Поэма во весь голос маяковский анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Маяковский в своей поэме “Во весь голос”; выражал протест всему происходящему в настоящее время. Он считал все действия, которые совершаем мы, неправильными, необдуманными, ненужными, и хотел, чтобы читатель его услышал, чтобы его поэма прошла через века, чтобы все будущее и настоящее поколение приняло слова Маяковского во внимание. Писатель ни секунды не сомневался, что его стихи для блага людей. Поэт считал себя ассенизатором, т. е. видел весь мир с его самой грязной, отталкивающей стороны.

Он хотел, чтобы и читатель посмотрел на этот мир с иной стороны, чтобы потомки задумались, и не стали делать того, без чего, вполне, можно обойтись! Автор кричал об этих проблемах, т. к. видел абсолютное равнодушие своих современников, их нежелание поменять жизнь к лучшему. Нынешнее поколение также равнодушно к своему будущему, и также не старается ничего поменять.

Шагайте смелее к свету! Старайтесь сделать мир лучше, больше, красивее, добрее, уютнее. И тот человек, который поставит перед собой такую цель и будет бороться за нее всеми силами, может быть счастлив.

Данная поэма является последней в творчестве Маяковского. Следует понимать: всё произведение целиком, в том виде, в котором оно было задумано, поэт так и не написал. Поэтому, перед нами представлена лишь вступительная часть задуманной поэмы.

Лирический герой находится в эпицентре повествования: вокруг него разворачиваются все действия. В той части произведения, которую автор успел завершить, он всячески стремится побудить потомков к построению светлого будущего, достижению свободы.

Сюжет произведения представляет собой утопическую мечту лирического героя о всеобщем счастье, равноправии и свободе. К сожалению, ещё при жизни, Маяковский наблюдал полное крушение своих утопических надежд: столь желанный коммунизм, каким его видел поэт, не удалось построить ни в одной стране мира.

История создания

Поэма была напечатана за несколько месяцев до трагического самоубийства Маяковского. В тот сложный период жизни, тридцати шестилетний поэт вёл активную подготовку к важной для себя выставке, посвящённой двадцатилетию своего творческого пути. К сожалению, столь радостное событие приобрело мрачную окраску: большинство критиков и коллег по поэтическому цеху выступили с резкими, обидными обвинениями в адрес юбиляра.

Жанр, направление, размер

Если и можно отнести данное произведение к жанру поэмы, то весьма условно. Вместе с тем, оно получилось достаточно эпичным. Главное, что есть в этом произведении – масштабность мыслей. Несмотря на то, что эта масштабность воплощена в небольшом в сравнении с поэмой стихотворении, от этого она нисколько не утрачивает свою грандиозность и силу.

Как и в большинстве произведений, поэт использует тоническую систему стихосложения, делая особый упор на ритмах и словесных ударениях. Маяковский выделяет именно те слова, которые, на его взгляд, способны лучше всего выразить основную мысль произведения.

Композиция

Поэма характеризуется одночастной композицией, при которой на протяжении всего повествования получает развитие одна и та же идея. Основной композиционный приём, использованный Маяковским – это антитеза. Поэт наглядно противопоставляет настоящую серую действительность счастливому будущему. Автор словно бы ведёт мысленный разговор с исследователями из будущего, желая продемонстрировать им реальную картину человеческого бытия в столь непростое время.

Образы и символы

В поэме поэт создал следующие смысловые образы, способствующие полноценному раскрытию главной идеи произведения:

Темы и настроение

Основная тематика произведения – творческое кредо поэта, итоги его поэтического творчества на протяжении двадцати лет. В финале своей жизни (возможно, поэт вынашивал план самоубийства и в момент написания данного произведения), Маяковский вновь решил обратиться к самой волнующей его теме – теме творчества. Поэта интересует, какое место отведено именно его творчеству в общем потоке прочей гражданской поэзии, имеющей общественно-социальную значимость. Поэтому Маяковский выбирает единственно верный путь: поведать потомкам всю правду о себе и о своём времени. Сделать это он предпочитает предельно жёстко, без лишних реверансов.

Основная идея

Средства выразительности

Помимо многочисленных неологизмов, Маяковский использует в поэме немало привычных средств художественной выразительности, таких как:

Маяковский Владимир

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929–1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “поэзия – баба капризная”, “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Во весь голос. Первое вступление в поэму

Примечание

Началом своей творческой деятельности Маяковский считал утраченную тетрадь стихов, написанных в одиночной камере Центральной пересыльной Бутырской тюрьмы (Москва), где содержался в свой последний арест с 18 августа 1909 по 9 января 1910 года за участие в подпольной революционной борьбе. Тетрадь со стихами была отобрана надзирателем при выходе Маяковского из тюрьмы.

Два других зала выставки демонстрировали образцы работы Маяковского в РОСТА, его лозунги к агитационным плакатам и рекламам.

Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту

Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь

сама садик я садила, сама буду поливать

…- двустишие популярной в те годы частушки.

кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки

И доносится толико стоны? гиттаоры: Тара гинна-таратинна-tan…

водопровод, сработанный еще рабами Рима

.- Имеются в виду водопроводные системы (акведуки) Рима и провинций Римской империи (с 4 в. до н. э.)

— в греческой мифологии река забвения в подземном царстве.

— Центральная Контрольная Комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП(б).

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным: было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стихотворение с подзаголовком “Первое вступление к поэме” было завершено в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве, как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Рифма по-маяковски

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшом в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую систему стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Крик души

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные средства, тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “поэзия – баба капризная”, “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Маяковский Владимир

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929–1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “поэзия – баба капризная”, “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Во весь голос. Первое вступление в поэму

Примечание

Началом своей творческой деятельности Маяковский считал утраченную тетрадь стихов, написанных в одиночной камере Центральной пересыльной Бутырской тюрьмы (Москва), где содержался в свой последний арест с 18 августа 1909 по 9 января 1910 года за участие в подпольной революционной борьбе. Тетрадь со стихами была отобрана надзирателем при выходе Маяковского из тюрьмы.

Два других зала выставки демонстрировали образцы работы Маяковского в РОСТА, его лозунги к агитационным плакатам и рекламам.

Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту

Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь

сама садик я садила, сама буду поливать

…- двустишие популярной в те годы частушки.

кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки

И доносится толико стоны? гиттаоры: Тара гинна-таратинна-tan…

водопровод, сработанный еще рабами Рима

.- Имеются в виду водопроводные системы (акведуки) Рима и провинций Римской империи (с 4 в. до н. э.)

— в греческой мифологии река забвения в подземном царстве.

— Центральная Контрольная Комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП(б).

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным: было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стихотворение с подзаголовком “Первое вступление к поэме” было завершено в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве, как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Рифма по-маяковски

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшом в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую систему стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Крик души

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные средства, тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “поэзия – баба капризная”, “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Читайте также: