Какое значение имеют опыты какие опыты можно поставить в школьном кабинете

Обновлено: 05.07.2024

Опыты и эксперименты являются практическими методами познания природы и эффективными средствами формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

ВложениеРазмер
opyty_i_eksperimenty_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx 76.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трофимова Татьяна Дмитриевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

СОШ №7 г. Лениногорск РТ

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Адольф Фридрих Дистервег, немецкий педагог

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

3) коммуникативные действия;

Условия развития УУД:

Передача готовых знаний.

Развитие умений добывать знания и применять их.

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания.

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:

  • выделение главного;
  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • определение и объяснение понятия;
  • обобщение и систематизация;
  • моделирование;
  • доказательство;
  • объяснение результатов опыта .

Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

  • задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;
  • необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;
  • приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.

Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.

Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. ОПЫТ, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.

Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

  • активное воздействие на изучаемое явление или предмет;
  • умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы;
  • специально подготовленные условия проведения.

Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:

  • тщательный анализ экспериментируемого факта;
  • правильная постановка вопросов для исследования;
  • опыт применяется только в тех случаях, когда экспериментатор в состоянии подчинить себе явление;
  • наличие предварительного наблюдения.

Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

  • соблюдать меру вещества;
  • вещества должны быть доброкачественные;
  • прибор не должен иметь дефектов;
  • всё оборудование готовится заблаговременно;
  • необходим комплект нужного оборудования.

Основные требования к постановке опытов:

  • ясная постановка цели;
  • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
  • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
  • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
  • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
  • уборка рабочего места;
  • отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы . Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.

Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:

  • сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;
  • отражают жизненные ситуации;
  • включаются в изложение нового материала;
  • проводятся детьми по творческим заданиям.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:

  • наблюдения явления;
  • предположение о причине явления;
  • проверка предположения при помощи опыта;
  • анализ результатов, выводы.

Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или. если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты . Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

1. Учитель готовит все необходимое для проведения опыта
оборудование, проверяет его.

2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни
казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания
которых он просто не получится. Например, простой опыт, который
должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному,
может не получиться, если глина будет сухой.

3. Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и иметь результаты опытов. В некоторых случаях, если прибор мал, учитель может показать его учащимся, проходя между партами (исключение зажженная спиртовка). Следует так же использовать и классную доску, изображая на ней схему демонстрируемого прибора.

4. При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью учащимся дается задание перед началом демонстрации опыта (повторной) провести дополнительные наблюдения.

5. После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

Опыты, проводимые учителем и учащимися на уроках по изучению природы, воспроизводят природные явления. Наблюдения, проводимые во время демонстрации опытов, сложнее, чем наблюдения над отдельными предметами. При изучении предмета наблюдают форму, окраску, величину и его свойства. При изучении же явлений наблюдают не только предмет, но и его изменение под влиянием разных условий (например, температуры воды, воздуха). При постановке опытов создаются условия, заранее подготовленные для изучения, поэтому выводы из опытов сделать легче, чем из наблюдения явлений в природных условиях. На опытах дети учатся понимать явления, которые протекают в природе.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.

Учителю надо помнить, что дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным выводам и обобщениям. Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка. Учитель должен продумать вопросы, которые будет давать ученикам.

Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке. Реже на уроках приходится наблюдать проведение простых опытов самими учащимися при проверке домашнего задания. На мой взгляд, необходимо этому учащихся учить, это даст возможность избежать формализма в знаниях, повысить интерес к изучаемому материалу

Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Важной задачей обучения является представление в сознании учащихся опыта как модели природных явлений . Кроме того, моделирование явлений природы обеспечивает широкие межпредметные связи и пропедевтическую направленность начального обучения.

Какое свойство или явление показывает опыт.

Моделью какого явления в природе или жизни человека выступает опыт.

Состав тел и веществ.

Тела и вещества состоят из частиц.

Переход вещества из одного состояния в другое (из жидкого в газообразное, из жидкого в твердое, из газообразного в твердое); растворение веществ.

Температура и термометр.

Как работает термометр.

Колебание температуры в зависимости от времени года и времени суток, повышение температуры при попадании в организм микробов и вирусов, понижение температуры при сильном утомлении. Изменение состояния вещества при нагревании и охлаждении.

Воздух в природе.

Обнаружение воздуха с помощью органов чувств.

Бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха.

Воздух занимает место.

Воздух имеет вес.

Воздух сжимаем и упруг.

Изменение воздуха при нагревании и охлаждении. Влажность воздуха.

Воздух плохо проводит тепло.

Воздух окружает планету, необходим для дыхания живых организмов.

Ветер. Цвет неба. Возможность видеть окружающие предметы, чувствовать запахи.

В природе нет пустоты. Дыхание в воде паука-серебрянки. Давление воздуха.

Фонтан. Пневматическая почта. Ползание животных (улитка, гусеница, черви). Присоски осьминогов и другие.

Вдох и выдох. Игра в мяч, движение велосипеда. Погодные явления. Воздухоплавание. Характер осадков (роса, снег, дождь, иней).

Использование теплой одежды. Зимовка животных и растений под снегом. Появление подшерстка у зверей.

3 состояния воды.

Прозрачность и бесцветность.

Чистая вода не имеет запаха и вкуса. Форма воды текучесть.

Дождь и роса. Жидкая вода в водоемах. Твердая вода – град, снег, лед, иней. Гололедица. Газообразная вода – пар в воздухе. Испарение, туман. Влажность воздуха. Кипение воды в чайнике. Морозные узоры на окнах.

Условия жизни водных растений и животных. Исследование морских и океанских глубин. Показатель чистоты водоема. Дождевая вода.

Использование чистой воды в технике, медицине. Вода принимает форму такого объекта, в котором находится. Фонтан, водопровод. Водопады. Острова и мели. Реки, морское и океаническое движение воды (волны и течения). Родники.

Особенностью этой темы является использование демонстрационных опытов в сочетании с самостоятельными опытами, проводимыми самими учащимися.

Одним из доказательств материальности воздуха является то, что он, как и всякое иное тело (жидкое и твердое), занимает место. Для того, чтобы это увидеть, детям предлагается провести самостоятельные опыты по вытеснению воздуха с помощью воды из полых сосудов и пористых тел. Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почвы, кусочки шерсти. Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах. Сообщаем учащимся о том, что пространство, занятое воздухом, не может быть одновременно заполнено водой или каким — либо другим веществом. Для доказательства этого факта служит демонстрационный опыт: опустить в сосуд с водой бутылку с отрезанным дном. Горлышко бутылки, предварительно закупорить пробкой. В пробку вставлена стеклянная трубка. Отверстие трубки закрыть пальцем - вода в бутылку не заходит. Когда палец отнимается от отверстия стеклянной трубки, учащиеся видят, как выходит из бутылки воздух (над отверстием трубки помешается флажок, горящая спичка и т.д.). Данный опыт позволяет объяснить, что свойство воздуха занимать место используется при постройке водолазного колокола (кессона). Рассказ о водолазном колоколе можно проиллюстрировать повторным погружением в воду бутылки, предварительно поместив в нее картонного человечка, прикрепленного проволокой к пробке.

При изучении свойств воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ставятся демонстрационные опыты, к их постановке привлекаются и учащиеся. Интересны и занимательны опыты с надетым на колбу резиновым шариком или с бегающей каплей. Кроме того, что эти опыты дополняют описанные в учебники, они приводят детей к выводу, что воздух при нагревании расширяется и делается более упругим. Опыты, показывающие, что воздух сжимаем и упруг, проводится демонстрационно. Это помогает понять, почему в опыте, установившем, что воздух занимает место, в бутылку все же вошло немного воды.

Учащиеся с большим интересом ищут ответ. Предлагаем опытным путём проверить выводы. После демонстрации опыта дети с удовлетворением отмечают правильность своих суждений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гриневич Оксана Алексеевна

Закрепили нить петелькой за хвостик яблока и взвесили его на рычажных весах.

Наполнили мензурку водой.

Яблоко за ниточку подвесили на пружинных весах и погрузили яблоко в воду.

Показания на шкале весов изменились. Отметили это изменение на шкале.

Яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое количество воды. Вытесненная вода стремится занять свое место и давит на яблоко, стараясь вытеснить его вверх. Это гидростатическая сила. Она равна весу вытесненной воды.

Для проведения опыта стоит брать мелкие яблоки, весом до 100г.

В наборе все пружинные весы рассчитаны на вес до 100г.

Начерти на листе бумаги две концентрические окружности

Напиши внутри свое имя

Загни лепестки внутрь так, чтобы они скрыли надпись

Положи цветок лепестками вверх на поверхность воды

Цветок постепенно раскрывается и становится видна надпись

Вырежьте еще один цветок и опустите его в мензурку с горячей водой, с холодной водой.

Кода цветок распускается быстрее?

Почему? Что происходит…Вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага распрямляется, и цветок распускается.

Вода – жидкое вещество, молекулы воды при движении не отдаляются друг от друга, а взаимно притягиваются. Особенно на поверхности воды, не имея над собой других молекул, они связаны гораздо крепче. Это так называемое поверхностное натяжение.

Осторожно наливаем воду в мензурку. Следим за уровнем воды.

Когда наполняем мензурку до краев водой, становится видно, что вода приподнимается над гранями, поверхность воды становится выпуклой. Поверхностное натяжение стремится заключить воду как бы в мешочек.

Если воды совсем мало, то поверхностное натяжение придает ей форму шара – капли.

Трубка для фильтрования

Пластиковая трубка длинно 65см

Соединяем две трубки

Концы трубок находятся на одном уровне

Закрываем пальцем конец узкой трубки

Наполняем широкую пластмассовую трубку водой

Уровень воды находится на одном уровне в обоих трубках

Отпускаем конец узкой трубки

Из конца узкой трубки вырывается струйка воды. Чем выше поднимаем узкий конец - тем слабее струйка воды.

Чем ниже опускаем - тем выше струйка воды.

… более высокий столб воды в трубке оказывает более сильное давление. Чем выше мы поднимаем, тем сильнее увеличивается давление воды, те выше столбик вырывается из узкого конца трубки.

Перекрывая реки, человек искусственно поднимает, увеличивает уровень воды, этим увеличивается сила падающей воды. Давление падающей воды приводит в движение колеса турбин гидроэлектростанций. Так вода дает нам свет.

Наливаем воду в чайник, кипятим его.

Выключаем его. Ждем минут 5 - 7

Осторожно подносим зеркало на высоте 10 – 15 см над открытым отверстие или носиком чайника.

На поверхности зеркала образуются капли воды.

Из горячей воды выделяется пар. На холодной поверхности он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Если немного подождать 3-4 минуты. Мелкие капли начнут сливаться в более крупные и срываться с поверхности металлического зеркала.

В природе вода под лучами солнца испаряется с поверхности водоемов, листьев трав и деревьев, с кожи человека. Эти мельчайшие капли поднимаются вверх, в атмосферу и, охлаждаясь, превращаются (конденсируются) в маленькие капли воды. Капли собираются вместе и образуют облака. Если облако встречает на своем пути холодный воздух, капли соединяются в еще более крупные, становятся тяжелыми. Воздух не может их удержать , и тогда они падают на землю в виде дождя.

Морозная погода зимой или морозилка холодильника

Мензурка , совершенно сухая, выставляется на карниз за окно класса Или ставится в морозилку.

Через час мензурку вносим в класс.

Она запотевает, на стенках образуются мелкие капельки воды.

Стенки мензурки на морозе охладились. Оказавшись в классе, ее стенки начнут охлаждать окружающий воздух. Водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в мельчайшие капли воды и оседает на стенках мензурки.

Насыпать пол- мензурки садовой земли

Получится мутная взвесь.

Дать взвеси отстояться. Она разделится на слои в соответствии с весом частиц почвы

Толщина слоёв будет разной в зависимости от типа почвы. Но слои всегда будут распологаться в одном порядке.

Можно увидеть корешки растений и мелких букашек. Некоторые будут плавать на поверхности.

Возможно, один из слоёв будет гораздо толще других. По нему можно судить о ТИПЕ почвы.

Заполнить слоями земли, глины, песка, почвы, опавшие листья.

Разместить в банке несколько дождевых червей. ( их можно отыскать в земле) Осторожно положить их в банку.

Банку закрыть крышкой, в которой проделаны дырочки. Поставить банку слабоосвещённое место.

На верхний слой каждый день надо выливать 2 – 3 чайные ложки воды. Через 10 дней посмотри на банку.

Черви перемешали слои почвы и проделали в ней ходы.

Обязательно отнеси червей и почву

Перемешивая почву черви разрыхляют её и облегчают доступ воды и воздуха, а затем заглатывая и переваривая опавшие листья, обогащают почву питательными веществами.

КАК ВОДА ТЕЧЁТ ПО ЛИСТЬЯМ?

Растениям необходима вода, но листья не должны портиться от массы волы, падающей на них сверху. Все листья имеют определённую форму.

Назовите, какие геометрические фигуры Вам напоминают листья растений?

А почему у растений именно такая форма листьев?

Почему вода не скапливается на листьях, а стекает с них легко?

В этом нам и предстоит убедиться.

Вырежи из бумаги фигурки разной формы.

Согни соломинки и прикрепи к каждой из них клейкой лентой фигурки листьев.

Внимательно смотри, как вода стекает по силуэту листка и что происходит с листком

Квадрат и круг сгибаются под весом воды. Фигурки в виде листьев почти не сгибаются, вода с них стекает намного лучше.

Чем более вытянут лист и чем больше на нём зубчиков, тем лучше с него стекает вода. Поэтому квадратных листьев в природе не бывает, а круглые листья встречаются редко и оказываются либо очень толстыми, либо с мелкими зубчиками по краю. Воде помогает стекать и неровности поверхности листа – углубления по линиям его жилок.

Листья растений испаряют большое количество воды, поэтому комнатные растения увеличивают влажность воздуха.

А КАКАЯ ЧАСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ЛИСТА ЗАНИМАЕТСЯ ИСПАРЕНИЕМ?

Две пробирки. Одна подставка для пробирок. Два черенка традесканции.

1. В пробирки наливаем воду и размещаем веточки растений.

В обе пробирки наливаем на поверхность воды немного масла, чтобы уменьшить естественное испарение воды с поверхности.

Отмечаем маркером на пробирке уровень воды.

У растения в первой пробирки смазываем маслом верхнюю поверхность листьев.

У растения во второй пробирки смазываем маслом нижнюю поверхность листьев.

На следующий день

Отмечаем маркером на пробирке уровень воды.

Проводим размётку ещё три дня.

Уровень воды понизился в пробирке, где было растение с листьями, у которых маслом были смазаны верхние поверхности. А во второй пробирке листья слегка пожухли.

Листья растений испаряют воду нижней поверхностью листа.

Это только маленькая часть из множества интересных, познавательных и доступных опытов.


ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начальной школе при изучении предмета естествознания важное место занимают практические методы. Практические методы способствуют более глубокому изучению предмета, объектов и явлений природы. Применяя их у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке [1, с .114].

Более подробнее остановимся на опытах по естествознанию в начальных классах. Актуальность темы показать значение опытов в начальной школе на уроках естествознания. Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [1, с.120]. Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные и пр. [1, c.111]. Опыты проводятся под руководством учителя. Учитель перед проведением опыта готовит необходимое оборудование, необходимые предметы для опыта. Не стоит забывать о том что, перед проведением опыта следует заранее его провести и определить форму работы: по группам или индивидуально.

На уроке после приветствия следует постановка темы и целей урока. Перед проведением опыта учитель говорит и раздает памятки об основных правилах поведения. И переходит к проведению лабораторных опытов. Первый опыт: На столах каждой группы лежит непрозрачный мешочек с предметами, которые ученики должны определить на ощупь. Работа выполняется в группах.

Второй опыт: На столе стоят 2 стакана с водой. Ученики определяют, в каком стакане вода теплая и вода холодная. Ученики приходят к выводу о том что, кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим, определить температуру, прикосновение. Кожа – орган осязания.

Третий опыт: На каждый стол поставить поднос, на котором - баночки с дольками лука, чеснока, апельсина, яблока. Ученики обсуждают полученные результаты, они рассказывают о предметах, которые им удалось узнать по запаху. Делают вывод: Нос – орган обоняния.

Четвертый опыт: На 1 стол поставить поднос с одноразовыми стаканчиками , в которых налит чай, на 2 – яблочный сок, на 3 – вода питьевая. Далее идет обсуждение результатов. Ученики приходят к выводу о том, что язык – орган вкуса.

Пятый опыт: Ученики закрывают глаза, учитель хлопает в ладоши, открывает и закрывает дверь, включает тихую музыку. Учитель задает вопрос: Какой орган чувств вам помог услышать звуки и определить их? Ученики приходят к выводу о том что, ухо – орган слуха. Далее идет серия опытов подтверждающих при помощи, каких органов чувств человек познает окружающий мир.

Развивающее значение - развитие практических навыков, наблюдательности.

Первый опыт связан с переливанием воды из одного стакана в другой. После демонстрации учитель задает вопросы: Что произошло с водой? Какое свойство вы обнаружили? Ученики фиксируют результаты опыта: вода текуча, находится в жидком состоянии.

Второй опыт: Один ученик пробует воду на вкус (из домашнего стакана). Ученики приходят к выводу, что вещество не имеет вкуса.

Третий опыт: Определение цвета воды при помощи цветных полосок. Ученики фиксируют, что вода бесцветна. Далее учитель проводит опыты, чтобы учащиеся сделали вывод о том что, вещество не имеет запаха и не имеет формы[2].

Данные уроки объединяет, то что ученики сами открывают для себя знания. Можно сделать вывод о том, что опыты - важнейший вид работы по предмету естествознание в начальной школе, который способствует решению следующих задач: знакомство с методами изучения окружающего мира; воспитание интереса к познанию мира; формирование самостоятельной познавательной деятельности; формирование основ экологической культуры.

Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения.[Текст] / В.М.Пакулова, В.И Кузнецова - М.:Просвещение, 1990. - С.110-120

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шацких М.А., Качурина Е.Е., учителя биологии

МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж

Ученик ХХI века должен уметь изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.[6]

Большую роль в преподавании биологии играет школьный эксперимент,

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. [2]

В ходе эксперимента исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов.

Эксперименты, проводимые в школе можно разделить на группы:1) изучаемое явление (поглощение кислорода при дыхании листьев), 2) условия протекания явления (выделение кислорода листьями только на свету), 3) влияние внешних условий (влияние различной степени освещенности на рост проростков).[1]

Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка правильно формулировать цель эксперимента и не путать результаты с выводами. Цель – это то, что надо установить в ходе исследования. Результат – это то, что получилось фактически. Вывод представляет собой умозаключение по результатам работы в соответствии с поставленной целью.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая—разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам на примере решения экспериментальных задач на постановку гипотезы, на доказательство выдвинутого предположения и на вывод из опыта.[1]

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся МБОУ СОШ № 40 на уроках биологии и во внеурочное время. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

В современном обучении возрастает роль исследовательского эксперимента, проведенного школьником самостоятельно. Учитель направляет действия ученика в нужное русло, задавая вопросы на осмысление опыта.

Внеурочная деятельность, работа с одаренными детьми, участие в конференциях, сотрудничество с ВУЗами – всё это важные шаги по реализации ФГОС нового поколения и развития самостоятельности учащихся.

Исследовательская деятельность развивается не сразу, а поэтапно.

Первая ступень - теоретико-экспериментальное исследование на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе.

Любая исследовательская работа или проектная деятельность связана с изучением литературы.В этом вопросе нам активно помогают библиотеки города, экологические и природоохранные службы.

Такая работа формирует у учащихся УУД:предметные,межпредметные, познавательные:

общеучебные– ребенок учится ставить задачу, выбирать способы ее решения, работает с информацией, структурирует полученные знания;

логические– вырабатываются умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;

регулятивные –умение планировать и корректировать деятельность своей исследовательской работы.[3]

1.А.В. Бинас, Р.Д. Маш. А.И.Никишов и др. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ - М.: Просвещение, 1990.-192с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/ Е.В. Тяглова: М.: Глобус, 2008. – 255 с.

6. Третья Всероссийская конференция по экологическому образованию. 7-8 ноября 2013. Москва. Сборник материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных видов действий, которые формируются, применяются и сохраняются в результате активных действий самих учащихся. Именно активные действия самих учащихся должны быть направлены на развитие мотивации обучения, удовлетворение познавательных интересов и возможностей школьников, а также на развитие у них умения учиться в самом широком смысле. Познавательные интересы непосредственно связаны с исследовательским отношением к окружающему миру. Познавательные интересы становятся первой ступенькой для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

Применение таких методов преподавания позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и тайнами. Эти методы обеспечивают высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе поиска верного ответа, а также предполагают не только индивидуальные, но и групповые формы исследовательской работы учащихся. Такая организация процесса обучения помогает развитию коммуникативной сферы у младших школьников, их способностей к сотрудничеству. Формируются мыслительные и исследовательские умения и навыки, умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни.

Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). При этом обеспечивается не только прочность усвоения приобретаемых знаний, но и осознанность научных методов познания, развитие интереса к исследовательской работе.

Читайте также: