Народное творчество в доу как средство развития познавательных и творческих способностей детей
Обновлено: 17.05.2024
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.
Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
- Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.
- Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.
- Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.
Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога. Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.
На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками. Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии в гости к детям пришла дымковская барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца. Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню. Украшая коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы росписи и предложили им самостоятельно придумать узор и подобрать для него цвет. В итоге получились очень интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы.
Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями. В свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.
В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности, такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача: придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.
Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.
Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе национальные художественные традиции.
Автор: Швейцер Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ. Детский сад "4 "Золотой гребешок"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Русское народное творчество как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001
Русское народное творчество как средство развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста в рамках образовательной проектной деятельности.
Автор: Швейцер Мария Александровна.
Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством,
пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире
природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда
понято и осмыслено прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно планировать своё
будущее, выстраивая фундамент на настоящем. Россия – Родина для многих из нас.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов.
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием
стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Глубокий
духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, с раннего
детства пробуждать чувство любви к Родине у каждого ребёнка.
В прошлом году, набрав группу второго младшего возраста, я столкнулась с проблемой –
знания детей и их родителей о народной культуре, о фольклере и традиций русского
народа были отрывочны и поверхностны. Проблема воспитания духовно-нравственных
качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном
обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и
политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере
морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном
воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй
план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои
мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются
нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих
семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о
гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.
В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость
работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных
качеств маленького человека. На современном этапе развития образования духовно-
нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования. Поэтому В методологическую основу разработки и реализации
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются
духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его
культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни,
сохранение национального достояния всех народов России. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из
основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к
Сегодня, многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать и книги, и
мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку
возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло
русской печки, услышать звучание инструментов, с помощью разных нарядов с
элементами русских костюмов можно нарядить себя и более глубже познакомиться с
русским бытом. Но стать не только наблюдателем, а и участником событий, я уверена,
могут помочь основные средства народной педагогики, которая использует все
компоненты народной культуры: потешки, песни, сказки, игры и другое.
Мы с коллегой решили оформить два больших проекта, которые помогут детям ощутить
этот маленький мир в своей группе. Ведь именно проектная деятельность позволяет
больше времени находиться в одной теме и более ближе к ней познакомиться. Ведь это не
только работа воспитателя и детей но и их родителей. Именно проект пользуется активной
основой, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным
интересом именно в этом знании. Проект по теме Русское народное творчество
Младший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот
период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте
ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном
возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет
определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его
многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому
окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания
углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье. Для того чтобы поиск
такой метод, который отвечал бы всем необходимым требованиям: был интересен ребенку
и объединял в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научил
работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Именно проектная
деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из
жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Ведь только
заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, дав возможность
почувствовать себя значимым, поддерживая детскую любознательность и инициативу,
можно решить любую проблему. Именно поэтому метод проекта актуален, эффективен и
очень распространен в дошкольном образовании. Одним из жанров, влияющих на
духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость,
емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную
сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок,
В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные
жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие
недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное
представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном
воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию
музей в группе, который позволил не только посмотреть на разные экспонаты, но и
прикоснуться и к ним, ощутить все своими руками. Именно мини-музеи позволяют быть
итерактивными и полифункциоными музейного пространства, что дает возможность
использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и
решения различных воспитательно -образовательных задач.
Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Начинает
формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему
окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма
духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами,
сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Передо мной стояла задача, – из огромного количества впечатлений, который получает
ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского
сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем
эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,
конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к
родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Я также должна продумать,
что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что
является наиболее характерным для данной местности или данного края. После
познанию нового, появился интерес к русской народной культуре, стали задавать вопросы,
интересоваться у родителей, как жили их про бабушки и про дедушки. С интересом
относиться к песням, потешкам, поговоркам, стали разучивать разные стишки, петь
частушки под балалайку. Знания детей постепенно стали пополняться. Дети больше стали
отгадывать загадки, называть инструменты, запоминать пословицы и поговорки, стала
реализоваться дальше в течение образовательного процесса. Мы планируем добиться
оптимального результата о знании русского народного творчества. И с уверенностью
знать, что дети будут гордится своими знаниями и умениями, а также любит нашу
культуру, беречь ее и не забывать.
познавательный проект позволил детям наиболее больше обогатить элементарные знания
по экологической культуре, в этом нам помогла русская народная сказка
помощи взрослого и в конечном результате пройдя все этапы проекта, отразить ее в сказке.
Таким образом реализация проекта позволила объединить усилия ДОУ и семьи для
успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной
культуре, ее материальным и духовным ценностям.
Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором и русским народным творчеством,
поведения, коммуникативные навыки.
Сформировался интерес не только детей но и их родителей к русской народной культуре,
Автор: Иванова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Детский фольклор как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста
Исполнитель:
воспитатель МКДОУ «Детский сад №3
Иванова Лариса Юрьевна
Русский народный фольклор ……………………………………………………4
Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8
Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12
Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению
итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая
литературы в соответствии с образцом.
Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается
пример, как оформить содержание, там указывается , что первый параграф
начинается со слов: Теоретические основы…..
Почему Вы формулируете по другому?
Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно
2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии
д о ш к о л ь н о г о
3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного
возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16
Список используемых источников
В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области
проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы
исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие
способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо
характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это
то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).
использованию детского фольклора для развития творческих способностей
детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3
Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).
Жду исправленный вариант работы!
занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной
детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой
радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много
конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с
первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –
определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –
богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий
мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте
дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями
педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые
ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она
включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров
любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью
эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие
радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Незатейливые по содержанию и простые по
народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к
окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает
художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются
оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,
дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в
играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку
познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти
произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.
Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная
Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,
песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким
– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.
Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,
расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,
взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,
считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На
самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,
которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком
Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,
можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы
было удобно им пользоваться, по разделам.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как
источнику культуры и развития ребенка.
познания окружающего мира.
Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.
Способствовать активному использованию детьми устного народного
творчества в повседневной жизни.
Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,
как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так
и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и
детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и
чувствует каждого ребенка.
Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с
образовательного процесса в детском саду.
Основные принципы:
познавательную сферу дошкольника.
динамичности заключается в постановке таких
развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,
приводя к активизации внимания и интерес детей.
полезности предусматривает
формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.
сотрудничества позволяет
доброжелательности, эмоционального раскрепощения.
занимательности позволяет
Ожидаемые результаты
Своевременное развитие фонематического слуха;
готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;
Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять
Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;
Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к
Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;
Получить первоначальное представление о труде.
Русский народный фольклор
В начале XIX века перед мыслящей Россией остро
значимости народной жизни.
Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.
Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел
в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.
место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.
детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и
игр из репертуара подростков.
Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.
Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.
В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым
средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем
формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как
правило, это жанры детского городского фольклора.
Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число
обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,
Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и
физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,
проблемы в семье, экология и многие другие причины).
Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить
психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию
личностных качеств в самых различных по составу группах.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень
поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские
традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,
необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются
носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных
традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую
очередь, к фольклору.
Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем
сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той
или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У
каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в
глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,
сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и
интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором
вырастает ребенок, формируется его личность.
Малые жанры детского фольклора:
Пословицы и поговорки;
В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой
Знакомство детей с русским народным творчеством
До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде
своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,
окружавшими его близкими людьми.
Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать
первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов
ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с
приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:
отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,
болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в
первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если
малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.
Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в
детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,
От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.
«Не плач, не плач детка,
Прискачет к тебе белка,
Для Мишиной потешки.
Если будешь плакать
А кто слово скажет
Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна
наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:
Стали крыльями махать,
Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой
малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят
потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:
Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,
Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:
«Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
При организации игр использую игровые потешки:
«Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот
Тише мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька – кот,
Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,
высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,
любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.
«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком
«Ой, ты радуга – дуга,
«Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик припусти,
А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать
«Ну, теперь за дело дружно,
В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют
движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между
собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело
сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень
хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Да и Матвей приди,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те
дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
«Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капуску,
Мышка - за корку,
При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с
дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.
Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам
действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.
В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.
А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер
маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных
Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и
т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.
нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает
закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать
особенности действий различных персонажей.
Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно
найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры .
Актуальность работы по развитию у детей творческих способностей через произведения народного искусства:
Методы, приемы
иллюстрация
разъяснения
Потешки – это небольшие стихотворения и приговорки, их мы используем в режимных моментах .
В своей работе с детьми активно используем игры-драматизации
Инсценировка русских народных сказок
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создаем соответствующую развивающую среду в группе детского сада.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется центр ряженья с элементами костюмов и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок
В группе имеются дидактические и настольно печатные игры
В нашем дошкольном учреждении уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица
Мы считаем, что работа по фольклору, которую мы проводим в группе, дает положительные результаты.
Читайте также:
- Школа 53 педагогический состав рязань
- План ежедневной работы логопеда в доу готовый на год
- В чем заключается принцип работы пароварочного шкафа при атмосферном давлении кратко
- Выскажи свое мнение почему пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года кратко
- Что означала политика восстановления юга кратко