В качестве представителей афинской педагогической школы можно выделить

Обновлено: 05.07.2024

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т. е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.

Афинская школа воспитания

Воспитание Древней Греции

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.

Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимыми свободнорожденному мужу.

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н. э.) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны.

Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации — до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю — нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество.

Основной путь формирования моральных черт личности — это воспитание привычки к той или иной деятельности.

Воспитание в Древнем Риме

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер.

Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем.

Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

В средние века (V-XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков — вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

Вывод

История развития педагогики является очень яркой и увлекательной. Ее изучение продолжается до сих пор, оно очень помогает ее современному развитию. Ведь без знания предыдущего опыта, прошлых ошибок и успехов невозможно успешное развитие настоящего.

Очень много ярких личностей посвятили всю свою жизнь развитию воспитания детей, написано очень много книг на самые различные темы. Это все является огромным богатством, оставленным нам.

Педагогическая наука продолжает свое развитие и совершенствование и в настоящее время. Очень много людей трудится над проблемой воспитания и образования детей.

Я считаю, что знание педагогики необходимо каждому человеку, потому что каждый в жизни каким бы то не было образом сталкивается с воспитанием детей.
Идеи античной педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании и продолжают существовать и в настоящее время. Так, сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным видом учебной и педагогической деятельности.

Прототипом таких отношений можно считать метод диалога Сократа. Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем — это добровольное участие учеников в учебной деятельности (Сократ). В современном воспитательно-образовательном процессе она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.

Педагогические идеи Сократа, Платона и Аристотеля представляют большую ценность для исследования. Основной тезис древнегреческой философско-педагогической мысли состоял в том, что процесс познания невозможен без стремления к нему (Аристотель) и активной целенаправленной самостоятельной деятельности (Платон).

Важность и воспитательное значение детства понимали во все времена и во всех народах. Древнегреческий философ Демокрит (460- 370 г. до Р. X.) считал воспитание и обучение единственными возможностями улучшить, возвысить человека, склонного от рождения ко многим слабостям.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Афинская система воспитания является одной из наиболее известных и общепризнанных систем воспитания и обучения. Элементы афинской системы используются в ряде современных образовательных систем и технологий.

Несмотря на то, что Афины являлись демократическим государством, получить образование там могли только дети обеспеченных родителей, так как афинские школы были платными. Дети из малообеспеченных семей получали образование от своих родителей (элементарная грамота, ремесленные навыки и т.д.). Дети рабов и вовсе не имели права на образование.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократичных Афинах большое значение предавалось воспитанию и обучению будущих граждан.

Под воспитанием в Афинах, понималось формирование добродетелей и культуры, а также готовности выполнять свои гражданские обязанности.

Под культурой понималась не только внутренняя культура, но и внешняя. Внутренняя культура – это духовно-нравственные установки, владение научными знаниями в совершенстве и т.д. Под внешней культурой понимали культуру тела – развитые физические и двигательные навыки, стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Основным принципом афинского образования являлся принцип соревновательности – агонистика. Соревновательность подразумевала здоровую конкуренцию между воспитанниками посредством собственного самосовершенствования и личного превосходства.

Афинские школы были нескольких типов:

Образовательные школы, занимались:

  • обучением музыке и грамоте (обучали детей 7-14 лет);
  • подготовкой грамматистов (учителей счета, письма и чтения);
  • подготовкой кифаристов (учителя литературы, пения, рисования, музицирования, декламации).

Спортивные школы – палестры.

Школы, занимающиеся дальнейшим послешкольным обучением – гимнасии.

Готовые работы на аналогичную тему

В образовательных школах обучение проходили мальчики в возрасте от 7 до 14 лет, они занимались изучением грамоты и счета. В данных школах могли обучаться дети любых сословий, вне зависимости от их места проживания (городские или сельские).

Обучение счету первоначально осуществлялось с помощью пальцев, позднее были придуманы специальные доски с камушками, которые являлись прототипом современных счётов.

Обучение письму начиналось с младшего возраста. Для письма использовались специальные палочки, которые выполнялись из кости или металла. Один конец палочки был заострен, а второй в виде лопатки, которую использовали для исправления ошибок (выравнивание поверхности) или полного стирания написанного. Знаки, буквы и тексты писали на дощечках, которые были покрыты воском. Палочки и дощечки использовались младшими школьниками, старшие же писали тростинками на папирусе.

Чтение данных произведений способствовало не только овладение детьми техники чтения, но и воспитывало в них патриотизм, гражданственность и любовь к своей Родине.

Кроме того, учителя формировали и развивали у учащихся навыки рисования и музицирования. Освоение музицирования начиналось только после того как учащиеся ознакомились с поэзией. Помимо игры на различных музыкальных инструментов, юношей обучали нотной грамоте. Искусство игры на флейте входило в обязательный раздел учебной программы, после персидских войн.

Таким образом, образование в афинских школах было разносторонним и направленным на формирование полноценного гражданина демократического государства.

Афинская система воспитания

Основой воспитания в Афинах являлась опора на принцип гармоничного духовного и телесного развития.

Процесс воспитания осуществлялся в четыре ступени:

  • 1 Ступень - до 7 лет, воспитание осуществлялось в семье, старшими членами или специально нанятым педагогом. В семьях с достатком воспитанием занимались специально обученные рабы. После семи лет мальчика отдавали в школу, где его воспитанием занимался грамматист. Кроме воспитания мальчик осваивал грамоту и счет. Чуть позже мальчик начинал параллельно посещать школу кифаристов, где он занимался музыкой, пением и декламацией.
  • 2 Ступень – с 12 лет воспитание подростков продолжалось в палестре, где большое внимание уделялось физическому воспитанию ребенка, а также проводились учебные и воспитательные беседы на темы нравственности и политики.
  • 3 Ступень – с 16 лет осуществлялся переход юношей на средний уровень – гимназии. В гимназиях учащимся давали знания в области философии, литературы, политики, а также продолжали активное физическое воспитание.
  • 4 Ступень – с 18 лет. Высшей ступенью обучения и воспитания в Афинах являлась эфебия, где помимо всех учебных дисциплин, юноши занимались изучением военного дела, овладевали навыками владения оружием и тактикой ведения боя. После того как курс был закончен полностью, молодой человек считался полноправным гражданином демократического афинского государства.

Физическое воспитание детей и юношей

Физическому воспитанию придавали особое значение, особенно это было актуально для богатых граждан, так как для них занятия физическим трудом было немыслимо.

Физическое воспитание осуществлялось посредством выполнения специального комплекса гимнастических упражнений, со временем нагрузка увеличивалась.

К физическим упражнениям относились – бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.

С целью укрепления физического духа мальчики с самого раннего возраста играли во все возможные подвижные игры, часто проводились разнообразные соревнования.

С 18 лет подвижные игры и физические упражнения заменялись военными. А последний год обучения и вовсе был посвящен прохождению службы на границе Афин.

Воспитание девочек и девушек занимались исключительно в кругу семьи. Основной задачей их воспитания было усвоение навыков ведение домашнего хозяйства. Лишь небольшое количество женщин владели навыками чтения, письма и счета.

Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.


Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).

Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.

Основателем метода проблемного изложения (в
вопросно-ответной форме) принято считать …….

В качестве представителей афинской
педагогической школы можно выделить: ……………, ……………. и ………………..

Античной педагогической школой, являющейся
своеобразным оппонентом школы досуга, можно считать ……….

В
Средние века окончательно сложилось разделение школьных дисциплин на два цикла:
включает грамматические предметы………………. ,
включает математические …………

В эпоху Возрождения мысли о необходимости
соединения образования и воспитания с производительным трудом, о гуманном
отношении к детям и об отказе от религиозного в пользу светского воспитания
выдвигали ……………..

Немецкий мыслитель и педагог-практик ………………..
считал основными принципами образования природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Создание сети учебных заведений, в том числе
инженерного профиля, одним из которых является Навигацкая школа в Москве, проект цифирных школ, возможность
обучения за границей – это вехи реформ …………

Разработчик
образования и науки для русских, создатель Московского университета и двух гимназий при нем……. .

Российский
ученый, педагог ……………………… впервые
определенно заявил, что если педагогика рассматривает человека как предмет
воспитания, сначала она должна изучить его. Он также мечтал о том времени,
когда учитель будет не только педагогом, но и психологом.

Советский педагог, автор методик по
перевоспитанию беспризорников в процессе производительного труда …….

Советский педагог, выступавший за широкое
гуманитарное образование студенческой молодежи. Во многом благодаря его
инициативам в технических вузах и техникумах в 50-х годах XX века появились гуманитарные предметы
идеологической направленности…….

Читайте также: