Подготовка проекта нового союзного договора его юридическая оценка кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новоогаревский процесс – это важнейший исторический этап периода перестройки. Он представлял собой процесс образования нового союзного договора для создания федеративного государства иного общественно-политического формата.

Предпосылки

В конце 1990 года на сессии ВК СССР обсуждался вопрос союзного договора. В свою очередь, Президент СССР М.С. Горбачев предлагает создать новый союз, носящий название Союза Суверенных Государств (ССГ). Процесс создания был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча. На ней присутствовали представители 9 республик: Азербайджанской, Белорусской, Киргизской, Казахской, РСФСР, Таджикской, Туркменской, Узбекской, и Украинской. Горбачев предложил свой вариант союзного договора для обновления СССР. Он запланировал дать республикам обширные полномочия, сохраняя единое государство. Идею Горбачева поддержали 10 республик (из 15 имеющихся), они вступили в Содружество Суверенных Государств.

В мае – июле в Ново-Огарево проходило множество встреч с целью согласования союзного договора, где выяснились его внушительные противоречия. Причем несостыковки обнаружились как в отношениях между республиками и союзным центром, так и в позиции самих республик. И самое главное – процесс нарушал Конституцию СССР по 173 и 174 статье.

На 20 августа было запланировано подписание договора представителями Казахской республики, Узбекской республики и РСФСР. Для представителей других республик подписание задумывалось уже осенью. Эти мероприятия должны были проходить в той же резиденции Горбачева.

9 августа 1991 года создан ГКЧП – Госкомитет по чрезвычайному положению. В составе комитета было 8 человек, в него вошли партийные функционеры, премьер-министры, вице-президенты, и руководители силовых структур. 18 августа участники ГКЧП прибыли в Крым, где отдыхал Горбачев и захватили его. Президента СССР объявили отстраненным от управления в связи с ухудшением здоровья. Члены ГКЧП были намерены запретить подписание договора ССГ и не допустить развал СССР.

Действия ГКЧП вызвали общественный резонанс. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, здесь сотни тысяч граждан устроили акции протеста против действий ГКЧП. Сторону оппозиции занял Б. Н. Ельцин и политическое руководство РСФСР. 21 августа члены ГКЧП были лишены власти и вывели свои войска.

Когда помеха в виде ГКЧП была устранена, работа над договором уже в качестве конфедерации продолжилась. Новоогаревский процесс завершился подписанием тремя союзными государствами Беловежского соглашения. В нем говорилось об упразднении СССР и формировании СНГ – Содружеством Независимых Государств. Соглашение подписывалось втайне от Горбачева и народов страны 8 декабря. А уже 21 декабря 8 союзных республик присоединились к СНГ и признали распад СССР. 25 декабря первый и единственный Президент СССР объявил об отставке.

20 июля 1991 прошел расширенный IV Пленум Центрального Комитета Компартии Казахстана В нем участвовали не только члены ЦК, но были приглашены также руководители областей, члены Кабинета Министров, депутаты, руководители профсоюзных и комсомольских организаций. Н.Л.Назарбаевсделал доклад о проекте нового союзного договора. Подписание было запланировано на 20 августа 1991 г.

Августовский путч

19 августа 1991 г. Президент НА. Назарбаев, выступив по телевидению, призвал кспокойствию. 20 августа Н.А.Назарбаев выступил с новым заявлением, в котором говорилось: объявление чрезвычайного положения не соответствует Конституции, указы и другие документы ГКЧП не имеют законной силы, а действия попирают декларации осуверенитете республик.

Августа 1991 г. ГКЧП, не нашедший поддержки среди народа, а поддержанный только частью высшего руководства армии и партийной номенклатуры, потерпел окончательное поражение. Эти события ускорили распад Советского Союза, просуществовавшего 74 года, подписание союзного договора не состоялось.

К лету 1991 г. самые значительные политические события разыгрывались вокруг судьбы СССР - проблема заключения союзного договора

20 июля 1991 прошел расширенный IV Пленум Центрального Комитета Компартии Казахстана В нем участвовали не только члены ЦК, но были приглашены также руководители областей, члены Кабинета Министров, депутаты, руководители профсоюзных и комсомольских организаций. Н.Л.Назарбаевсделал доклад о проекте нового союзного договора. Подписание было запланировано на 20 августа 1991 г.

Августовский путч

19 августа 1991 г. Президент НА. Назарбаев, выступив по телевидению, призвал кспокойствию. 20 августа Н.А.Назарбаев выступил с новым заявлением, в котором говорилось: объявление чрезвычайного положения не соответствует Конституции, указы и другие документы ГКЧП не имеют законной силы, а действия попирают декларации осуверенитете республик.

Августа 1991 г. ГКЧП, не нашедший поддержки среди народа, а поддержанный только частью высшего руководства армии и партийной номенклатуры, потерпел окончательное поражение. Эти события ускорили распад Советского Союза, просуществовавшего 74 года, подписание союзного договора не состоялось.

Шесть республик — Грузия, Литва, Молдавия, Латвия, Армения и Эстония — отказались проводить референдум на своей территории. Российское руководство также критиковало этот замысел, указывая прежде всего на то, что вынесенная на голосование формулировка вопроса содержит не один, а несколько вопросов, а это способно исказить волю граждан, имеющих разные ответы на фактически различные вопросы. Одновременно в России объявляется свой референдум об учреждении в республике института президента. Введение этого поста было призвано укрепить ее суверенитет. В условиях того времени это означало усиление центробежных тенденций, так как суверенитет понимался преимущественно как обособление.

Все это ярко проявилось в так называемом новоогаревском процессе (от названия резиденции в подмосковном поселке Ново-Огарево, где проходили переговоры), первый этап которого продолжался с 23 апреля по 23 июля 1991 г. Переговоры лидеров республик проходили очень трудно. Как вспоминал их участник А. И. Лукьянов, даже последнее заседание 23 июля, где обсуждался итоговый вариант договора об С С Г, было неконструктивным. К договору были готовы присоединиться лишь 8 из 15 союзных республик.

Верховный Совет СССР имел возможность рассмотреть лишь первый, подготовленный 16 июня 1991 г. проект договора. В принятом по итогам рассмотрения постановлении (12 июля 1991 г.) союзные парламентарии сформулировали целый ряд принципиальных замечаний, учет которых был обязательным при подготовке итогового варианта договора. Однако эти замечания не были учтены при доработке итогового текста.

Определенные демарши предприняло и союзное правительство. 17 августа итоговый текст договора обсудил Президиум Кабинета министров СССР. Он также выразил одобрение идее, но сформулировал ряд требований, которые министры считали необходимым включить в прилагаемый к договору протокол. Горбачев согласился встретиться с премьером 19 августа для обсуждения предложений, но их характер был таков, что компромисс уже едва ли мог быть достигнут.

Политический кризис 19–21 августа 1991 г. К середине 1988 г. деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже недостаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство за вычетом Горбачева и российские лидеры. На бескомпромиссность противостояния повлияло то, что за каждым из них стояли не просто личностные амбиции, а различные представления о путях экономического, политического и национально-государственного развития страны. Первые выступали за социалистический выбор, развитие системы Советов, сохранение единого государства в рамках СССР. Вторые заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, считали возможным осуществить это лишь в рамках конфедеративного союза государств.

23 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив, что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления и другие законодательные акты республики. В тот же день свою независимость провозгласила Белоруссия, 27-го это сделала Молдавия, 30-го — Азербайджан, 31 августа — Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер 3. Гамсахурдия выступил с требованием, чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные Советы Латвии, Литвы и Эстонии еще 20–21 августа объявили о своей независимости и восстановлении своих конституций, действовавших до 1940 г. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа.

Уже в августе КГБ был лишен нескольких десятков тысяч войск специального назначения. Служба охраны была выделена из КГБ и преобразована в Управление охраны при аппарате Президента СССР. 29 августа 1991 г. произошло выделение из КГБ комплекса управлений, отвечавших за правительственную связь, шифровку и радиоэлектронную разведку. На их базе был создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР. После этих сравнительно небольших по масштабам структурных изменений дошла очередь и до самых крупных подразделений комитета — разведки, контрразведки, пограничных войск.

11 сентября вместо Коллегии КГБ был создан Координационный совет в составе председателей комитетов республик. Республиканские органы власти получили право самостоятельно назначать председателей своих комитетов, которые фактически становились автономными руководителями с большими полномочиями. Еще до формальной ликвидации КГБ СССР характер его отношений с республиканскими комитетами стал определяться двусторонними соглашениями, где фиксировались компетенция и объем делегируемых в Центр функций.

Юридическое оформление распада СССР. В центре внимания созданного по решению V внеочередного съезда народных депутатов СССР Госсовета находились вопросы, касавшиеся возможной формы объединения союзных республик. Эти дискуссии, как и ранее, проходили в Ново-Огареве. Теперь главную роль в них играли Россия и Украина. За время своего существования (сентябрь — ноябрь) Госсовет провел семь заседаний.

После августа 1991 г. сторонники сохранения Союза считали, что на подписание экономического договора республики пойдут быстрее и охотнее, чем на заключение политического соглашения. Поэтому во второй половине сентября — первой половине октября 1991 г. много внимания уделялось именно этому сюжету. Ответственный за разработку документа Г. А. Явлинский полагал, что главная задача Экономического союза состоит в консолидации усилий суверенных государств с целью образования общего рынка и проведения согласованной экономической политики как условия преодоления кризиса. При этом он подчеркивал, что вступление в Экономический союз не обусловливается подписанием договора о Союзе Суверенных Государств.

23 декабря во время встречи М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина были обсуждены вопросы, связанные с прекращением деятельности союзных структур. 25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики — Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 ч 38 мин. над Кремлем был спущен красный союзный флаг и заменен на трехцветный российский.

19.09.1989 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. Важнейшим итогом его проведения стало принятие решения о подготовке нового союзного договора.

Решение вопросов национальной политики

1989, 19-20 сен. Пленум ЦК КПСС. Решение о подготовке нового союзного договора

Предлагаемая платформа КПСС должна определять оптимальное соотношение в интернациональной и национальной сфере в деятельности партии. С практической стороны планировалось создать условия для свободного и всеобъемлющего развития всех наций. Такие действия позволили бы упрочнить Союз, выступавший главным источником благосостояния народов СССР. При этом ранее в реализации ленинского принципа самоопределения наций были допущены многочисленные нарушения.

На Пленуме было указано на важную партийную цель – укреплять политическую самостоятельность республик СССР и наполнять их суверенитет реальным содержанием. В связи с этим, остро вставал вопрос о поиске новых форм добровольного объединения республик и национальных образований во имя решения общих задач.

Кадровые вопросы

Пленум рассмотрел заявление генерального прокурора А. Сухарева относительно результатов расследования заявления Е. Лигачева. Выдвинутые обвинения во взяточничестве не были подкреплены доказательной базой.

Решением Пленума с В. Никонова и В. Чебрикова сняли обязанности членов Политбюро и секретарей ЦК по причине ухода на пенсию. Одновременно В. Щербицкого лишили обязанностей члена Политбюро ЦК, Ю. Соловьева и Н. Талызина лишили обязанностей кандидатов в члены Политбюро ЦК.

В результате голосования В. Крючкова избрали членом Политбюро ЦК, а Ю. Маслюков перевели из статуса кандидата в члены Политбюро ЦК. Кандидатами в члены Политбюро ЦК стали Е. Примаков и Б. Пуго, на пост секретарей ПК назначили А. Гиренко, Е. Строева, Ю. Манаенкова и Г. Усманова.

Задача подготовки союзного договора

В связи с нарастанием национального сепаратизма происходило ухудшение экономического положения страны и развитие кризиса в политической сфере. Союзное руководство было вынуждено активизировать работу в области полного реформирования национально-государственного устройства. Требовалось обеспечить демократизацию отношений союзного центра и республик. Фактически назрела необходимость преобразования унитарного СССР в федерацию.

На первом этапе реформирования были планы внести поправки в союзную Конституцию с тем, чтобы расширить самостоятельность республик в экономических и политических вопросах. Планировалось также выработать конкретный механизм выхода из состава СССР. Это вызвало дискуссии на I Съезде народных депутатов СССР 25.06.1989 г. и в ходе Пленума ЦК КПСС 19.09.1989 г. Итоговым решением стало утверждение поручения начать разработку проекта нового союзного договора.

Читайте также: