Почему вузы не учатся а школы учатся

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня поговорили с мамой студента. Она рассказала, что ее сын уже переведен на дистанционку. Раз в три недели приходит что-то там сдать в институт и всё. При этом школьники продолжают учиться, хотя на карантин уходят целые классы.

" Не понимаю, почему студентов отправили первыми, они ведь взрослые. - удивилась женщина. - Какие из них получатся ветеринары на удаленке . "

Меня же это вообще не удивляет. Такие решения не про здоровье в принципе.

Школу придумали изначально не для того или не только для того, чтобы мы все были повально грамотными.

В иные времена родители не хотели отдавать детей на учёбу вовсе. Потому что ребенок должен был работать вместе со взрослыми где-нибудь в поле. Все эти заседания в классе с учителем только время отнимали от "нормального труда".

Потом настала эпоха заводов-пароходов. Советская труженица была не только в селе, но и в городе. А как ей работать с ребенком на руках? Ясли, детский садик и школа - это в первую очередь для работающей мамочки.

Во вторую очередь - ради повальной грамотности.

Моя собеседница округлила глаза:

" Ну ладно, с начальной школой все понятно. На дистанционке надо сидеть с ребенком. Всё разжёвывать. Одного оставить дома просто опасно. А дальше какие проблемы? Сами всё делают. Сами все могут, родители уже не нужны. " - снова искренне удивилась собеседница. Видимо, ее сын осваивал школьную программу сам. Проблем с ним не было.

Вот тут всё сложно. Часть родителей к подростковому возрасту ребенка просто упускают. Если оставить его без присмотра школьных учителей. Это будет или игра в компьютер вместо дистанционных уроков, или гулянки с друзьями. Возможно, всё вместе.

Редкие родители не озаботились маткапиталом. То есть даже если в семье есть один не проблемный старшеклассник, это не значит, что в семье нет первоклашки. А к этому первоклашке еще и грудничка могли родить.

Тогда школа и детский сад - это инструменты одного порядка. Высвобождают родителям время для работы. Где-то сверху это немного уже начали понимать. Поэтому школы закроют в последнюю очередь.

Отличие № 1: Много свободы и ответственности


Отличие № 2: Новые понятия

Студент живёт по своим понятиям, которые школьнику незнакомы. Например, пара. Если умножить время урока на два и отнять 10 минут, получишь продолжительность учебного занятия в вузе. Обычно академические часы проводятся в виде лекций (преподаватель рассказывает, студенты записывают) и семинаров (преподаватель координирует студентов, которые зачитывают свои доклады). Никуда не деться в вузе и от лабораторных, практических, контрольных работ.

Первое время сложно будет говорить как студент. Получив статус первокурсника, ты будешь приходить на свой факультет и вместе с одногруппниками и старостой искать нужную аудиторию, чтобы не опоздать на пару к преподавателю, доценту или профессору. За семестр, полгода, ты успеешь познакомиться с деканом факультета, ректором вуза, а также поймёшь, чем куратор группы отличается от классного руководителя.

Отличие № 3: Как поступишь — так и жизнь сложится

Студенческая жизнь во многом будет зависить от выбранной формы обучения. На бюджет поступишь — будет стипендия и два года отработки по распределению, на платное — придётся платить за обучение, зато после выпуска ты волен как птица.

Того, кто поступил в вуз своего города, тоже ждут приключения. С первого курса появится много новых знакомых.

Того, кто поступил в вуз своего города, тоже ждут приключения. С первого курса появится много новых знакомых

Отличие № 4: Вместо дома студенческая квартира или съёмное жильё

Жизнь в студенческом общежитии сильно отличается от того, что показывают в молодёжных комедиях. Ты не предугадаешь заранее , как она сложится. Насколько будет комфортабельным блок, соседи — приветливыми, а комендант — лояльным, узнаешь только после заселения.

Если не получишь койко-место в студенческой общаге, придётся искать жильё самостоятельно. А это дополнительные сложности: аренда жилья намного дороже, часто квартиры расположены далеко от учебного корпуса и сложно угадать, какой характер у хозяина квартиры.

Отличие № 5: Готовишь сам

О том, как питаются студенты, слагают легенды. Если учишься в своём городе, можешь побаловать себя домашней пищей. А вот живущие вдали от родителей быструю еду. Мы советуем не поддаваться соблазну и не портить желудок.


Отличие № 6: Учись учиться

В вузе нет строгого контроля за посещением занятий и выполнением заданий. Но не спеши забрасывать учёбу. Подобные грешки, даже самые мелкие, выплывут наружу перед сессией. Добрые и терпеливые преподаватели могут оказаться суровыми и требовательными на экзаменах.

"Сударь, не соблаговолите ли вы сдать сей дивный конспект на проверку, дабы я мог усладить свой взор жемчужинами вашей мысли?"

Отличие № 8: Килограммы конспектов


Отличие № 9: Информацию ищешь сам

В школе ты не паришься о том, какие учебники использовать, ведь в начале года тебе выдают целую стопку книжек. Но тётя из вузовской библиотеки не станет решать, откуда тебе черпать знания. На первой лекции преподаватели назовут учебники, по которым лучше готовиться. Будешь тормозить — все книги разберут, а тогда придётся обходиться распечатками.

Пользуйся электронной библиотекой вуза, там есть каталог и репозиторий (учебные материалы в электронном виде). Нужен интернет для учёбы — ступай в читальный зал библиотеки.

Отличие № 10: Преподавателям всё равно, как ты учишься

Отличие № 11: Она приходит два раза в год


Отличие № 12: Школьные отмазки не пройдут

Отличие № 13: Одевайся, как хочешь

Большое счастье для многих новоиспечённых студентов — сменить неудобную школьную форму на привычные джинсы, байку и кроссовки. Да, в стенах вуза отсутствует строгий дресс-код, но это вовсе не значит, что преподаватели закрывают глаза на внешний вид студента, особенно, если он вычурный и неопрятный. Плохо встретив по одёжке, по уму могут и не проводить.

Отличие № 14: Забудь, кем ты был раньше

Отличие № 15: Нет дневников

Да, кстати, отметки студента накапливаются в зачётной книжке, которую, в отличие от дневника, лучше не терять: восстановление этого документа будет стоить больших нервов.

Отличие № 16: Весели себя сам

Если в школе мероприятия организует преимущественно руководство, то в вузах всё наоборот. Студенты по собственной инициативе создают различные проекты, проводят конкурсы и акции. Активная деятельность учащихся одобряется и поощряется , особенно на общевузовских мероприятий, где студенты отстаивают честь своего факультета.

Отличие № 17: Занимайся саморазвитием


Обучение в высших учебных заведениях за последние годы утратило свою престижность: согласно исследованию Superjob, проведенному в этом году, дети 43% опрошенных родителей отправятся после школы в вуз — в то время как в 2010 году этот показатель составил 80%. Как объясняют сами молодые россияне, они не видят смысла в учебе. Эксперты при этом отмечают новую тенденцию в отношении россиян к вузам: как оказалось, теперь большую ценность имеет отложенное высшее образование, которое люди получают, уже имея профессию.

Молодые россияне ставят под сомнение необходимость поступать в высшие учебные заведения. Они видят, что успеха можно добиться и без диплома — а учеба в университете кажется впустую потраченным временем.

«В этом году мне предстоит сделать важный выбор – поступать в вуз или пытаться строить свою жизнь без него. С одной стороны, я понимаю, что просто потрачу четыре года своей жизни на очередной невроз: экзамены, сессии, вечные домашние задания и проекты. А молодость, тем временем, в разгаре.

Сильное влияние на школьников оказывают и примеры молодых звезд шоу-бизнеса: в юные годы они уже активно демонстрируют с экранов свое богатство, которого добились без высшего образования.

Один из таких показательных примеров – 29-летний Илья Светлов, который бросил университет и уехал жить на Бали с одним телефоном. Сейчас молодой человек является успешным специалистом в сфере IT и ведет курсы для тех, кто хочет построить свою судьбу также.

При этом так удачно построить свою жизнь получается далеко не у всех отказавшихся от обучения в вузах. Это понимают и сами потенциальные студенты.

Что поможет карьере: вуз или связи?

Как показало исследование сервиса Superjob, проведенный с января по март 2021 года, после окончания школы отправят детей учиться в вуз 43% опрошенных родителей. При этом 21% из них сообщил, что ребенок будет получать среднее профессиональное образование, 2% заявили, что после школы их дети будут не учиться, а работать, у 26% респондентов дети еще не определились с тем, что будут делать после школы, а 8% затруднились ответить. Однако в 2010 году тех, кто готовил детей к поступлению в вуз, было 80% — и в течение последующих лет эта цифра постепенно снижалась.

Эксперты в сфере образования считают сомнения молодых россиян вполне обоснованными. В первую очередь, из-за того, что многие выпускники в итоге не работают по полученной в вузе специальности. Как сообщает Росстат, среди выпускников вузов 2016-2018 года не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профучилищ — 43% и 50%.

Определенный перекос интереса студентов в сторону поступления в колледжи и ПТУ отметили и в Федеральном институте развития образования РАНХиГС. Тем не менее, там это воспринимают как новую траекторию развития молодых россиян.

Важно ли высшее образование для работодателей

Единственным бонусом в глазах работодателя может стать только наличие диплома одного из топовых вузов, уверен основатель IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников Алексей Захаров.


Пандемия изменила планы на поступление выпускников школ-2021. Только 43% школьников собираются идти в вузы. Год назад их было 48%, а в 2010 году — 80%. Каждый пятый (21%) намерен поступать в колледж. 2% готовы после школы пойти работать. А еще четверть учеников 11-х классов не определились с выбором. Таковы данные нового исследования SuperJob. При этом специальности, связанные с информационными технологиями, выбирают 26% выпускников, 16% — медвуз, учиться на инженеров собираются 11%, на экономистов — 7%, учителями, военными и менеджерами хотят быть по 5%, юристами и дизайнерами — по 4%, филологами и журналистами — по 2%.


Почему так изменились предпочтения выпускников школ и высшее образование перестало быть столь популярным, как ещё десять лет назад? Об этом рассуждает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

— В нынешней ситуации, как в идеальном шторме, сошлись все факторы. Один из главных — стагнация на рынке труда: не просто отсутствие новых рабочих мест, а закрытие очень многих частных предприятий и сокращение рабочих мест в пандемию. Это существенно изменило настроения семей на более депрессивные. Родители видят, что сейчас даже после вуза очень трудно устроиться на работу. При этом доходы падают. А чтобы поступить на бюджет, надо очень много инвестировать в ЕГЭ: оплата подготовительных курсов, услуг репетиторов и т. д. И при этом шансы поступить по результатам ЕГЭ не 100%. Поэтому сейчас многие учатся платно на тех программах, которые реально освоить.


Да, на инженерные специальности теперь выделяется большая доля бюджетных мест. Но на технических факультетах очень трудно учиться и подготовиться к поступлению. И после окончания не видно большой перспективы, учитывая, что у нас сейчас не создаются новые инженерные конструкторские бюро, а на производстве — высокотехнологичные рабочие места с достойной оплатой. Потому семьи в этом смысле разочарованы. И они считают, что надо выбирать практико-ориентированные короткие программы, которые не требуют столько вложений. А это, конечно, среднее профобразование (СПО).

За то время, пока падали доходы и падал рынок труда, а привлекательность высшего образования снижалась, СПО, наоборот, расцвело. Сыграло большую роль и движение WorldSkills (чемпионаты профессионального мастерства среди рабочих профессий), которое раскрыло потенциал новых профессий. Изменились стандарты подготовки в колледжах. Теперь есть демонстрационный экзамен, который как итоговый выпускной проходит по стандартам WorldSkills. И работодатели уже на это среагировали, готовы таких ребят брать. Появились даже частные колледжи, в том числе по компьютерным наукам, которые тоже пользуются спросом, к примеру, есть такой в Новосибирске. Да и цена за такое образование совсем другая, даже если обучаться платно.


Во-первых, платить за учебу нужно меньшее количество лет, во-вторых, суммы вполне приемлемы: в среднем 30-50 тыс. рублей в год, а вовсе не 150 тыс. как минимальная цена для университетов. Так что в некоторых регионах в СПО уходят больше половины выпускников школ. Например, в Краснодарском крае — 56%. Очень многие дети в кавказских республиках после 9 и 11 класса идут в колледжи, чтобы получить профессию. Кто-то потом продолжает обучение в вузе, но уже после того, как оглядится и поймёт, зачем ему это надо.

Ещё один аргумент — служба в армии. Один год теперь уже не пугает ребят. За год не успеваешь забыть и растерять все, чему учили. Тем более сейчас и в армии есть учебные центры. Ребята рассуждают: отслужу, вернусь и еще больше шансов трудоустроиться или поступить учиться.

Кроме того, у нас наметился миграционный поток: семьи стали переезжать в южные регионы. Краснодар стал городом-миллионником, многие уезжают в Крым, Севастополь, Ростов-на-Дону. Семьи переезжают с детьми, дети меняют школы. И родители понимают, что хорошо подготовиться к ЕГЭ не всегда удается. Поэтому смена школы, школьного образования (а на юге не всегда сильное школьное образование) тоже изменяет предпочтения в выборе пути после школы. Это заставляет выбирать простые по масштабам и вложенным усилиям варианты и траектории образования.


Налицо некоторое разочарование со стороны семей в высшем образовании. Родители видят, что преимуществ больших это теперь не дает. Сбербанк подсчитал, что у нас падающая отдача от высшего образования. На поведении семей это уже сказалось.


Малый и средний бизнес на дипломы вообще никогда не обращал внимания. В итоге и сегмент псевдообразования удалось ликвидировать. Поэтому сейчас выбираются вузы, чтобы учиться. Не для того, чтобы в сфере торговли, транспорта или ЖКХ делать карьеру. И тех ребят, кому действительно это образование нужно, которые реально хотят дальше учиться, работать в этих сложных сегментах экономики, оказалось меньше.

Думаю, что эта тенденция будет долгосрочной, на несколько ближайших лет. Чтобы семьи снова были мотивированы на высшее образование для своих детей, должен произойти всплеск в экономике и в первую очередь — создание высококвалифицированных и интересных рабочих мест, которые дают высокую динамику и в оплате труда, и в самореализации. Пока такого всплеска нет, семьи будут предпочитать более короткие практико-ориентированные программы, после которых, может быть, и премия от образования ниже, но зато гораздо ниже и риск вообще не трудоустроиться.

Читайте также: