Полихудожественные проекты в доу

Обновлено: 05.07.2024

5 Цель программы : создание условий для активизации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств.

6 Содержание программы строится на следующих принципах : Для полихудожественного воспитания используются несколько видов искусств одновременно и в комплексе. Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально - эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Наряду с эмоционально - эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством педагог должен стремиться воспитать в ребенке способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности. Восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей ( танцевальная импровизация, подбор на детских музыкальных инструментах, пропивание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа, разными художественными средствами, речетворчество, сочинение стихов, театрализация и т. д.) Основной творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

13 метод одномоментности. Этот метод основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств и способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности. Использование данного метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке, пластике движений, мимике, жесте. метод контрастности. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда. метод " подмастерья ". Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

14 Список литературы : Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов - на - Дону : Феникс, – 202–204 с. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб, Детство - ПРЕСС, –16–19 с. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание дошкольника. – М. ВЛАДОС – 138–141 с. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, – 6 с.

Продолжительность проекта: одна неделя.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие познавательной сферы, речевое развитие.

Актуальность темы: в дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребенка (его органов чувств, двигательных навыков, пространственного мышления, воображения, способности конструировать, формирование личного отношения к окружающей действительности и др.). Часто воспитанники приносят любимые игрушки из дома, периодически возникают ситуации, когда дети ломают, разбрасывают их; на прогулке перекидывают через забор, под веранду, или просто забывают после игры, не видя в этом ничего плохого. То есть у современных детей преобладает небрежное отношение к игрушкам. Участие воспитанников в проекте позволит сформировать осознанное, бережное отношение к игрушкам.

Цель проекта: обобщение знаний детей по теме и воспитание бережного обращения с игрушками.

Задачи проекта:

• учить взаимодействовать с игрушками и друг с другом в качестве партнеров;

• активизировать и развивать речевые навыки, совершенствовать умения детей составлять рассказы – описания;

• совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

• развивать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к игрушке;

• развивать и формировать у детей социально-нравственные качества через организацию различных видов деятельности в детском саду и дома;

• развивать продуктивную деятельность детей, активизировать творческое мышление, развивать мелкую моторику;

• организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и семьи.

Предполагаемый результат:

Дети знают:

• названия игрушек, их назначение и части,

• где и из каких материалов изготавливают игрушки,

• как появились первые игрушки и их назначение,

Дети умеют:

• сравнивать и рассказывать, чем отличаются друг от друга игрушки,

• выделять составные части, форму, цвет, материал.

• составлять описательные рассказы об игрушках.

Этапы осуществления проекта:

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.

Составление тематического планирования мероприятий

Подбор дидактических игр

Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

Отгадывание загадок об игрушках.

Прогулка. Выбираем игрушки для прогулки.

Изготовление родителями пальчиковых кукол в театральный уголок

1. Приобщать детей к разнообразному миру искусства: живописи, музыки, литературному творчеству.

2. Слушать с детьми новое музыкальное произведение. Совершенствовать умение определять характер музыкального произведения, подбирая слова - определения.

3. Вспомнить характерные особенности колыбельных песен.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, музыкальное восприятие, речь, память, эмпатию.

5. Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам, чувство преданности и любви к ним, аккуратность и опрятность.

Детские игрушки: куклы, мягкие игрушки, машины, расчёски.

• Беседа о бережном отношении с игрушками.

- Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришел гость. Хотите узнать, кто? Тогда присаживайтесь и смотрите внимательно.

(Дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Кто к вам пришёл в гости?

Воспитатель: Зовут эту девочку Катенька. Нравится вам Катенька? Расскажите мне какая Катенька?

Дети: Красивая, добрая, заботливая.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Играет с куклами, укладывает кукол спать.

Воспитатель: А как вы догадались, что она укладывает их спать?

Дети: Уговаривает их, убаюкивает, поёт им колыбельную песню.

Воспитатель: А музыка вам подсказала, что делает Катенька? Какая была музыка?

Дети: Ласковая, тихая, нежная, спокойная, убаюкивающая.

Воспитатель: Как мы назовём такую музыку, под которую можно убаюкивать, укладывать спать?

Дети: Колыбельная песня.

Воспитатель: Правильно – это колыбельная песня. В колыбельной песне музыка всегда спокойная, ласковая, тихая, светлая. Ребята, а кто вам поёт колыбельные песни?

Дети: Мамы, бабушки.

Дети: Она ласково с ними разговаривает, успокаивает, не кричит на них.

Воспитатель: Катенька любит ухаживать за своими куклами? Расскажите мне, как она это делает.

Дети: Поправляет одежду, причёсывает, удобно их усаживает.

Воспитатель: Катенька бросает их на пол? Посмотрите ещё раз на них внимательно. Посмотрите, какие они опрятные, в чистых красивых платьях, волосы у них причёсаны, банты она им красивые завязала и даже бросила рисовать, чтобы уложить их спать. Катенька очень любит свои игрушки. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а сама Катенька - аккуратная девочка? Как вы думаете? Посмотрите, на ней белое платье, и она нисколько не замаралась, хоть и рисовала. И волосы причесала, и вплела голубую ленту. Нравится вам Катенька? Мне она тоже очень нравится. Ребята, а давайте мы посмотрим друг на друга. Мы с вами похожи на Катеньку? Мы с вами опрятные? Аккуратные? Давайте приведём себя и свою одежду в порядок. А девочки помогут нашим мальчикам и причешут их.

(Дети причёсываются, поправляют рубашки, брюки, платья).

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим друг на друга. А сейчас похожи мы на Катеньку? Вот теперь похожи. Мы с вами опрятные? Аккуратные? А сейчас я предлагаю пройти всем в игровой уголок и посмотреть на наши игрушки, они похожи на Катенькиных?

(Дети проходят в игровой уголок)

(Дети играли после сна и не успели убрать игрушки, поэтому игрушки разбросаны.)

(Дети приводят в порядок свои игрушки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие вы молодцы! Посмотрите, как чисто и красиво стало в игровом уголке. Все игрушки на своих местах. Вот теперь наши игрушки похожи на Катенькины. Нравится вам? Давайте же мы больше не будем обижать наши игрушки, будем за ними ухаживать, следить за их внешним видом. А самое главное, давайте будем любить наши игрушки! И сами будем опрятными и аккуратными!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю спеть нашим игрушкам колыбельную песню.

(Дети рассаживаются полукругом в игровом уголке)


Воспитатель: Какую мы с вами знаем колыбельную песню?

Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно петь колыбельные песни?

Дети: Нежно, ласково, тихо.

Воспитатель: (шёпотом) Ну вот, ребята, наши игрушки заснули. У Катеньки тоже куклы засыпают. Давайте мы их оставим в тишине, пусть наши игрушки отдыхают, а мы с вами тихонько пойдём, поиграем в настольные игры.

(Дети тихо выходят из игрового уголка, берут настольные игры и садятся за столы).

Тихо входит синий вечер

Спите, куклы – человечки,

Уложу вас всех в кроватку,

Спите, детки, сладко – сладко,

Понимаете вы сами,

Целый день вожусь я с вами,


Проектная деятельность к Дню защитника Отечества в средней группе ДОУ

Проектная деятельность к Дню защитника Отечества в средней группе ДОУ .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аверьянова Наталья Михайловна

Воспитатель

МБДОУ г. Иркутск детский сад №78, г. Иркутск

Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов с детьми старшего дошкольного возраста

Проблемы детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открывается тайны видения мира? Прикоснуться к этому можно только через художественно – творческую деятельность.

Одним из эффективных направлений современной педагогики является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать у них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции. Умение находить новые нестандартные решения проблем – это важное качество в условиях современного мира.

Под полихудожественной деятельностью подразумеваем деятельность, в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания, своё внутреннее состояние в песне, танце, танцевальных движениях, слове, рисунке.

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы. Совершенствуются приёмы, технологии, способы отражения цвета, расширяются границы художественной сферы, которые реализуются через творческую проектную деятельность.

Новизна состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют научные обоснования практики реализации творческих проектов при полихудожественном подходе. Средством реализации полихудожественного творчества детей является проектная деятельность, это один из эффективных способов формирования познавательных умений детей, развития творческих способностей. Чтобы превратить ребёнка-почемучку в юного исследователя, необходима реализация полихудожественного воспитания дошкольника, которая помогает детям ставить цель, определять задачу, соотносить цель и условия её выполнения, используя свои знания, навыки для реализации цели, планировать свои действия, исходя из своих возможностей.

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа детей , это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо проблемной ситуации, требующей творческого, исследовательского подхода, инициативы ребёнка, коллективного взаимодействия.

Взяв за основу научные высказывания о необходимости развития творческих способностей через реализацию творческих проектов, актуальность проблемы поставила перед собой цель: объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развитие средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, изобразительной деятельности) через проектную деятельность.

Сущность моей работы заключена в эффективном сочетании различных форм, инновационных методах и приёмах, на доступности и целесообразности предлагаемого материала, на создании условий, которые будут способствовать полихудожественному развитию детей, на подборе дидактических упражнений, творческих заданий, которые в свою очередь будут влиять на развитие творчества, фантазии детей.

Одним из наиболее эффективных средств реализации полихудожественных проектов стала интегрированная образовательная деятельность, цель которой дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция различных видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, даёт более многоплановое и художественное динамическое содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту в поиске замыслов, выборе материала, техники, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал, приносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Мною были апробированы различные варианты интеграции художественно-эстетического цикла, но я остановилась на том, что образовательная деятельность объединяет два-три вида искусства (живопись, поэзия, музыка). Дети творили, в буквальном смысле, своими руками, постепенно осваивали разные техники рисования, нетрадиционные техники, использовали различный материал. Слушая отрывок из музыкальных произведений, соотносят его с картиной, стихотворением, доказывая, что и в музыке, и в стихотворении, и в живописи говорится об одном образе.

Вся проведённая работа показала, что включение и погружение в творческий процесс расширяет кругозор детей, развивает их мышление, остроту и тонкость восприятия мира, способность творчески его переосмыслить и выразить своё мироощущение языком искусства. Т.о, проектная деятельность в сочетании с интегрированной, более результативна, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые в ней решаются.

Говоря языком В.А.Сухомлинского, дети приблизились к тому, они уже не могут жить без красоты, что красота мира творит чудеса в них самих.

Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: [б. и.], 1994. - 152 с.

Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2011. – 156 с.

Данный мастер - класс по внедрению разных видов искусства и художественно - творческой деятельности в целостный педагогический процесс будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений

ВложениеРазмер
master-_klass_docx.docx 24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение компетентности педагогов по внедрению интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности в целостный педагогический процесс для полноценного развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Оборудование и материал: цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, степлер, трубочки для коктейля, влажные салфетки.

Целевая аудитория: музыкальные руководители системы дошкольного образования Белгородской области

Для полихудожественного воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе. Полихудожественный подход предполагает синтез следующих искусств: ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ.

Одним из наиболее эффективных средств полихудожественного развития детей дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых - дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОЛЕСКИ:

Вам потребуются: бумага белого, зелёного, жёлтого цветов, карандаш, ножницы, зеленые трубочки для коктейля, клей, степлер.

  • Вначале нам нужно обвести на листе бумаги белого цвета свою ладошку и вырезать её. Но я Вам предлагаю воспользоваться уже вырезанной ладошкой, в целях экономии времени.
  • Каждый пальчик закрутите при помощи карандаша.

(в зал) С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по - своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно, - красота цветов. И у каждого народа с давних времён существуют разные мифы, предания, легенды о цветах, о происхождениях их окраски и названий. И сейчас я хочу предоставить вашему вниманию лишь некоторые из них.

  • Сверните ладошку конусом, так чтобы пальчики заворачивались наружу. Склейте края конуса. Наденьте цветок на трубочку для коктейля и закрепите степлером.

(в зал) Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний…

Есть одна красивая легенда о подснежнике. Шли изгнанные из Рая Адам и Ева по холодной и пустынной Земле, их босые ноги обжигал колючий снег, была зима, стояли морозы. Бедная Ева расплакалась, не столько от холода и боли, сколько от сожаления об утерянном Рае, где всегда светило солнце и цвели цветы. Сжалившись, Господь превратил несколько ее слезинок в цветы подснежника, чтобы эти маленькие цветы утешили ее и дали понять, что Бог не оставил своих детей.

А вот легенда другая говорит, что Весна раздавала цветам наряды к первому солнечному дню, подснежнику достался белый, но снег тоже пожелал принять участие в празднике, и смелый цветок разделил с ним свое платье. Вместе празднуя, они так сдружились, что до сих пор не расстаются.

  • Возьмите полоску желтого цвета, и сделайте надрезы по всей длине, сверните и вложите в трубочку.

(в зал) 19 апреля - День подснежника - празднуется во многих странах, начало берет в Англии, где его начали отмечать в 1984 году. Подснежник - это не только первый весенний цветок, но первый цветок в мире. Согласно поверьям жителей туманного Альбиона, подснежник является не только символом надежды и приближающейся весны, но и прекрасным оберегом от нечистой силы, поэтому все владельцы коттеджей высаживают его вокруг дома, а жители городов разводят прямо на окнах.

  • Вырежьте из зеленой бумаги листочки. Закрепите их на стебельках при помощи степлера.

(в зал) Чтобы создать с детьми яркие и необычные подарки к празднику, нет необходимости думать о том, где можно раздобыть нужный материал для работы, потому что бумага у нас всегда под рукой. Я считаю, бумага (гофрированная, креп-бумага, бумажные салфетки) является отличным материалом для детского творчества. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Какие красивые получились цветы! Такими подснежниками можно украсить интерьер, подарить родственникам или друзьям – все будут рады такому неожиданному подарку, сделанному своими руками.

Прибежал подснежник в мартовский лесок,

Заглянул подснежник в чистый ручеек.

И, себя увидев, крикнул: «Вот те на!

Музыкальный руководитель: Вводя дошкольников в атмосферу понимания изображаемых явлений, эмоционального к ним отношения, у них развивается эстетическое восприятие и эстетические чувства, дети получают возможность не только воспринимать (слушать, смотреть), но и передавать богатство и гармонию цветовой гаммы природы доступными им способами.

(после танца) Простота и внутренняя живописность стихотворения и мелодии вызывают у нас с вами, слушателей, определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, картину пейзажа, и эту картину, возникшую в воображении, можно с легкостью нарисовать. И если бы я сейчас каждому предложила краски и кисти, я уверена, что у вас на листе бумаги появился весенний пейзаж.

А закончить нашу встречу, я предлагаю Вам одним предложением, выберите фразу, которая Вам близка

Сегодня я узнала….

Я выполняла задания….

У меня получилось….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ.


Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ


ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто".


Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских .


Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,

Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п.


Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для конкурса "Воспитатель года" на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Дети вместе с взрослыми изготавливают народные игрушки и другие предметы. В процессе этих занятий, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи.

Дошкольник должен общаться с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Это общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание классической музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться.

Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание к музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.

Необходимо отойти от скучных, однообразных занятий, развлечений и праздников несущих в себе только репродуктивный способ передачи знаний, умений и навыков, необходимо использовать более интересные формы работы, способствующие развитию творческой активности ребенка.

Задачи работы:

2. Рассмотреть особенности приобщения к полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Главная цель музыкального руководителя и любого педагога – воспитание ребенка средствами искусства. Только через искусство мы научим его любить, понимать, чувствовать, слышать, думать и т.д.

Полихудожественная деятельность детей усиливает обращение музыки к их чувствам. Дети ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяя свой словарный запас.

развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов

ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки;

В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, творческого воображения.

Обращение к полихудожественной деятельности на праздниках и развлечениях — это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу. Праздник стал не только встречей ребенка с музыкой, но и общением с прекрасным, с высокими видами искусства.

Таким образом, погружение детей в музыкальное произведение, средствами полихудожественного подхода несёт воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.

Искусство воздействует на 3 стороны органов чувства: музыка, живопись, литература. Эти три стороны представляют собой основу полихудожественного подхода на музыкальных занятиях. Такой подход появился у академика Б.П. Юсова. Представляю принципы полихудожественного развития, средствами искусства по Юсову.

1. Для полихудожественного развития важно привлечь несколько видов искусств одновременно в комплексе.

2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, а это взаимное проникновение разных видов художественной деятельности.

3. Восприятие должно быть синтетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ.

4. Восприятие произведений искусства должно гармонически сочетаться с собственно - творческой деятельностью детей.

5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение.

6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной, где общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей.

7. Взаимодействие с искусством должно происходить по следующей схеме: писатель, художник, композитор: (через литературу, театр, картину, танец, музыку).

8. Главная цель полихудожественного развития - ЭМПАТИЯ - постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию, т.к. это качество является эквивалентом духовности.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

После музыкальных занятий, где дошкольники вовлекаются в полихудожественную деятельность, они встречают тех же композиторов и художников с поэтами на праздниках и развлечениях, но уже в развернутом виде. Во время начала праздника или развлечения есть момент, когда ведущий рассказывает об истории и традициях праздника. В это время звучит классическая музыка, с которой дети встречались на музыкальных занятиях, а на экране появляется целая серия картин, посвященных данному празднику. Музыкальное произведение сопровождается картинами и стихотворением, которое читает ведущий.

Тем самым, детям становится понятнее рассказ о празднике. Музыка помогает глубже понять настроение, характер мероприятия. Дети, в характере музыки, стараются подражать персонажам, которые изображены на картине. Более осмысленно понимают настроение, темп, динамику музыки, а также слова и художественного произведения.

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественной деятельности.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, мы используем наиболее эффективную форму – полихудожественную деятельность где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Действующие лица: Хозяюшка, Весна, Ку­рочка, Бабушка - взрослые в костюмах.

Оборудование и материал:

Макет храма, колокольчики различного разме­ра, куличи, пасхи, крашеные яички, пасхальные открытки, свечи, веточки вербы в вазе. Вышитые полотенца, горшки, горки для катания яиц. Кару­сель, печь, ухват, лоскутное одеяло, чугунок, бе­рёзка, платочки, самовар с чашками и блюдцами. Шапочка петушка.

Столы с материалом для аппликации: розетки с узорами, крупные разноцветные яйца из карто­на, клей, кисточки (по количеству детей), фланелеграф.

Хозяюшка. Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с праздником, со Светлым Христовым Воскресень­ем! Это самый большой праздник у христиан. А вы знаете, как ещё называется этот праздник? (Отве­ты детей?) Правильно, Пасха. Скажите, ребята, ка­кие угощения традиционно готовятся для пас­хального стола? (Пасха, куличи, крашеные яйца.)

(В записи звучит благовест.)

Пальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освящённое яйцо потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову. Чтобы животное не болело, яйцом проводили по хребту. Яйцом благословляли жениха и невесту. А есть ещё секрет: если пасхальное яйцо пролежит 12 лет можно вылечить все болезни. Если оставить на год, исполнятся все желания.

С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в народные игры. Вот и мы сейчас с вами споём.

Бабушка. Ой, народу-то, народу! И все веселят­ся. Праздник-то какой?

Дети. Пасха!

Бабушка. Да ведь это же самый любимый пра­здник на Руси! Русские люди одевались во всё светлое, старики расчёсывали волосы и пригова­ривали, чтобы у них было столько внуков, сколь­ко волос на голове. Умывались с золотой и сереб­ряной посуды, чтобы разбогатеть. А как у вас до­ма готовятся к этому празднику? (Дома мамы вез­де убирали, вымели сор из каждого уголка, вымы­ли окна, постирали шторы, почистили посуду, приготовили вкусную еду и освятили в церкви крашеные яйца, пасху, куличи.)

Бабушка. Ой, что-то я с вами заговорилась, а у меня-то в печи куличи пекутся, да ещё и на базар надо сходить, купить поросят да утят.

Хозяюшка. Бабушка, да вы не горюйте, мы вам поможем, на базар сходим и всё вам принесём. Вы только ребяткам пасочки испеките. А чтоб вам веселей работалось, мы вам песенку споём. (Бабушка уходит.)

Дети поют по выбору музыкального руководи­теля.

Курочка. Здравствуйте, детки! Понравилось мне, как вы пели. Поздравляю вас с праздником Пасхи. В честь праздника я вам принесла гостин­цы - яички, да не простые, а пасхальные.

На Пасху обмениваются яйцами, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее, что есть в человеке. * (Все участники обмениваются яйцами и же­лают друг другу здоровья и чистоты.)

Бабушка. А у меня для вас сюрприз. В моей корзинке игры разные хранятся. Доставай-ка, малыш, с закрытыми глазами любую шапку-пре-вращалку. Какую вытянешь - в такую игру и бу­дем играть.

Дети стоят в кругу, держась за руки, ребёнок в шапочке петуха - в центре.

Бабушка.

Ходит по двору петух.

(Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.)

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Весна. Здравствуйте, детки, поздравляю вас с праздником Пасхи, с весною. Выходи, честной народ, заводи хоровод.

Весна. Ой, как весело у вас! А не хотите ли, дру­зья, прокатиться на карусели?

Бабушка. Что-то мы про яички позабыли. Только посмотрите, сколько я их накрасила! Да­вайте-ка поиграем.

Проводятся игры с яйцами:

Катание яичек с горки. Дети катают крашеные яички с горки, украшенной вышитым полотенцем. Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатится.

Чьё яйцо дольше прокрутится? Дети по ко­манде одновременно раскручивают свои кра-шенки и ждут, чьё дольше прокрутится.

Бабушка. А вот и моя пасочка поспела. При­глашаю вас к чаю-самовару с ароматными пиро­гами да яичками.

Праздник заканчивается, дети идут в группу пить чай.

В процессе полихудожественной деятельности дети получали разнообразные впечатления, знания, представления, испытывали различные чувства. Это обогатил их опыт, способствовал развитию мышления и личностных особенностей у детей.

Проведенное в рамках итоговой работы исследование показало с что дети в процессе полихудожественной деятельности:

  1. максимально проявляют все свои способности;
  2. свободно демонстрируют свои теоретические знания и практические навыки в разных видах художественной деятельности;
  3. эмоционально раскрепощены.

Таким образом, полихудожественная деятельность:

  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Читайте также: