Почему важно сохранять культурное наследие кратко

Обновлено: 04.07.2024

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Все это должно быть сохранено и передано в будущее.

культура это образ жизни - национальная культура создаётся веками и в ней в культуре - образе жизни есть правила по которым будущее поколение живёт - потому что проще делать что уже известно чем постоянно эксперементировать над тем что в прошлом уже делали и забыли почему так лучше а по другому хуже - короче без культуры ты ни кто и её нужно хранить - но это не означает что всё уже придумано и лучше не бывает - эксперементировать всё же стоит но опираясь на уже известное

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Все это должно быть сохранено и передано в будущее.

Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения, в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Глобализация привела к тому, что сейчас границы между странами и культурами стираются, и самобытность национальной культуры находится под угрозой. На смену ей приходит массовая культура, именно поэтому важно сохранять культурное наследие, чтобы человек чувствовал гордость за свою культуру, народ и страну. Это также помогает человеку проявлять уважение к культуре других народов и стран. Культурное наследие позволяет прочувствовать эпоху, величие, связь со своими предками и культурой.

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Все это должно быть сохранено и передано в будущее. культура это образ жизни - национальная культура создаётся веками и в ней в культуре - образе жизни есть правила по которым будущее поколение живёт - потому что проще делать что уже известно чем постоянно эксперементировать над тем что в прошлом уже делали и забыли почему так лучше а по другому хуже - короче без культуры ты ни кто и её нужно хранить - но это не означает что всё уже придумано и лучше не бывает - эксперементировать всё же стоит но опираясь на уже известноеЗа тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Все это должно быть сохранено и передано в будущее. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения, в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Глобализация привела к тому, что сейчас границы между странами и культурами стираются, и самобытность национальной культуры находится под угрозой. На смену ей приходит массовая культура, именно поэтому важно сохранять культурное наследие, чтобы человек чувствовал гордость за свою культуру, народ и страну. Это также помогает человеку проявлять уважение к культуре других народов и стран. Культурное наследие позволяет прочувствовать эпоху, величие, связь со своими предками и культурой.

Культурное наследие – что это такое, важность, основные виды, объекты культурного наследия

Важной и неотъемлемой частью жизни каждого отдельного народа и целого человечества является культурное наследие. Этот термин может трактоваться несколько по-разному в зависимости от дисциплины, его изучающей. Однако важность его сохранения и передачи будущим поколениям закреплена на международном законодательном уровне.

Что такое культурное наследие?

Природа и культура составляют среду обитания каждого человека, живущего в обществе. Многие ученые считают, что это и является важнейшим отличием человеческого вида от других живых существ. Понятие культурного наследия не имеет одного признанного определения:

  1. В культурологии культурное наследие – это вся совокупность накопленных людьми на протяжении длительного времени знаний, умений и объектов материальной культуры, которые выдержали испытание временем и передаются человечеством или отдельным народом из поколения в поколение.
  2. История трактует это понятие как дошедшие до наших времен подлинные факты и доказательства развития общества в определенную эпоху.
  3. В юриспруденции делается акцент на том, что любой объект культурного наследия имеет определенную материальную и историческую ценность, влияние на общество.

Важность культурного наследия

Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в процессе становления и развития как современного общества, так и каждого отдельного человека, поскольку:

  1. Развитие образованной и социально-ориентированной личности невозможно без знаний традиций, обычаев и опыта прошлых поколений.
  2. Современная культура возникла в результате селекции определенного набора исторических ценностей и норм, одни из которых были безвозвратно утеряны, а другие сохранились до наших дней.
  3. Культурное наследие рассматривается многими специалистами как базис для дальнейшего развития духовной сферы жизни общества.

Виды культурного наследия

Концепция культурного наследия имеет глубинные корни и подразумевает под собой проявления творческого начала прошлых и нынешних поколений. Для того чтобы более детально описать такое сложное понятие, была введена условная классификация всех входящих в него объектов, так, есть:

Нематериальное культурное наследие

Важной составной частью понятия являются нематериальные памятники культурного наследия, которые несут огромную историческую ценность для настоящих и будущих поколений. Часто они со временем могут приобрести материальное воплощение. Яркие примеры культурного наследия неосязаемого спектра:

  1. Традиционные танцы народа, к примеру, фламенко или танго.
  2. Процессии и ритуальные действа.
  3. Истории и предания, передаваемые из поколения в поколение.
  4. Навыки, к примеру, особое плетение ковров или содержание и дрессировка охотничьих птиц, стиль ритуального пения (ведическое, горловое).
  5. Необычные традиции, например, чаепитие или театр теней.
  6. Элементы стиля жизни, будь то средиземноморская диета или выполнение традиционных упражнений национальной гимнастики.

Материальное культурное наследие

Более четко нежели духовная культура народа, классифицирован ее материальный аналог. Традиционно к осязаемым объектам, которые включает в себя культурное наследие, относятся:

  1. Памятники и творения. К ним причисляются все материальные произведения искусства, будь то картины или скульптуры, и археологические объекты. Это могут быть как захоронения, так и надписи на скалах и многое другое.
  2. Ансамбли или комплексы. Это совокупности топографических рукотворных архитектурных объектов в природном ландшафте, обладающих ценностью для истории и культуры.
  3. Выдающиеся и достопримечательные места. Отличаются тем, что могут быть как природного, так и антропоприродного происхождения и обладать эстетической, архитектурной, исторической ценностью.

Объекты культурного наследия

Обширное понятие культурного наследия состоит из мельчайших объектов, которые созданы человеком вне зависимости от степени сохранности и обладают определенной ценностью. К ним могут быть отнесены:

  1. Археологические находки. К примеру, курганы, мегалиты, могильники, наскальные изображения, инженерные сооружения прошлого.
  2. Исторические объекты. Это могут быть как строения, так и территории. Например, храмы и соборы, поля сражений.
  3. Произведения монументального искусства: картины, скульптуры, барельефы.
  4. Элементы архитектуры и градостроительства: площади, улицы, застройки, старинные ритуальные сооружения.
  5. Произведения садово-паркового искусства.
  6. Естественные ландшафтные территории, например, пещера или метеоритный кратер, обладающие особым историческим и научным значением.

К тому же, весь перечень объектов культурного наследия по категории можно разделить на:

  • особо ценные для всего человечества или всемирные;
  • федерального значения;
  • регионального значения;
  • местного или муниципального уровня.

Объекты всемирного культурного наследия

Под особой защитой находится так называемое всемирное культурное наследие – это объекты, созданные человеком и несущие в себе особую культурную, природную и историческую значимость. Их определением и охраной занимается ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, культуры и науки). В 1975 году организация приняла Конвенцию об охране всемирного природного и культурного наследия. Это значит, что каждый из 1121 признанного объекта (список которых постоянно расширяется) обладает особым статусом и имеет следующие преимущества:

Охрана культурного наследия

Чтобы сохранить признанную часть материальной культуры, международными, федеральными и иными организациями проводятся следующие мероприятия по охране:

  1. Консервация объекта. Она предполагает полный запрет или минимальный объем вмешательства в структуру объекта.
  2. Ревалоризация или реабилитация. Это восстановление частично утраченных объектов, чтобы они были пригодны для использования.
  3. Реставрация или укрепление физического состояния объекта, раскрытие его более точных исходных состояний.
  4. Музеефикация или создание условий для экскурсионного посещения достопримечательности.

Почему важно сохранять культурное наследие?

Основной линией функционирования ЮНЕСКО и ее федеральных и региональных аналогов является сохранение культурного наследия для передачи его будущим поколениям. Это важно потому, что:

  1. На основе изучения прошлого строится отношение к настоящему. Многие древние учения, философские трактаты и теории, например, не потеряли своей актуальности и в наши дни.
  2. Фонд Национальное культурное наследие, в который включены объекты федерального уровня, необходим для сохранения традиций, обычаев и ценностей прошлых поколений даже в случае их физической утраты: исчезновения города или народа, например.
  3. Изучение истории невозможно без сохранившихся артефактов. Так, культуру Древнего Египта, к примеру, можно узнать благодаря пирамидам.
  4. Идеалы будущего у подрастающего поколения, жизненные ценности и ориентиры тоже могут основываться на историческом культурном наследии. Например, отрицание расизма на основе уроков истории нацистской Германии и прочее.

Проблема сохранения культурного наследия

По своей сути сохранение исторического и культурного наследия – это не что иное как забота об имеющихся памятниках и ценностях, и их передача будущим поколениям. Ведь многие из них могут разрушаться и утрачиваться под влиянием природных факторов, времени или действий человека. Под эгидой ЮНЕСКО для решения этой проблемы государства создают:

  1. Нормативно-правовые акты для защиты тех или иных ценностей.
  2. Организационные формы, ответственные за сохранение культурных комплексов и достопримечательностей.
  3. Фонды и привлекают материальные резервы для осуществления деятельности созданных организаций.
  4. Образовательную и просветительскую базу для формирования трепетного обращения всей нации к охраняемым объектам.

Важно узнать, что такое субсидии, их виды, цели и задачи. Стоит понять, как получить помощь от государства, куда обратиться за предоставлением льготы и какие нужны документы для компенсации оплаты коммунальных услуг малоимущим и молодым семьям.

Мировой суд, как часть общей системы, создан для быстрого и эффективного разрешения споров невысокой сложности. Его существование упрощает доступ к правосудию, гарантируя гражданам правовую защиту.

Золотой запас представляет собой резерв драгоценного металла, который используется государствами для поддержания финансовой стабильности, устойчивости национальной валюты и международных расчетов. Самые большие объемы золота хранятся в США.

Что такое либерализм можно рассматривать с разных точек зрения. Однако, основные принципы теории, которые были разработаны философами и учеными еще несколько столетий назад, в современном мире принимаются либо подвергаются жесткой критике.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История — это история людей, и каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.


Следует подчeркнуть, что в настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Ныне глава государства, местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников. Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия.

В исторической науке происходит процесс переосмысления оценок, опыта, уроков, преодоления односторонности; большое внимание уделяется неизученным и малоизученным проблемам. Это в полной мере относится и к государственной политике в отношении культурного наследия. Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культура выступает как феномен активного социального воздействия на общественную практику, выражая сущностные интересы человечества, и является одной из важнейших сфер постижения человеческого бытия.

Культурное наследие всегда рассматривается с точки зрения возможностей его практического применения соответствующими социальными группами (классами, нациями и т.д.), целыми поколениями людей, поэтому в процессе культурного наследования что-то сохраняется и используется, а что-то изменяется, критически пересматривается или полностью отбрасывается.


Поскольку развитие идет от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему, постольку в обществе всегда, с одной стороны, живут традиции, в которых сконцентрирован опыт предшествующих поколений, а с другой — происходит рождение новых традиций, представляющих собой квинтэссенцию опыта, из которого будут черпать знания грядущие поколения.

В каждую историческую эпоху человечество критически взвешивает доставшиеся ему в наследство культурные ценности и дополняет, развивает, обогащает их в свете новых возможностей и новых задач, встающих перед обществом, в соответствии с потребностями определенных социальных сил, решающих эти задачи в плане как научно-технического, так и социального прогресса.

Таким образом, культурное наследие не есть нечто неизменное: культура любой исторической эпохи всегда не только включает культурное наследие, но и творит его. Возникающие сегодня культурные связи и создаваемые культурные ценности, вырастая на почве определенного культурного наследия, завтра сами превратятся в составную часть культурного наследия, доставшегося новому поколению. Повсеместный подъем интереса к памятникам истории и культуры требует понимания сущности культурного наследия во всех его связях и опосредованиях, внимательного к нему отношения.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре, культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию [5].

Одной из важнейших детерминант развития культуры является идеология, которая выражает социально-классовые характеристики тех или иных элементов культуры. Она выступает тем социальным механизмом, посредством которого какая-либо социальная общность подчиняет себе культуру и через нее выражает свои интересы. Идеологическое воздействие приводит к соответствующей государственной политике в области культуры, выражающейся в ее институционализации (создание в обществе системы образования, библиотек, университетов, музеев и т. п.).

Один из парадоксов сегодняшней культурной ситуации — сосредоточение инициативных, ярких, талантливых подвижников культуры на одном берегу культурной жизни общества, а средств, зданий, юридических прав в лице учреждений и органов культуры — на другом.

Итогом этого противостояния становится социальный заказ, который является важным регулятором не только конституирования памятников, но и их сохранения. Это заказ общества, скорректированный с учетом исторических и культурных традиций, государственных приоритетов.

Особенно результативно проявление общественного интереса в деле защиты историко-культурного наследия как неотъемлемой части экологии культуры, на основе которой не только формируется общественное мнение, но и осуществляются охранные мероприятия. Тем самым, сохранение культурного наследия становится гражданским действием, в котором народ принимает самое деятельное участие.

Общественный интерес и социальный заказ влияют на создание представления о том, что является памятником истории и культуры в масштабах населенного пункта, региона, страны в целом. Таким образом, учитываются предпочтения, сложившиеся у различных народов и национальных групп.

С одной стороны, советское правительство принимало меры по спасению объектов, имевших историческое и культурное значение. С другой стороны, кампания помощи голодающим 1921–1922 гг. носила ярко выраженный политический и антицерковный характер. Было принято решение провести в каждой губернии неделю агитации за сбор церковных ценностей, причем ставилась задача — придать этой агитации форму, чуждую всякой борьбе с религией, а целиком направленную на помощь голодающим.

К примеру, по Екатеринбургу и уезду с начала изъятия до 2 июня 1922 г. в губфинотдел поступило: серебра и камней — 168 пудов 24 фунта, меди — 27 фунтов, золота с камнями и без камней — 4 фунта. По уездам Екатеринбургской губернии церкви лишились 79 пудов серебра и камней и 8 фунтов золота [10].

По официальной статистике (обратим внимание, что источник относится к 1932 г.) в итоге изъятия ценностей по стране советское государство получило около 34 пудов золота, около 24000 пудов серебра, 14777 алмазов и бриллиантов, более 1,2 пудов жемчуга, более пуда драгоценных камней и других ценностей [6]. Можно с уверенностью сказать, что количество изъятых предметов было намного больше.

В ходе проводимых мероприятий, грубых нарушений законодательства и нормативных документов храмы потеряли то, что создавалось русскими мастерами нескольких поколений. Провозгласив целью строительство демократического бесклассового общества, идеологическое противоборство было доведено до гибельного абсурда, приведшего к отрицанию общечеловеческих духовных ценностей. Охрана памятников в стране была поставлена под жесткий контроль путем создания единой государственной централизованной всеохватывающей системы руководства научными, музейными, краеведческими учреждениями.

Массовая продажа культурных ценностей с конца 1920-х гг. была закономерна, так как она являлась отражением менталитета советского общества того периода и его отношения к дореволюционному историческому прошлому.

В ходе атеистической пропаганды и антирелигиозного похода были закрыты, снесены, переоборудованы под хозяйственные нужды тысячи церквей, часовен, монастырей, а также была уничтожена находившаяся в них церковная утварь. В качестве примера можно привести протокол заседания комиссии по закрытию церквей в Свердловске от 5 апреля 1930 г.: из 15 рассмотренных объектов к слому были приговорены 3, остальные же должны были быть приспособлены под библиотеку, клуб пионеров, санитарно-просвети-тельную выставку, детские ясли, столовую и т. д. Еще одни пример: закрытый в 1921 г. храм Верхотурского мужского монастыря после кратковременного использования под клуб военных пехотных курсов был в 1922 г. употреблен в качестве ссыпного пункта, а затем и вовсе заброшен.

В итоге, система охраны памятников была разрушена как лишняя, ее подменила монументальная пропаганда, принявшая вскоре уродливые формы как по своей масштабности, так и художественности. В конце 1920-х – 1930-е гг. восторжествовал нигилистический подход к творениям прошлого. За ними не признавалось уже никакой духовной ценности для строителей социалистического общества. Так, памятники многовековой истории и культуры народа превратились в источники поступления средств и цветного металла, использовались в хозяйственно-бытовых целях без учета их историко-культурной ценности.

Охрана памятников — это борьба за правильное понимание истории, за общественное сознание широких народных масс, населяющих историко-культурное пространство.

Любопытно, что это положение теоретически не подвергается сомнению и сегодня. В центральной и местной печати широко обсуждаются недостатки, до сих пор имеющие место в работе по сохранению архитектурных памятников истории и культуры. В особенности подвергаются критике (и очень резкой) встречающиеся факты пренебрежительного отношения к уникальным сооружениям прошлого. Ущерб, наносимый памятникам старины и их охране, в какой бы форме он ни проявлялся — в результате ли безнадзорности, в виде ли прямого уничтожения сооружений прошлого, путем ли эстетического унижения, — это ущерб, наносимый национальной культуре народа.

В обществе, разделенном на социальные слои, где нет единства взглядов на историю и общественные процессы, всегда присутствуют различные подходы к сохранению историко-культурного наследия, поскольку оно обладает познавательными и воспитательными функциями.

Памятники истории и культуры наделены познавательными функциями, так как они являются материализованными фактами прошедших исторических событий или несут на себе следы воздействия исторических событий. Вследствие этого памятники содержат в себе определенную историческую информацию (или эстетическую, если являются художественными произведениями). Таким образом, памятники истории и культуры являются источниками исторических и эстетических знаний.

Воспитательными функциями памятники наделены потому, что, обладая наглядностью и высокой аттрактивностью, они являются источником сильного эмоционального воздействия. Эмоциональные ощущения вместе с исторической и эстетической информацией активно влияют на формирование знаний и социального сознания личности. Сочетание этих двух качеств делает памятники мощным средством педагогического воздействия, формирования убеждений, мировоззрения, мотивации действий и, в конечном итоге, одним из факторов, определяющих общественное сознание и поведение.

Общественный интерес к памятникам истории и культуры является одной из форм вечного стремления человека к поиску высшего начала, универсальной меры. Отсюда следует, что интерес к традициям есть проявление духовного начала личности, ее стремление к обогащению собственной культуры и культуры общества в целом. Этот интерес проецируется главным образом в плоскости сохранения и потребления культурного наследия.

Многослойность такого общественного интереса очевидна. Она произрастает из множества целей, преследуемых людьми, вступающими в контакт с культурным наследием.

Укажем на некоторые из этих целей: познать прошлое (приобщиться к истории); чувственно воспринять опыт и жизнь предшествующих поколений; получить эстетическое и эмоциональное удовлетворение от знакомства с историко-культурными объектами; удовлетворить естественное любопытство и любознательность. Более серьезные цели: хранить память, осваивать и передавать традиции прошлого, защищать историко-культурное наследие как неотъемлемую часть экологии культуры.

Сегодня много говорят и пишут о возрождении России, но каждый понимает его по-своему. Необходимо определиться в отношении к своему историко-культурному наследию, понять, что может быть востребовано в нынешней ситуации, уяснить соотношение традиций и новаций на российской почве, определить их оптимум. Историко-культурное наследие тесно взаимосвязано с исторической памятью как особым механизмом, системой сохранения и трансляции в общественном сознании важнейших событий, явлений, процессов истории, деятельности выдающихся исторических личностей. Однако историческая память — явление не только интеллектуальное и нравственное. Она, кроме всего прочего, воплощается в материальных результатах человеческой деятельности, которые, увы, имеют свойство гибнуть.

Таким образом, в последнее время особое значение приобретает разумная и реалистическая культурная политика, продуманная стратегия развития культуры. Цель культурной политики — сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности. В центре политики — человек.

В рекомендациях об участии и роли народных масс в культурной жизни, принятых ЮНЕСКО, сказано, что основная задача современной культурной политики состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение максимально большего количества лиц комплекс средств, способствующих духовному и культурному развитию. Перед культурной политикой стоит задача — обеспечить интеллектуальный прогресс, с тем, чтобы его результаты стали достоянием каждого человека и гармонизировали культурные отношения людей.

Нельзя не признать необходимость возрождения национального достоинства, уважения к собственным традициям как важнейшей задачи государственной культурной политики. В качестве первого шага в этом направлении можно рекомендовать расширение доступа к подлинной культуре и образованию для широких групп населения. Пока же движение идет в обратном направлении — уменьшается сектор бесплатного образования, сокращаются контакты населения с культурой, происходит широкомасштабная вестернизация духовной жизни России — через телевидение, радио, киноэкран, образование, язык, одежду и т. д.

Одной из главных причин неразберихи является, на наш взгляд, то, что большевистская, а затем и коммунистическая идеология отменила всю предшествующую культуру. Нынешнее безвременье как раз и обусловлено потерей ценностных, культурных ориентиров.

Наверное, достаточно причин для того, чтобы понять, что ценностям культуры еще только предстоит приобрести статус истинных в общественном сознании.

Культура каждого народа существует и проявляет себя как культурное наследие и культурное творчество. Отнимите одно из слагаемых — и народ лишится возможности дальнейшего развития. Культурное наследие народа является критерием его национального самосознания, а отношение народа к собственному культурному наследию оказывается самым чувствительным барометром его духовного здоровья и благополучия.

Приоритетами правового обеспечения государственной культурной политики являются создание новых возможностей приобщения к культуре субкультурных групп населения и ликвидация разрыва между элитарной и массовой культурой на основе правовых гарантий социальной защищенности всех создателей культурных ценностей независимо от культурно-образовательного уровня и социально-демографических характеристик.

Да, нам оставлены величайшие художественные ценности. И памятники эти — наша слава и гордость вне зависимости от первоначального культового их назначения. Подобно античным храмам и соборам готики они — общечеловеческое достояние.

Не сами собой рушатся вековые своды. Их губят равнодушие и невежество. Чьи-то руки подписывают приказ, чьи-то руки закладывают динамит, кто-то невозмутимо, бестрепетно созерцает все это и проходит мимо. Хочется отметить: в деле охраны памятников, нашей национальной гордости и славы, нет и не может быть посторонних. Забота о прошлом — наш долг, человеческий и гражданский.

Культурная политика фактически формирует жизненное пространство, в котором живет, действует и творит человек. Таков процесс взаимодействия: политика заинтересована в культуре как средстве очеловечивания ее прагматических решений, а культура заинтересована в политике как связующем звене с жизнью человека и общества.

Культура всегда приобретается дорогой ценой. Да, не сохранилось многое, что сегодня, безусловно, было бы признано культурным наследием. Но правомерно ли говорить в таком случае о катастрофической утрате культурного наследия?

Новый подход к пониманию ценности памятников истории и культуры должен в известной мере снять стресс, возникающий при мысли об утраченном наследии. Движение в поддержку экологии культуры с каждым днем нарастает, что обеспечивает возможность действенного контроля со стороны общественности за сохранением культурного наследия. И, наконец, человеческий фактор, которому ныне уделяется первостепенное значение, становится истинным гарантом активизации общественного интереса к памятникам истории и культуры во всем их многообразии и неповторимости.

Историческая преемственность развития культуры, воплощенная в памятниках, и осознание живой их связи с современностью, являются главными побудительными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание.

Библиографический список

1. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.

2. Волегов Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации // Ориентиры культ. политики. 1993. № 1.

3. Декларация Мехико по политике в области культуры // Культуры: Диалог народов мира. ЮНЕСКО, 1984. № 3.

4. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991.

5. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 г.: Основы законодательства РФ о культуре. Разд. I. Ст. 3.

6. Кандидов Б. Голод 1921 года и церковь. М., 1932.

7. Куманов Е. Мысли художника. Наброски в тревожных тонах // Архитектура и стр-во Москвы. 1988. № 3.

8. Мосякин А. Продажа // Огонек. 1989. № 7.

9. Просвещение на Урале. 1930. № 3–4.

10. Центр документации общественных организаций Свердловской области, ф. 76, оп. 1, д. 653.

Источник


За всю историю своего существования человек смог построить огромное количество сооружений, которые, вне всяких сомнений, можно считать историческими памятниками. Некоторые из них были причислены к числу семи чудес света. Это и есть культурное наследие.

Так, например, изучая египетские пирамиды, мы можем судить о культуре древних египтян. Эти величественные сооружения по сей день пугают ученых своей таинственностью и неизвестностью. Хотя, если честно, то современное общество к своему культурному наследию относится весьма пренебрежительно. Оно сносит исторические памятники, пытается переписывать историю, отказывается от своих героев и т д. Причины такого поведения совершенно разные: занятость, презрение, желание что-то изменить в своей жизни, попытки получить все и сразу за счет других, этнические разногласия, которые возникают в рамках многоконфессионального государства.

Вместе с тем культурное наследие в жизни людей играет огромную роль, и к нему люди неравнодушны. Свои традиции и культурные ценности каждый народ свято хранит в тех же музеях. Именно они могут рассказать об истории его эволюционного развития, что очень важно для формирования того или иного этноса.

Культурное наследие оказывает огромную роль на подрастающее поколение, хотя, и не всегда однозначное. У одних оно вызывает чувство гордости, в то время как у других, отвращение и ненависть. Тут все зависит от той среды, в которой воспитывался человек. Он может гордиться тем, что создали его предки на протяжении веков, а может испытывать чувство стыда, за те деяния, которые они совершали. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить историю фашисткой Германии.

Так, или иначе, но на основании тех знаний, которые заключены в культурном наследии, человек создает для себя определенные жизненные принципы, которыми руководствуется в настоящем, и разрабатывает приоритеты будущего. В этом отношении культурное наследие можно сравнить с учебником, который формирует в человеке жизненные принципы, увлечения, пристрастия, отношения к различным жизненным аспектам. Хотя, то же понятие культура, всеми людьми воспринимается по-разному, в отличие от культурного наследия, которое является незыблемой ценностью, и не подлежит какой-либо трансформации. Оно должно охраняться, и бережно передаваться из поколения в поколение. Да иначе и быть не может. Ведь оказывая огромное влияние на воспитание человека, культурное наследие формирует его духовность, взгляды, увлечения, идеи. Если говорить проще, то под его влиянием человек формируется как личность. В итоге мы имеем дело с общностью людей, обладающими своими взглядами, мнениями, культурными традициями и духовными ценностями. Вот по этой причине нужно беречь культурное наследие, ведь для потомков оно необычайно важно. В нем заключено все, то ценное, что смог создать человек за всю историю своего существования.

Парадокс заключается в том, что познать будущее, не изучая прошлого, невозможно. Это касается любого народа и государства. Человек должен строить свою жизнь, опираясь на опыт прошлых поколений. Только зная свою историю, можно успешно развиваться. Тогда не будут сноситься памятники, не станут появляться сомнительные герои, не будут приниматься античеловеческие законы, и только тогда, человек будет испытывать гордость за ту страну, в которой живет.

Читайте также: