Почему занятия спортом очень важны для современных подростков кратко

Обновлено: 06.07.2024

Подростковый возраст обычно определяется как этап развития человека между детством и взрослостью [5, С. 492]. Ранее продолжительность данного этапа оценивали всего в 3-4 года (период с 13-14 до 17 лет), сегодня (в том числе, в связи с более ранним взрослением детей) подростковым называют период с 10-12 до 17-18 лет [9, С. 36]. Период этот очень сложный. Происходят значительные психофизиологические изменения, формируется личность. Для того, чтобы эта личность была здоровой, подросток должен максимально самореализовываться, занимаясь разнообразными видами деятельности. Обязательно в их числе должна присутствовать физическая культура. Но нужен ли подростку спорт? Вопрос является довольно спорным, и в данной статье мы постараемся раскрыть некоторые аспекты.

Статистика

В современной России за последние 10 лет (с 2006 по 2016 гг.) почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ). Однако согласно данным Росстата [3, C.72-74], при значительном количественном приросте спортивных сооружений выросло число взрослых, занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях и клубах (почти в два раза по итогам 2015 года по отношению к 2005 году). А вот доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% (с 655 до 601 тыс. человек в 2015 году по отношению к 2005 году). Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей. Отчасти в результате этого уровень здоровья детей ежегодно снижается. Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% [2]. Часто школьники в нашей стране имеют проблемы со зрением, ежегодно в течение последних пяти лет возрастает количество детей (в возрасте 0-14, 15-17 лет) с заболеваниями системы кровообращения, дыхательной системы, системы пищеварения, с нервно-соматическими заболеваниями (по данным на 100000 детей). Согласно статистике, 53% детей в России имеют ослабленное здоровье, у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания. Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые [7, C.18]. Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек [8, C.155]. Острой и для России стала проблема ожирения подростков.

Физическая культура и Спорт

Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создает и применяет с целью развития способностей человека (физических и интеллектуальных) путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1]. В узком смысле (и общепринятом сегодня) физическая культура — это система мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья и развитие физических способностей [6, C.9].

Итак, вполне естественно, что большую пользу для организма несёт физическая культура. Организм человека в подростковый период интенсивно развивается, и ему требуются физические нагрузки, однако, не предельные (что характерно для спорта), а относительно умеренные. Объёмы нагрузок для каждого подростка следует оценивать индивидуально, с учётом психофизической специфики. Не стоит рассматривать посещение секции как занятия подростка спортом: по мнению специалистов, посещение секций 2-3 раза в неделю (особенно по аэробным направлениям: плавание, бег, ходьба и т. п.) — это скорее необходимая для подростка физическая деятельность [7, C.20], а не спорт. Ожирение подростков сегодня часто связано с тем, что ребёнок, у которого что-то не получается на уроках физкультуры, отвергает физическую культуру вообще, начинает испытывать страх при выполнении любых физических упражнений, переходит к гиподинамии. Такая ситуация очень опасна, и родители должны регулярно контролировать качественные и количественные показатели физических нагрузок и уровень физических возможностей подростка. Стоит подчеркнуть нежелательность множественных анаэробных нагрузок в подростковом возрасте, а также резкое вовлечение подростка, прежде не испытывавшего больших физических нагрузок, в спортивную деятельность (даже при наличии потенциала).

Подростки нередко осознанно нарушают запреты, негативно относятся к требованиям, предъявляемым взрослыми, в том числе, и обращенным на поддержание здоровья подростков. В частности, подростки нарушают рекомендации врача (особенно связанные со спецификой питания), вообще не обращаются к врачу, скрывают наличие заболеваний, имеют недостаточный сон (в том числе, в связи с их предпочтением ночному сну игры и общение в системе Интернет) [7, С. 19]. Интенсивные занятия физической культурой и спортом в форме посещения тренировок спортивных секций и кружков, участием в соревнованиях требуют от юного спортсмена повышения ответственности по отношению к собственному здоровью. Такой подросток понимает, что без соблюдения режима труда и отдыха он не сможет достичь результатов, и развивает самодисциплину, одновременно пропагандируя её среди сверстников.

Интересно заметить, что согласно статистике, не более 10% подростков занимаются именно спортом [4] в том смысле, который принят для данной статьи. Порой ребёнок участвует в соревнованиях, но это не становится для него основным стимулом. В качестве же стимула посещения спортивного кружка или секции предстают общение со сверстниками и тренером, физическая разрядка, поддержание физической формы и т. п.

Спорт для трудных подростков

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, как спорт и физкультура в работе с трудными подростками. Занятий в рамках исключительно физической культуры таким подросткам бывает недостаточно. Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно возможный способ педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий [4].

Очень высок в этом случае уровень ответственности тренера. Особенно велики риски занятий спортом трудных подростков в силовых видах. Наиболее опасными нам представляются риски двух типов:

1. Переоценка подростком собственных физических возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат — перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне негативно влияющие на физическое развитие растущего организма. Тренер должен строго контролировать уровень нагрузок на индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных тренировок с большими нагрузками.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах, демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто — и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.

Вывод

Таким образом, как спорт, так и физкультура могут применяться для развития детей в подростковом возрасте. Физкультура в этом случае направлена на гармонизацию развития ребёнка, а спорт — это средство для самореализации подростка. Очень велика при работе с подростками ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим). Для трудных подростков физкультура становится способом организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой, с нашей точки зрения — это путь к гармонизации российского общества в целом.

Список литературы:

3. Здравоохранение в России. 2016: Стат.сб. — М.: Росстат, 2016. — 186 с.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2016. — 940 с.

6. Муллер А. Б. Физическая культура. Учебник для ВУЗов / А. Б. Муллер. — М.: Юрайт, 2014. — 312 с.

7. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5. — С. 17-24.

8. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе / Е. С. Садовников, В. Н. Гуляихин, Е. О. Андрющенко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 5. — С. 154-159.

9. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2012. — 520 с.

Привет, дорогие друзья! Сегодня хочу затронуть тему спорта. И рассказать вам, почему каждый ребёнок, школьник, подросток не просто должен, а обязан заниматься каким-либо спортом с малых лет.

Сам лично с детства крутился в мире спорта. Мама у меня мастер спорта по плаванию. Выигрывала многие соревнования, в том числе и Москву. Бабушка с дедушкой мастера спорта по академической гребле. Дедушка до сих пор занимается спортом и преподает физкультуру в одном из московских ВУЗов. Прадед тоже занимался греблей и тренировал олимпийских чемпионов и чемпионок. К примеру, Александра Беркутова, однократного олимпийского чемпиона и пятикратного чемпиона Европы. В общем, я был рожден, чтобы быть в воде…

В целом из меня не получилось вырастить пловца на профессиональном уровне… В возрасте 6 лет меня отдали на плавание. И в возрасте 12 лет я бросил это дело. Не нравилось, хотя возможно у меня хорошо получалось и я смог бы достичь каких-то вершин в этом деле. Затем я пробовался в футбольные команды, но было уже поздно, чтобы заниматься этим профессионально. Поэтому я решил заниматься спортом для себя, а не для того, чтобы построить в этом карьеру.

Сейчас я хожу в спортзал, плаваю и иногда выхожу поиграть в футбол с друзьями.

А теперь давайте перейдём уже к сути моей статьи…

Почему так важно отдать ребёнка в спортшколу с малых лет?

Меньше времени на хулиганство

Когда я в детстве ходил на плавание, мои сверстники ничем не занимались и тратили кучу времени впустую. Иногда попадали в передряги, бегая по каким-нибудь заброшенным стройкам от охранников.

Да, тогда мне было завидно, что они развлекаются, а я после школы сразу убегал на автобус, который ехал до бассейна. Но сейчас я бесконечно благодарен родителям, что они не дали мне такой возможности — заниматься скитанием по улицам. Конечно я не говорю о том, что нужно запретить своему ребёнку гулять — конечно нет. Какие могут быть дети без прогулок со своими друзьями. Просто не стоит этого делать 24/7.

Поэтому, отдав ребёнка в спортивную школу, вы обеспечиваете некую безопасность того, что ребёнок не попадёт в плохую компанию или не будет заниматься чем попало во внеурочное время на постоянной основе .

Дисциплина и спортивный дух

Спорт развил во мне желание всегда работать до конца и не сдаваться. Причём не только в спорте, но и в учёбе, жизни в целом. Я начал по другому ощущать поражения и перестал из-за них переживать. Я начал делать выводы из своих ошибок и проигрышей для того, чтобы выигрывать в будущем. Я перестал допускать ошибки дважды. Я стал более продуктивен и дисциплинирован в учёбе. И всё-всё это только благодаря спорту!

Здоровье

Ну конечно же, как обойти здоровье стороной. Всем понятно, что спорт — это, в первую очередь, здоровье. Но тут не всё так просто…

Нужно понимать, что если метишь в профессиональный спорт, то ни о каком здоровье речи идти не может, за исключением некоторых видов спорта по типу того же плавания и тд. Посмотрите на профессиональных спортсменов. Да, у них красивое тело, скорее всего не слабое сердце, но обратите внимание на их скелет. Мышцы нередко рвут из-за интенсивных тренировок, ломают ноги-руки. И суставы к 40 годам будут в плачевном состоянии.
Я не говорю, что это плохо, просто нужно расставлять приоритеты, ради чего ребёнок идет в спорт — ради карьеры или ради здоровья.

Разгрузка или разминка головы

Что я этим хочу сказать? — Да всё просто! Когда я сильно устаю от умственной работы и когда уже ну-у-у совсем ничего не хочется делать — я заставляю себя заняться спортом. После занятий очень хорошо разгружается голова и ты приходишь в порядок, с новыми силами готов садиться за учёбу.

Автор: Иван, 19 лет, студент 2-го курса технического ВУЗа, Москва

• Предыдущая статья • — Что дал мне первый курс университета?

Большинство родителей спрашивают себя, как отразится занятие спортом на их подростке, и как он повлияет на него. Если чадо уже занимается спортом, и родители сделали этот выбор, то он сможет многого достичь. Но все же, некоторые родители боятся, что их подросток займется спортом и это может привести к нежелательным последствиям, например, к обострению болезни или тяжелой травме. Специалисты доказали и даже отметили, что занятия спортом полезны, ведь у подростка улучшается здоровье, закаляется его характер и проявляется сила воли.

Интересы подростка и спорт

Почему для подростка важен спорт

Спорт улучшит здоровье

Врачи и профессора доказали, что занятие спортом — неотъемлемая часть жизни детей. Да, есть и витамины для детей, но без спорта эффект не будет 100%. Если приучить ребенка заниматься физической активностью с детства, это оградит ваше чадо от различных болезней.

Медицина тоже играет роль, но в большей мере основа здоровья зависит от спорта. Нужно посоветоваться с врачами, так как некоторые нагрузки могут принести вред, или на данный период нежелательны для подростка. Но обычная утренняя зарядка не вредила еще никому, а детский спорткомплекс для дома будет стимулировать ребенка заниматься каждодневно.

Характер и сила воли

По наблюдениям экспертов, все знаменитости в раннем возрасте занимались спортом, это и закалило их характер. Ведь характер сможет поменять личность человека, сделать подростка сильнее, не только физически, но и морально. Нет слабых в характере людей, нужно только развивать силу волю, и спорт в этом — отличный помощник.

Успех и спорт

Спорт поможет добиться любых успехов. Ведь когда подросток в спорте ставит перед собой цели, он их достигает. Этот опыт помогает в дальнейшем добиваться хороших должностей, строить успешный бизнес, быть лидером во всем.

Так что, задумайтесь над тем, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию, чтобы он хотя бы попробовал свои силы, а дальше – решать только ему.


СПОРТ-это физические упражнения, преим. в форме различных игр или состязаний, имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости. [4].

Из определения следует, что спорт не только благотворно влияет на физическое состояние человека, но и на эмоциональное. На этот факт нельзя не обратить внимания, как минимум из-за того, что счастливым и здоровым человек может считаться только тогда, когда все составляющие его тела и души находятся в общей гармонии и благополучии.

В большинстве своём каждый занимался спортом. Чаще это начиналось в детстве, когда родители видели в собственных детях все возможные таланты как в плавании, так и в беге или, например, в танцах. Они не долго думая записывали ещё совсем малышей на разные секции и кружки, водили их туда, ждали, забирали и так по кругу, пока дети не вырастали и не могли делать все это самостоятельно. Так в чем же был смысл занятия спортом? Не секрет, что каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был здоров, а спорт есть наилучшее средство для поддержания организма в порядке. Физические упражнения восполняют ежедневную потребность в движениях. В юном возрасте спорт влияет на здоровье исключительно благотворно, но следует не забывать крайне важную вещь — все хорошо в меру. Если занятия физкультурой не приносят положительных эмоций и желания продолжать заниматься, стоит задуматься о смене направления или найти другую причину, которая могла вызвать подобную реакцию. В остальных случаях тренироваться не только можно, но и нужно!

В подростковом возрасте потребность в занятиях спортом гораздо выше, чем в любом другом, так как организм человека в это время подвергается функциональным изменениям. В это время закладывается фундамент, от которого зависит насколько крепким и выносливым ребёнок будет потом. Перечислим положительные влияния спорта на организм, занимаясь спортом, подросток:

– становится более внимательным;

– становится более стрессоустойчивым;

– лучше владеет собственными эмоциями и т. д.

Регулярные физические нагрузки помогают во всем организме лучше циркулировать кислород и кровь. Даже самая обычная утренняя зарядка будет полезна, так как приведёт в тонус тело. Занятия спортом позволяют подростку стать более выносливым, а это важно при нынешнем ритме жизни.

Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Благодаря тренировкам развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение бороться до последнего, не бояться поражений (уметь проигрывать достойно). Сила воли, которая формируется в процессе спортивных занятий, способствует становлению из подростка в сильную личность, способную добиться многого [3].

Занятия спортом можно разделить на три условных уровня:

– спорт высоких достижений, профессиональный спорт (человек делает спорт своей профессиональной деятельностью, его основная работа — профессиональное занятие спортом).

Как правило, на следующий уровень человек попадает, пройдя предыдущий. Это не значит, что спортсмен профессионал не делает оздоровительную гимнастику утром, но такой путь подразумевает развитие и личностный рост постепенно от более простого к более сложному, от первых уроков спорта, до соревнований все большего и большего уровня, и при высоких спортивных достижениях человек может стать участников международных соревнований, Олимпийских игр, стать спортсменом-профессионалом.

Спортивную деятельность подростка можно разделить на 2 направления личностного роста и самоопределения:

В отношениях подростков в связи с различными вариантами спортивной деятельности создаются сложные ситуации. С одной стороны, спортивная деятельность связана с индивидуальными умениями спортсмена, с другой, многие виды спортивной подготовки связаны с коллективными формами и целями проведения — борьбой за честь команды.

Спортивная деятельность развивает важнейшие личностные качества, причем не только такие, как выносливость, сила, ловкость движений, но и решительность, настойчивость, ответственность, коллективизм, а также целеустремленность. Именно способность приобретения данных качеств актуализирует значение спортивной деятельности в подростковом возрасте.

Отметим, что спорт может способствовать вырабатыванию лидерских качеств, упорству, а также умению работать в коллективе, что, несомненно, будет полезно подростку вне зависимости от выбранной сферы деятельности в дальнейшем.

К примеру, капитан команды в спортивной среде сможет наработать навыки руководителя, научиться распределять трудовые ресурсы, уметь выбрать среди достойных наиболее эффективного для конкретной задачи и т. д. капитан спортивной команды будет вести за собой команду к победе. Так и руководитель организации или самостоятельного отдела будет вести за собой трудовой коллектив к конкретной цели производственной деятельности.

А человек, научившийся работать в команде, умеющий передавать пас, подстраховывать напарника и ставить интерес команды выше своего, с большей вероятность успешно сработается в трудовом коллективе.

Не маловажная роль в дальнейшей работе может сыграть и умение человека индивидуально побеждать, аккумулируя свои ресурсы, сосредотачиваясь на конкретной цели. Человек с такими качествами будет уметь более эффективно достигать поставленные цели в рамках ограниченных ресурсов, в т. ч. временных.

Для трудолюбивых, подготовленных, талантливых и амбиционных людей это решение будет наиболее выгодным.

Еще одним примером личностного роста человека в обществе (например, в культурной сфере деятельности) является коллекционирование, участие в выставках коллекционного материала, научная работа (кабинетные исследования) и т д. [5].

Начинающие спортсмены должны понимать, что на спортивной карьере и гонорарах, выплаченных за победы, дело не заканчивается. Многие знаменитые чемпионы становятся высокооплачиваемыми тренерами, телеведущими, журналистами.

Спортивная деятельность человека может позволить достичь высокого статуса в обществе.

Уже став грамотным и опытным спортсменом, человек может претендовать на высокооплачиваемые контракты. Ни для кого не секрет что известные футболисты, хоккеисты, баскетболисты, играющие за крупные спортивные клубы, получают большие гонорары. Борцы или боксеры, выступающие на бойцовских соревнованиях, могут иметь внушительные гонорары и т. д.

Иногда успешные спортсмены становятся известными тренерами, которые занимаются подготовкой более молодых спортсменов.

Отдельные спортсмены в последствии уходят в спортивные комментаторы, ведущие спортивных передач на ТВ или радио и т. д.

Спортсмены (после завершения спортивной каперы) могут реализовать себя в государственных органах власти, занимаясь вопросами развития спорта, здоровья, работой с молодежью и т. д.

Спорт дает множество направлений для самореализации и достижения успеха.

Основные термины (генерируются автоматически): спорт, спортивная деятельность, занятие спортом, личностный рост, подросток, современное общество, молодой человек, подростковый возраст, социальная лестница, трудовой коллектив.

Читайте также: