Почему в школе пишут синей ручкой

Обновлено: 02.07.2024

Синяя ручка-это скорее традиция. Красный-цвет учителя, синий-ученика, черный- для заполнения документов( школьных журналов). Хотя, несколько лет назад пытались ввести новшество: заменить "травмирующий детскую психику " красный цвет ручки на зеленый. Не прижилось. Вернулись к красному, т.к. зеленый плохо виден на синем фоне. Медики считают, что синий цвет ручки полезен для глаз ребенка. И является элементом орфографического режима.

Идиотское оправдание. Синий цвет ввели в конце 70-х прошлого столетия, оправдывая это именно так. До этого писали. Читать дальше

Если синий на белом настолько эффективен в обучении, как тут пишут, что почему учебники выпускают с чёрным шрифтом, а не синими буквами на белом фоне?

Все записи в школьных тетрадях должны быть сделаны синими чернилами — ни чёрными, ни зелёными, ни тем более красными ручками писать в тетрадях нельзя. А вы когда-нибудь задумывались, почему? Давайте попробуем разобраться.

Вопрос: Почему в школах пишут непременно синей ручкой? Ведь есть и фиолетовые, и голубые, и черные, в конце концов.

Ответ: Синими ручками пишут преимущественно в российских школах. В других странах образовательный процесс выстроен иначе. Так, например в США и на Тайване дети пишут простыми карандашами, причем не только в младших классах. А учителя выбирают для пометок и замечаний не красный цвет, а зеленый или розовый. Во многих странах детям разрешают писать как черными, так и синими ручками.

Почему же в России сложилась традиция писать именно синими чернилами? В очерках об истории российской педагогики и жизни советской школы можно найти информацию о том, что до конца 1960-х годов школьники писали обычными чернильными ручками. Чернила при этом были преимущественно фиолетового цвета. И даже когда в 1970-х годах в продаже появились шариковые ручки, учителя, по одним только им известным причинам, не разрешали переходить ученикам на шариковые ручки, пока те не научатся перьевыми.

Заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ, доцент, кандидат исторических наук Елена Теплова:

Синий цвет чернил использовался как самый щадящий для глаз детей и учителей в сочетании с фоном школьных тетрадей. Даже сегодня многие педагоги просят школьников использовать синий цвет при выполнении письменных работ, так как иной сильно раздражает глаза и затрудняет проверку. Именно исходя из заботы о зрении учеников черная доска сначала была заменена на коричневую, а потом на зеленую. Сочетание белого мела и приглушенного зеленого тона признано офтальмологами самым безопасным для детских глаз.

Вы когда-нибудь задавались вопросом почему мы пишем синими ручками, а не черными чернилами? Найти ответ на этот вопрос оказалось не так уж и просто. Бытует много интересных теорий, согласно которым в школе используется исключительно синяя паста. Гала-Центр решил копнуть поглубже и разобраться почему ручка с синей пастой — самый важный атрибут каждого ученика. Итак, синяя или черная ручка: в чем отличия и какую выбрать?

Почему в школе можно писать только синей ручкой

Почему мы пишем ручками с синими чернилами: основные версии

Существует много предположений по этому поводу. Единственное, в чем сходятся мнения людей — это многолетняя традиция, которой мы следуем год за годом. Вот несколько интересных версий:

  • Синие чернила для шариковой ручки были самыми распространенными в советское время из-за своей дешевизны.
  • Значение имеет состав чернил: синие не выгорают, в то время как черные выгорают в желтый.
  • Темные краски лучше всего контрастируют с белым листом бумаги, но если черный создает слишком сильный контраст, то синий наиболее комфортный для глаз. От нейтрального индигового цвета не устают глаза, а потому не портится зрение. Это очень важно, учитывая, что дети ежедневно пишут в школе, а затем выполняют домашние задания.
  • Когда началось массовое производство шариковых ручек, доступным был только один цвет чернил. Отсюда и пошла традиция писать в школе синей пастой.
  • Текст, написанный синим цветом, удобнее проверять учителям даже если у ребенка плохой почерк.
  • Этот цвет не только успокаивающе действует на глаза человека, но и способствует запоминанию информации.
  • Синюю пасту легче стереть ластиком, от черной остается темное пятно, а красные являются самыми стойкими.
  • Данный цвет также ассоциируется с производительностью. Он помогает интеллектуальному и творческому мышлению.

Почему в школе можно писать только синей ручкой, а не черной?

Шариковая ручка с синими чернилами считается общепринятым стандартом, потому что она наиболее комфортная для длительного письма. Она хорошо видна в тетрадях любой разлиновки, не напрягает глаза, не портит зрение, оказывает успокаивающе действие на нервную систему и способствует запоминанию информации. К тому же индиговый цвет ручки не выгорает по сравнению с конкурентом. Он удобен для учителей, которым ежедневно приходится проверять несколько десятков тетрадей. С другой стороны, черный цвет создает слишком яркий контраст, от которого болят глаза. Согласно исследованию, глаза человека устают больше от чтения рукописи черного цвета нежели синего.

Мнение полиграфистов подтверждает выше сказанное. Вот что говорят работники полиграфии: к детской литературе предъявляются высокие требования. Бумага в детских книжках не должна быть слишком белой, так как напечатанный текст создает сильный контраст и вредит глазам. Именно из этих соображений в школе ученики пишут именно синими чернилами, а не черными.

Ручка гелевая 0,5мм, синяя

Ручка гелевая 0,5мм, синяя

Ручка гелевая с резиновым держателем 0,5мм, синяя

Ручка гелевая с резиновым держателем 0,5мм, синяя

ClipStudio Ручка гелевая синяя

ClipStudio Ручка гелевая синяя "Альфа", с увеличенным запасом чернил, 14,5см, након.0,5мм, пластик

Erich Krause Авторучка гелевая синяя

Erich Krause Авторучка гелевая синяя "R-301 Ориджинал Джел Матик", 0,5мм, тонир.корпус, 46460, 46812

Ручка шариковая синяя

Ручка шариковая синяя "Альфа", с тонированным трехгранным корпусом, 0,7 мм, инд. маркировка

Erich Krause Ручка шариковая синяя/фиолет. U-11, 1мм, чернила на масл.осн., желтый 3х-гр.кор.,пласт.

Erich Krause Ручка шариковая синяя/фиолет. U-11, 1мм, чернила на масл.осн., желтый 3х-гр.кор.,пласт.

Если синие чернила эффективны в обучении, почему в учебниках черный шрифт?

Это не менее популярный вопрос, который заслуживает развернутого ответа. Причина проста — экономия. Печать черным шрифтом требует только одной краски, тогда как для получения синих чернил нужно смешать две краски — голубую и черную.

Но все же нельзя отрицать, что черный цвет на белом фоне создает лучший контраст. И если синие чернила лучше воспринимаются глазами, то почему на сайтах не используют шрифт этого же цвета? Почерк человека и печатные буквы идеальной формы, расположенные на правильном расстоянии друг от друга — две большие разницы. Если человек с плохим почерком будет писать черной пастой, текст будет неудобно читать, что приведет к лишнему напряжению глаз. Рукописное письмо лучше воспринимается, когда написано синей пастой.

Однако многие люди все же склоняются к мнению, что синяя ручка в школе — это традиция, которой мы придерживаемся долгие годы. Просто установленный многолетний стандарт. В университете или офисе вы можете писать любой пастой — эти два цвета наилучшим образом подходят для письма и удобочитаемости рукописного текста. Заголовки же лучше выделять другими оттенками, потому что структурированный текст с цветными блоками лучше воспринимается и запоминается.

А как насчет фиолетовой пасты? Многие использовали в школе именно ее. Рукопись фиолетовым цветом с годами сильно затирается. Документы или конспекты прочесть через несколько лет достаточно трудно, а потому такие пасты даже не участвуют в противостоянии цветов.

Когда использовать синюю ручку

Ручка с синими чернилами необходима для заполнения бланков и подписания документов. Причина проста: этот цвет сложнее подделать. Во времена первоклассной цифровой техники и лучших принтеров почти невозможно отличить оригинальный документ от копии если на нем стоит подпись черными чернилами. Легко отличать подлинную документацию от ксерокопий помогает синяя ручка. Этот момент особенно важен в профессиональной сфере при работе с договорами, банковскими чеками и контрактами, где важна безопасность. Подпись синей ручкой убережет вас от махинаций. Что касается повседневной офисной жизни, то большой разницы между пастами нет, все зависит от ваших личных предпочтений.


Нет никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Но на практике такие меры встречаются сплошь и рядом. Как и снижение оценки на балл за большое количество исправлений (даже аккуратных!) в работе: в каких-то школах за четыре исправления в диктанте, в каких-то за два… Но почему единый орфографический режим, которому в школах уделяют столько внимания, не только не имеет смысла, но и по-настоящему вреден?


За те полгода, которые я проработала учителем русского языка в обычной школе, ко мне на урок ни разу не пришел никто из начальства и коллег.

Дело в том, что мои ученики (да и я) нарушали… единый орфографический режим.

Единый орфографический ШМОн

Это значит, что дети, например, могли пропустить между домашней и классной работой не положенные две строчки, а только одну. А ведь я обязана в начале каждого урока напоминать, сколько именно строчек требуется отступать. Каюсь, временами я пренебрегала этой святой обязанностью.

Было еще одно недопустимое, как оказалось, нарушение: ученики написали словарные слова не в строчку, а в столбик. Или наоборот. Честно сказать, я уже и не помню, как именно полагалось записывать словарные слова. Но именно это руководитель ШМО считала действительно важным – а вовсе не то, как и чему я учу детей.

Причуды режима


  • допускается пользоваться ручкой с пастой только синего (фиолетового) цвета;
  • в ходе работы строчки не пропускаются;
  • слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см;
  • в работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы, знаки препинания (запятые) не ставятся;
  • ошибки учащийся исправляет только ручкой, все перечеркивания выполняет синей пастой.

И так далее, и тому подобное. И это еще цветочки: в оформлении задач по математике правил гораздо больше.

Режим запугивания

Я не нашла никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Но на практике такие меры встречаются сплошь и рядом. Как и снижение оценки на балл за большое количество исправлений (даже аккуратных!) в работе: в каких-то школах за четыре исправления в диктанте, в каких-то за два…

А ведь настоящая жизнь и есть череда проб, удач – и ошибок.

Банальный, но всё же факт: не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно научить детей спокойно признавать и достойно исправлять свои ошибки.

Многие взрослые этого не умеют: или воспринимают каждую ошибку как конец света, или упорно ее отрицают. И неудивительно, ведь еще со школьной скамьи закладывается невротическое отношение к неудачам.


Можно возразить: некоторые дети просто ленивы и неорганизованны, они не хотят даже чуть-чуть подумать перед тем, как что-то написать. Да, так тоже бывает (хотя гораздо реже, чем кажется, и два исправления в диктанте – совсем не показатель лени). Но тогда возникает вопрос: а, собственно, почему ученик не старается? Может, ему не интересно учиться? А почему ему не интересно? Не потому ли, что учеба перестала быть увлекательным поиском верных решений, полным неожиданных открытий, и превратилась в соблюдение формальностей и правил оформления?

Перед младшими школьниками стоит и без того очень непростая задача – овладеть письмом и чтением, сформировать почерк, узнать правила орфографии и пунктуации и научиться их применять. А одновременно следить, чтобы работа была оформлена в соответствии со стандартом и в ней не было помарок и исправлений, не получается почти ни у кого.

Нарушение режима: мой опыт

Сейчас я работаю репетитором.

У меня тоже есть требования к оформлению записей. Хотя на самом деле правило всего одно, потому что все остальные из него следуют. А звучит оно так: записями должно быть удобно пользоваться. То есть их нужно вести так, чтобы я могла без труда читать их при проверке, а ученик мог в них ориентироваться и находить нужную ему информацию.

Я разрешаю детям писать каким угодно цветом, пропускать между работами столько строчек, сколько душа пожелает, даже рисовать – главное, чтобы оформление не мешало воспринимать записанное, а, наоборот, помогало. Я не против, если ученик замазывает ошибки корректором или пользуется стирающейся ручкой (что в школе строго запрещено): ведь это помогает сделать записи аккуратными и читаемыми. Мне важно, чтобы дети научились грамотно писать и полюбили мой предмет, а орфографический режим, как мне кажется, этому не только не способствует, но и вредит.

Я считаю, что в записях обязательно должны присутствовать выделения, которых орфографический режим не допускает.

Если мои ученики пишут только синей ручкой, не выделяют заголовки, не подчеркивают и не обводят ключевые слова в правилах, это для меня скорее недостаток ведения тетради.

Когда ребенок составляет такую схему, он еще и учится структурировать информацию. А этому уделяют очень мало внимания на школьных уроках! Если я прошу ученика записать правило в тетради так, чтобы потом было удобно им пользоваться, он в лучшем случае перепишет главу из учебника, подчеркнув ключевые моменты. Но представить сведения в виде таблицы, алгоритма, схемы-кластера или визуального конспекта ему просто не приходит в голову: он не знает, как это сделать, он никогда этим не занимался и не представляет, насколько это упрощает обучение.

Умение структурировать данные, выделять главное, находить интересные способы изложения и запоминания информации – важнейшие навыки, и их можно развить с помощью свободного и творческого ведения записей. И нужно обучать детей именно этому – а не тому, сколько сантиметров отступать от края и как записывать словарные слова – в столбик или в линию. Пусть записывают хоть лесенкой, хоть в кружок. Главное, чтобы ученикам было удобно.

Читайте также: