Почему важно работать с темой гражданственности в школе

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Тихонова Алла Викторовна

Организация: МБОУ Бутурлиновская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бутурлиновка

Ключевые слова: Россия, гражданственность, патриотизм, толерантность, традиции, религии, убеждения.

В статье автор размышляет над проблемой российского патриотизма и гражданственности в современной школе. Им сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, направления деятельности, роль и место воспитания учителем истории.

Статья 2 (предыдущая редакция)

Статья 2 (действующая редакция)

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2]

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [5]

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает формирование способности применения освоенных обучающимися универсальных учебных действий, направленных на: − готовность проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках: осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе ради этого добровольно ограничивать часть своих интересов; учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны[3].

В целом и общем, система образования в Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью[1].

В этой связи приоритетным в развитии образования становится гражданское и патриотическое воспитание.

Гражданственность, в свою очередь, является одной из базовых национальных ценностей государства, представляет собой совокупность качеств личности, определяющих готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе и государстве условиями, продиктованными правовыми и моральными нормами.

В настоящее время, нас окружает огромное количество злости и непримиримости, нужно создавать новую, прежде неизвестную культуру отношений на принципах толерантности.

Понятие, количество респондентов, %

Как известно, в многонациональном обществе люди создают кругом себя не только материальный мир, но и мир гуманных взаимоотношений, охватывающий в себе порядок общественного поведения, который регулируется обычаями, традициями, нормами, отличительными для определения национальных и культурных сообществ. Представители населения стран, сельские и городские жители - все они живут в мире своих норм, обычаев и традиций, которые выражаются в языке, образе поведения, религии, эстетических взглядах, порядку общественных институтов, менталитете. Различия между культурами и людьми могут вызывать противоречия. Однако, в последнее время, нетерпимость обратилась в одну из глобальных проблем современного мира. Ее суть выражается в отрицании различий между людьми и культурами. Возведенная до уровня коллективной, институциональной и даже государственной позиции, нетерпимость надрывает воззрения демократии и приводит к нарушению поведения человека.

Патриотическое воспитание исполняется на основе изучения исторического прошлого. На рубеже XX-XXI веков заслуги обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у учащихся большой дух патриотизма. Прошлое зачастую не вызывает гордости за жизнь своих дальних и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 90-х гг. ХХ века. Воспитание патриотизма требует демонстрировать ярко все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делать это надо ярко, убедительно, стремясь вдохновлять чувство гордости за Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают уважения.

Большим достижением считаю разработку и апробацию программы по формированию гражданственности обучающихся 8 класса, в которую включены следующие мероприятия:

Форма, методы, проведения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Основные понятия и задачи направления.

Патриотизм – эмоционально-нравственное отношение личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его отношении к Отечеству, реализующееся в конкретной деятельности.

Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Гражданственность как качество личности в отличие от некоторых иных качеств включает теоретический компонент – знания о различных сферах социальной жизни: устройстве, законах и нормах, правах и обязанностях человека. Так же, как и иные качества, гражданственность имеет деятельностный компонент , обеспечивающий человеку возможность использовать свои права и выполнить обязанности. Качество гражданственности имеет и когнитивный, мотивационно-ценностный компонент : психологическое ощущение себя полноправным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественным делам, умение сочетать личные и общественные интересы и т.п.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из востребованных направлений воспитательной работы во всех образовательных организациях. Это обусловлено базовыми ценностями и воспитательным идеалом нашей страны. В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий "российский патриотизм" и "гражданственность", включающие традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективы развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-патриотического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.

Гражданское воспитание – вид целенаправленной практической деятельности по формированию гражданских качеств личности, принимающей права и обязанности общества, членом которого она является, участвующей в социальном, экономическом и государственном управлении, готовой к созидательному преобразованию действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор адекватный культурно-историческим ценностям социума при сочетании личных и общественных интересов.

Основные задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у школьников.

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором проживают школьники.

2. Развивать представления детей о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, о государственном устройстве.

3. Стимулировать стремление соблюдать порядок и проявление негативного отношения к нарушителям порядка в классе, школе, на улице (на доступном возрасту уровне).

4. Воспитывать ответственность за свои слова и поступки.

5. Расширять представление о национальных праздниках и героях, важнейших событиях истории России.

6. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

7. Развивать интерес и уважение к народам, живущим в России.

8. Формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному.

Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания:

Ученик-человек и гражданин . Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность. Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности. Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье . Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Ученик и его карьера. Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья. Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг. Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов: сформировать у обучающихся:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

ценностное отношение к своему здоровью;

ценностное отношение к природе;

мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

об эстетических ценностях отечественной культуры;

о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

социальной и межкультурной коммуникации;

готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Мы помогаем воспитанникам школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки.

Экскурсии.
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально ценностный опыт детей.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире всё это богатство служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.
Испокон веков духовной основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под многовековым влиянием православной церкви. Для христианского патриотизма характерны соборность, преобладание духовного начала над материальным, общего над личным. Земля для русских людей – не просто территория, это категория нравственная, соединяющая прошлое и будущее народа, Отечество – святыня. Патриотизм есть чувство нравственное, и оно не мотивируется политической идеологией, хотя и может определять её содержание.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к её историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовкe гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.
Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:

- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;

- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;

- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы:

- с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;

- героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества;

- воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.;

- уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

- умение устанавливать контакты с другими людьми;

- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

- умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

- гражданственность созидательна, а значит, формировать её надо через деятельность;

- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Понятие гражданско-патриотического воспитания в России закрепили на высшем уровне — и вот что об этом думают учителя.

В начале июля министерство юстиции зарегистрировало новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования. Эти документы содержат обязательные требования для школ: на их основе составляют образовательные программы, пишут учебники и готовят задания для государственной аттестации — ОГЭ и ЕГЭ.

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры России, своего края, народов страны;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам традициям разных народов, проживающих в стране.

В предыдущем варианте ФГОСа гражданско-патриотическое воспитание не выделялось в отдельные пункты и даже прямо так не называлось, а кратко описывались результаты освоения школьной программы. К ним относились: воспитание гражданской идентичности (патриотизма и уважения к отечеству), осознание этнической принадлежности и культуры своего народа, понимание ценностей российского общества и воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Я скорее поддерживаю [гражданско-патриотическое воспитание]: школа — это огромный механизм, через который проходят миллионы детей. Просто необходимо иметь что-то, что даёт им чувство общей принадлежности. Это очень циничный поход, но я думаю, что школа неизбежно будет вбивать в людей какую-то общую идею и лучше, если она будет гражданско-патриотической.

Мне иногда кажется, что это попытки восстановить систему воспитания СССР, но они настолько уродливы, что делают только хуже. В Союзе была общая идея, к которой стремилось общество, а сейчас её нет, к чему идёт общество и страна непонятно, вокруг клоуны и видимость сильного государства. Сложно воспитать патриота в условиях, когда говорят одно, а в жизни другое.

Пару лет назад, 5 декабря, на четвёртом уроке нас всех выгнали в коридоры, где мы должны были спеть гимн Москвы. А 9 мая и 22 июня школьники и учителя выкладывали в соцсетях посты, посвящённые герою войны. Ссылки на них классные руководители обязывались отослать своим ученикам и их родителям, чтобы те поставили лайк и возложили виртуальные цветы.

Педагоги недовольны и тем, что в навязываемых мероприятиях нет никакой логики. По словам одной из учительниц, с детьми, которые ещё не проходили Вторую Мировую войну, заставляют говорить о ней, то же самое происходит с темой прав человека.

Детей тащат везде, а потом говорят, что они безынициативные или не хотят ни в чём участвовать. А как участвовать, если ты не понимаешь, о чём идёт речь? Конечно, есть такие, кто много читает, эрудирован, есть лидеры сами по себе, они справляются с любой работой и прут как танки, лишь бы быть участником событий. Но таких не много.

Меня вообще всегда напрягает определение патриотизма, что значит готовность на подвиг? А если я не готова отдать жизнь? Значит, я не люблю Родину? Может быть, воспитывать тех, кто знает о своей Родине? Кто любит и уважает свои корни, свою малую Родину? Начать с малого: не требовать от детей ходить строем и кричать на каждом углу, как они любят Россию. А просто научить их чувствовать и любить.

Читайте также: