Почему василий ii отказался принять митрополита из константинополя кратко

Обновлено: 04.07.2024

1425-1453- феодальная война между сыновьями и внуками Д.Донского. Василий 2 одержал победу, хотя несколько раз ему приходилось отдавать престол и снова его возвращать.

1442-независимость русской православной церкви от византийской

1439-Флорентийская уния, Василиq II отказался от договора, выступил за независимость церкви от католического папы.

Отбивал нападения Литвы, пытался заключить с ней мирный договор, но не смог.

- укрепил великокняжескую власть, ликвидировал почти все мелкие уезды

- укрепил авторитет Москвы как столицы

-расширил территорию Московского княжества. Некоторые княжества, не войдя в состав Московского, были зависимы от него - Суздальско-Нижегородское, Псковское, Вятские земли.

Ион - впервые стал митрополитом не по приказу византийского патриарха, а избран в 1448 на соборе русских архиереев, что стало началом независимости церкви.

Юрий Дмитриевич - брат Василия 2, претендовал не престол.

Архиерей - общее название для священнослужителей высшей степени церковной иерархии – епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов. Обязательно был монахом.


Русская православная церковь сыграла значительную роль в становлении российского государства. Долгие века Московская патриархия стремилась к самостоятельности, но лишь в середине XV века великому князю Василию II удалось объединить православных христиан под эгидой русской церкви.

Раскол христианского мира

Главный духовный центр православных христиан находился в Византии. В Константинополе ещё в конце IX века была построена главная духовная святыня – храм святой Софии. Византийские митрополиты назначали своих духовных наместников повсеместно – от Греции до Киева и Москвы. При этом отношения с Римской католической церковью всегда были натянутыми, хотя прямых столкновений не происходило.

Но в XV веке для Византии наступили страшные времена: страна была осаждена полчищами турков-османов. К середине века незахваченным остался только Константинополь. Долгие годы турки держали город в осаде, не решаясь штурмовать неприступные крепостные стены. Жители города собирались в храмах, молились о спасении от жестоких мусульман, устраивали крестные ходы.

Император Иоанн VIII был вынужден обратиться за помощью к Риму. Собратья во Христе ответили, что согласны начать новый крестовый поход против турецких захватчиков, но при условии признания верховенства римского престола над православным. Иными словами, римляне потребовали объединения католиков и православных под началом римского папы.

Великий латинский Собор во Флоренции был назначен на февраль 1439 года. На этом мероприятии в присутствии императоров Рима и Византии и духовных лидеров католиков и православных планировалось подписание соглашения о слиянии церквей.

Василий Тёмный и митрополит Исидор

Внук Дмитрия Донского и дедушка Ивана Грозного князь Василий II взошёл на московский престол, когда ему было всего десять лет. Практически всю свою жизнь он неустанно вел борьбу за власть со своими родственниками, которые также претендовали на роль московского правителя. Кроме того, положение осложнялось постоянными набегами остатков татаро-монгольской орды, которые терроризировали сопредельные с Москвой княжества. Для Василия II было очевидным, что лишь объединение княжеств под единым руководством могло положить конец Смутному времени.

Для князя Василия в первые десятилетия правления незыблемым авторитетом был митрополит Фокий – человек мудрый, истинно верующий и сделавший многое для распространения православной веры не только на Руси, но и в Восточной Европе, в том числе в княжестве Литовском.

По сути, митрополит был вторым лицом в зарождающемся русском государстве, и авторитет церкви был неоспорим. Поэтому, когда после смерти Фокия византийский патриархат прислал ему на замену греческого первосвященника Исидора, его встретили с доверием.

Призыв к участию во Флорентийском соборе, напротив, был встречен Москвой в штыки. Точнее, участвовать в нём было необходимо, но Василий Тёмный (прозванный так, потому что был ослеплён врагами) настаивал на категорическом отрицании унии с католиками. Исидор заверил московских верноподданных, что будет отстаивать интересы православия.

Предательство Исидора

Происходившее во Флоренции известно со слов спутников Исидора - епископа Авраамия Суздальского и иеромонаха Симеона. По их свидетельствам, между католическим духовенством и греческим патриархатом не утихали ожесточенные споры. Не выдержав напряжённой борьбы, прямо во время Собора скончался православный патриарх Иосиф II. Оставшись без руководителя, греческие митрополиты были вынуждены согласиться и принять владычество римского папы.

Вернувшись в Москву, Исидор велел называть себя папским легатом, а во время богослужений приказывал пастве вместо православных святых поминать папу римского. Это привело в ярость Василия Тёмного, и Исидор был посажен под арест, откуда вскоре сбежал в Польшу.

Москва – третий Рим

В 1441 году был созван Московский поместный собор. Так как митрополита на Руси временно не было, в нём приняли равноправное участие все епископы, архимандриты, игумены и некоторые монахи. На Соборе православное духовенство единогласно осудило Флорентийскую унию и официально лишило сана Исидора.

Однако главным с исторической точки зрения событием стало то, что новый митрополит Киевский и Всея Руси – рязанский епископ Иона был назначен Собором в обход Константинополя. Таким образом русское православие заявило о своей полной самостоятельности и независимости не только от католиков, но и от греческого патриархата.

Митрополит Исидор, назначенный Византийским императором в середине XV века управлять Киевской и Московской митрополией, остался в истории как предатель интересов православных христиан. Он выступал за объединение католической и православной церквей, за что был с позором изгнан князем Василием Тёмным из Москвы.

По происхождению Исидор был греком или итальянцем, родился в небольшом греческом городке Монемвасии в конце XIV века. Будущий митрополит получил блестящее для своего времени гуманитарное образование. Он знал несколько иностранных языков, в совершенстве владел латынью. Среди его близких друзей, с которыми он вёл переписку, были итальянский гуманист Гуарино да Верона, выдающийся византийский философ Мануил Хрисолора, ученый-неоплатоник Георгий Гемист Плифон.

С молодости Исидор активно участвовал в жизни императорского двора в Константинополе, даже редактировал речи византийского императора и высокопоставленных вельмож. Но около 1410 года он принял решение стать монахом и принял постриг в монастыре в Пелопоннесе.

Здесь необходимо отметить, что пелопонесские монастыри не были средоточием православной веры как таковой. Местные монахи не стремились к духовным практикам и не славились аскетическими воздержаниями. Для своего времени пелопонесская христианская школа была цитаделью средневекового гуманитарного образования. Именно здесь приобщились к философскому мировоззрению такие выдающиеся церковные деятели, впоследствии епископы и митрополиты, как Виссарион Никейский и Марк Эфесский.

Интеллектуальные философствования предполагают некоторую вольность в трактовании вопросов веры, поэтому пелопонесские православные монахи были известны своей терпимостью не только к католическим собратьям, но даже и к язычникам.

Политик от церкви

Очевидно, пелопонесское образование наложило свой отпечаток на дальнейшую церковную деятельность Исидора. Рассматривая служение Богу как духовное призвание, свою церковную карьеру он видел скорее как политическое служение интересам Византии.

А к середине XV века положение Византийской империи было незавидным. Практически вся территория страны, кроме Константинополя, была уже захвачена турками. Сама столица находилась в осаде несколько десятилетий. Видя реальную угрозу гибели государства, византийские правители начали искать помощи на Западе. Римские католики пообещали начать очередной крестовый поход на турок, но при условии, что православные христиане признают главенство Папы Римского и объединятся с католической церковью.

Исидор к тому времени был уже игуменом одного из константинопольских монастырей. Его взгляды на церковные дела оказались очень кстати, и император назначил его одним из основных переговорщиков по вопросам дипломатических отношений между католиками и православными.

Для Константинополя крайне важной была поддержка Киева, Москвы и княжества Литовского. Многовековая дружба между государствами, выстроенная во многом благодаря единству православной церкви на этих территориях, неоднократно подкреплялась и финансовой помощью с русской стороны.

А теперь от Москвы требовалась ещё и поддержка на Вселенском соборе во Флоренции, где планировалось принятие унии об объединении церквей. Поэтому новым Киевским митрополитом Византия назначила Исидора в надежде на то, что опытный дипломат сможет убедить русских князей принять католичество.

Предательство или дипломатия?

Новый митрополит был встречен в Москве торжественно и со всеми причитающимися почестями. Князь Василий Тёмный уже был в курсе предстоящего собора во Флоренции, однако надеялся, что Киевский митрополит выступит против унии, подтверждая незыблемость православных традиций в богослужении. Именно этого князь и потребовал от Исидора, который в свою очередь заверил Василия II в верности православным традициям.

Сложно сказать, что сподвигло Исидора на заведомую ложь: побоялся ли он княжеского гнева или же намерен был любой ценой добиться от русских помощи для родной Византии? Достоверно известно, что Москву митрополит покинул с большой суммой денег, пожалованной Василием на нужды православной миссии во Флоренции.

Ну а далее, уже во время собора, Исидор проявил себя ревностным сторонником униатства, настаивая на объединении церквей под началом римского папы. Естественно, такое поведение митрополита вызвало возмущение в Москве.

По возвращении в Россию Исидор, уже ставший кардиналом, был заточён в Чудовом монастыре. Затем Московский поместный собор самостоятельно, без ведома Византии, сложил с него митрополитские полномочия. Это событие стало первым шагом к обретению русской православной церковью независимости от иностранных митрополий.

Православный Иуда и католический праведник

С тех пор имя митрополита Исидора в православных странах воспринимается как символ вероотступничества и предательства. С этим не согласны в католических странах: после изгнания из Москвы Исидор принял католичество и сделал успешную карьеру в Италии.

Кардинал Исидор остался в памяти католиков как ревнитель единства христианской веры, до конца своей жизни не принимавший её искусственного, как ему казалось, разделения на католическую и православную ветви. Он был похоронен с большими почестями в соборе святого Петра в Риме.

В $1425-1453$ годах на Руси проходила последняя крупная княжеская усобица, в историографии обычно называемая феодальной войной. Начало междоусобной войны застал митрополит Фотий. Но в $1431$ году он умер. Противоборствующие стороны не торопились выдвигать претендентов, поскольку неизвестно было, кого стал бы поддерживать новый митрополит. Константинополь же утвердил митрополитом киевским и всея Руси смоленского епископа Герасима.

У Москвы был свой кандидат – епископ Рязани Иона. Неизвестно, правда, кто его выдвигал, Василий II или Юрий Дмитриевич. Относительно назначения Герасима источники не сообщают реакции русских князей. Известно, что его кандидатуру предложил ставший в $1430$ году великим литовским князем Свидригайло.

Хотя Василий II отправил Иону в Константинополь на утверждение, там уже все решили, не советуясь ни с Москвой, ни с Литвой – митрополитом назначили Исидора. На Руси это назначение вызвало бурю негодования, поскольку Исидор был сторонником церковной унии.

Флорентийская уния и митрополит Исидор

Вопрос об объединении церквей в Европе был весьма популярным в $XV$ веке. Причины выдвигались разные:

  • Ограничение власти римского папы
  • Воссоединение ветвей христианства
  • Укрепление находившейся на грани полного захвата Византии

Готовые работы на аналогичную тему

Новоприбывшего из Константинополя митрополита Исидора поначалу приняли в Москве благосклонно. Однако после того, как он практически сразу уехал на собор во Флоренцию, а затем после результатов этого собора разразился конфликт. Василий II категорически отказывался признавать унию, опираясь на русскую традицию. В ходе феодальной войны по данному вопросу все участники показали поразительное единодушие: принимать Флорентийскую унию в Московской Руси отказались.

Автокефалия Русской церкви

Вернувшийся на Русь в $1441$ году Исидор был заключен под стражу в Чудовом монастыре. Вскоре Исидор бежал в Рим, Василий II ему не препятствовал. Вслед за этими событиями, Исидор был лишен на Руси сана митрополита и объявлен еретиком.

Важно отметить, что после того, как сама Византия вступила во Флорентийскую унию, Московская Русь приблизилась к объявлению самостоятельности русской митрополии. Автокефалия отложилась на некоторое время в связи с продолжавшейся феодальной войной и добавившимся к ней набегам нового хана Орды Улу-Мухаммеда.

Несмотря на то, что с завершением феодальной войны образ Дмитрия Шемяки неизбежно был демонизирован, именно ему принадлежит заслуга созыва церковного собора для избрания митрополита.

Василий II Темный продолжил начатое Шемякой, и в $1448$ году Иона стал русским митрополитом, утвержденным собором епископов. Важно, что с тех пор русские митрополиты избирались русскими же епископами. Фактически Русская церковь стала автокефальной. С падением в $1453$ году Константинополя ее положение закрепилось и усилилось.

В начале XV века Русская православная церковь находилась в канонической зависимости от константинопольского патриархата. Возглавлял русское духовенство митрополит, который ставился на должность в столице Византийской империи - Константинополе патриархом.
Падение Константинополя было огромнейшим потрясением для всего православного мира, в том числе и для русской православной церкви.
Однако отношения между Константинопольской патриархией и Русской митрополией испортились еще до падения Константинополя из-за Флорентийской церковной унии между Римом и Константинополем
По этой унии главой церкви признавался римский папа, признавались и католические догматы. Единственной уступкой православным было то, что сохранялись обряды восточной церкви. Византийское духовенство пошло на заключение Унии лишь под нажимом государственной власти, которая рассчитывала, что после преодоления религиозных разногласий европейские державы окажут помощь против турок.
Весь православный мир крайне негативно воспринял эту унию.
Изгнав митрополита Исидора, который от имени русской церкви подписал унию, в 1448 г. русские епископы самостоятельно избрали митрополита. не испрашивая санкцию патриарха. С тех пор митрополиты на Руси ставились без участия патриарха. Решающие влияние на выбор главы русской церкви имел теперь великий князь.
Это означало административную независимость русской церкви от Константинопольского патриархата (или автокефалию) .
Для начала и этого было достаточно.
Возможно, русская церковь не нуждалась на тот момент в патриаршестве или не чувствовала в себе достаточно сил и авторитета, что бы идти на этот шаг.. .

Читайте также: