Почему важно знать историю 19 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

В первую очередь, историю можно охарактеризовать как область науки о прошлых событиях, так и как память о различных культурах, народах, цивилизациях и эпохах. Потому ее изучение способствовало воплощению практически всех сфер жизнедеятельности и достижений человечества от первых цивилизаций и до современности. А для лучшего представления и понимания в деятельности государственных институтов или учреждений знания истории являются обязательными.

История как возможность познать себя

Поэтому понятие история как таковое следует воспринимать как концентрацию существенных и необходимых знаний прошлых поколений. Корни же накопленного опыта могут уходить глубоко в прошлое, переплетаться между собой и иметь ответвления, при этом у каждого человека на земле имеются тысячи предшественников.

Как правило, под изучением истории понимается не только знание истины в конечной инстанции, но и ее открытие в дискуссиях или гипотезах. В древности история считалась таким же искусством как театральное, литературное или музыка. Лишь со времен Геродота исторические события прошлого стали подкрепляться как более серьезная научная основа достойная внимательного изучения. С тех пор, помимо интереса и азартной тяги многих умов к прошлому, история стала таким же важным предметом изучения, как и математика.

Девятнадцатый век в истории человечества знаменовался тем, что за сравнительно короткий период человечество совершило гигантский прыжок в развитии технологий. Кроме того произошли заметные изменения и в политической жизни. Все это явилось определяющим фактором, определившим наше с вами бытие в 20 , да и в 21 веках.

Посудите сами: за пятитысячную писаную историю наука и технологии развивались очень медленно. Скажем, об электричестве было известно даже в античные времена (например, если потереть кусочком шерсти по янтарю, получали статический электрический эффект и т.д). Про свойства пара тоже было известно еще с 17 века, тем не менее за двести лет никаких сдвигов в изобретении и постройке паровых машин не произошло. Да и многие другие явления, известные людям издавна , оставались до 19 века неизведанными. А с начала 19 века произошел гигантский скачок в открытиях и технологиях. Это был настоящий прорыв, изменивший жизнь человечества на многие годы в будущем.

Перечислим некоторые из них.

Электричество. В 1800 году итальянец Алессандро Вольта создает первый гальванический элемент, а в 1802 русский ученый Василий Петров создает "вольтову дугу". Эти события предопределили дальнейшие открытия в области электричества. В 1831 году Фарадей создает первый генератор электрического тока. А дальше открытия в этой области пошли по нарастающей К концу 19 века электричество стало обыденностью.

Двигатели внутреннего сгорания и автомобили. Первый примитивный двухтактный ДВС был создан французом Этвеном Ленуаром в 1860 году. А уже в 1862 году был создан усовершенствованный 4-тактный двигатель, который используется нами до сих пор. В 1870 году в Вене (Австрия) изобретатель Зигфрид Маркус поставил на телегу бензиновый двигатель, и что интересно, он поехал. Так было положено начало автомобилестроению. Уже в 1888 году Карл Бенц в Германии поставил производство автомобилей на поток.

Изобретение фотографии. О камере обскура людям было известно давно, но первая фотография была получена французом Джозефом Ньепсом на металлической пластинке в 1825 году. Очень скоро начали использовать стеклянные пластинки со светочувствительным покрытием, и к середине 19 века фотография для людей стала обычным явлением.

Самолеты. Первый непродолжительный полет на самолете на высоте 20 метров произошел в России 1882 году . Изобрел самолет русский морской офицер Александр Можайский. Намного позже американцы братья Райт создали более усовершенствованный летательный аппарат, положив начало самолетостроению.

Создание унитарного патрона и изобретение пулемета. В области вооружений, в частности стрелкового и артиллерийского оружия в течение нескольких веков никаких изменений не происходило. Но в 1812 году был изобретен унитарный патрон с картонной гильзой, а позже и с металлической. Это произвело настоящий переворот в использовании оружия. Теперь не надо было заряжать оружие со ствола, выполняя кучу нудных процедур. Кроме того, появилось нарезное оружие. А в 1884 году Хайрен Максим создает первый пулемет, который используется и в настоящее время. С того времени способы ведения войн кардинально изменились, что особенно проявилось в ходе Первой и Второй мировых войн, когда жертвы стали исчисляться миллионами.

Периодический закон, открытый Менделеевым. Периодический закон в химии - фундаментальное открытие русского ученого Менделеева было совершено в 1869 году, в 1871 году он его доработал, и периодическую таблицу элементов мы используем до сих пор.

Открытие радиоактивности. В 1896 году Беккерель обнаружил , что соли урана способны засвечивать фотопластинки, вызывая их почернение. Стало понятно, что это вещество испускает какое-то невидимое излучение. В 1898 году Мария Склодовская - Кюри делает ввод, что открытое явление обусловлено распадом атомов. Это открытие явилось судьбоносным для всего человечества. Изобретенные позже атомные электростанции позволили получать энергию, не сжигая уголь, нефть и газ. А изобретение ядерного оружия стало играть роль сдерживающего фактора, который не позволяет перерасти локальным войнам в глобальный общемировой конфликт. Люди прекрасно понимают, что случится, если применить этот вид оружия в войне.

А что же произошло в политике?

Крупные военные конфликты. Девятнадцатый век оказался богатым на военный конфликты, причем не только локальные, но и глобальные. В первую очередь - это наполеоновские войны, которые закончились только в 1814 году окончательным поражением Бонапарта.

Крымская и последующие русско-турецкие войны. Борьба Турции, России и Франции с Англией за влияние на Балканах и Ближнем Востоке длилась много лет, забрав сотни тысяч жизней.

Гражданская война между Севером и Югом в США, закончившаяся победой янки и отменой рабства в стране.

Борьба южноамериканских колоний за освобождение от испанской колонизации тоже длилась много лет, и привела к перекройке границ и возникновению новых государств Южной Америке.

Политические события . Главное событие в политике - Венский конгресс (1814-1815). Главы европейских держав собрались в Вене и создали систему договоров, которые определили границы новых государств, возникших после передела в результате завершения наполеоновских войн. Так был проведен 4 раздел Польши , когда она окончательно на 100 с лишним лет потеряла государственность. Появились и другие государства. Главным фактором конгресса явилось то, что впервые в Мире главы государств стали договариваться между собой. То есть, возникла новая дипломатия.

Важное событие в России - отмена крепостного права в 1861 году. Как ни странно, особого улучшения жизни оно крестьянам не принесло, хотя возникли зачатки самоуправления - земство, сыгравшее значительную роль в общественной жизни России.

Образование Общегерманского Союза- предтечи единого германского государства.

Девятнадцатый век - эпоха великих государственных деятелей: Меттерниха, Александра II, Бисмарка, Горчакова, Дизраэли, А.Линкольна, королевы Виктории и многих других. Нынешние государственные деятели, конечно, здорово отстают от упомянутых выше.

Британская империя окончательно восстановила свой контроль над большей частью Мира. "Империя, где никогда не заходит солнце". Викторианская эпоха - период правления королевы Виктории (1837 -1901 г.г.). Пожалуй , так долго не правил ни один монарх. Эпоха знаменовалась стабильностью и значительным развитием Империи, пока в 20 веке США не обломали ей (Империи) рога.

Парижская коммуна. В 1871 впервые в истории была проведена попытка создания народного , социалистического государства. Восставшие рабочие создали свое правительство, однако оно продержалось совсем недолго - всего два с небольшим месяца. Тем не менее , это событие послужило примером для создания такого же строя в России в 1917 году.

Итак, мы видим, что события и открытия 19 века стали переломными для судеб всего человечества. Все, что мы используем в повседневной наше жизни было изобретено именно в 19 столетии. Да, это были громоздкие, пусть примитивные устройства, но они непрерывно совершенствовались и развивались. В результате мы получили то, что сейчас имеем. Попробуйте остаться без электроэнергии. Отключили на несколько часов- все!, катастрофа, жизнь замерла, а если на сутки - то это вселенский крах. Без автомобиля жизнь, конечно же становится скучной, хотя есть автобусы и трамваи с троллейбусами. Да и многое другое. А все это - заслуга наших предков, энтузиастов-изобретателей, живших 120- 200 лет тому назад. Ну, и политические события того века послужили определяющим фактором на 100 с лишним лет.

Правда, нам сейчас вещают со всех трибун о грядущем новом технологическом укладе - то ли пятом то ли шестом. Поживем - посмотрим. А пока еще пользуемся плодами того, что было создано 120-220 лет тому назад. Да, наверное, и еще долго будем пользоваться.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 1. ВВОДНЫЙ УРОК.

19 СТОЛЕТИЕ — ОСОБЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РОСИИ.

Задача нашего урока : выяснить почему 19 век в один из важнейших и уникальных периодов истории нашей страны.

1. Но для начала, давайте вспомним хронологические рамки курса истории России, изученного в 8 классе.

2. Назовите самые яркие события в истории страны этого периода.

3. Как по вашему мнению эти события повлияли на развитие Российского госуд?

В 9 классе мы будем изучать 19 век не в строгом соответствии с календарем, а период с убийства импр-ра Павла I в 1801 по 1914 г. начало ПМВ

1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 СТОЛЕТИЯ стр.5

Познакомимся с особенностями развития России в этот период:

Социально-экономическая сфера

Политическая

- Террит: 16 млн. м2

- 41 млн ч-к (1.причины выс.рождаемости? )

- 67 % русские, украинцы, белорусы

(2.сословие?подать?)

- Попытки начать реформы отмены к/п (3.почему?)

- переходный период от феодализма к капитал-

- становление общественно-полит.движений(консерв,либер, революц) и зарождение гражд. самосознания.

Золотой век русской культуры

Комментарии:

1. Высокой рождаемости способствовали традиции: ранний возраст вступления в брак, отсутствие регулирования рождаемости и ограниченное распространение безбрачия.

2. ПОДАТЬ - совокупность платежей в государственную казну

Причины кризиса феод.сист:

Во-первых: с ростом числен. и плотности насел. выявились недостатки натурального хоз-ва. Длительная эксплуатация прир.среды приводит постепенно к её истощению и падению производ-ти барственного труда

В Европе кризис феод.сист наступил раньше из-за ограниченности земельных площадей и высокой плотности насел. В Р кризис был отсрочен, обилием плодор.земель, малозаселённых террит.

Во-вторых: ПР привёла к появлению новых классов – промышленной буржуазии и пролетариата. Все большее количество людей предпочитало работу на заводе работе на земле. Таким образом, к 60 г. примерно 40% людей трудились на заводах.

В третьих: Развитие предпринимательства, показало отсутствие в российском законодательстве прав и свобод широких слоев общества (податных сословий)

4. Золотой век русской культуры - время небывалого взлета культуры, когда Рсмогла дать миру гениев во всех сферах искусства.

Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось

1. В чем причины выс.рождаемости в России?

2. Чем колониальная п-ка России отличается от европейской?

3. Назовите причины кризиса феод.сист? Почему в Еврп он начался ранше?


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования – прошлое человечества.

Предмет исследования – история.

Задачи исследования:

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история.

Что же такое история? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" [2]

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад. [1, с. 23]

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем – это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. [5, с. 5]

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов. [4, с. 153]

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Как раньше называли Российскую Федерацию?

На какой улице ты живешь?

Какие памятники есть в твоем городе?

Как зовут твоих прародителей?

Что такое история?

Назовите даты Великой Отечественной Войны.

Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История. [5, c. 3]

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История . - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.

Читайте также: