Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой доу

Обновлено: 05.07.2024

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

– при приеме на работу для определения квалификации работника;

– при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

– при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

– при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

– при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

– профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

– ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

– профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

1.Общие сведения о стандарте

2.Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.

3.Характеристика функций

4.Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации.

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных образовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций. В настоящее время Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ № 131

Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.

- Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

- Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;

- Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

- "Математические ступеньки" Колесниковой Е.В.

Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

При организации воспитательно-образовательного процесса стараюсь доверять детям, прислушиваться к их интересам и потребностям, замечать индивидуальные способности, стараюсь чтобы их жизнь в группе был содержательной и радостной.

Образовательную деятельность я планирую на основе комплексно-тематического и календарного плана с учетом возрастных особенностей, в котором отражаю все направления развития, формы и виды деятельности с детьми, а также согласно реализуемой в детском саду ОПДО, требований нормативных документов, возрасту группы, теме, сезону. Распределяю ее по времени, организовываю развивающую среду в соответствии с темой. Определив степень освоения воспитанниками запланированного материала, я планирую дальнейшую работу с группой детей и с каждым индивидуально, если это необходимо.

Также каждый год мы проводим диагностику на начало учебного года. Анализ результатов диагностики в начале учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах диагностики. Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне. Надо конкретный анализ ваших приемов работы для достижения таких средних, как вы указываете , результатов.

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ педагогам практикам необходимо пересмотреть организацию образовательной деятельности.

ВложениеРазмер
2012_tk_seminar.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основными направлениями образовательной политики дошкольного образования города Твери являются:

- повышение качества дошкольного образования в соответствии с современным запросом государства, общества и непосредственных потребителей;

-а также, повышение эффективности управления ДОУ как путем использования новых управленческих технологий, так и совершенствования системы управленческих действий, в частности реализации требований к структуре и содержанию локальных документов образовательного учреждения.

В системе управления ДОУ, в целях обеспечения качества дошкольного образования в деятельности любого руководителя должно прослеживаться и реализовываться единство целей и задач развития своего учреждения, отраженных в локальных документов.

Помимо Устава деятельность дошкольного учреждения регламентируется тремя основными документами: программой развития, основной общеобразовательной программой и годовым планом работы. Причем необходимо отметить, что современные подходы и требования к ведению документооборота таковы, что все три документа должны составлять единую систему, приводиться в единосоответствие, цели и задачи должны быть взаимовытекаемыми.

В дошкольном образовании в последние годы возникла уникальная ситуация. Среди дошкольных образовательных учреждений прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих им обрести собственное лицо и выделиться из общей массы.

Современный детский сад, идущий в ногу со временем, а именно таковым является наше учреждение, не может работать только в режиме функционирования, поскольку дошкольное учреждение должно соответствовать постоянно меняющимся запросам государства, родителей, педагогов, социума, а, следовательно, должен работать в режиме развития. Такое учреждение должно четко выстроить перспективу развития, которая отражается в документе Программа развития ДОУ. Цели и задачи развития учреждения выстраиваются в каскадную модель: задачи программы

развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в планах деятельности всех членов педагогического коллектива.

Существенное отличие Программы развития от образовательной

развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в планах деятельности всех членов педагогического коллектива.

Существенное отличие Программы развития от образовательной

Педагогической наукой разработаны рекомендации по структуре и содержанию разделов Программы развития:

По своему усмотрению образовательное учреждение может вводить в структуру программы развития и другие разделы.

Что же касается Основной общеобразовательной программы то, ФГТ ( № 655приказ Минобрнауки) требуют четкой структуризации основной общеобразовательной программы, поэтому каждое дошкольное учреждение должно выстраивать структурно - единоначально (т.е по структуре все ООП будут одинаковы) но каждый детский сад наполнит содержанием данную ООП соответствующим деятельности данного учреждения.

Становится очевидным различие по структуре программ развития и ООП.В программе развития нет пояснительной записки , но есть раздел аналитической деятельности, а также выделена концепция и план действий по ее реализации, финансовое обеспечение программы, а в ООП согласно приказа № 655 необходимой составляющей является пояснительная записка, да и другие разделы отличаются от разделов образовательной программы. Несмотря на различие в структуре данных документов, все же эти документы едины по целеполаганию: цели и задачи проникающие из программы развития в общеобразовательную программу и как следствие в годовой план.

Сегодня все педагоги дошкольных учреждений озабочены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями. Перед ними стоит конкретная задача смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования и внести изменения в образовательные программы ДОУ.

В интернет сети, да и в продаже, очень много различных рекомендаций по поводу организации образовательного процесса в ДОУ в связи с выходом новых нормативных документов, но не все они подходят к применению. В Министерстве образования Тверской области создано Управление по контролю и надзору за качеством образования, которое требует при проверке единой структуризации всех документов ДОУ. На сайте Тверского Министерства есть методические рекомендации к разработке программы развития и как следствие из общения с коллегами из Конаково, Удомли и

других городов области при организации проверок, сотрудники комитета осуществляют проверку на соответствие документов федеральным и региональным требованиям.

Ежегодный документ дошкольного учреждения годовой план. Он как бы является этапом реализации программы развития и ООП.

Пока в системе дошкольного образования, как требует приказ 655 к ООП, строгих требований к содержанию годового плана нет. Он может быть представлен в разных формах. В структуру годового плана по рекомендации ученых, которые занимаются системой развития дошкольного образования, предлагают следующие разделы.

Программа развития нашего детского сада разрабатывалась в 2009г. В ней были определены конкретные цели и задачи, поэтому, когда встала необходимость разработки ООП в соответствии с ФГТ, они легли в основу разработки ООП, с учетом решения данных целей и задач и в годовых планах работы.

В требованиях ФГТ четко обозначено, что качество дошкольного образования реализуется через совместную и самостоятельную деятельность детей в системе комплексно-тематического планирования как в

непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На наш взгляд это самое проблемное направление в ведении ФГТ в деятельность ДОУ.

Методическим обеспечением решения годовых задач в дошкольных учреждениях занимается методическая служба. Поэтому А.Н. более подробно остановится на том как реализуется данное направление в системе деятельности методической службы нашего д/с. Хочется отметить, дорогие коллеги, то, что мы начали работать по данному направлению еще с конца прошлого учебного года, в это время еще нигде не было никаких методических рекомендаций как реализовать принципы заложенные в ФГТ в системе планирования работы педагогов. Разработку системы планирования мы начинали самостоятельно, (уже позже появились рекомендации Фединой и Скоролуповой)

Приступая к составлению годового плана ДОУ, мы руководствовались тем, что план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана. Как Вам известно, он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д., и должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования, но главное план должен быть динамичным и действенным, а значит выстраивается в соответствии с последними нормативными документами, о которых уже мы говорили ранее. И поэтому, составляя план на новый год, мы пересмотрели содержание отдельных блоков. Придерживаясь рекомендуемой структуры программы, позвольте обратить Ваше внимание на те особенности, которые являются значимые при разработке данного документа. (слайд – структура годового плана)

Начну с первого раздела (блока) информационно – аналитический. Он включает в себя следующие составляющие:

  1. Организационно - правовой статус дошкольного учреждения и его характеристика: соответствие учебной программы требованиям нормативных документов; качество функционирования образовательного процесса; методический потенциал; организация воспитательного процесса; содержание образования, характеристика программ и планов; материально – финансовые условия образовательной инфраструктуры; управление МДОУ и образовательным процессом.
  2. Анализ качества результатов работы за прошедший учебный год: мониторинг здоровья, обученности, воспитанности детей по группам и образовательным областям; овладение воспитанниками интегральных качеств, согласно возрасту; личные достижения педагогов; результаты совершенствования образовательного процесса; достижения МДОУ; выполнение учебного плана; социально – эффективная деятельность МДОУ

Реализация целей и задач основной образовательной программы дошкольного учреждения и качество дошкольного образования во многом определяется результатами выполнения комплексных программ, реализуемых в детском саду. Поэтому очень важно провести качественный анализ по результатам освоения программных задач Основной общеобразовательной программы. Но в соответствии с Приказом №655, в годовых планах на этот год, важно не только, как обычно, в аналитическом блоке дать полный анализ результатов мониторинга освоения программ по образовательным областям, годовым задачам за прошедший учебный год и условиям для обеспечения реализации годовых задач, но и согласно ФГТ и содержания ООП, содержание данного блока дополнить анализом овладения воспитанниками интегративных качеств личности в соответствии с возрастом.

Анализ отражает результаты

1. мониторинга здоровья, освоения программ по образовательным областям;

2. годовых задач за прошедший учебный год;

3. условий для обеспечения реализации годовых задач;

4. овладения воспитанниками интегративных качеств личности в соответствии с возрастом)

Результат анализа позволил выявить положительные стороны и проблемы в деятельности коллектива. Эти проблемы коллектив детского сада обозначил, как основные задачи на следующий учебный год. Это следующий раздел годового плана – целеполагания.

Требования к данному разделу следующие: конкретность, реальность, контролируемость, преемственность.

Какие задачи формулируются в этом разделе: задачи годового плана на новый учебный год по итогам прошлого года (по результатам мониторинга здоровья обученности и воспитанности), задачи годового плана, связанные с ре6ализацией Программы развития (инновационная деятельность), задачи по усовершенствованию условий в ДОУ, направленных на качество дошкольного образования.

На примере. Выполнение задач годового плана за прошедший год осуществлялось в работе педагогов в рамках календарно- перспективного планирования, учитывая новые требования, возникла необходимость одной из основных направлений деятельности педагогов на новый учебный год коллектив определить: Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учетом содержания образовательных областей согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

С введением в действие ФГТ

  1. Разработать систему комплексно- тематического планирования образовательной деятельности с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ.

По выполнению задач ООП за прошедший учебный год

3. Развивать связную речь детей в системе реализации задач интегрирования образовательных областей.

Из формулировки задач видно, что все задачи решают основные принципы федеральных требований и вытекают из основных задач Программы развития и ООП и направлены на качество образования в дошкольном учреждении.

Следующий раздел годового плана – план мероприятий (организационно- педагогическая работа, методическая работа, работа с семьями воспитанников, работа по преемственности со школой, административно – хозяйственная работа, организация летней оздоровительной работы. Требования к содержанию данного раздела перед вами.

Важно отметить, что для решения вышесказанных годовых задач нами были выбраны оптимальные средства и способы. В первую очередь – это методическое обеспечение решения годовых задач и работа с кадрами. (слайд из годового плана).

На слайде видно, что решение годовых задач прошло через разнообразные формы: педагогический совет, тематический контроль, консультации, открытые просмотры…

Выполнение задач и направлений отражены в контрольно – диагностическом блоке годового плана. В нашем детском саду Он представляет собой систему внутрисадовского контроля за выполнением решения годовых задач и усовершенствованием условий для этого. А также, промежуточную диагностику обученности, воспитанности, здоровья детей, согласно мониторингу основной общеобразовательной программы, которая составляет 80% от всего содержания.

Тот перечень локальных актов, которые мы с вами имеем в дошкольном учреждении выходит на один важный документ- это рабочая учебная программа педагогов ДОУ. Об этом документе вы наверное читали или слышали (мы может быть будем не скромными но мы оказались впереди, не смотря на то, что приказа Минобрнауки о необходимости наличия такого документа в д/с нет, но требования и методические рекомендации г.Москвы уже имеются, на педагогическом совете дошкольного учреждения мы приняли решение о том, чтобы с 1 сентября 2011 года во всех возрастных группах должна быть разработана рабочая программа, которая отражает содержание и структуру ООП конкретно по каждой возрастной группе. В соответствии с 655 приказом ДОУ должно работать не по комплексной

программе, как мы привыкли работать раньше (то ли это программа Детство, Радуга), а по собственной разработанной в данном дошкольном учреждении общеобразовательной программе, поэтому и в рабочие программы воспитателей переносятся соответствующие разделы из ООП касающиеся данной возрастной группы (наши личные контакты с коллегами из муниципалитетов области в частности г. Удомля, позволяют нам гордиться собой, так как при проверки дошкольных учреждений Удомли Управление по контролю и надзору за качеством образования требует наличие данного документа).

Самым сложным оказалось:

К сожалению не все педагоги в рамках своего профессионального уровня могут четко спланировать свою работу.

3. Вызывает сложность взаимодействие воспитателей и узких специалистов в системе комплексно-тематического планирования. Так, например, музыкальному работнику необходимо подбирать к этой теме материал, а у нее свой план. Следовательно, специалисту нужно скорректировать программу музыкального образования.

Вся образовательная деятельность, выводит нас на качество дошкольного образования, Та система комплексно- тематического планирования, которую мы вам представили очень удобна в первую очередь для работы воспитателя, но что и не менее важно для руководителя как управленца -удобна для проведения контроля планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверять деятельность педагога очень легко и если педагог работает по такому плану, то качество будет обеспечено.



Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

- Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

- Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

Читайте также: