Почему в школе не ставят 1

Обновлено: 02.07.2024

Школа без колов и двоек. Почему бы и нет? В московской школе 1561 решили отказаться от привычных отметок. Правда, так учится только часть началки, которая проходит курс по системе Эльконина-Давыдова и Шалвы Амонашвили. Без отметок нравится всем: и родителям, и учителям, и особенно - детям.

Отметок нет, при этом оценивание в начальной школе, конечно же, есть. Это делают и сами ученики, и педагоги. Но ни двоечников, ни троечников, ни даже отличников в этих классах нет.

А кто есть? Ученик, который выполнил работу аккуратно, но забыл подчеркнуть нужную букву. Или решил задачку и получил максимальный балл - два балла. Или написал диктант, но допустил ошибки, вдобавок получилось неряшливо. Очень уважительно, согласитесь?

В обычной школе вникать бы не стали: этому - четыре, этому - пять, а этому - два и родителей к директору! А как иначе? А вот как.

- Допустим, идет урок чистописания. Прошу каждого подчеркнуть букву, которая получилась лучше всего, - рассказала "РГ" Оксана Хахалина, учитель начальных классов. - Затем, при проверке тетради, если соглашаюсь с этим, потом тоже подчеркну ее красной ручкой. Если нет, подчеркну ту, которая мне показалась самой удачной. Еще пример: оцениваем аккуратность выполнения работы - сбоку рисуем вертикальный отрезок, где ученик ставит отметку. Чем выше расположена отметка на отрезке, тем выше он оценивает свою работу. Ученик всегда знает, что именно у него получилось, а что - нет.


Как дети пишут городские контрольные работы? Оксана Хахалина пояснила, что для таких работ могут использоваться обычные баллы.

Садись, десять!

В вологодской школе № 26 самый высокий балл - 10. Но это почти как "шесть-ноль" у фигуристов. Заработать очень трудно. Самые плохие оценки тут - 1 и 2 балла. Самые высокие - 8, 9, 10. Это "пятерка".

Шесть лет назад школа решилась на необычный эксперимент. Целый год учителя разрабатывали новую систему оценивания, критерии. Прописали все детали по всем предметам, классам и баллам, рассчитали "вес" умений, подготовили шкалу перевода в обычные баллы. Между прочим, серьезный интеллектуальный продукт создали - на кандидатскую тянет, как минимум.

Фото: istock

Взяли для эксперимента шесть классов, туда попали и началка, и средняя школа, и старшая. Получилось, понравилось. Теперь все 1700 учеников занимаются по новой модели. И вот что интересно - неуспевающих в школе теперь почти нет.

- Сколько двоечников бывает за год? - спрашиваю у директора Ларисы Лукичевой.

- Два-три человека, не больше. Это те, кто условно переведен в следующий класс. Почему стало меньше двоечников? Тройка у нас - это 3, 4 или 5 баллов. Ученик понимает, какой минимум ему надо сделать, за что зацепиться. Дети должны уметь оценивать себя сами, понимать, что у них уже получается, а где надо приложить силы, - рассказала директор.

За ответы по новой теме отметку в этой школе ставят только в том случае, если ученик сам того пожелает. Причем, учитель имеет право на один дополнительный балл - за старание ученика.

- Прочитал ребенок стихотворение так, что все ахнули - плюс балл от учителя, - поясняет Лариса Лукичева.

За что ругать, если двоек нет?

Липецк, школа №2. Директор Ольга Шишкина рассказала "РГ", что на безотметочную систему переходят вторые классы. Как ни удивительно, не все родители обеими руками поддержали новшество. "За что я буду ругать ребенка, если вы не станете ставить двойки?" - таким был один вопросов на родительском собрании. Пришлось многих убеждать, объяснять, в чем плюс безотметочного подхода - нет ярлыков, повышается самооценка, растет мотивация детей к учебе.

- А что учитель будет писать в электронном дневнике? - спрашиваю у директора.

- Оставлять комментарии для родителей: обратить внимание на эту тему, на такой-то вопрос… Оценивать учеников все же надо. Думаем, как это делать. Решили, что в конце года выдадим самым прилежным и успешным второклассникам похвальный лист с поощрением.

Что будет дальше? Школа пока тщательно прорабатывает все варианты. К слову, в Липецке и области есть и другие школы, которые отказываются от отметок.

Лариса Рослова, заведующая лабораторией Института стратегии развития образования РАО:

Фото: Константин Завражин/ РГ

- Надо, прежде всего, менять не отметку, а отношение к ней в обществе. Отметка должна быть инструментом развития ученика, а не наказания. Она должна выполнять функцию обратной связи, без неё обучение невозможно. Поэтому надо понять, как правильно ее организовать, какими критериями наполнить. С приходом цифры особенно быстро все меняется в обществе, меняется и школа. Почему же система оценивания должна оставаться прежней? И она должна совершенствоваться, используя для этого новые возможности, предоставляемые "цифрой", ведь цифровые технологии позволяют собирать и обрабатывать большие объемы информации. Я согласна с тем, что оценивание в школе будет другим. К сожалению, не все учителя готовы работать иначе, меняться и менять свое отношение к отметке, но им придется это делать и они уже это делают, как мы видим.

Между тем

Пятибалльная (а если уж начистоту, то трехбалльная) система незатейлива и удобна. Но появилась она в свое время как альтернатива телесным наказаниям. Какое-то время в России были и оценки, и ремень с розгами. Телесные наказания из нашей школы ушли в начале прошлого века, а отметки остались.

Что предлагается взамен? Эксперты считают, что в образовании очень важно самооценивание ученика. Что, собственно, пытаются делать некоторые школы. Главное, отметка не должна быть наказанием или поощрением, единственной мотивацией к учебе.


Недавно Совет Федерации призвал убрать единицу из школьной системы оценок, так как посчитал ее карательной мерой. Как оказалось, в последнее время преподаватели ставят единицу лишь в одном случае: если ученик не только ничего не знает, но еще и специально вредничает. Единица в журнале – это последняя степень недовольства учителя. Отменят ли 5-балльную систему оценок в школе, выясним далее.

Мнение психологов


Чиновники Совета Федерации выяснили, что единица – это скорее эмоциональная, чем объективная оценка. А психологи считают, что в младших классах кол в дневнике может у ребенка вызвать внушительный стресс и нанести ему психическую травму. Известно, что двойка является уже достаточно плохой оценкой.

Таким образом в школах РФ скоро может быть введена 4-балльная система оценок. Но откуда будут считать: от единицы до четверки или от двойки до пятерки, пока неизвестно.

Что говорит Виктор Кресс


За что ставят единицу



Дело в том, что "2" это в нашей школьной системе уже "очень плохо" и "не знаешь предмета совсем". Оценить работу школьника как-то ниже сложно. Таким образом, у нас уже давно и так четырехбальная система: плохо, удовлетворительно,хорошо, отлично.

Хотя был учитель который ставил мне "0" по физкультуре)))

Мне в 9 классе учитель поставила колл с двумя минусами по математике, когда я училась по 10- бальной системе )). Читать дальше

Педагог по классу фо-но.Много работала с детьми различных особенностей.Занималась логопеди. · 13 янв 2016

Жаль,что 1-балл,прекратил существование.Известно,что у Пушкина,по геометрии,в аттестате значилась-2.Это означало,что на 2-он знал!Школьные учителя,даже 2 -в четверть не ставят!Только в дневники.Исправляют на 3,даже если ученик вообще ничего не предпримет к исправлению.Если младо-школьников,ещё можно обмануть,то начиная с 4 кл.-проблематично.И родители,и учащиеся усвоили. Читать далее

Марина, Пушкин действительно противился точным наукам, но "1" в его время была высшей оценкой. Лучшие находились в. Читать дальше

На первой странице журнала есть инструкция по правилам заполнения, которую нужно строго-настрого соблюдать (там даже есть пункт, который гласит об ответственности за неправильное заполнение журнала). Так вот там черным по белому написано, что учитель может в него ставить отметки 2, 3, 4, 5 и н. Больше ничего не имеет право (даже точки). Так что по факту в России только ч. Читать далее

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

"С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых отметок.Отменяется отметка "очень плохо" - 1."

Также в этом письме говорится, что если ученик получил 2, так как "допустил грубые ошибки, но в последующей своей работе он усвоил эти правила и потом их не нарушал, то это означает, что первая двойка недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки. "


Через пару лет пришло указание применять данное положение и в более старших классах. Официального документа не нашёл, но помню это абсолютно ТОЧНО.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

В Совфеде высказались за отмену пятибалльной системы оценивания в школе из-за того, что преподаватели перестали ставить ученикам единицу. Заслуженные учителя РФ, преподававшие во времена, когда кол еще использовался, уверены: современные педагоги избегают этой отметки, чтобы не навредить рейтингу и имиджу школы. Тем не менее сами действующие педагоги считают, что к единицам прибегают только те учителя, которые не смогли обучить ребенка.

Как пояснил сенатор, сейчас роль самой низкой оценки играет двойка — и учителя, и дети забыли о единице.

За что можно получить единицу

«За всю свою педагогическую деятельность ни разу единицу не использовал в оценке знаний учеников. Считаю, что любая отметка — единичка или двойка — это роспись в том, что педагог не смог научить ребенка. Эти отметки я стараюсь в своей практике

По той же схеме действовал и Снегуров.

Почему школы стремятся завышать оценки

По словам заслуженного учителя РФ, сейчас самая низкая отметка не используется из-за необъективности преподавателей — многие из них при оценке знаний руководствуются рейтингом школы, который состоит из успеваемости каждого ученика.

История единицы с участием Пушкина

В разные периоды российской истории все оценки — от единицы до пятерки — имели неодинаковое значение.

Шкала просуществовала вплоть до мая 1918 года — тогда Наркомпросом РСФСР принял решение об отмене балльных отметок. Преподаватели ставили своего рода зачеты всей группе или бригаде, выполнявшей задание.

Он добавил, что единица перестала использоваться учителями, так как в педагогическом процессе появилось такое понятие, как психология отношений учителя и ребенка.

Читайте также: