Почему важно соблюдать этикет 4 класс орксэ кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 4 классах введён новый предмет ОРКСЭ. Прекрасный воспитательный и обучающий материал даётся по этому курсу. Одним из первых тем вводится понятие "Этикет". Два урока посвящено рассмотрению этого понятия, указывая на историческую ценность многих правил культурного поведения. Но то ли дело прочитать, сколько прочувствовать на себе одно из важных направлений этикета- столового. На это мероприятие приглашён был гость официант ресторана нашего города, который провёл мастер-класс по оформлению стола на детские праздники. Девочки нашего класса пробовали повторить, но, оказалось, это нелегко. Мероприятие оказалось интересным и занимательным. На протяжении занятия осуществлялся деятельностный подход. Подобные занятия надо проводить чаще, ведь культуру надо развивать.

Оценить 2419 0

Внеклассное занятие в 4 С классе по ОРКСЭ

Цели: познакомить с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть за столом во время еды, пользоваться салфеткой, усвоить правила хорошего тона.

презентация, ватман, маркер, листки с отпечатанными определениями понятия этикет.

Цели: 1. Ознакомить детей с некоторыми правилами этикета в общественных местах.

2. Усвоить основные этические требования.

3. Способствовать развитию умения использовать полученные

4. Изучить правила гостеприимства;

5. Научить вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами.

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Виды деятельности: работа в группах. (Перед уроком дети делятся на 5 групп по 6 человек)

Ход занятия:

1 Орг. Момент

-Здравствуте, дорогие ребята!

Я рада встречи с вами!

Пожелаем друг другу и нашим гостям удачи и здоровья.

(Дети проговаривают слова)

Я желаю Вам сегодня радости, счастья, удачи, здоровья

Ты ( к соседу) желаешь мне сегодня радости, счастья, удачи, здоровья.

Мы желаем друг другу сегодня радости, счастья, удачи, здоровья).

2 Актуализация знаний.

Прочитаем на доске хором важные слова:

ТЫ - ЧЕЛОВЕК, ВЕДИ СЕБЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!

- Как ты понимаешь эти слова?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры из жизни)

Спасибо! Молодцы! В подтверждение и дополнение ваших слов, ребята прочитают вам текст.

- Задайте друг другу 1 вопрос из текста. Начинает тот, у кого волосы светлее.

- Какое слово является главным ответом на вопрос «Что нужно знать, чтобы достойно жить в обществе? ( Правила этикета)

В русском языке есть слово вежливость. Вежливым называют человека, знающего правила этикета и, главное, выполняющего их.

Давайте вспомним, как вы выполняете первое правило, встречая знакомого человека?

(Приветстствуем). Тогда несколько вопросов командам.

У вас на столах листочки с вопросами. Участник 1 читает вопрос, остальные обсуждают и записывают по кругу.

(----Кто первым здоровается при входе в помещение: входящий или находящийся в помещении? Зависит ли это от возраста людей?

-----Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен здороваться первым: мужчина или женщина; младший или старший; начальник или подчинённый?)

----Поиграем. Кто последним назовёт слова приветствия, тот и победил. Начинаем с девочек как полагается по этикету. Жюри, будьте начеку.

«Почему дети в школе, чаще всего здороваются только со своим учителем. Но редко здороваются с другими учителями и работниками школы? Правильно ли это?

Подведём итог по очень знакомому правилу этикета, правилу приветствия.

(1 ученик выходит к доске и зачитывает итог.

Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.)

3. Постановка проблемы. Постановка темы занятия.

Работа в группах. (слайд №1)( на листах ватмана дети записывают правила)

- Написать какими правилами ещё должны пользоваться люди. (Релли Робин.)

Проверка выполнения задания по командам.

Дети читают стихотворение.

1-й ученик: Учит крошку – людоеда

2-й ученик: Если хочешь съесть соседа –

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость –

3-й ученик: Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик: Есть в прихожей – ни за что!

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик: И красиво не забудь

А не то про вас пойдут

На обед придут бомжи

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик: Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Что в тарелке не лежит –

1-й ученик: Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть –

Чтобы быть упитанным,

Чтобы быть воспитанным!

- Хотя стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь (о вежливости и культуре поведения за столом).

Стремление вести себя прилично за столом, как доказано, уходит вглубь тысячелетий истории человечества.

Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

В XI – XIII веках высшим проявление изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами позами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине – сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол.

- Мы с ними поработаем позднее.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки…

Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение – чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

Не кладите локти на стол – это не прилично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

За столом нужно вести себя так, чтобы не мать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы можете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

Как бы вы не были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

Если вы запиваете еду каким-либо напитком – соком или газированной едой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

Колбасу и сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом столе стола. Не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки.

Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

Ложку всегда держим в правой руке – она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

Нож всегда держим в правой руке, вилку - в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

Варенье и мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но не в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Но,прежде, чем сесть за стол нужно правильно и красиво сервировать стол, чтобы было приятно за ним сидеть (Сервировка стола.)

Познакомимся с ним и поздороваемся.

Правила сервировки стола.

К приходу гостей тебе нужно накрыть стол. С чего же начать?

Прежде всего, расставь стулья вокруг стола, за которым соберутся гости.

Стол накрой чистой выглаженной скатертью, которая должна касаться сидений стульев.

Сервировка стола — это настоящее искусство, и многое необходимо запомнить.

Поставь на стол большие тарелки, а на них — тарелки поменьше — закусочные.

Справа от каждой тарелки положи ложку, выпуклой сто­роной вниз. Слева от тарелок — вилку для закуски и вилку для второго блюда (вилки также кладутся выпуклой стороной вниз).

Перед вилками поставь маленькую тарелочку для хлеба. Перед тарелками положи столовый прибор для десерта: вилку — зубцами вправо, ложку и нож — ручками вправо.

Перед тарелками, чуть справа от них, поставь бокал для напитков.

Для сервировки стола тебе обязательно понадобятся бумажные и матерчатые салфетки. Накрахмаленные полотняные салфетки можно красиво поставить на тарелки. Гости могут расстелить их на коленях, чтобы во время еды не испачкать свою одежду. Руки и губы вытирают бумажными салфетками. Эти салфетки сложи веером и вставь в специальную подставку или стакан.

Если ты захочешь украсить стол цветами, то и здесь существует несколько правил. Конечно, не стоит ставить огромный букет цветов в центр стола — всем собравшимся придётся всё время наклоняться, чтобы увидеть друг друга. Большой букет лучше поставить где-нибудь сбоку. Очень красиво будут смотреться цветы в маленьких вазочках, поставленных справа от каждой тарелки рядом с бокалами или посередине в низкой и небольшой по размеру вазе.

Ты проявишь изысканный вкус, если подумаешь о сочетании цветов на твоём столе с цветом скатерти, посуды и салфеток.

Выходят 2 ученика и накрывают на стол. Остальные ученики сравнивают, правильно ли накрыт стол и выбирают победителя. Победителю вручают приз.

Конкурс оценивает повар школьной столовой

Учитель. Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку.

Конкурс оценивает приглашённый гость- официант.

4. Физкультминутка.

Правила поведения за столом.

(Ученик читает стихотворение.

Правила поведения за столом

Медвежонок хлеб жевал –

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот –

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на поп не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.)

Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого.

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

-Какие замечания сделала Мальвина Буратино?(Ответы детей)

Ответ: 1)вымыть руки; 2)вытащить из-под себя ногу и опустить её под стол; 3)не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

Формулирование правил поведения за столом.

-Садитесь за стол. Стоп!

№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

№ 3. когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не приятно, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождись, когда остынет.

№ 5. не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.

- Зачем нужны правила поведения за столом?(Ответы детей)

Учитель. Чтобы другим приятно было сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Правила общения за столом. Рассказ учителя.

Главное в любом застолье — еда. А доброжелательная беседа может украсить застолье, сделать его более интересным и приятным. Неспешный, задушевный разговор за столом создает особый настрой, сближает всех присутствующих. Застольная беседа бывает общей, когда в ней участвуют все присутствующие, или частной — между двумя или несколькими соседями по столу.

Нельзя за столом спорить, говорить на запретные темы (о болезнях, методах лечения и др.), нельзя высмеивать кого-то из присутствующих, обсуждать блюда, которые чем-то не понравились. Нельзя шептаться за столом или поворачиваться спиной к соседу. Разговор должен вестись вполголоса, но не шепотом. Следует избегать излишней болтливости. Каждый из собеседников должен помнить, что беседа — это не монолог, а поэтому нужно дать возможность высказываться и другим.

Не следует уходить сразу же после ужина, как бы подчеркивая тем самым, что приходили ради еды.

1) Выбери верный вариант ответа.

- Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда?

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой.

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды.

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) поблагодарить работников столовой.

3) Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит далеко от вас?

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу.

Столовый этикет Подумай и ответь!

-----В школьной столовой вы не доели вкусный бутерброд или не допили йогурт, но звонок ещё не прозвенел. Ваши действия? А если звенит звонок?

-----Как встать из-за стола, если закончили трапезу?

------Как едят мясо, а как курицу? Как торт, а как пирог?

4. Закрепление

Аккуратно кушай хлеб - Это кухня, а не хлев. Не вертись юлой на стуле, Головой не лезь в кастрюлю. Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно. Пей чаек, не проливая! Что за лужица большая? Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала. Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко. Вытирай салфеткой рот И не капай на живот. Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу. Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис. Не надо ложкой! Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.

5.Подведение итогов.

  1. Относиться к людям доброжелательно, быть вежливым и тактичным;
  2. Всегда выполнять свои обещания;
  3. Говорить людям комплименты (но в меру, иначе это будет лесть);
  4. В диалоге не перебивать собеседника;
  5. Не разговаривать во время еды;
  6. Показывать пальцем – дурной тон;
  7. Кашлять и чихать в обществе можно, прикрывая рот рукой. Зевать вообще нельзя, так человек показывает неуважение к обществу, что ему скучно с людьми;
  8. Нельзя опаздывать;

В качестве примера, были перечислены 8 правил этикета, которые знает большинство людей с раннего детства, но, стоит задуматься, все ли правила соблюдаются в реальной жизни?

На самом деле, правил этикета значительно больше, их подразделяют на несколько крупных групп – это виды этикета.

Виды этикета

Существуют и другие разновидности этикета, такие, как свадебный, воинский, дипломатический.

Доклад №2

Понятие "этикет" заимствовано из французского языка и включает в себя все допустимые установки относительно поведения и внешнего вида. Этих негласных правил следует придерживаться не только в общественных местах, но и повседневной жизни в целом. В зависимости от ситуации этикет имеет свои виды:

Речевой этикет - это требования предъявляемые к речи человека. Они включают в себя: тактичность манеры общения, грамотную речь с соблюдением цензуры, вежливость в интонации, употребление слов в правильной форме, например, приветствие "здравствуйте" вместо "здрасте". Категорически недозволительно вмешиваться в разговор других людей и перебивать собеседника. Имеет особую важность донесение своей мысли до собеседника в лаконичной форме.

Столовый этикет включает нормы поведения за столом. Присаживаться за стол можно только после приглашения хозяев. Мужчинам следует женщину пропустить вперёд. Не допускается вести разговор пережевывая пищу. Не разрешается вносить личную критику в отношении поданных блюд. Сидя за столом вилку следует держать в левой руке, а нож в правой.

Повседневный этикет включает ряд правил, их следует соблюдать в ситуациях, в которые мы попадаем практически ежедневно. В общественном транспорте необходимо уступать места беременным женщинам, людям преклонного возраста, детям и инвалидам. Не разговаривать громко на улице, мужчине при входе в помещение следует снимать головой убор. В гости идти только предварительно согласовав день и время. При посещении заведения мужчина вперёд пропускает женщину предварительно открыв перед ней двери. Данный вид предполагает вежливое обращение ко всем, без исключения, участникам диалога. Это необходимо для достижения взаимопонимания между незнакомыми людьми, например, в случае, когда необходимо узнать дорогу или время.

Этикет (виды и правила)

Этикет (виды и правила)

На данный момент в нашем мире цветковые растения или же покрытосеменные, являются огромной группой в современном мире растений. История цветковых растений является токовой, что растения произошли от вымерших водорослей,

Степи — это районы, в которых преобладает равнинный рельеф с отсутствием деревьев. Из-за длительных периодов недостатка влаги они и не растут. Поэтому растительность здесь скудна — травы, луковичные виды растений, кустарники.

Это волшебный вид спорта. Когда наблюдаешь, как легко спортсмены скользят по льду, какие трюки выполняют кажется, что делать это легко и просто. А ведь это тяжелый ежедневный труд. Спортсмены отдают тренировкам всё своё время и силу,

Многие люди недоумевают, зачем он нужен — этот этикет? Ведь его правила все только усложняют и запутывают, а так нет никакой разницы в том, какой вилкой есть рыбу. Но этикет — это не только умение подбирать и использовать столовые приборы, как полагают некоторые. На самом деле, он гораздо шире — и включает в себя искусство комплиментов, умение ходить в гости, подбирать подарки на все случаи жизни и еще много других простых, но необходимых каждому хорошо воспитанному человеку навыков.

этикет

Конечно, правилами этикета можно пренебречь, поскольку на законодательном уровне они не прописаны. Однако, смысла в этом немного, ведь хорошие манеры существуют для того, чтобы делать жизнь проще и лучше. И следуя этикету, человек прежде всего уберегает от неприятных и неловких ситуаций самого себя. В то же время плохие манеры и невоспитанность окружающие непременно заметят — пускай и не скажут об этом вслух. А последствия этого могут быть весьма печальными: к примеру, руководство компании наверняка предпочтет принять на работу или повысить в должности воспитанного человека, а не грубияна.

Немного истории

Людовик XIV

У разных народов понятия хороших манер существенно различаются: понятно, что этикет племен бушменов не будет похож на тот, что принят в европейских странах. Это объясняется отчасти тем, что этикетные ситуации, с которыми сталкиваются представители разных народов, далеко не одинаковы. Да и степень развитости стран отличается: пока жители одних едят при помощи нескольких видов вилок, другие питаются преимущественно руками.

Впрочем, в любом обществе этикет позволяет легко пользоваться уже устоявшимися формами вежливости, принятыми в разных группах людей и на разных социальных уровнях. Современный этикет, принятый в развитых странах, определяет поведение людей в быту, на работе, на улице, в общественных местах, в гостях и на церемониях, на приемах и на деловых переговорах.

этикет

Самое интересное заключается в том, что соблюдать этикет, по большому счету, несложно — это исключительно дело привычки. Если она есть у человека, он не только сможет произвести хорошее впечатление в любой ситуации, но и сделает так, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно в его компании. Ведь приходить на встречи вовремя, принимать гостей по всем правилам приличия и дарить уместные подарки, подобранные со вкусом, — это способы показать, как вы уважаете и цените других людей.

этикет

этикет

Я надеюсь, что эта книга станет вашим верным помощником и проводником в разнообразный и увлекательный мир правил этикета, которые при ближайшем рассмотрении далеко не так сложны и запутаны, как кажется на первый взгляд. Вооружившись ими, вы сделаете комфортной свою жизнь и жизнь людей вокруг вас, а это, в свою очередь, верный шаг к успеху по всем направлениям.


В этом видеоуроке мы вспомним, что такое этикет и выясним, как эти идеальные правила поведения, принятые в обществе, влияют на жизнь каждого человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Премудрости этикета"

В начале нашего урока скажите, можно или нельзя вести себя следующим образом:

· Толкать других при входе в транспорт.

· Покупать без очереди что-либо в магазине.

· Уступать место старшим.

· Останавливаться с друзьями посреди улицы в гуще прохожих.

· Помогать пожилому человеку войти или выйти из автобуса.


Задумались? А ведь действительно, как часто нам говорят, что нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на стол, стучать в дверь перед тем, как войти, или снимать головной убор в помещении и многое другое. Знакомые ситуации, не так ли?

Все эти и многие другие правила поведения объединяет всего одно слово – ЭТИКЕТ.

Этикет – это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе.


На одном из приёмов всем придворным были розданы специальные карточки, на которых были написаны правила того, как необходимо одеваться и вести себя в присутствии короля. Уже тогда, триста лет назад, эти предписания детально и однозначно подчиняли определённым правилам поведение человека за столом, форму и содержание общения в различных житейских ситуациях, внешний вид и манеры.

Первоначально такие строгие правила поведения в обществе действовали исключительно при дворе монарха, причём не только в самой Франции. Каждая уважающая себя династия считала своим долгом придумать определённые правила поведения при своём дворе и создать вокруг себя сложный церемониал с определённой степенью торжественности.

В этих случаях этикет воспринимался как церемониал – официально принятый порядок действий, обязательных при определённых обстоятельствах.

Причём некоторые такие церемониалы современному человеку могут показаться довольно необычными. Например, уже у знакомого нам изобретателя этикета, французского короля Людовика XIV, существовал целый отдельный церемониал вставания с постели.

Действие происходит в тот утренний час, когда Людовик XIV обычно просыпается: дворяне, которые пользуются привилегией присутствовать при пробуждении и одевании короля, один за другим входят в спальню; туда же направляются принцы, управляющий двором короля, начальник королевского гардероба и четыре камергера – это люди, которые отвечают за внутреннее состояние королевских покоев.

За короткой утренней молитвой следует столь же непродолжительная процедура утреннего омовения: главный лакей просто льёт несколько капель духов на королевские руки.

Первый камергер надевает на королевские ноги туфли и передаёт халат главному камергеру, который возлагает его на плечи короля. Теперь Его Величество сидит в кресле. Королевский брадобрей снимает с него ночной колпак и причёсывает волосы, в то время как первый камергер держит зеркало.

Не спешите смеяться! Все эти детали были чрезвычайно важны и имели исключительное значение для тех, кто состоял при дворе французского монарха. Высоким знаком отличия считалось позволение надеть туфли на ноги короля или помочь ему накинуть халат.

К обладателям таких привилегий другие придворные относились с нескрываемой завистью. Последовательность, с которой выполнялись утренние процедуры, была установлена самим королём и никогда не менялась.


Два испанских офицера кинулись к ней, подхватили королеву, высвободили её ноги из стремени. Словом, спасли ей жизнь.

Как вы думаете, такой поступок достоин награды?

После спасения своей королевы отважные офицеры тут же повернули лошадей и поскакали прочь во весь опор. Они должны были пересечь границу родной страны, чтобы избежать смертной казни за прикосновение к телу королевы.

Ведь даже коснуться её ноги, для того чтобы освободить из стремени, согласно правилам придворного этикета, было ни в коем случае нельзя! Это могла сделать лишь дама, надевающая королеве туфли. Мария Луиза приложила немало усилий, чтобы уговорить своего супруга и не дать ему казнить её спасителей, которые теперь стали преступниками по закону.


Ну а другой испанский монарх Филипп III и вовсе получил сильные ожоги, уснув сидя перед камином, потому что единственный гранд, которому была пожалована привилегия двигать королевское кресло, куда-то отлучился.

Может быть поэтому и была придумана поговорка сгорел на работе.

Конечно, со временем подобные церемонии остались далеко в прошлом или существенно упростились, а также стали частью жизни всего общества, а не только королей и императоров.

И в современном мире, когда говорят о различных церемониалах, как правило, это связывают уже не с монархами, а, например, с различными официальными церемониями.

Так, во время открытия каждой Олимпиады обязательной частью церемониала является парад участников олимпийских сборных.

Мы можем говорить о том, что правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов есть свои национальные и культурные особенности. Например, при проведении свадебных обрядов или праздновании знаменательных дат.


В наши дни этикет проявляется в манерах, жестах, речи, поведении людей в ежедневном быту, на работе, на улице, в общественных местах, в гостях и на церемониях, приёмах, деловых переговорах и даже в одежде.

Например, во многих школах есть свои правила о том, как должны одеваться учителя и ученики, в чём они должны ходить в школу.

Этикет позволяет людям так строить свои отношения, чтобы всем было удобно и приятно.

Например, каждому человеку важно быть аккуратным, опрятным, чтобы на него было приятно смотреть и приятно с ним общаться. Необходимо быть точным и пунктуальным (не опаздывать), выполнять свои обещания, чтобы не подводить других.

Итак, в чём же смысл этикета? В соглашении между людьми об одинаковом понимании того, что является привлекательным и приятным в поведении человека.

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Многие правила этикета, вобравшие в себя народную мудрость, со временем стали пословицами и поговорками. Например:

· Слушай больше, а говори меньше.

· Пообещал сделать – сделай. Не можешь – не обещай.

· Хоть не богат, а гостям рад.

· Уважая человека, уважаешь себя.

Эти правила вошли в повседневную жизнь человека и отражают его воспитанность. Давайте рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести из них общие правила этикета.


Прозвенел звонок. В класс вошла учительница. Её руки заняты учебниками и тетрадями. Витя приветливо здоровается с учительницей. Он в это время готовит доску к занятиям.

Что, согласно этикету, должен сейчас сделать Витя?

Конечно же, помочь учительнице и взять из её рук учебники и тетради.


Следующая ситуация. Навстречу Маше по школьному коридору шла её учительница Евгения Ивановна и учительница другого класса.

Как должна поздороваться Маша?

Маша должна поздороваться не только с Евгенией Ивановной, но и с другой учительницей, даже если с ней она не знакома.

Значит, в любых ситуациях важно помнить о другом человеке, не допускать своего неуважения к нему, не причинять ему вреда, не ставить его в неловкое положение, не обижать.

Мы чаще всего знаем, как надо поступать. А вот поступаем ли так? Правила этикета не требуют особых усилий, чтобы их узнать или понять. Усилия требуются для того, чтобы их соблюдать и чтобы они стали привычкой.

Читайте также: