;

¡ участии всех граждан в жизни полиса;

2) о политиках как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.

В то же время на Востоке, например, в Персии, политика понимается как:

1. власть, данная богом и передаваемая по наследству;

2. как деяния правителя, проявляющиеся через:

¡ завоевание сопредельных стран;

¡ увеличение собственной территории и военной мощи;

¡ строительство новых крепостей и дворцов, основание городов и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными;

¡ выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.

В Средневековье в связи с господством христианской догматики под политикой понимали в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов.

Приблизительно так же понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама и укрепление халифата.

В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли.

Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.).

Политика стала рассматриваться не только через деяния правителей, в первую очередь, связанных с войной, а политика – это:

¡ деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, основание государств и городов;

¡ не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил.

Политика стала показателем свершившегося исторического акта, когда правящая элита стала вынуждена обращаться к населению не столько для сохранения своего положения, сколько для повышения эффективности управления обществом.

Это показало новые возможности власти, основанной на авторитете правителей и гражданской лояльности и солидарности.

Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.

В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Эти представления включали политику:

¡ аристократическую и охлократическую;

¡ олигархическую и демократическую;

¡ тираническую и деспотическую;

¡ республиканскую и имперскую;

¡ справедливую и несправедливую;

¡ внутреннюю и внешнюю;

¡ светскую и религиозную;

¡ мирную и военную;

¡ элитарную и народную;

¡ личностей и политику масс.

В истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

¡ философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов должна была соответствовать этой идее;

¡ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

1.2. Современные представления о политике


Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.

На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.

Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.

Области политики:

¡ государственная (официальная) политика;

¡ политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Особенности публичной политики:

¡ ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации;

¡ в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества;

¡ к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах;

¡ публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

Представления современных политологов о сущности политического:

¡ принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);

¡ распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);

¡ завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);

¡ властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);

¡ процесс управления обществом (А.Ранни);

¡ процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);

¡ искусство государственного управления (Э.Хейвуд).

В современной политической теории существует много определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

¡ социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;

¡ стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека;

¡ этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;

¡ субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;

¡ институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть;

¡ конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;

¡ деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

Таким образом, можно дать следующие определения политики:

¡ это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;

¡ это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;

¡ это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления;

¡ это определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, защита страны и обеспечение прав человека;

¡ это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

¡ это управление обществом.

В английском языке существуют три термина обозначающие три стороны политики:

¡ policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;

¡ роlity [ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство;

¡ роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

В англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

Парадигмы современной политики (парадигма - теория, модель, взятая в качестве образца решения задач):

¡ теологическая – рассматривает политику как явление сверхъестественного происхождения;

¡ натуралистическая – толкование политики как части природы;

¡ социоцентристская – утверждает происхождение политики как общественного явления.

Парадигмы, основанные на идеологических предпочтениях:

¡ левая парадигма политики имеет ярко выраженную социальную направленность, связанную с перераспределением произведенного продукта в целях достижения социальной справедливости;

¡ правая парадигма - предельно национальна и замкнута рамками нации: на первый план выдвигаются не социальные, а национальные проблемы;

¡ центристская парадигма политики занимает промежуточное место между двумя предыдущими.

По технологии осуществления различают два вида политики:

¡ Умеренную, выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики.

¡ Радикальную, характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.

1.3. Структура и функции политики

Современная политика многоуровнева. Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.

1. Внутренняя политика обычно подразделяется на:

¡ федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах);

¡ региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимой центральной властью данной страны;

¡ локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.

2. Внешняя политика имеет:

¡ глобальный или всемирный уровень;

¡ континентальный уровень;

¡ региональный уровень (речь идет о регионах международной политики, таких, например как Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, арабский мир, страны черной Африки и т.д.);

¡ местный или локальный уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

По сферам охвата политика может подразделяться на:

¡ экономическую, включающую такие субсферы, как финансовая, сырьевая, энергетическая, производственная, транспортная, торговая и другие виды политики в экономической сфере;

¡ социальную, включающую политику в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т.д.;

¡ культурную, которая подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная политика может подразделяться по:

¡ возрастным группам и возрастным проблемам людей - молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям.

¡ социальным группам - политика по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий;

¡ отношению к нации - национальная или этническая политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции:

¡ структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, идеалам и интересам;

¡ выражение этих идеалов и интересов через общественно-политические структуры - политические партии, лоббистские группы, общественные организации;

¡ согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

¡ разрешение конфликтов, придание их протеканию более рационального и уравновешенного характера;

¡ корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;

¡ предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т.д.;

¡ создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

¡ обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;

¡ распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

¡ управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

¡ обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

¡ политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

¡ обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

Частные функции политики формируются при взаимодействии политической сферы с другими сферами общества:

а также с субсферами:

¡ спорта, туризма, развлечений и т.д.

1.4. Свойства политики

Взаимодействуя с другими сферами и субсферами общества, политика проявляет свои характеристики, специфические черты или свойства.

1. Свойство инклюзивности, то есть способность проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, доходить до каждого члена общества.

Политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью свойства инклюзивности политика способствует участию граждан в политической жизни.

2. Свойство неравновесности.

Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих собой различные социальные идеалы и интересы. В каждый момент борьбы каждая из этих сил стремится нарушить равновесие в свою пользу. Так как силы не только разнородны, но и разнонаправлены, то равновесие постоянно колеблется. Такое колебание результирующей силы политики около положения равновесия и означает ее свойство неравновесности.

3. В современных демократиях, в которых власть периодически сменяема, политика приобрела циклический характер. Каждый политический цикл состоит из следующих периодов:

¡ предвыборная кампания, в которой политика приобретает наиболее активный и непредсказуемый характер;

¡ период выборов, подсчета голосов, составления коалиций и формирования нового правительства. Это тоже довольно бурный, но непродолжительный период политики;

¡ период реализации предвыборных программ. Наиболее длительный период, во время которого активно работают правительственные структуры, а их политические противники, СМИ, гражданское общество держат правительство и правящую коалицию под огнем критики.

4. Венчурный характер политики означает наличие у этого вида деятельности довольно больших рисков.

Политические программы обычно составляются на пределе возможных обещаний. Некоторые популистские партии предлагают обществу программы даже сверх этого предела. Но даже реалистические и сбалансированные программы полностью выполнить сложно ввиду определенной хаотичности и стихийности рыночной экономики, непредсказуемости симпатий и антипатий избирателей к тому или иному лидеру.

5. Политика имеет рациональную и иррациональную стороны.

Если рассмотреть ее по периодам цикличности, то наиболее иррациональна политика в период предвыборной кампании, наиболее рациональна политика в период реализации предвыборных программ.

Если дифференцировать ее на политику верхов и политику низов общества, то, очевидно, в верхах, особенно во властных органах, облеченных ответственностью, политика более рациональна, чем в низах общества, где есть больше возможностей для проявления политических эмоций, чувств, интуиции.

6. Политика, как и другие сферы общества и человеческой деятельности обладает пространственными свойствами, то есть связана с определенным физическим, географическим пространством.

Действительно, одна и та же политика, в одной и той же стране, но в разных ее географических регионах дает порой совершенно различные результаты. Климат, рельеф местности, наличие или отсутствие реки или моря, запросы местного населения, религиозные особенности и т.д. часто создают неповторимый политический ландшафт.

7. Временные (темпоральные) свойства политики - реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:

¡ в рамках реального времени. Здесь политические события воспринимаются как актуальные, соответствующие современным реалиям;

¡ в рамках исторического времени. В этих координатах воспринимаются только значимые политические события, которые, по мнению современников, войдут в историю;

¡ в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР.

8. Статические и динамические свойства политики.

К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабоменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.

Динамические свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов.

Основная литература:

Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005.

Политология: учеб. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М., 2004.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2005.

Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005.С.2-27.

Политика как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреч. философ Аристотель. По его определению политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Если в политич.управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деят-ти содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку

целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимод-ия свободных индивидов по вопросу реализации их частных

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономич-ой политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формир-ии задач развития и определении средств, которыми могут быть решены

поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного

человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характер-т функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано.

До тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных

индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых

интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить

общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повыш.зарплаты,сниж. налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и

социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится

очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на

Читайте также: