Почему завтра в школу дети не идут

Обновлено: 05.07.2024

Какая погода позволяет пропустить уроки на законных основаниях?

Россия — это огромная страна, большая часть территории которой находится в сложных климатических условиях. А так как в школу детям приходится ходить в холодное время года, существуют нормативы работы образовательных учреждений в условиях резкого понижения температуры наружного воздуха. Их утверждают власти регионов РФ, поэтому в разных, областях, республиках и городах они могут существенно отличаться.

В средней полосе России близятся крещенские морозы. В 2021 году, пик ожидается с 17 по 20 января. В связи с этим, родители и дети задаются вопросом при какой температуре не идти в школу.

Кроме того, время от времени их пересматривают. Поэтому не все родители знают, при каких температурных показателях их ребенок должен идти учиться, а при каких — может остаться дома на законных основаниях. При этом сами школы продолжают работу даже в самые сильные морозы. Как сказано в НПА:

При неблагоприятных условиях образовательные учреждения работают в установленном режиме и обязаны организовать учебный процесс для любого количества детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обеспечить оптимальный температурный режим в помещениях.

Это значит, что если кто-то из учеников придет в школу, для них должны быть проведены уроки по расписанию, даже если их окажется два или три человека. ТО есть ответственность за принятие решения отпускать ребенка на занятия в мороз или нет, целиком и полностью ложится на родителей. При этом:

Требовать объяснительные документы от детей и родителей о непосещении учреждений образования в период резкого понижения температуры учителя не имеют права.

Рассмотрим некоторые нормативы подробнее.

Температурный режим зависит от класса

Чем младше школьник, тем выше температура воздуха, при которой он может остаться дома в сильный мороз. Для старшеклассников эти значения примерно равны тем, которые вводят ограничения для взрослых.

Какой мороз освобождает школьников от занятий в разных регионах России

В образовательных СанПиН нет определенных указаний, при каком температурном режиме школьники могут остаться дома. Решение об этом выносит местный департамент образования. Температуры отличаются в зависимости от регионов.

Центральная часть России

В Европейской части России, которую принято называть средней полосой, действуют такие требования к низким температурам, которые являются поводом для отмены школьных занятий:

  • для учащихся начальных классов — это –23-25 градусов Цельсия;
  • для учеников средних классов (до 9-го включительно) — это –26-28 градусов Цельсия;
  • для учеников 10-11 классов — от –31 градуса Цельсия и ниже.

Эти рамки применимы к Москве, Нижнему Новгороду, Твери, Смоленску, Туле и другим городам средней полосы. Для Санкт-Петербурга, который не относится к средней полосе, действуют такие же ограничения.

Юг России

В южной части России сильные морозы являются редкостью, поэтому и ограничение одно для всех классов — это –20 градусов Цельсия. Ведь школьники, проживающие на юге совсем не приспособлены к морозам.

Урал

На Урале действует такая температурная шкала, оправдывающая отсутствие детей в школе:

Сибирь

В Новосибирске, Омске, Красноярске, Иркутске и других сибирских городах школьники могут остаться дома, если столбик термометра понизился до:

  • до -25˚С и ниже — с 1-го по 4-й класс;
  • ниже -30˚С — с 5-го по 9-й класс;
  • ниже -35˚С — 10 и 11 классы.

Крайний Север

В северных районах Российской Федерации сильные морозы совсем не редкость. Поэтому и ограничения более жесткие. Если запретить там учебу в -30˚С, то дети могут сидеть дома всю зиму. Поэтому, например, в Якутии, действует такая шкала температур:

  • ученики 1-4-х классов не идут в школу, если температура понизилась до -40˚С;
  • ученики 4-9 классов останутся дома, если температура опустилась до -48˚С;
  • ученики 10-11 классов —при температуре ниже -50˚С.

Температурный режим в школе

Кроме температуры воздуха на улице существует еще температура воздуха в классных комнатах. Она не должна быть ниже 18˚С по санитарным нормам. Как сказано в соответствующих СанПиН:

Недостаточной для учебных помещений считается температура ниже +18 градусов. В таких условиях занятия проводить запрещено.

То есть, если школа плохо отапливается, она не имеет права принимать учеников и проводить занятия. В этом случае ученики должны быть оповещены об отмене занятий, а пропущенные дни им могут организовать за счет каникулярных дней или суббот, если обычно в школе пятидневка.

Когда еще могут отменить занятия в школе

В случае штормового предупреждения от МЧС, связанного:

  • с усилением ветра до скорости от 25 м/с и более;
  • с угрозой паводка или наводнения;
  • с другими опасными природными явлениями,

занятия в школе могут быть отменены централизовано. Об это делают объявление по радио и местному телевидению.

Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу

У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.



АНАСТАСИЯ МИТРОФАНОВА,

Детский каприз или серьёзная проблема?

Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.

Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.

Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.

Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.

Почему первоклассник не хочет ходить в школу

В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.

Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Развитие мотивации к учёбе у детей

Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.

В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.

Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Новые решения властей, касаемо дистанционного обучения в школах, а также важные изменения в госэкзаменах.

Вероника Попова о смягчении ограничений в школах

Так дистанционный формат в школах отменяют с 28 февраля: в Курганской и Ульяновской областях, а также в Чувашии где с 28 февраля все учащиеся 1-11 классов городов Чебоксары, Канаш, Шумерля вернутся к очному обучению.

Обновление: 26 февраля стало известно, что в связи с боевыми действиями вблизи Российских границ, пограничные регионы могут переводить свои школы на дистанционный формат обучения до стабилизации обстановки

Помимо дистанта, школы планируют освободить от других ограничений

22 февраля глава Роспотребнадзора Анна Попова анонсировала смягчение правил посещения музеев, театров, фитнес-центров и общепита, а также допустила возможностью пересмотра ситуации в школах.

Госэкзамены в школах (ОГЭ и ЕГЭ) 2022: больше дней вместо отмены

Вместе с тем, Рособрнадзор внёс существенные изменения заданий в бланках для ЕГЭ (контрольные измерительные материалы (КИМ)). Коснулись они практически всех предметов. Чтобы ознакомить выпускников с нововведениями и помочь им подготовиться к предстоящим экзаменам, учителя некоторых регионов даже запускают подготовительный онлайн-марафон.

Новое расписание ОГЭ

Минпросвещения и Рособрнадзор предлагает 9-м классам проводить некоторые экзамены 2 дня вместо одного.

В соответствии с новым проектом расписания в основной период проведение ОГЭ планируется: 19 и 20 мая – по иностранным языкам, 23 и 24 мая – по математике, 27 и 28 мая – по обществознанию, 1 июня – по истории, физике, биологии и химии, 7 и 8 июня – по русскому языку, 15 июня – по биологии, информатике и ИКТ, географии и химии, 22 июня – по литературе, физике, информатике и ИКТ, географии. С 4 июля по 9 июля в проекте расписания предусмотрены резервные дни для сдачи ОГЭ по всем предметам.


Семейное право

В Центральную Россию и другие российские регионы пришли морозы. По этой причине у школьников и их родителей возник вопрос: при какой температуре отменяют занятия в школах. Сразу скажем, что единых норм нет: минус 20˚С – не повод оставаться дома в Москве, а в Якутии нормальным считается пойти в школу и в минус 47˚С.

Правовое регулирование

Единого закона, который бы регулировал допустимую температуру воздуха, дающую право родителям не водить ребенка в школу, нет по понятным причинам. Россия – страна большая и если применять действующие в Центральной России климатические нормы к Сибири, то получилось бы, что сибирские дети вообще не посещали бы школу зимой.

Действующие образовательные СанПины также не регулируют организацию работы школ и детских садов в сильные морозы.

Решение о том, при какой температуре воздуха дети могут не посещать школу или детский сад, принимает местный департамент образования. Поэтому нормы отличаются в зависимости от региона, города или даже района и их периодически могут пересматривать.

При какой температуре дети могут не ходить в школу

Возможность непосещения ребенком школы зависит от нескольких факторов:

  • температуры воздуха за окном;
  • возраста ребенка: чем младше ребенок, тем выше температура воздуха, при которой он может оставаться дома;
  • скорости ветра.

Кстати, не всегда учитывается только температура воздуха. Местные власти могут отменить занятия при штормовом предупреждении: сильном ветре свыше 25 м/с, угрозе паводка, других опасных природных явлениях.

Москва и Центральная Россия

В Москве по данным столичного Департамента образования действуют следующие нормативы:

  1. Ученики начальной школы (с 1 по 4 класс) могут оставаться дома, если температура опустилась ниже 25градусов.
  2. Учащиеся средних классов (с 5 по 9 класс) – при минус 26-28 градусов.
  3. Старшеклассники (10-11 класс) – если температура опустилась ниже31 градуса.

Аналогичные нормы действуют в Туле, Нижнем Новгороде, Твери, Смоленске, Самаре и некоторых других городах Центральной России.

Санкт Петербург

В Санкт-Петербурге младшеклассники могут не ходить в школу при температуре -25 градусов, учащиеся 5-8 классов — если на улице мороз 28 градусов, 9-11 классов — при температуре от -30˚С.

Краснодарский край

У школьников из южных регионов меньше всего шансов получить освобождение от школы из-за непогоды. Занятия здесь могут отменить при -20, но до такой отметки температура практически никогда не опускается.

Сибирь

В Сургуте детей отправляют на удаленку при 25-29˚С в зависимости от скорости ветра:

  • 1-4 класс при -29˚С в полный штиль, при -25˚С при ветре 5-10 м/с;
  • 4-8 класс – при -32˚С без ветра, при -27˚С при ветре 5-10 м/с;
  • 9-11 класс – при -36˚С без ветра, при -31˚С при ветре 5-10 м/с.

В Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Омске школьники могут остаться дома, если столбик термометра отпустился до:

Екатеринбургские школьники могут остаться дома при морозах:

Крайний Север

В рейтинге самых закаленных детей лидируют школьники из Якутии. Ученики 1-5 классов не идут в школу, только если температура опускается ниже 42-45 градусов (в зависимости от ветра). Учащиеся 5-8 классов будут ходить в школу, пока на улице не будет менее 45-48 градусов, а старшеклассники – до минус 47-50˚С.

Таблица по регионам

Уточнить, какая температура воздуха за окном позволяет оставить ребенка дома, вы можете уточнить в таблице.

Таблица При какой температуре дети не ходят в школу в российских регионах

Школа продолжит работать даже в сильный мороз

Педагоги и сотрудники школы продолжают работать при любых температурах в штатном режиме. Решение о том, вести ребенка в школу в мороз, или нет, принимают родители. В любом случае школа должна организовать работу дежурных классов. Даже если придет 2-3 человека, занятия проведут.

Запрашивать у детей и родителей объяснительные документы о причинах непосещения в мороз школа не вправе. День пропуска не будет считаться прогулом по неуважительной причине.

При этом школа должна обеспечить нормальные условия для обучения. Так, несмотря на низкую температуру за окном, в классах должно быть тепло (по нормативам – не ниже 18 градусов).

Если занятия отменили, учебный процесс продолжается в дистанционном формате.

Детские сады продолжают работать в любую погоду в штатном режиме. Но при низких температурах родители могут отказаться вести ребенка в детский сад и это будет считаться уважительной причиной пропуска.

Актированные дни – это дни, когда допускается непосещение школы по усмотрению родителей из-за экстремально низкой температуры (неблагоприятных погодных условий).

Согласно новому СанПину от 2021 температурных ограничений для прогулок в детских садах нет. Здесь сказано только, что продолжительность прогулки должна составлять не менее 3-4 часов в день (в среднем продолжительность 1 прогулки – до 1,5-2 часов), но время может варьироваться в зависимости от погодных условий.

Но на практике в детских садах продолжают придерживаться положений старого СанПина. По нему прогулки ограничиваются при температуре воздуха ниже — 15 °C и скорости ветра от 7 м/с. Если термометр опускается ниже — 15 °C или скорость ветра превышает 15 м/с дети до 4 лет не гуляют. Для детей 5-7 лет прогулку отменяют при температуре ниже -20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

Читайте также: