Что такое всеобщая любовь по мо цзы кратко философия

Обновлено: 04.07.2024

(ок. 480–400 до н. э.)

Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось Однако все источники сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются периодом с 60-х годов V века до рубежа V–IV веков до н. э.… то есть примерно 60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил долгую жизнь, около 80 лет.

В этом факте отчетливо проявилось стремление моистов к претворению своих принципов в жизнь. Мо-цзы сам был примером единства политических убеждений и практической деятельности. Великий мыслитель Чжуан-цзы не соглашался с учением Мо-цзы, тем не менее уважительно отзывался о его личных качествах.

Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло дня Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина. Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой. Дело человеколюбивого человека непременно состоит в служении тому, чтобы приносить пользу Поднебесной и уничтожать в Поднебесной зло.

Высказывания должны быть верными, поступки должны быть результативными, нужно, чтобы высказывания и поступки были в гармонии, а также соответствовали экономии в расходах.

Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось. Однако все источники сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э., то есть примерно 60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил долгую жизнь, около 80 лет.

Мо-цзы, вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился широкой известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он оставался скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы всегда был готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала постоянная готовность к самопожертвованию.

Как глава школы моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную известность и авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью держаться независимо, с большим достоинством. Он призывал своих последователей постоянно учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного служения справедливости.

Исторические свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и как оратора и выдающегося дипломата.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Мыслитель умел обращать формулировку противника против него самого, в чем прослеживается сходство с манерой ведения спора Сократом.

Наконец, третий метод убеждения — фактически разновидность второго — состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения.

Рассуждения и высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной, интересными сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями.

Язык Мо-цзы отличается от языка Конфуция своей простотой. Мо Ди следил главным образом за строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней многозначительностью. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех принципов, которые он отстаивает.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Мо-цзы: основные идеи 1

Большинство политических философов в эпоху до Цинь посвятили себя пересмотру общественных порядков, как и Мо-цзы (ок. 475-395 гг. до н.э.). Основные идеи Мо-цзы отличались от идей уже известных прежде.

Мо-цзы в молодости изучал конфуцианские теории и создал свою собственную школу, оказавшись неудовлетворенным конфуцианским учением. Мо-цзы ездил по провинциям, чтобы продвигать свои идеи по мере взросления, надеясь, что императоры воспримут его советы всерьез при управлении своими провинциями. Но большинство императоров не принимали того, что он говорил, поэтому его никогда не назначали на какую-либо должность.

Мо-цзы

Мо-цзы был великим ученым своего времени. Говорили, что он изобрел не одно оружие и механизм. Однажды он потратил три года на изобретение деревянного орла, но он пролетал не долго лишь один день. Однажды он успешно убедил императора Чу не нападать на государство Сун.

Мо-цзы пропагандирует идею воли небес (тяньчжи 天志). Он думает, что у небес есть воля и суд, а правители — сыны небесные. Небеса могут наказать их, поэтому правители должны быть осторожны с поведением, которое может вызвать похвалу или наказание с небес. Фундаментальной волей небес является Всеобъемлющая любовь. Его идея о том, что небеса имеют волю, указывает на то, что небеса имеют свое собственное суждение о человеческих делах. Люди должны добровольно действовать по воле небесной.

Так как у небес (тянь) есть воля, правители должны подчиняться тому, что тянь благосклонен. Тянь желает, чтобы люди вели себя хорошо и любили друг друга. Если они этого не сделают, то тянь накажет их призраками и духами. Мо-цзы не только признает существование духов, но и считает их умнее мудрецов. Это напоминает правителям о том, что они должны оставаться в благоговении перед богами и духами, более могущественными, чем они.

Мо-цзы: основные идеи 2

У Мо-цзы есть методология постижения мира тремя критериями суждения: его основой, его проверяемостью и его применимостью. Первая проверяет волю небес и духов, а также деяния древних императоров-мудрецов. Второй проверяет суждение, используя глаза и уши простых людей. А третий наблюдает, выгодно ли это решение для страны и ее народа. Мо-цзы надеется, что простые люди извлекут пользу из его суждения. Это прагматическое преуменьшение правды.

Читайте также: