Полевые методы исследований план урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Методы полевых исследования строения ландшафтов. Цели и задачи исследований Освоение методики Ландшафтно-экологические наблюдения Картографирование ПТК." — Транскрипт:

1 Методы полевых исследования строения ландшафтов

2 Цели и задачи исследований Освоение методики Ландшафтно-экологические наблюдения Картографирование ПТК Выявление закономерностей строения ПТК Ландшафтно-экологическая оценка ПТК

3 Этапы исследований ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕВОЙ КАМЕРАЛЬНЫЙ

4 Методы исследований Комплексного физико- географического описания точки наблюдения Ландшафтного профилирования Ландшафтного картографирования

5 Подготовительный этап Определение объекта исследований Изучение информационных источников Подготовка рабочей основы Составление предварительной ландшафтной карты-гипотезы Предварительный выбор точек наблюдения Подготовка бланков и дневников полевых наблюдений

6 Полевой этап Рекогносцировка Заложение точек наблюдения Полевое описание точек наблюдения – основных, картировочных, специализированных, (опорных) Обработка полевых материалов Составление полевой карты урочищ Составление легенды полевой карты ПТК

7 Камеральный этап Оформление ландшафтной карты Классификация урочищ Построение комплексного физико-географического профиля Характеристика вертикального и горизонтального строения ландшафтов Оценка потенциальной устойчивости урочищ к антропогенному воздействию Оценка антропогенной преобразованнасти урочищ Составление карты и характеристика экологического состояния урочищ Написание отчета

8 Карта природно- территориальных комплексов Топографическая карта Этапы выполнения картографических работ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕВОЙ КАМЕРАЛЬНЫЙ Карта ландшафтно- экологической оценки ПТК

9 Заложение профиля и точек наблюдений Масштаб 1 : Точки наблюдения закладываются в наиболее характерных местоположениях

10 Макет бланка описания ПТК Геоморфологические наблюдения Почвенные наблюдения Геоботанические наблюдения Название фации Название урочища

11 БЛАНК описания природно-территориального комплекса (на основной точке) Исследователь точки Дата Географическая привязка: Геоморфологические наблюдения: Высота абс., м Генетический тип рельефа Мезорельеф Положение точки на элементе мезоформы Описание почвенного разреза: Зарисо вка профи- ля Индек- сация, мощность Грану- лометр. состав Цвет Влаж- ность Перехо д Призна ки заболачивания Включ ения, новообразования Название почвы :

12 Описание геоботанической площадки: Характеристика лесной ассоциации Древесный ярус, подрост Название вида Кол-во стволов Высота, м Диаметр ствола, см Кустарниковый ярус, травяно-кустарникчековый ярус Название вида Высота, см Проективн. Покрыт., % Оби- лие Фено- фаза Жизнен- ность, балл мохово-лишайниковый ярус Название вида Высота, см Проективное покрытие, % Обилие Название ассоциации: Характеристика луговой или болотной ассоциации Название вида Высота, см Проективно е покрытие, % Оби- лие Фено- фаза Жизнен- ность, балл Название ассоциации:

13 Определение обилия вида по шкале О. Друде Название ступени Степень обилия Характеристика степени Unicum (un)единственный экземпляр На площадке обнаружен только один экземпляр вида Solitariae (sol)единично Растения вида обнаруживаются при тщательном осмотре площадки Sparsae (sp)рассеяно Растения встречаются в небольшом количестве, приходится искать Copiosae 1 (cop1)довольно обильно Растения легко определяются при беглом осмотре Copiosae 2 (cop2)обильно Растений много, но их надземные части не смыкаются Copiosae 3 (cop3)очень обильно Растений много, они сплошь закрывают почву Sociales (soc)массово Растения смыкаются своими надземными частями

14 Фенофазы: прорастание; вегетация до цветения; бутонизация (у злаков и осок – колошение); цветение и спороношение - зацветание, - разгар цветения, - отцветание; плодоношение - созревание семян, плодов, спор, - рассеивание семян; усыхание (пожелтение); листопад; вегетация после цветения и спороношения (вторичная вегетация); относительный покой.

15 Шкала определения жизненнасти вида Название ступени Экологическое состояние вида Характеристика вида Балл оценки Полная жизненность Хорошее Растения имеют нормальный рост, цветут и плодоносят 3 Средняя жизненность Удовлетвори- тельное Растения ниже среднего роста, цветут не все экземпляры 2 Пониженная жизненность Угнетенное Растения низкорослы, не цветут, имеют угнетенный вид. 1

16 Факторы природно-экологического риска: почвенно-геоморфологические процессы положение точки в ландшафтно-геохимической катене: состояние естественного растительного покрова: вид земельного угодья: Полное название природно-территориального комплекса (урочища):

17 Стадии дигрессии лесной растительнасти, по Казанской Н.С. Состояние растительнасти Стадия дигрессии Ненарушенное Ненарушенный лес с полным набором характерных видов растительного покрова, лесная подстилка не нарушена, дорожно-тропиночная сеть отсутствует. С отдельными признаки дигрессии Тропиночная сеть занимает 5 %, вдоль тропинок появляются луговые и сорные виды, травянисто-кустарник- чековый и мохово-лишайниковый ярусы вне тропинок не изменены. Дорожно-тропиночная сеть занимает 5-10 %, изменены растительные ярусы вне тропинок, появляются сорные виды. С выраженной дигрессией Вытоптанная площадь составляет %, нарушена подстилка, в лесу произрастают луговые виды, лесные насаждения распадаются на отдельные био группы, ограниченные тропинками и дорогами. Вытопная площадь составляет 25-60%, в лесу почти полностью отсутствует подрост, разрушена лесная подстилка Вытоптано более 60 % площади, подрост и подлесок отсутствуют, растения нижних ярусов сохранились лишь у стволов деревьев, преобладают луговые и сорные виды трав.

18 БЛАНК описания природно-территориального комплекса на картировочной точке Исследователь точки Дата Географическая привязка: Геоморфологические наблюдения: Положение точки на элементе мезоформы Описание почвенной приколки: Горизонты почвы Индексация, мощность Гранулометр. состав Цвет Влажность Геоботанические наблюдения: Характеристика лесной ассоциации Древесный ярус, подрост Название вида Кол-во стволов Кустарниковый ярус, травяно-кустарникчековый ярус, мохово-лишайниковый ярус Название вида ФенофазаЖизненность, балл Название ассоциации:

19 Характеристика луговой или болотной ассоциации Название вида ФенофазаЖизненность, балл Название ассоциации: Факторы природно-экологического риска: почвенно-геоморфологические процессы положение точки в ландшафтно-геохимической катене: состояние естественного растительного покрова: вид земельного угодья: Полное название природно-территориального комплекса (урочища):

20 Карта ПТК (урочищ) I - Холмисто- моренно- эрозионный ландшафт II – Ландшафт речной долины виды урочищ ( 7 – холмисто-волнистая водно-ледниковая равнина с дерново- подзолистыми песчано- супесчаными почвами с сосняками разнотравно- злаковыми) Масштаб 1 : I II

21 Оценка естественной защищеннасти ПТК Оценка потенциальной устойчивости ПТК к антропогенному воздействию Ландшафтно-экологическая оценка ПТК Выраженность природно- экологического риска

22 Степень преобразованнасти Балл /Ki Виды и категории земель Высшая 6/- Земли транспорта, инфраструктуры Очень высокая 5/- Орошаемые и осушаемые пахотные Высокая 4/0, Пахотные Средняя 3/0, Многолетные насаждения Низкая 2/0,8 Сенокосы и пастбища естественные, леса Очень низкая 1/1 Болота Экологическое ранжирование земель по степени антропогенной преобразованнасти (АП) (по Кочурову Б.П.) Градаци я Кез 0,01…0,250,26…0,500,51…0,750,76…1,00 Степень АП высокая средняя относительно низкая низкая

24 5 Критерии оценки потенциальной морфогенетической устойчивости ПТК к антропогенному воздействию Местоположение Гранулометрический состав почв Генезис почвообразующих пород Ранжирование степени природно-экологического риска: Отсутствие признаков проявления неблагоприятных процессов, естественный растительный покров не нарушен. Невысокая – наблюдаются отдельные признаки проявления неблагоприятных процессов, дигрессии. Средняя – характерно выраженное проявление неблагоприятных процессов или дигрессии. Высокая – фиксируется выраженное проявление неблагоприятных процессов в сочетании с выраженной дигрессией.

25 Критерии оценки Степень устойчивости, оценочный балл устойчивые 3 балла относительно устойчивые 2 балла неустойчивые 1 балл Местоположение Платообразные возвышеннасти, плоские и плоско волнистые равнины, террасы Мелкие и крупные холмы, холмисто- волнистые равнины. Котловины и западины, слабоврезанные ложбины. Центральная выровненная пойма, притеррасная плоская пойма. Наклонные волнистые равнины. Глубоковрезанные Ложбины стока. Прирусловые валы, гривистая центральная пойма. Эоловые формы. Генезис почвообразующих пород Озерно-ледниковые, моренные, органогенные неосушенные Водно-ледниковые, делювиальные, озерно- аллювиальные, древнеаллювиальные Лессовые, органогенные осушенные, аллювиальные, эоловые Грануломет- рический состав почв Глины, суглинки, торфяники неосушенные Супеси Пески, торфяники осушенные Критерии оценки потенциальной морфогенетической устойчивости ПТК

26 Карта ландшафтно-экологической оценки ПТК АП: 1 низкая; 2 средняя; 3 высокая У: 1 высокая; 2 средняя; 3 низкая Урочище ( контура) Степень Устойчи- вости Степень преобразован насти Степень в природно- экологического риска Экологическое состояние ПТК Благоприятное, удовлетворительное, напряженное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения: 7.1.1.1 - определяет объекты исследования географии.

1. Образовательная. Учить учащихся определять объекты географических исследований.

2. Коррекционно-развивающая. Учить навыкам сравнения и обобщения, самостоятельной работе с текстом учебника, развивать логическое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, формировать навыки работы в группах.

3. Воспитательная. Формировать интерес к предмету, воспитывать уважение, ответственность, сотрудничество, патриотизм.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Упражнения всех видов

Работа с терминами

Ресурсы урока: учебники, атласы, физическая карта мира, демонстрационный материал, презентация, карточки.

1. Организационный момент.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению.

2. Проверка подготовленности к уроку.

3. Организация внимания школьников, эмоциональный настрой.

4. Раскрытие плана проведения урока.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задача: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей занятия.

2. Формулирование цели совместно с учениками.

3. Показ значимости изучаемого материала.

4. Постановка проблемы.

5. Актуализация субъектного опыта учащихся.

3. Этап изучения нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации.

Когда впервые, на ваш взгляд, появилась эта наука?

Почему необходимо изучать географию?

Почему изучение географии остается востребованным в наши дни?

Составление синквейна.

Инструкция по составлению синквейна.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного ( ассоциация с первым словом).

2. Интересная, увлекательная.

3. Развивает, помогает, исследует.

4. География помогает раскрыть взгляд на мир.

Работа с учебником.

Защита, доработка кластеров.

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.

Задача: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления.

Работа в парах.

Задание. Распределите каждый объект в диаграмму Эйлера-Венна: река, пруд, озеро, гора, парк, дом, человек, руда, вода.


Проверка и доработка диаграмм.

Проанализируйте и сделайте выводы, почему некоторые объекты находятся в центре диаграммы.

Какой вопрос у вас возникает?

Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию?

Подумайте, что необходимо сделать на уроке, что бы ответить на поставленный вопрос (нужно узнать, что такое география, что она изучает, какова её история, кто считается географами, какими проблемами занимается наука и т.д.)

Когда возникла эта наука?

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Задача: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материла, глубины его усвоения.

Объекты: население, вулкан, гора, город, завод, река, уголь, страна, воздух, транспорт, почва и т.д.

6. Домашнее задание.

Параграф 1 прочитать, ответить на вопросы.

7. Этап подведения итогов урока.

Задача: дать качественную оценку работе класса.

8. Этап рефлексии.

Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и полученных знаний на уроке.


объясняет значение методов географических исследований и применяет их (полевые, картографические, теоретические Большинство учащихся познакомить с основными этапами освоения и изучения территории Казахстана

Некоторые учащиеся. Ознакомить с новыми источниками географических знаний, с методами географических исследований и методами познания

Содержимое разработки

Краткосрочный план .

Раздел 1:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 8

участвовали:

Не участвовали:

Виды методов географических исследований

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.1.3 объясняет значение методов географических исследований и применяет их (полевые, картографические, теоретические

Все учащиеся

объясняет значение методов географических исследований и применяет их (полевые, картографические, теоретические Большинство учащихся познакомить с основными этапами освоения и изучения территории Казахстана

Некоторые учащиеся . Ознакомить с новыми источниками географических знаний, с методами географических исследований и методами познания

Выявлять и знать методы географической науки.

Знать и понимать понятия и термины: методы географических исследований: географическое описание, картографический метод, статистический метод.

Языковые цели

Языковая цель:

- До недавнего времени в географии господствовал описательный метод. Он основан на описании географических объектов. Но на Земле почти не осталось неоткрытых и неописанных земель. С ним связан и ещё существует экспедиционный метод.

Один из основных методов изучения – сравнение. Сравнивать родной край с другими регионам иКазахстана – значит выявить черты сходства и различия, определить его своеобразие.

В настоящее время географии приходится решать другие задачи, поэтому они применяют другие, современные методы: геофизические, геохимические, биологические, картографические.

.Предметная лексика и терминология:

Полезные фразы для диалога\ письма:

Межпредметные

Предварительные

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных на предыдущих уроках, в том числе на тех, которые направлены на восприятие аудиоматериала, на формирование грамотной устной речи.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Психологический настрой. Деление на группы.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 4. Учащиеся формируют группы по полученным номерам

Обмен в парах информацией, полученной на прошлом уроке (Стратегия 1 минута)

Перед каждым учеником вопрос. Что такое методы?

Если мы не знаем ответ на этот вопрос, то какие вопросы мы должны задать?

В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса.

Работа в группах. Метод Джигсо

Задание 1 Работа в группе


Определите расстояние в градусах и километрах от Астаныы до:

Определите в каком направлении от Астанан н аходятся:

Определите абсолютную высоту на которой расположены города:

ФО оценивание по дескрипторам

Дескрипторы

- отвечает на вопросы;

- правильно указывают данные ответы;

- делает выводы по результатам задании .

Начнем наше исследование с самого известного нам и наиболее распространенного метода - географического описания. Объект нашего исследования – река Иртыш. Что мы знаем о могучей реке?

До чтения текста

После чтения текста

Задание 2. (Приложение 3)

Найдите на физической карте Казахстанаи все географические названия, названные в тексте, и покажите соседу по плечу

- Мы легко определили положение Иртыша карте Казахстанаи. Иртыш – крупнейшая река Казахстана, а река Талас – меньше Оби, но она является крупнейшей реки страны. Сравните эти две реки.

1.В какой части страны протекает?

2.Где берет начало?

3.В какое море или океан впадает?

5.Какое место занимает по длине среди рек мира и казахстана

Какое задание мы не смогли выполнить?

- При изучении географии для изучения количественных и качественных данных используют метод математической статистики. Длину рек мы можем посмотреть в приложении 4. Используя статистические таблицы (Приложение 4), допишите ответы на вопросы 4 и 5. Но у нас нет данных. Чтобы определить место реки волги среди крупных рек мира. Как можно решить эту проблему?

Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью поэты выражают самые разнообразные чувства. Попробуйте соединить образ природы увиденный поэтом с образом природы, но уже увиденный исследователем-географом.

Индивидуальная работа 3 задание

Какие методы географических исследований изображены на слайдах?

Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

- Как древние люди изучали Землю?

-В чём заключается метод географического описания?

-Какую роль играет в наше время картографический метод?

-Что даёт современной географии аэрокосмический метод?

Критерии оценивания:

Учащийся достиг цели обучения, если…

- Представляет информацию в виде иллюстраций, комиксов или другом виде в т.ч. с использованием ИКТ

- допускает не более 2-х ошибок

- оригинальность выполнения работы

Закрепление нового материала.

1.Как объясняется диффузия с точки зрения молекулярного строения вещества?

2.Почему в газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях?

3. Как зависит диффузия от температура вещества?

Рефлексия. Заполни дискуссионную карту.

ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

ответил по просьбе учителя, ответ правильный

ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

ответил по своей инициативе, ответ правильный

Домашнее задание.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности


Дифференциация выражена в ходе выполнения задания по видео.

Задания предполагают разделение обязанностей в группе- творческая часть, ответы на вопросы, подведение выводов.

После ответа на вопросы по содержанию видео и выступления по прогнозированию событий взаимооценивание

Кабинет снабжен инструкцией по ТБ на двух языках.

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

- Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

- Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический. Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

- Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Горномарийского и Сернурского районов Республики Марий Эл, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. 5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся должны понять особенности полевых методов исследования.

Учебные цели урока

Использует полевые географические методы исследования,

Уровень мыслительных навыков

Знает особенности полевых методов исследования;

Знает и умеет применять и описывать приборы по исследованию погоды;

Знает свойства почвы.

Методы,приборы,источники,результаты исследований, свойства, профиль и горизонт почвы

Навыки применения ИКТ

Интерактивная доска, презентация вPoir Point

структура

Учитель демонстрирует слайды с изображением роста растений, исследования почв, наблюдение за природой человеком.

Учитель задает вопрос:-Что вы изображено на рисунках? Какие действия человека вы видите? (наблюдение за природой, исследование,)

-Через какие методы человек получает информацию об окружающем мире? (наблюдение, опыт, измерение)

Учитель знакомит с темой, целями уррока и критериями успеха.

Работа с текстом: методом пометок по стратегии Insert учащиеся читают текст и заполняют таблицу в тетради:

Обсуждают, обмениваются мнениями.

Оценивание в парах по дескрипторам:

Прочитал текст с помощью пометок

Заполнил таблицу в тетради

Участвовал в обсуждении

Учитель объединяет учащихся в группы, раздав цветные стикеры.

1 группа зеленые Наблюдение за погодой.

2 группа коричневыеисследование почв.

3 группа синие Измерение средней скорости реки.

4 группа желтые.Наблюдение за птицами.

Задания : Каждая группа должна составить план изучения своего объекта.

Оценивание: учитель по дескрипторам:

Описал необходимость наблюдения.

Указали необходимые для наблюдения приборы.

Каждая группа на основе текста готовит презентацию. Требования: не более 3-х слайдов, на каждом из которых не более 2-х предложений, шрифт Times New Roman не менее 20. Каждая группа задает 2 толстых, 2 тонких вопроса, оценивает.

Учащиеся предлагают вниманию свои работы.

Учащиеся в конце урока пишут формативное оценивание:

Что я узнал нового.

В жизни я могу применить .

Для меня было трудным.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Составление плана и значения исследования . ставится вопрос как можно измерить температуру на высоте 6995м и объясняю способ вычисления

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Формативное оценивание в виде заполнения таблицы

Здоровье и соблюдение техники безопасности

требую и наблюдаю, чтобы ученики свои портфели вешали на крючки с боку парт

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Учащиеся смогли применить знания, полученные в предыдущих классах и на уроке. Но тем неменее формативное оценивание показало, что есть учащиеся, которые затрудняются сделать вывод по изученному материалу.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: учащиеся в ходе работы с текстом и в групповой работе смогли делиться идеями, придерживаясь ценностей урока.

2: на основе текстов учащиеся хорошо справились с подготовкой презентаций.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: в будущем необходимо развивать навык написания через эссе.

2: развивать навык говорения у некоторых учащихся, испытывающих затруднения,

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Читайте также: