Подготовка педагогических кадров кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.

Целью методической работы в МБДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

- достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

- адаптацию МДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Планирование методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:

-анализ внешней среды МДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

-анализ состояния МДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

-цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Во всех случаях цель методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности МБДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности МБДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МБДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.

Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.

Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)

Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении).

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;

- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Через орган самоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом МДОУ.

Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:

1. Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

- разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды МДОУ;

- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

- анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

- анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.

5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Профессиональная подготовка педагога – это процесс подготовки студента к будущей реализации своих навыков и умений в определенном направлении педагогической деятельности, посредством усвоенной системы знаний и навыков.

Этапы профессиональной подготовки педагогов

Профессиональная подготовка педагогов осуществляется по одному из направлений подготовки педагогов:

  1. Допрофессиональная подготовка.
  2. Основная профессиональная подготовка.
  3. Дополнительное образование: повышение квалификации педагога, переквалификация.

Допрофессиональная подготовка представляет собой период обучения ребенка в основной школе. Она ориентирована на выявление тех учащихся, которые стремятся, в дальнейшем, заниматься профессиональной педагогической деятельностью, предрасположены к ней. Для этого, должны быть созданы соответствующие условия, для проявления учащимися своих потребностей и склонностей (проведение тестирований, открытых уроков, дня самоуправления). Кроме того, педагоги знакомят учащихся с особенностями своей профессиональной деятельностью, о ее преимуществах и трудностях.

На этапе допрофессиональной подготовки студентов реализуется профессиональная ориентация т.е. реализуется мотивация к профессиональной педагогической деятельности и поступлению в учебные заведения на факультеты педагогической направленности.

В последние годы в образовательную практику входит создание специальных педагогических классов для предварительной подготовки учащихся поступлению в педагогические училища или университеты. В этих классах происходит обучения детей по общеобразовательным программа совместно с дисциплинами психолого-педагогической направленности. Кроме того, реализуется практика, где учащиеся становятся вожатыми. Это помогает в осознании важности, сложности и перспективности выбора данной профессии.

Второй этап обучения – профессиональная педагогическая подготовка связан с поступлением учащихся в педагогические техникумы и колледжи или высшие учебные заведения – институты, университеты, академии, для получения высшего профессионального педагогического образования.

При поступлении в техникумы или колледжи, учащиеся проходят двух летнее обучение по программам:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Дошкольное образование;
  2. Преподавание в начальной школе;
  3. Физическая культура;
  4. Музыкальное образование;
  5. Педагогика дополнительного образования.

Поступление в высшие учебные заведения предполагает научную подготовку по программам бакалавривата, магистратуры и аспирантуры.

Обучение по данным направлениям позволяет получить студенту определенный уровень квалификации, дающий ему право заниматься конкретным направлением профессиональной педагогической деятельности, вести научные исследования.

Завершение обучения на данных этапах не связано с завершением возможности развития профессионального педагога. Он может продолжить свое обучение по программам дополнительного образования.

На этапе дополнительного образования происходит обучения в специальных учреждениях, где педагоги проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Система образования непрерывно развивается и совершенствуется, подстраиваясь под тенденции развития общества и его требования. Поэтому, для успешного выполнения своей профессиональной деятельности, педагогу необходимо повышать свою квалификацию, развиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки. Также, педагог может освоить новый вид и направление педагогической деятельности, реализовать свои творческие способности.

Непрерывность педагогического образования

Профессиональное становление педагога в современном обществе является непрерывным процессом. Это обусловлено потребностями общества в:

  1. Профессиональном развитии и совершенствовании педагога.
  2. Развитии педагогических навыков и возможностей в условиях постоянно меняющейся образовательной среды.
  3. Качественных преобразованиях профессиональной деятельности педагога.
  4. Изменениями областей профессиональной деятельности.
  5. Необходимости повышения профессионального мастерства педагога.
  6. Необходимости ориентации педагогической работы на социальный заказ.
  7. Достижении высокого качества образования и востребованности кадров на мировом рынке труда.

В этой связи, профессиональное образование педагога, в настоящее время, сводится к его постоянному обучению и самообучению. Педагог проходит курсы повышения квалификации, обучается новым направлениям деятельности, изучает новые методы и технологии образования.

Таким образом, профессиональное образование педагога на каждом его этапе нацелено на развитие у него такой системы знаний, умений и навыков, качеств и возможностей, которые позволят ему непрерывно развивать себя и совершенствоваться во всех сферах и направлениях его профессиональной педагогической деятельности. К таким качествам личности и профессиональным свойствам педагога относятся следующие:

  1. Навыки методологического познания;
  2. Овладение способностями оперировать информационными данными;
  3. Навыки анализа и систематизации информации;
  4. Развитое системное мышление;
  5. Простота адаптации к новым условиям;
  6. Активная жизненная и педагогическая позиция;
  7. Способность и стремление к развитию и саморавзитию в течение всей свой жизнедеятельности.

Непрерывность обучения заложена в основу нескольких уровней образования и этапов профессионального обучения педагога. Преемственность педагогического образования обеспечивается на всех его этапах.

Кроме того, педагог не должен останавливаться в своем развитии и совершенствовании профессионального мастерства, даже пройдя все стадии профессиональной подготовки.

Непрерывность образования, прежде всего, связана с самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием профессиональных качеств и способностей педагога. Именно это лежит в основе становления его личности и реализации целевого назначения образования.

Педагог должен постоянно испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Он должен уметь адекватно оценить себя и свою профессиональную деятельность. Стоит рассмотреть, насколько уровень его стремлений совпадает с достигнутым результатом и, как окружающие оценивают его профессиональную деятельность. Важно, уметь воспринимать критику в свой адрес и стремится исправлять недочеты своей работы.

Педагогические кадры – основа развития образования и науки

8 июня 2021 года в Московском университете прошло заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное вопросам развития педагогического образования. Под председательством президента РСР, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика В.А. Садовничего с участием руководителей профильных министерств и ведомств более 300 ректоров вузов страны в режиме офлайн и онлайн обсудили разработку концепции подготовки педагогических кадров.

Декан факультета педагогического образования МГУ В.С. Басюк огласил проект Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования, разработанной рабочей группой, в состав которой входили представители Минобрнауки, Минпросвещения, ведущие эксперты в области педагогического образования. Выступающий отметил, что Декларация призвана гарантировать единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, описал другие принципы и механизмы реализации данного стратегического документа.

19. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс. Применяя образное выражение К. Роджерса, можно говорить, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А. Климов, можно выделить такие фазы жизненного пути профессионала.

Оптант – период выбора профессии.

Адепт (или фаза адепта) – период, когда человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т. д.).

Интернет (или фаза интернала) – время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.

Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.

Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи, ученики среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте.

Огромная роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления отведена системе его подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.

Много абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и делает первые шаги своего профессионального становления(выбор профессии)при условиях общеобразовательной школы или допрофессионального обучения (педагогические классы).

В нынешней сложной социокультурной ситуации есть противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической и практической) выпускника педагогического вуза к осуществлению своих профессиональных функций. Разрешение данного противоречия требует от системы педагогического образования решения большого числа проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и методов.

Основные направления реорганизации системы профессиональной подготовки педагогических кадров связаны с основными тенденциями развития профессионального образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Реализация намеченной цели предполагает активизацию всех субъектов образовательной политики и объединение усилий государства, его федеральных и региональных институтов, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов, родительской общественности – всех, кто заинтересован в развитии образования.

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

доступность и качество образования;

формирование навыков самообразования и самореализации личности;

подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов.

Модернизация образования отражает обновление содержания образования, приведение характеристик и качеств системы образования в соответствие с современными требованиями, мировыми тенденциями экономического и общественного развития. При этом образовательная политика в России должна отражать, в первую очередь, национальные интересы нашей страны. Поэтому модернизация образования вообще, и педагогического образования в частности должна осуществляться не только, ориентируясь на изменения, происходящие в мире. Она должна сохранять преемственность лучших традиций российского образования.

С принятием данного Закона произошли в существенные изменения структуре системы образования, которая теперь включает общее, профессиональное и дополнительное образование. Она обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) каждого гражданина страны. Общее образование охватывает четыре уровня – дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование. Профессиональное образование реализуется на среднем и высшем уровнях .Еще одним компонентом данной системы является дополнительное образование, которое предусматривает образование детей и взрослых, как в общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведениях, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования[3].Реализация основных положений закона закреплена принятием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования; среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО).Остановимся подробнее на характеристике стандартов профессионального образования, на основании которых осуществляется подготовка современных педагогов.

В результате модернизации педагогического образования значительные обновления претерпела система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в соответствии с изменением требований, предъявляемых обществом и государством к педагогическим кадрам. Важной особенностью современного педагогического образования является ориентация на подготовку педагогов, обладающих не только определенной системой знаний и умений, но и способных решать конкретные практические задачи. Поэтому в стандартах усиливается практическая направленность подготовки педагогических кадров. Это обеспечивается современным научным компетентностным подходом, реализация которого позволяет одновременно решать задачи как личностного развития обучающегося, так и совершенствования профессиональной деятельности педагога.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов предполагает формирование и развитие у студентов определенного набора компетенций, которые в дальнейшем обеспечат их успешное вхождение в профессиональную педагогическую деятельность.

Проблемы компетентностного подхода и компетенций широко освещаются сегодня такими учеными, как В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и другие [4] . Компетентностный подход устанавливает общие принципы определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. Компетенции являются определенными нормами, которые позволяют определить цели, содержание и результаты профессиональной подготовки педагога. Компетенции, которыми должен овладеть будущий педагог, определяются ФГОСВО.

Общая характеристика профессиональной подготовки педагогов.

Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов осуществляется в рамках педагогического образования. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования в целом, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования.

Основными задачами профессиональной подготовки педагогических кадров в современных условиях являются:

повышение качества подготовки студентов в средних и высших профессиональных учебных заведениях;

изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения для реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования;

усиление практической направленности подготовки педагогических кадров;

обеспечение преемственности в подготовке педагогов среднего и высшего педагогического образования.

Современное педагогическое образование представляет собой процесс непрерывной профессиональной подготовки педагогов и включает: допрофессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное образование (рисунок 1).

Допрофессиональное обучение реализуется, в основном, в старших классах общеобразовательной школы в рамках профильного образования. Основные задачи данного этапа работы – выявить учащихся, предрасположенных к педагогической деятельности; создать условия для проявления их способностей; познакомить учащихся с особенностями профессиональной педагогической деятельности.


Рис. 1. Этапы профессиональной подготовки педагогов

Основной задачей данного этапа является профессиональная ориентация учащихся на педагогические профессии. Специально организованная в школе или учреждениях дополнительного образования профессиональная ориентация позволяет развивать у учащихся соответствующие интересы и склонности, ценностные ориентации, что в совокупности обеспечивает формирование осознанных мотивов выбора профессии педагога. Так, в ряде регионов нашей страны начинают возрождаться педагогические классы. Они создаются, как правило, при общеобразовательных учреждениях или вузах. Учащиеся педагогических классов изучают основы психологии и педагогики, проходят педагогическую практику в качестве вожатых. Все это помогает учащимся не только познакомиться с основами педагогической профессии, но и соотнести свои собственные способности и профессиональные ожидания с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу.

Второй этап профессиональной подготовки–профессиональное образование, которое получают студенты в педагогических колледжах или вузах. В педагогических колледжах, помимо программ базовой подготовки, реализуются также программы углубленной подготовки. Сюда поступают школьники по окончании 9 или 11 классов. Студенты, поступившие в колледж на базе 9 классов, в первый год обучения осваивают программу среднего общего образования. Срок их обучения составляет 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Студенты педагогических колледжей обучаются по таким специальностям, как:

преподавание в начальных классах;

педагогика дополнительного образования. Выпускники колледжей могут работать воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями начальных классов, музыки, физической культуры или педагогами дополнительного образования.

Статус университета или академии присваивается тем вузам, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных научных областях. Однако статусы академии и университета отличаются по ряду показателей. Университет осуществляет профессиональную подготовку не менее чем по семи направлениям, относящимся к разным областям науки (педагогика, психология, экономика, социология и др.). В отличие от университетов, академии ориентированы на одну сферу деятельности, которая обозначается в названии организации (юридическая академия, медицинская академия и др.).

Все учреждения высшего образования реализуют образовательные программы трех уровней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Дадим их краткую характеристику.

Если педагог хочет освоить новый для него вид деятельности, он должен пройти профессиональную переподготовку, которая способствует формированию у него компетенций, необходимых для овладения новым видом профессиональной деятельности, например педагог-психолог, преподаватель высшей школы, социальный педагог и др.

Читайте также: