Подвижные игры как средство физического воспитания детей школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на развите физического воспитания у младших школьников.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

''Камышинский индустриально-педагогический колледж

имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева''

Выпускная квалификационная работа

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования

Исполнитель:

Боеску Надежда Алексеевна

студентка группы НК18

Руководитель:

Ольга Викторовна Давыденко,

Допущена к защите:

Заместитель директора:

Наталья Валерьевна Дубинина

Камышин, 2021

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы 1

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы. 6

1.1Предмет теории физического воспитания и его основные понятия. 6

1.2Истоки зарождения физического воспитания ребенка. 11

Вывод по главе I 17

Глава II. Организация и методы исследования 18

2.1 Анализ школьной программы по физическому воспитанию 19

2.2 Разработка педагогического проекта по проблеме развития физических качеств учащихся через подвижные игры. 23

2.4 Описание педагогического опыта учителя физической культуры 28

2.5 Разработка памятки для родителей учащихся по воспитанию у ребенка интереса к здоровому образу жизни 31

Список используемой литературы 36

Возрастающий объем информации, постоянное усовершенствование учебных программ, использование транспорта, других технических средств оказывают негативное влияние на двигательную деятельность школьников. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно увеличить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.

Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, который обеспечивает его укрепление, совершенствование и сохранение в дальнейшем. Таким образом, высокий уровень здоровья и формирования основы физической культуры взрослого человека в будущем является результатом правильного физического воспитания в школе.

Различают три возрастных этапа школьников: младший, средний и старший. Каждый из возрастных периодов характеризуется своими психологическими и физиологическими особенностями, что учитывается при постановке целей и задач обучения любого школьного предмета.

Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. Во время игры ребенок ищет и часто находит определенную рабочую площадку для воспитания своих физических и нравственных качеств тем самым организм требует выхода деятельности соответствующей его внутреннему состоянию. Исключает прямое давление, наказание с помощью игры можно воздействовать на детей.

Подвижные игры не требуют дорогостоящего инвентаря, специальной технической подготовки имеют понятные правила для детей всех возрастов.

Анализ изученной литературы по физической подготовленности учащихся продемонстрировал, что данный вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшей разработки и совершенствования. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной мной темы работы.

Объект исследования – процесс физического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – подвижные игры на занятиях физической культурой, подвижных переменах, физических минутках у младших школьников.

Гипотеза - предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Цель исследования – как подвижные игры воздействуют на развитие физического воспитания у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и научно–методическую литературу по проблеме развития физического развития и воспитанию у младших школьников.

2. Реализовать экспериментальное исследование особенностей развития физических способностей посредством подвижных игр.

3. Разработать практические рекомендации по применению подвижных игр.

При работе будут использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа с педагогом, педагогический эксперимент.

База исследования: МБОУ СШ №16

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы. 1.1Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.

В системе начального школьного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Цель физического воспитания ребенка – это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управления развитием ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания младших школьников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в общеобразовательных учреждения. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образования, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, правильно выполнять практические задания.

Остановимся на определении каждого из этих понятий.

Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественный морфофункциональных (функциональные особенности организма, тесно связанные с возрастом, полом) свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.). Во избежание терминологической путаницы Л. П. Матвеев (советский и российский учёный, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, основатель советской школы по теории физического воспитания, физической культуры и спорта) предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.

Физическое совершенствование – это исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитее, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышений биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуации социального развития, отражая реальные требования общества.

С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адоптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.

Физическая культура – широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваивается ребенком, и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Физическая подготовленность – это соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование – это овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Физические упражнения – это специальные движения, а так же сложные виды деятельности ребенка, применяемы в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.

Двигательная деятельность – это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находится в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизм). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельности развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фон. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физически полноценное индивидуальное развитие.

Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.

Спорт – это составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшие в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.

Читайте также: