Народное творчество в доу как средство развития познавательных и творческих способностей детей

Обновлено: 17.05.2024

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.


Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.


В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:

  1. Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.
  2. Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.
  3. Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.

Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога. Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.

На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками. Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии в гости к детям пришла дымковская барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца. Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню. Украшая коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы росписи и предложили им самостоятельно придумать узор и подобрать для него цвет. В итоге получились очень интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы.

Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями. В свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.

В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности, такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача: придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.

Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.

Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе национальные художественные традиции.

Автор: Швейцер Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ. Детский сад "4 "Золотой гребешок"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Русское народное творчество как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001

Русское народное творчество как средство развития творческих способностей у детей

дошкольного возраста в рамках образовательной проектной деятельности.

Автор: Швейцер Мария Александровна.

Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством,

пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире

природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда

понято и осмыслено прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно планировать своё

будущее, выстраивая фундамент на настоящем. Россия – Родина для многих из нас.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов.

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием

стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Глубокий

духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, с раннего

детства пробуждать чувство любви к Родине у каждого ребёнка.

В прошлом году, набрав группу второго младшего возраста, я столкнулась с проблемой –

знания детей и их родителей о народной культуре, о фольклере и традиций русского

народа были отрывочны и поверхностны. Проблема воспитания духовно-нравственных

качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном

обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и

политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере

морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном

воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй

план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои

мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются

нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих

семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о

гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость

работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных

качеств маленького человека. На современном этапе развития образования духовно-

нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании

подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования. Поэтому В методологическую основу разработки и реализации

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются

духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его

культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни,

сохранение национального достояния всех народов России. Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из

основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к

Сегодня, многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать и книги, и

мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку

возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло

русской печки, услышать звучание инструментов, с помощью разных нарядов с

элементами русских костюмов можно нарядить себя и более глубже познакомиться с

русским бытом. Но стать не только наблюдателем, а и участником событий, я уверена,

могут помочь основные средства народной педагогики, которая использует все

компоненты народной культуры: потешки, песни, сказки, игры и другое.

Мы с коллегой решили оформить два больших проекта, которые помогут детям ощутить

этот маленький мир в своей группе. Ведь именно проектная деятельность позволяет

больше времени находиться в одной теме и более ближе к ней познакомиться. Ведь это не

только работа воспитателя и детей но и их родителей. Именно проект пользуется активной

основой, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным

интересом именно в этом знании. Проект по теме Русское народное творчество

Младший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот

период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте

ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном

возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет

определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его

многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому

окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания

углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье. Для того чтобы поиск

такой метод, который отвечал бы всем необходимым требованиям: был интересен ребенку

и объединял в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научил

работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Именно проектная

деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из

жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Ведь только

заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, дав возможность

почувствовать себя значимым, поддерживая детскую любознательность и инициативу,

можно решить любую проблему. Именно поэтому метод проекта актуален, эффективен и

очень распространен в дошкольном образовании. Одним из жанров, влияющих на

духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость,

емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную

сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок,

В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные

жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие

недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное

представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном

воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию

музей в группе, который позволил не только посмотреть на разные экспонаты, но и

прикоснуться и к ним, ощутить все своими руками. Именно мини-музеи позволяют быть

итерактивными и полифункциоными музейного пространства, что дает возможность

использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и

решения различных воспитательно -образовательных задач.

Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Начинает

формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему

окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма

духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами,

сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Передо мной стояла задача, – из огромного количества впечатлений, который получает

ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского

сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,

конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к

родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Я также должна продумать,

что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что

является наиболее характерным для данной местности или данного края. После

познанию нового, появился интерес к русской народной культуре, стали задавать вопросы,

интересоваться у родителей, как жили их про бабушки и про дедушки. С интересом

относиться к песням, потешкам, поговоркам, стали разучивать разные стишки, петь

частушки под балалайку. Знания детей постепенно стали пополняться. Дети больше стали

отгадывать загадки, называть инструменты, запоминать пословицы и поговорки, стала

реализоваться дальше в течение образовательного процесса. Мы планируем добиться

оптимального результата о знании русского народного творчества. И с уверенностью

знать, что дети будут гордится своими знаниями и умениями, а также любит нашу

культуру, беречь ее и не забывать.

познавательный проект позволил детям наиболее больше обогатить элементарные знания

по экологической культуре, в этом нам помогла русская народная сказка

помощи взрослого и в конечном результате пройдя все этапы проекта, отразить ее в сказке.

Таким образом реализация проекта позволила объединить усилия ДОУ и семьи для

успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной

культуре, ее материальным и духовным ценностям.

Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором и русским народным творчеством,

поведения, коммуникативные навыки.

Сформировался интерес не только детей но и их родителей к русской народной культуре,

Автор: Иванова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Детский фольклор как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Исполнитель:

воспитатель МКДОУ «Детский сад №3

Иванова Лариса Юрьевна

Русский народный фольклор ……………………………………………………4

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12

Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению

итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая

литературы в соответствии с образцом.

Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается

пример, как оформить содержание, там указывается , что первый параграф

начинается со слов: Теоретические основы…..

Почему Вы формулируете по другому?

Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно

2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии

д о ш к о л ь н о г о

3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного

возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16

Список используемых источников

В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области

проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы

исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие

способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо

характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это

то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).

использованию детского фольклора для развития творческих способностей

детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).

Жду исправленный вариант работы!

занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой

радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию

специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и

психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много

конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с

первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –

определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –

богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий

мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте

дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые

ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она

включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров

любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие

радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по

народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются

оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в

играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку

познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти

произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.

Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная

Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким

– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.

Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,

расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,

взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,

считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На

самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,

которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком

Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,

можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы

было удобно им пользоваться, по разделам.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как

источнику культуры и развития ребенка.

познания окружающего мира.

Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.

Способствовать активному использованию детьми устного народного

творчества в повседневной жизни.

Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами

приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,

как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так

и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и

детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и

чувствует каждого ребенка.

Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с

образовательного процесса в детском саду.

Основные принципы:

познавательную сферу дошкольника.

динамичности заключается в постановке таких

развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,

приводя к активизации внимания и интерес детей.

полезности предусматривает

формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.

сотрудничества позволяет

доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

занимательности позволяет

Ожидаемые результаты

Своевременное развитие фонематического слуха;

готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;

Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять

Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к

Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;

Получить первоначальное представление о труде.

Русский народный фольклор

В начале XIX века перед мыслящей Россией остро

значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.

Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел

в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.

место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.

детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и

игр из репертуара подростков.

Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.

Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым

средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем

формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как

правило, это жанры детского городского фольклора.

Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число

обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,

Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и

физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,

проблемы в семье, экология и многие другие причины).

Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить

психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию

личностных качеств в самых различных по составу группах.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень

поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские

традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,

необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются

носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных

традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую

очередь, к фольклору.

Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем

сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той

или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У

каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в

глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,

сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и

интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором

вырастает ребенок, формируется его личность.

Малые жанры детского фольклора:

Пословицы и поговорки;

В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой

Знакомство детей с русским народным творчеством

До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде

своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,

окружавшими его близкими людьми.

Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать

первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов

ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с

приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:

отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,

болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в

первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если

малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.

Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в

детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,

От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.

«Не плач, не плач детка,

Прискачет к тебе белка,

Для Мишиной потешки.

Если будешь плакать

А кто слово скажет

Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна

наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:

Стали крыльями махать,

Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой

малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят

потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:

Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,

Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:

«Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

При организации игр использую игровые потешки:

«Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,

высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,

любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.

«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком

«Ой, ты радуга – дуга,

«Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик припусти,

А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать

«Ну, теперь за дело дружно,

В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют

движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между

собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело

сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень

хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Да и Матвей приди,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

«Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капуску,

Мышка - за корку,

При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с

дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.

Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам

действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.

В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.

А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер

маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных

Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и

т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.

нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает

закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать

особенности действий различных персонажей.

Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно

найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры .

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Актуальность работы по развитию у детей творческих способностей через произведения народного искусства:

Актуальность работы по развитию у детей творческих способностей через произведения народного искусства:

Методы, приемы

иллюстрация

разъяснения

Потешки – это небольшие стихотворения и приговорки, их мы используем в режимных моментах .

Потешки – это небольшие стихотворения и приговорки, их мы используем в режимных моментах .

В своей работе с детьми активно используем игры-драматизации

В своей работе с детьми активно используем игры-драматизации

Инсценировка русских народных сказок

Инсценировка русских народных сказок

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создаем соответствующую развивающую среду в группе детского сада.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создаем соответствующую развивающую среду в группе детского сада.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется центр ряженья с элементами костюмов и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется центр ряженья с элементами костюмов и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок

В группе имеются дидактические и настольно печатные игры

В группе имеются дидактические и настольно печатные игры

В нашем дошкольном учреждении уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица

В нашем дошкольном учреждении уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица


Мы считаем, что работа по фольклору, которую мы проводим в группе, дает положительные результаты.

Мы считаем, что работа по фольклору, которую мы проводим в группе, дает положительные результаты.

Читайте также: