Подумайте на чем держалось европейское равновесие после вестфальского мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конфликты между Испанией и Англией, Испанией и Нидерландами были вызваны религиозными причинам (противостояние католиков и протестантов), а также политическим (стремлением Испании доминировать в Европе).

Вопрос 2. На какие уступки борцам за реформацию церкви в Германии был вынужден пойти император Карл V?

Карл V был вынужден заключить Аугсбургский религиозный мир, который закрепил лютеранство официальной религией и установил право князей на выбор вероисповедания для своих княжеств.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Назовите разные точки зрения на политическое устройство Европы, существовавшие в XVII в. Какая из них больше соответствовала эпохе Нового времени?

С начала XVI в. в международной жизни Европы существовали две разные точки зрения на то, каким должно быть её политическое устройство. Первая точка зрения принадлежала правившим в Священной Римской империи австрийским Габсбургам, считавшим, что должна существовать единая империя, объединяющая большинство европейских стран, а в будущем и всю Западную Европу. Во главе такой империи должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (без сомнения, из династии Габсбургов), а все государства – члены империи являются его вассалами. Вторая точка зрения – Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Вопрос 2. Тридцати летнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему.

Вопрос 3. Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Шведский король, талантливый полководец Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией. Густав II Адольф усовершенствовал тактику пехотного боя: его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привёл на поля сражений армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности (остальные солдаты были наёмниками). Обучение личного состава в армии было непрерывным, часто проводились учения, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени.

Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов.

Католическая и протестантская церкви признаны равноправными

Запрещались захваты церковного имущества.

Закреплена политическая раздробленность Священной Римской империи. Германские князья стали независимыми правителями.

Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Вопрос 5. Перечислите войны в Европе XVIII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

Итогом участия в этих войнах стало не только территориальное приращение (устье Невы и Прибалтика, Малороссия и Крым), но также рост международного авторитета России и степени ее влияния на европейские дела. Россия в XVIII веке входит в число великих держав.

Восточный вопрос - соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции) за раздел территорий слабеющей Османской империи.5.

Задания к параграфу

1-я группа: Священная Римская империя (искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над возможно большей европейской территорией), Чехия (выйти из состава католической империи), протестантские страны стремятся не допустить доминирования католиков Габсбургов, а также Дания (защитить владения в Северной Германии, обеспечить себе господствующее положение на Балтийском море), Швеция (захватить в свои руки всё Балтийское море, собирать в свою пользу торговые пошлины, превратить королевство в сильную балтийскую империю) и Франция (подорвать могущество Габсбургов), Россия (вернуть Смоленск, захваченный Польшей).

2-я группа: Поводом к войне стали события в Праге 1618 г. – чешские дворяне, возмущённые религиозными преследованиями, выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников, которые чудом остались живы. Император воспринял это как стремление протестантов нарушить мир и разделить Священную Римскую империю.

3-я группа: Альбрехт фон Валленштейн – наиболее знаменитый из военачальников, превративших войну в погоню за добычей. Он предложил создать армию в 50 тыс. человек из наёмников, так как безземельные крестьяне и безработные ремесленники вынуждены были наниматься на военную службу. Военная же система Валленштейна состояла в том, что армия должна сама себя содержать путём ограбления населения той местности, где она находится. С крестьян и горожан этих мест брались такие огромные контрибуции, что их хватало не только на покрытие военных расходов, но и на обогащение Валленштейна и его офицеров. У Валленштейна были далеко идущие планы: он хотел восстановить Ганзу, захватить всю балтийскую торговлю и вытеснить голландцев и англичан. В то же время полководец поддерживал стремление Фердинанда II к установлению абсолютной власти. Таким образом, Валленштейн вел войну грабительским способом, разоряя Германию и уничтожая протестантское население во имя абсолютной власти католического императора.

4-я группа: Густав II Адольф был талантливым полководцем. Он также преследовал захватнические цели в войне, однако, в отличие от Валленштейна он привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, которой командовали кадровые офицеры. В этой армии, в отличие от полностью наемной имперской армии Валленштейна, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени. Таким образом, Густав II Адольф вел войну более справедливым способом.

5-я группа: В 1635 г. Людовик XIII объявляет войну Испании. Католическая Франция, таким образом, помогала протестантам в борьбе с католиками. Чтобы окончательно подорвать могущество Габсбургов, кардинал Ришелье послал в Германию французские войска. Германия подверглась опустошению, многие города и деревни были сожжены, а в ряде областей население почти исчезло. К 1648 г. французские войска одержали ряд значительных побед, что вынудило нового императора Фердинанда III пойти на заключение мира.

Победителями в войне стали протестантские страны, которые смогли остановить католиков и добиться признания своей религии.

Вопрос 2. Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.

Вопрос 3. Каковы последствия европейских войн XVIII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

По итогам войн XVIII в. Англия и Франция стали крупнейшими державами в Европе которые вели борьбу за торговое и колониальное преобладание. Австрия и Голландия утратили свое прежнее могущество и влияние.

Вопрос 4. Выскажите своё мнение о войне как способе разрешения противоречий между государствами.

Война это самое крайнее средство решения противоречий между государствами, которое используется лишь тогда, когда дипломатия не дате результатов. Необходимо все конфликты решить дипломатическим путем, не прибегая к войне.

Вопросы к документу

Вопрос. Чем вы можете объяснить, что грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием?

Почему именно крестьянское имущество становилось лёгкой добычей солдат – своих и чужих?

Как вы думаете, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?

Грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием потому что, таким способом снабжалась армия Валленштейна, а также военные действия велись на территории протестантских княжеств, поэтому католики закрывали глаза на убийство еретиков.

Потому что крестьяне не имели права носить оружия и не могли защитить себя против солдат.

Да, существовала война губила урожаи, убивало работников, солдаты отбирали пищу, обрекая крестьянские семьи на голод. Голод ослаблял организм ,что способствовало распространению эпидемий.

Одна из причин (как считают некоторые историки) - это ослабленность противников предыдущей войной. С голыми руками да с шатающимися от голода солдатами друг на друга не полезешь, нет смысла, да и народы бунт поднимут: "Надоело! Надоело! ". Значит, надо создавать оружие нападения любой ценой, но для начала надо накормить народ, и убедить их в том, что "мы вам даем жрать, вы будете сытые и сильные, а потом мы сделаем самое страшное оружие, и всех наших врагов в побьем и вообще заживем в раю". Причем - эта внутренняя политика была совершенно одинаковая со всех сторон конфликта. Ну, а дальше - дальше мы все знаем, что было. Кто-то работал побыстрее, потом напрасно поторопился - и получил за это. А кто-то - опоздал, да зато быстро нагнал и перегнал. Это мнение некоторых исследователей и это справедливо и правильно.

Католики и протестанты были уравнены в правах, а европейские государства стали независимыми

С начала 16 века в Европе существовали две точки зрения о политическом устройстве.

1) Объединение Европы под началом какой-либо одной страны . Эта идея продвигалась Испанией, а в частности – королевской династией Габсбургов. Они считали, что должна существовать единая империя, объединяющую европейские страны, которые становились её вассалами. А во главе этой империи должен стоять католической император, поддерживаемый лично папой римским.

2) Европа должна состоять из национальных государств , а порядок на континенте поддерживаться за счет баланса сил. Этого взгляда придерживались Франция и Англия.

Безусловно, эпохе Нового времени соответствовала вторая точка зрения , так как она способствовала наилучшему экономическому, политическому и общественному развитию государств и отражала интересы различных слоёв населения национальных государств.

2. Тридцатилетнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему.

Тридцатилетняя война длилась с 1618 по 1648 год и основной её причиной стали противоречия между католиками и протестантами, а также сопротивления влиянию династии Габсбургов, которые хотели объединить Европу под своей властью.

Война получилась общеевропейской, так как прямо или косвенно в неё были втянуты почти все крупные европейские государства . Так, участниками войны были германские княжества, Швеция, Австрия, Дания, Англия, Шотландия, Франция, Голландия, Португалия, Речь Посполитая и даже православное Московское царство и ещё некоторые другие европейские государства.

3. Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Шведский король Густав II смог собрать хоть и небольшую, но регулярную и профессиональную армию , с хорошей дисциплиной и грамотными офицерами.

Так, для пополнения рядов шведской армии, помимо добровольной вербовки стала проводиться принудительный рекрутский набор. Впервые армия на половину состояла из крестьян, получавших повинность за службу. В офицеры же звали образованное шведское дворянство, которым за службу давали широкие привилегии.

Обучение армейского состава было непрерывным, также часто проводились учения. А нарушения дисциплины строго карались.

Вместе с этим было усовершенствовано вооружение. Теперь мушкеты имели меньший калибр и вес. Благодаря этому, шведские войска по скорости совершали 3 выстрела, в то время как противник – всего 1.

Ну и конечно же шведский король обладал мощной кавалерией и подвижной артиллерией. А в шведской армии ещё и использовалось линейное тактическое построение.

1) Вестфальский мир прекратил вражду между католиками и протестантами и уравнял их права.

2) Была закреплена раздробленность Германии, и князья стали независимыми правителями.

3) Территориальные изменения:

а) Независимость Швейцарии и Голландии

б) Франция получила Эльзас

с) Швеция получила порт Штеттин, Западную и часть Восточной Померании, и её залив.

4) Равновесие сил в Европе, благодаря укреплению Франции и ослаблению Габсбургов из Испании.

5. Перечислите войны в Европе XVIII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

1700-1721 гг. – Северная война

1701-1714 – Война за Испанское наследство

1733-1735 – Война за Польское наследство

1740-1748 – Война за Австрийское наследство

1756-1763 – Семилетняя война

Россия принимала участие во всех войнах, кроме:

а) Войны за Испанское наследство

б) Войны за Баварское наследство

Итогами войн стали рост авторитета России на международной арене и вхождение в число великих держав. Помимо этого, также были хорошие территориальные достижения, а именно выход в Балтийскому морю, присоединение Крыма, Малороссии, устья Невы и Прибалтики. Россия стала великой морской державой с сильным флотом.

Иногда сюда же относят и борьбу народов Балкан за освобождение от турецкого владычества.

Охарактеризуйте цели всех стран, участвовавших в войне, покажите эти страны на карте (1-я группа); охарактеризуйте повод к войне (2-я группа); дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне (3-я группа); дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне (4-я группа); охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны (5-я группа). Обсудите, какие государства стали победителями в войне и почему.

1 группа (цели стран, участвовавших в войне):

Австрия (Священная Римская империя) — установить гегемонию в Германии, сохранить Чехию под своим непосредственным контролем, установить католичество как официальную религию Священной Римской империи.

Испания — установить гегемонию испанских Габсбургов и католичества в Европе, вернуть Нидерланды, изолировать Францию.

Чехия — добиться независимости, защитить свободу вероисповедания.

Дания — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Швеции.

Швеция — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Дании, заполучить часть северной Германии.

Франция — уничтожить гегемонию Габсбургов, присоединить испанские Нидерланды и установить границу с Империей по Рейну.

Россия – вернуть Смоленск

2 группа (охарактеризуйте повод к войне):

3 группа (дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне):

Альбрехт фон Валленштейн — генералиссимус, один из самых знаменитых полководцев Тридцатилетней войны. Успешно разгромил восстание в Моравии (1618 год) и одержал победу над трансильванским князем (1621 год).

Но был уволен с военной службы 13 августа 1630 года после того, как императора Священной Римской империи Фердинанда II стали беспокоить амбиции генералиссимуса. Однако несколько поражений от протестантских армий вынудили императора Фердинанда вновь призвать Валленштейна на военную службу, что позволило переломить ход войны в пользу императора. Недовольный тем, как император отнесся к нему, Валленштейн стал рассматривать возможность союза с протестантами. Однако он был убит одним из должностных лиц армии по имени Уолтер Деверо.

4 группа (дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне):

Густав II Адольф — король Швеции (1611-1632). Он проявил себя хорошим тактиком и стал военным реформатором, изменив существующие методы ведения войны. Так, он создал небольшую, но хорошо организованную профессиональную армию во главе с кадровыми офицерами.

В ходе Тридцатилетней войны король укрепил влияние Швеции на остальную Европу, дал стране новый импульс к прогрессу. Он поднял народный дух шведов и поставил Швецию в один ряд с ведущими державами.

5 группа (охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны):

Последним периодом войны был франко-шведский 1635-1648 годы. В 1635 году Франция в открытую выступает против Габсбургов, её союзниками выступает Швеция, Голландия, Венеция, Венгрия и Савоя, а Польша сохраняет нейтралитет. В начальном периоде боевых действий союзники не смогли добиться видимых успехов. Однако, ситуация изменилась в начале 40-вых годов. И уже в 1646 году объединенное франко-шведское войско вторглось на территорию Баварии, и вскоре стало ясно, что война проиграна. Фердинант III должен был начать вести переговоры. Таким образом, 24 октября 1648 года был заключен Вестфальский мир.

2. Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Условия этого мира в значительной мере позитивно повлияли на политическую и религиозную обстановку в Европе. Некоторые европейские государства получили независимость (Голландия и Швейцария) и другие земли, а протестанты с католиками были уравновешены в правах. Вместе с этим происходило усиление Франции и ослабление империи Габсбургов.

3. Каковы последствия европейских войн XVIII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

Великобритания. Ей больше всех везло, они захватили Гибралтар и Менорку у Испании, а также расшили свои владения в колониях, как в Канаде, так и в Карибском бассейне (остров Сент-Китс).

Австрия. Она резко усилилась в начале века после войны с Османской империей и войны за австрийское наследство. К Австрии была присоединена территория современной Бельгии, юг Италии, Сардиния, Мантуя, Венгрия, а к концу века еще и часть территории Речи Посполитой, от Кракова до Тернополя.

Голландия. В Европе она ничего не получила, но при этом утратила влияние на море и стала уступать англичанам.

Франция. Бурбоны добились престола в Испании, но в Европе ничего особо не получили.

4. Выскажите своё мнение о войне как способе разрешения противоречий между государствами.

Война – это инструмент, который позволяет разрешить территориальные или другие споры при помощи боевых столкновений. При этом война в конечном результате может иметь положительный исход лишь для одной стороны.

Таким образом, появляется замкнутый круг, когда два государства будут вести постоянную вражду на почве предыдущих потерь. Прибавьте сюда же огромные экономические потери и тысячи людских жертв. Поэтому, любые вопросы между государствами лучше решать дипломатическим путем.

Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.


Равновесие держалось исключительно только потому, что произнесено, как лозунг было миру мир.


Вестфальский мир называют важным этапом в развитии международного права?

Вестфальский мир называют важным этапом в развитии международного права.

Какие обязательства взяли на себя европейские государства?


Составить план по теме Вестфальский мир?

Составить план по теме Вестфальский мир.


Основное положения вестфальского мира?

Основное положения вестфальского мира.


Состав план в тетради по теме вестфальский мир?

Состав план в тетради по теме вестфальский мир.


Составить план по теме Вестфальский мир?

Составить план по теме Вестфальский мир.


Вестфальский мир (кратко)?

Вестфальский мир (кратко).


Составьте в тетради план ответа на теме Вестфальский мир?

Составьте в тетради план ответа на теме Вестфальский мир.


Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира?

Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, СРОЧНО НАДО!


Почему рухнул Вестфальский мир?

Почему рухнул Вестфальский мир?


Зная о целях европейских держав во внешней политике, а также о гонке вооружений, подумайте, была ли война в Европе неизбежной?

Зная о целях европейских держав во внешней политике, а также о гонке вооружений, подумайте, была ли война в Европе неизбежной?

Можно ли ее было избежать?

Свой ответ аргументируйте / докажите!


Тот факт, что в культуре Византии сохранились многие достижения древневосточной и античной культур, можно объяснить тем, что территория Восточной Римской Империи простиралась и захватывала бывшие земли древних восточных и эллинистических государств. ..


Поддержание установленного на Венском конгрессе международного порядка. Инициатором был Александр 1.


ЗаслугаМагелланаперед наукой и людьми больше, нежели важные подвигиКолумбаи Васко да Гамы. Он впервые доказал осязательно, что земля есть шар, и открыл и пересек обширнейший океан, составляющий ровно треть земной поверхности. ПлаваниеМагелланаимело..


Магелландоказал наличие единого Мирового океана и представилпрактическое свидетельство шарообразности Земли.


Неандертальца были сильно развитые надбровные дуги, мощные челюсти, выдвинутые вперёд. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные жилища. Они охотились на крупных зверей, одевались в шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специальн..


Вера в загробный мир одна из причин.


1. которое поддерживали 2. Старую(католическую) церковь 3. Германии 4. Недовольных церковью 5. Больших поборах 6. Мартин Лютер 7. Тезисами.


1. Были такие правила, что если ты крепостной крестьянин и сможешь незаметно и тихо прожить в городе один или два года, то ты свободный человек.


Хранение документов в архиве предприятия, организация архивного хранения документов.

Читайте также: