Подготовка педагогических кадров кратко
Обновлено: 28.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Целью методической работы в МБДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
- достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;
- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
- адаптацию МДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
Планирование методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:
-анализ внешней среды МДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
-анализ состояния МДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
-цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Во всех случаях цель методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности МБДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности МБДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МБДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)
Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении).
Основные подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Через орган самоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом МДОУ.
Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:
1. Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды МДОУ;
- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.
2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
- анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
- анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Профессиональная подготовка педагога – это процесс подготовки студента к будущей реализации своих навыков и умений в определенном направлении педагогической деятельности, посредством усвоенной системы знаний и навыков.
Этапы профессиональной подготовки педагогов
Профессиональная подготовка педагогов осуществляется по одному из направлений подготовки педагогов:
- Допрофессиональная подготовка.
- Основная профессиональная подготовка.
- Дополнительное образование: повышение квалификации педагога, переквалификация.
Допрофессиональная подготовка представляет собой период обучения ребенка в основной школе. Она ориентирована на выявление тех учащихся, которые стремятся, в дальнейшем, заниматься профессиональной педагогической деятельностью, предрасположены к ней. Для этого, должны быть созданы соответствующие условия, для проявления учащимися своих потребностей и склонностей (проведение тестирований, открытых уроков, дня самоуправления). Кроме того, педагоги знакомят учащихся с особенностями своей профессиональной деятельностью, о ее преимуществах и трудностях.
На этапе допрофессиональной подготовки студентов реализуется профессиональная ориентация т.е. реализуется мотивация к профессиональной педагогической деятельности и поступлению в учебные заведения на факультеты педагогической направленности.
В последние годы в образовательную практику входит создание специальных педагогических классов для предварительной подготовки учащихся поступлению в педагогические училища или университеты. В этих классах происходит обучения детей по общеобразовательным программа совместно с дисциплинами психолого-педагогической направленности. Кроме того, реализуется практика, где учащиеся становятся вожатыми. Это помогает в осознании важности, сложности и перспективности выбора данной профессии.
Второй этап обучения – профессиональная педагогическая подготовка связан с поступлением учащихся в педагогические техникумы и колледжи или высшие учебные заведения – институты, университеты, академии, для получения высшего профессионального педагогического образования.
При поступлении в техникумы или колледжи, учащиеся проходят двух летнее обучение по программам:
Готовые работы на аналогичную тему
- Дошкольное образование;
- Преподавание в начальной школе;
- Физическая культура;
- Музыкальное образование;
- Педагогика дополнительного образования.
Поступление в высшие учебные заведения предполагает научную подготовку по программам бакалавривата, магистратуры и аспирантуры.
Обучение по данным направлениям позволяет получить студенту определенный уровень квалификации, дающий ему право заниматься конкретным направлением профессиональной педагогической деятельности, вести научные исследования.
Завершение обучения на данных этапах не связано с завершением возможности развития профессионального педагога. Он может продолжить свое обучение по программам дополнительного образования.
На этапе дополнительного образования происходит обучения в специальных учреждениях, где педагоги проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Система образования непрерывно развивается и совершенствуется, подстраиваясь под тенденции развития общества и его требования. Поэтому, для успешного выполнения своей профессиональной деятельности, педагогу необходимо повышать свою квалификацию, развиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки. Также, педагог может освоить новый вид и направление педагогической деятельности, реализовать свои творческие способности.
Непрерывность педагогического образования
Профессиональное становление педагога в современном обществе является непрерывным процессом. Это обусловлено потребностями общества в:
- Профессиональном развитии и совершенствовании педагога.
- Развитии педагогических навыков и возможностей в условиях постоянно меняющейся образовательной среды.
- Качественных преобразованиях профессиональной деятельности педагога.
- Изменениями областей профессиональной деятельности.
- Необходимости повышения профессионального мастерства педагога.
- Необходимости ориентации педагогической работы на социальный заказ.
- Достижении высокого качества образования и востребованности кадров на мировом рынке труда.
В этой связи, профессиональное образование педагога, в настоящее время, сводится к его постоянному обучению и самообучению. Педагог проходит курсы повышения квалификации, обучается новым направлениям деятельности, изучает новые методы и технологии образования.
Таким образом, профессиональное образование педагога на каждом его этапе нацелено на развитие у него такой системы знаний, умений и навыков, качеств и возможностей, которые позволят ему непрерывно развивать себя и совершенствоваться во всех сферах и направлениях его профессиональной педагогической деятельности. К таким качествам личности и профессиональным свойствам педагога относятся следующие:
- Навыки методологического познания;
- Овладение способностями оперировать информационными данными;
- Навыки анализа и систематизации информации;
- Развитое системное мышление;
- Простота адаптации к новым условиям;
- Активная жизненная и педагогическая позиция;
- Способность и стремление к развитию и саморавзитию в течение всей свой жизнедеятельности.
Непрерывность обучения заложена в основу нескольких уровней образования и этапов профессионального обучения педагога. Преемственность педагогического образования обеспечивается на всех его этапах.
Кроме того, педагог не должен останавливаться в своем развитии и совершенствовании профессионального мастерства, даже пройдя все стадии профессиональной подготовки.
Непрерывность образования, прежде всего, связана с самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием профессиональных качеств и способностей педагога. Именно это лежит в основе становления его личности и реализации целевого назначения образования.
Педагог должен постоянно испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Он должен уметь адекватно оценить себя и свою профессиональную деятельность. Стоит рассмотреть, насколько уровень его стремлений совпадает с достигнутым результатом и, как окружающие оценивают его профессиональную деятельность. Важно, уметь воспринимать критику в свой адрес и стремится исправлять недочеты своей работы.
8 июня 2021 года в Московском университете прошло заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное вопросам развития педагогического образования. Под председательством президента РСР, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика В.А. Садовничего с участием руководителей профильных министерств и ведомств более 300 ректоров вузов страны в режиме офлайн и онлайн обсудили разработку концепции подготовки педагогических кадров.
Декан факультета педагогического образования МГУ В.С. Басюк огласил проект Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования, разработанной рабочей группой, в состав которой входили представители Минобрнауки, Минпросвещения, ведущие эксперты в области педагогического образования. Выступающий отметил, что Декларация призвана гарантировать единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, описал другие принципы и механизмы реализации данного стратегического документа.
19. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс. Применяя образное выражение К. Роджерса, можно говорить, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А. Климов, можно выделить такие фазы жизненного пути профессионала.
Оптант – период выбора профессии.
Адепт (или фаза адепта) – период, когда человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т. д.).
Интернет (или фаза интернала) – время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.
Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.
Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи, ученики среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте.
Огромная роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления отведена системе его подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.
Много абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и делает первые шаги своего профессионального становления(выбор профессии)при условиях общеобразовательной школы или допрофессионального обучения (педагогические классы).
В нынешней сложной социокультурной ситуации есть противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической и практической) выпускника педагогического вуза к осуществлению своих профессиональных функций. Разрешение данного противоречия требует от системы педагогического образования решения большого числа проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и методов.
Основные направления реорганизации системы профессиональной подготовки педагогических кадров связаны с основными тенденциями развития профессионального образования.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Реализация намеченной цели предполагает активизацию всех субъектов образовательной политики и объединение усилий государства, его федеральных и региональных институтов, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов, родительской общественности – всех, кто заинтересован в развитии образования.
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
доступность и качество образования;
формирование навыков самообразования и самореализации личности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов.
Модернизация образования отражает обновление содержания образования, приведение характеристик и качеств системы образования в соответствие с современными требованиями, мировыми тенденциями экономического и общественного развития. При этом образовательная политика в России должна отражать, в первую очередь, национальные интересы нашей страны. Поэтому модернизация образования вообще, и педагогического образования в частности должна осуществляться не только, ориентируясь на изменения, происходящие в мире. Она должна сохранять преемственность лучших традиций российского образования.
С принятием данного Закона произошли в существенные изменения структуре системы образования, которая теперь включает общее, профессиональное и дополнительное образование. Она обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) каждого гражданина страны. Общее образование охватывает четыре уровня – дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование. Профессиональное образование реализуется на среднем и высшем уровнях .Еще одним компонентом данной системы является дополнительное образование, которое предусматривает образование детей и взрослых, как в общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведениях, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования[3].Реализация основных положений закона закреплена принятием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования; среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО).Остановимся подробнее на характеристике стандартов профессионального образования, на основании которых осуществляется подготовка современных педагогов.
В результате модернизации педагогического образования значительные обновления претерпела система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в соответствии с изменением требований, предъявляемых обществом и государством к педагогическим кадрам. Важной особенностью современного педагогического образования является ориентация на подготовку педагогов, обладающих не только определенной системой знаний и умений, но и способных решать конкретные практические задачи. Поэтому в стандартах усиливается практическая направленность подготовки педагогических кадров. Это обеспечивается современным научным компетентностным подходом, реализация которого позволяет одновременно решать задачи как личностного развития обучающегося, так и совершенствования профессиональной деятельности педагога.
Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов предполагает формирование и развитие у студентов определенного набора компетенций, которые в дальнейшем обеспечат их успешное вхождение в профессиональную педагогическую деятельность.
Проблемы компетентностного подхода и компетенций широко освещаются сегодня такими учеными, как В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и другие [4] . Компетентностный подход устанавливает общие принципы определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. Компетенции являются определенными нормами, которые позволяют определить цели, содержание и результаты профессиональной подготовки педагога. Компетенции, которыми должен овладеть будущий педагог, определяются ФГОСВО.
Общая характеристика профессиональной подготовки педагогов.
Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов осуществляется в рамках педагогического образования. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования в целом, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования.
Основными задачами профессиональной подготовки педагогических кадров в современных условиях являются:
повышение качества подготовки студентов в средних и высших профессиональных учебных заведениях;
изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения для реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования;
усиление практической направленности подготовки педагогических кадров;
обеспечение преемственности в подготовке педагогов среднего и высшего педагогического образования.
Современное педагогическое образование представляет собой процесс непрерывной профессиональной подготовки педагогов и включает: допрофессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное образование (рисунок 1).
Допрофессиональное обучение реализуется, в основном, в старших классах общеобразовательной школы в рамках профильного образования. Основные задачи данного этапа работы – выявить учащихся, предрасположенных к педагогической деятельности; создать условия для проявления их способностей; познакомить учащихся с особенностями профессиональной педагогической деятельности.
Рис. 1. Этапы профессиональной подготовки педагогов
Основной задачей данного этапа является профессиональная ориентация учащихся на педагогические профессии. Специально организованная в школе или учреждениях дополнительного образования профессиональная ориентация позволяет развивать у учащихся соответствующие интересы и склонности, ценностные ориентации, что в совокупности обеспечивает формирование осознанных мотивов выбора профессии педагога. Так, в ряде регионов нашей страны начинают возрождаться педагогические классы. Они создаются, как правило, при общеобразовательных учреждениях или вузах. Учащиеся педагогических классов изучают основы психологии и педагогики, проходят педагогическую практику в качестве вожатых. Все это помогает учащимся не только познакомиться с основами педагогической профессии, но и соотнести свои собственные способности и профессиональные ожидания с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу.
Второй этап профессиональной подготовки–профессиональное образование, которое получают студенты в педагогических колледжах или вузах. В педагогических колледжах, помимо программ базовой подготовки, реализуются также программы углубленной подготовки. Сюда поступают школьники по окончании 9 или 11 классов. Студенты, поступившие в колледж на базе 9 классов, в первый год обучения осваивают программу среднего общего образования. Срок их обучения составляет 4 года, а после 11 класса – 3 года.
Студенты педагогических колледжей обучаются по таким специальностям, как:
преподавание в начальных классах;
педагогика дополнительного образования. Выпускники колледжей могут работать воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями начальных классов, музыки, физической культуры или педагогами дополнительного образования.
Статус университета или академии присваивается тем вузам, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных научных областях. Однако статусы академии и университета отличаются по ряду показателей. Университет осуществляет профессиональную подготовку не менее чем по семи направлениям, относящимся к разным областям науки (педагогика, психология, экономика, социология и др.). В отличие от университетов, академии ориентированы на одну сферу деятельности, которая обозначается в названии организации (юридическая академия, медицинская академия и др.).
Все учреждения высшего образования реализуют образовательные программы трех уровней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Дадим их краткую характеристику.
Если педагог хочет освоить новый для него вид деятельности, он должен пройти профессиональную переподготовку, которая способствует формированию у него компетенций, необходимых для овладения новым видом профессиональной деятельности, например педагог-психолог, преподаватель высшей школы, социальный педагог и др.
Читайте также:
- Существует ли принципиальная разница между искусственной и естественной радиоактивностью кратко
- В какой части судебного решения кратко излагаются требования истца тест
- С чем сравнить детский сад
- Какое описание внешности петра 1 дает датский посланник ответ кратко
- Какое значение имеет в стихотворении эпиграф разговор в вагоне кратко