С какой целью в школьный учебник биологии включен аппарат ориентировки

Обновлено: 02.07.2024

Практический и теоретический материал соответствуют требованиям минимума содержания образования и возрастным познавательным возможностям обучающихся.

Полное соответствие возрастным познавательным возможностям.

Оценить 2719 0

Анализ школьного учебника (по Е.Е. Вяземскому, О.Ю. Стреловой)

Параметр для сравнения

Характеристика текста учебника

Ссылки на страницы учебника

Анализ основного текста

Какие виды текста использованы:

А-с.3,Б-весь учебник, В-после каждой главы

Какие приемы изложения использованы?

Г) проблемное изложение

Отличается ли текст информационной избыточностью?

Как обозначен основной и дополнительный материал?

Основной материал отпечатан обычным шрифтом, дополнительный

Каково соотношение теоретического и практического материала?

Практический и теоретический материал соответствуют требованиям минимума содержания образования и возрастным познавательным возможностям обучающихся.

Насколько теоретический материал соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся?

Полное соответствие возрастным познавательным возможностям.

Дополнительный текст

Какие виды текста представлены?

А) познавательные, научно-популярные, публицистические

В) фрагменты из художественных произведений

Каково соотношение основного текста и дополнительного?

Основной текст преобладает

Какую роль по замыслу автора играет в учебнике дополнительный текст?

Дополнительный текст расширяет кругозор обучающихся, формирует целостную естественно-научную картину мира.

Пояснительный текст

Какие виды текста использованы?

А) постраничный словарь

Б) пояснение в скобках внутри текста

В) подписи к иллюстрациям, таблицам, графикам, диаграммам

Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям, таблицам, графикам, диаграммам?

В пояснительном тексте к иллюстрациям предлагаются комментарии к изображениям.

Насколько эффективно использован автором (коллективом авторов) учебный потенциал пояснительного текста

Хотелось бы видеть постраничный словарь, но в целом у чебный потенциал использован эффективно, все пояснения просты в усвоении, понятны, конкретны и точны.

Методический аппарат

Где расположены вопросы задания, какую роль они играют в обучении?

А) в начале темы параграфа

Б) внутри основного текста

В) после параграфа

Г) после темы, раздела, курса

Д) к иллюстрациям

Используются вопросы для контроля и самоконтроля обучающихся .

Какие вопросы и задания использованы?

А) на воспроизведение информации

Б) на преобразование информации

В) на творческую работу с информацией

Г) на создание проблемных ситуаций

Какие виды таблиц предложены?

Какие инструктивные методические материалы предложены и с какой целью?

А) опорные схемы главы параграфа

Б) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником

В) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий

Г) задания для самоконтроля

Предложены алгоритмы к составлению плана параграфа и как работать с текстом учебника.

Инструкции для выполнения лабораторных работ

5.Иллюстративные материалы

Какие виды иллюстраций представлены?

-репродукции произведений искусств

Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся?

Иллюстрации различных видов использованы в равной мере, они соответствуют познавательным и возрастным особенностям обучающихся

6. Аппарат ориентировки

Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

Оглавление расположено в начале учебника. Трудно оценить эффективность такого расположения, так как нет стандарта по его расположению. Если обучающийся не найдет содержание в начале книги, он будет его искать в конце, и наоборот.

Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги?

Б) тематические символы

В) необычные заголовки

Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности

Какие виды выделения текста приняты в учебнике? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта?

Жирным шрифтом выделены понятия, которые необходимо выучить,

Курсивом обозначены термины и понятия, на которые необходимо обратить внимание. Термины выделены курсивом, для выделения заданий направленных на получение предметных и метапредметных и личностных результатов, использованы синий, красный и фиолетовый цвет. А также для выделения из текста важных составляющих использован зелёный цвет. Лабораторные и практические работы отмечены значком (зелёный лист).

Какие виды указателей, словарей применяются в учебнике:

Есть ли в учебнике колонтитул и шмуцтитул? Какую роль они играют в учебной книге?

указывает номера страниц.

Шмуцтитул делит учебник на главы. Работая со шмуцтитулом, обучающиеся узнают, как называется глава, чему они будут учиться, какие цели и задачи им предстоит решить в процессе работы по главе .

Как задействован форзац книги?

форзац книги не задействован

Есть ли в учебнике библиография? Где и как она расположена?

Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения предмета, даны в Приложении?

Вывод:Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Аппарат организации усвоения

Тексты

В зависимости от содержания и использования в учебном про­цессе тексты могут быть в виде основного, дополнительного, пояс­нительного. Каждый из них имеет свои особенности. Основной текст учебника отражает систему ведущих понятий курса (общебиологичес­ких, специальных, простых и сложных). В зависимости от способа раскрытия существа понятий основной текст носит описательный, объяснительный или смешанный характер и.

Дополнительные тексты - это обращения к учащимся, документаль­но-хрестоматийные материалы, материалы необязательного изучения.

Пояснительные тексты включают вспомогательные сведения: при­мечания и разъяснения, словари, алфавиты.

Внетекстовые компоненты

Они включают в себя аппарат организации усвоения, иллюстра­ции и аппарат ориентировки. В состав аппарата организации усво­ения входят вопросы, задания, таблицы, указатели (библиографи­ческие, предметные), ответы.

К иллюстрациям относятся рисунки (научно-прикладные, техничес­кие, инструктивные чертежи, карты/схемы, планы, диаграммы), фотографии, комбинированные иллюстрации (фотомонтажи, фотосхемы), репродукции.

Аппарат ориентировки включает введение, предисловие, оглав­ление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), символы v ориентировки, колонтитул.

Нетекстовые компоненты содержат важные сведения, помогаю­щие школьникам пользоваться учебником. Так, титульный лист – первая страница учебника – знакомит учащихся с его названием, фамилиями авторов, редактора, издательством, годом и местом пуб­ликации. По этим данным книгу легко найти в библиотеке.

Задача предисловия - облегчить понимание основного текста, раскрыть замысел учебника, принципы пользования им. Часто в пре­дисловии авторы раскрывают задачи книги, описывают особенности шрифтовых выделений (например, название разделов, тем абзацев, терминов и т.п.), разъясняют условия обозначения.

В оглавлении отражается общий план содержания учебника, основные рубрики, соотношение различных частей.

Колонтитул - это строки над текстом страницы. Как правило, на левой т странице дается название более крупной рубрики, а на правой - более мелкой. Колонтитул облегчает пользование кни­гой, помогает быстрее найти нужный материал, ознакомиться с ос­новной его мыслью.

II . Задания для самостоятельной работы студентов.

I . Пользуясь краткими пояснениями, данной инструкции, подго­товьте ответы на следующие вопросы:

Чем учебник отличается от другой книги?

Какие структурные компоненты выделяют в учебниках биологии?

С какой целью в школьный учебник биологии включен аппарат ориентировки?

Каково значение иллюстраций в школьном учебнике?

Какова функция аппарата организации, усвоения материала?

2. Познакомиться с содержанием учебника Корчагиной В.А. Био­логия: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 кл. 20 изд., переработанное. Найти в нем все обозначенные выше структурные элементы.

3. Охарактеризуйте учебник "Биология" но следующему плану:

а) дайте оценку текстам учебника;

б) охарактеризуйте аппарат организации усвоения; выясните соотношение вопросов и заданий, вопросов продуктивных и репродук­тивных;

в) проанализируйте аппарат ориентировки;

г) дайте оценку иллюстративному аппарату, отметьте коли­чество иллюстраций, размеры, четкость, красочность, соответствие натуре и т.д.;

III . Внеурочная работа студентов

1. Прочитайте и законспектируйте статьи "Самостоятельные ра­боты учащихся с учебной книгой". (Бруновт Е.П. и др. Самостоятель­ные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя. М.: Просве­щение, 1984). Задание по группам.

Итак, у вас появился полный доступ к курсу: с этого момента вы будете использовать свое пользовательское имя и пароль, чтобы попасть на него.

Познакомьтесь со структурой электронного учебника, его содержанием, учебными материалами: глоссарием, хрестоматией, вопросами к экзамену, темами курсовых и выпускных квалификационных работ и др.

2. Проанализируйте другой вариант авторской программы по биологии (задание по выбору). Установите отличительные особенности, сравните его с ранее изученной программой.

Название программы, ее авторы: _ _ Пояснительная записка (цели и образовательные результаты) Требования к результатам обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты) Разделы программы, общее количество часов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение материала Резервное время Перечень изучаемого содержания (на примере любого раздела) Рекомендуемые лабораторные и практические работы (на примере любой темы) Рекомендуемые демонстрации (на примере любой темы) Рекомендуемые экскурсии (на примере любого раздела) Рекомендуемые фенологические наблюдения, летние задания (на примере любого раздела) Формируемые умения: определять структурные элементы учебников I. Краткие пояснения В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник – одно из важнейших средств обучения, в котором определены как характер и объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, так и последовательность формирования знаний, умений, навыков.

Некоторые проблемы структуры школьного учебника // Проблемы учебника биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1975. С. 30).

Учебник биологии имеет свои структурные компоненты, которые являются необходимым элементом школьного учебника, обладает определенной формой, осуществляет лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находится в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

Все структурные компоненты учебников биологии группируются в два больших отдела: 1) тексты; 2) внетекстовые компоненты. Эти отделы, в свою очередь, подразделяются на три подотдела каждый, в соответствии с той функциональной нагрузкой, которую несет входящий в них компонент (табл. 1).

Тексты в зависимости от содержания и использования в учебном процессе могут быть основными, дополнительными, пояснительными. Каждый из них имеет свои особенности.

Основной текст учебника отражает систему ведущих понятий курса (общебиологических, специальных, простых и сложных). В зависимости от способа раскрытия существа понятий основной текст носит описательный, объяснительный или смешанный характер.

Дополнительные тексты – это обращения к учащимся, документально-хрестоматийные материалы, материалы необязательного изучения.

Пояснительные тексты включают вспомогательные сведения: примечания и разъяснения, словари, алфавиты.

Внетекстовые компоненты включают в себя аппарат организации усвоения, иллюстративный материал и аппарат ориентировки. В состав аппарата организации усвоения входят вопросы, задания, таблицы, указатели (библиографические, предметные), ответы.

К иллюстрациям относятся рисунки (научно-прикладные, технические, инструктивные чертежи, карты, схемы, планы, диаграммы), фотографии, комбинированные иллюстрации (фотомонтажи, фотосхемы, коллажи), репродукции.

Аппарат ориентировки включает введение, предисловие, оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), символы ориентировки, колонтитул.

Внетекстовые компоненты содержат важные сведения, помогающие школьникам пользоваться учебником. Так, титульный лист – первая страница учебника – знакомит учащихся с его названием, фамилиями авторов, редактора, издательством, годом и местом публикации. По эти данным книгу легко найти в библиотеке.

Задача предисловия – облегчить понимание основного текста, раскрыть замысел учебника, принципы пользования им. Часто в предисловии авторы раскрывают задачи книги, описывают особенности шрифтовых выделений (например, название разделов, тем, абзацев, терминов и т.п.), разъясняют условные обозначения.

В оглавлении отражаются общий план содержания учебника, основные рубрики, соотношение различных частей.

Колонтитул – это строки над текстом страницы. Как правило, на левой странице дается название более крупной рубрики, а на правой – более мелкой. Он облегчает пользование книгой, помогает быстрее найти нужный материал, ознакомиться с основной мыслью.

Работа с учебником биологии очень разнообразна, но в соответствии со структурными элементами учебника выделяют группы приемов работы: 1) с текстом учебника; 2) с аппаратом ориентировки; 3) с иллюстрациями учебника.

1. Приемы работы с текстом учебника – пересказ (краткий и близкий к тексту);

соотнесение новых знаний со старыми; выделение непонятных мест в тексте; постановка вопросов к тексту и ответы на них; выделение существенного, главной мысли; соединение главных мыслей в логическую схему, т.е. составление плана, тезисов, конспектирование, самопроверка, составление схем, таблиц на основе прочитанного материала, установление в прочитанном причинно-следственных связей, сравнение, обобщение, выводы, сортировка материала (определение, что в тексте прочитать, запомнить, выписать, заучить) и т.д.

2. Приемы работы с аппаратом ориентировки – нахождение с помощью оглавления нужного материала, определение содержания главы, темы при помощи их названия, нахождение вопросов, заданий с помощью символов, определение главных мыслей с помощью шрифтовых выделений и т.д.

3. Приемы работы с иллюстрациями – определение признаков предмета, объекта по рисунку, фотографии; выделение главных и второстепенных признаков по рисунку, фотографии, репродукции; сравнение объектов, предметов по рисунку; характеристика условий окружающей объект среды по рисунку и т.д.

Для того чтобы учащиеся овладели разнообразными приемами работы с учебником и могли ими пользоваться самостоятельно, учитель должен обучающую деятельность начинать на любом этапе урока, но наиболее целесообразно – при изучении нового материала и его закреплении.

II. Задания для аудиторной работы студентов 1. Пользуясь краткими пояснениями, подготовьте ответы на следующие вопросы:

• Чем учебник отличается от другой книги?

• Какие структурные компоненты выделяют в учебниках биологии?

• С какой целью в школьный учебник биологии включен аппарат ориентировки?

• Каково значение иллюстраций в школьном учебнике?

• Какова функция аппарата организации усвоения материала?

• На какие группы можно разделить приемы работы с учебником?

• Перечислите приемы работы с текстом учебника.

• Какие приемы относятся к приемам работы с иллюстрациями учебника?

• Докажите, что приемы работы с аппаратом ориентировки учебника могут способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Охарактеризуйте предложенный вам учебник биологии.

Название учебника биологии:

Анализ структурных компонентов учебника Тексты учебника:

Аппарат организации усвоения (Выясните соотношение вопросов и заданий, вопросов продуктивных и репродуктивных):

Сформулируйте обобщающий вывод:

3. Разработайте план любого параграфа выбранного вами учебника:

4. Разработайте 2–3 задания по работе с иллюстрациями любого учебника биологии:

5. Разработайте 2–3 задания по работе с аппаратом ориентировки любого учебника биологии:

III. Задания для внеаудиторной работы студентов 1. Проанализируйте учебники биологии и выявите наличие основных компонентов методического аппарата, их распределение в учебнике и функции (для анализа используйте учебники одного раздела школьной биологии разных авторских программ).

Заполните табл. 2.

Распределение компонентов методического аппарата в учебниках биологии № Компоненты методического аппарата Учебники биологии для ….. класса Задания в тексте Рекомендации Сигналы-символы Краткие выводы (резюме) Шмуц-титулы Выделения (шрифтовые, цветовые) Инструкция Рубрикация Рисунки, фотографии Таблицы, схемы Приложение Оглавление Словари терминов Сделайте вывод, какие методически компоненты учебников биологии являются наиболее устоявшимися и разработанными.

2. Разработайте учебную ситуацию на уроке по научению учащихся составлению плану прочитанного.

_ _ _ _ _ _ _ Формируемые умения: классифицировать средства обучения;

I. Краткие пояснения Совершенствование учебно-воспитательной работы по биологии в школе, повышение эффективности обучения невозможны без учебного оборудования, средств обучения.

Биологические знания, приобретаемые учащимися в школе, должны формироваться на основе непосредственного чувственного восприятия природных объектов во всех формах учебно-воспитательной работы. При изучении разделов биологии наглядные средства обучения облегчают восприятие учебного материала и способствуют закреплению изученного. Специфичность разделов школьной биологии требует дифференцированного подхода к выбору и методике использования наглядных средств в учебном процессе.

К натуральным пособиям относятся живые (растения и животные, взятые непосредственно из природы или заблаговременно выращенные в уголке живой природы:

комнатные растения и животные аквариума, террариума) и неживые (гербарный материал, коллекции растений и животных, влажные и сухие препараты, микропрепараты, таксидермический и остеологический материал) объекты.

К изобразительным относятся объемные и плоскостные пособия (модели, муляжи, таблицы, картины, портреты, диаграммы, дидактические материалы, схемы, фотоснимки, аудиовизуальные средства обучения, диапозитивы, материалы для эпипроекции, транспаранты, кинофрагменты, кинофильмы и др.). Среди них различают статистические и динамические пособия.

Остановимся на характеристике некоторых из них.

•Коллекция – это совместный монтаж нескольких натуральных объектов, объединенных определенной тематикой.

•Диаграмма представляет изображение числовых соотношений и объясняет их графическим языком. Числовые величины диаграммы даются не для запоминания, а для сопоставления, сравнения, конкретизации и выявления закономерностей явлений природы.

•Муляжи – это точные копии натуральных объектов, воспроизводящие их размеры, форму и окраску. Используются в тех случаях, когда нет возможности обеспечить урок натуральными объектами.

•Модели – объемные изображения натуральных объектов, но не копирующие их, а представляющие в схематизированном виде. Значение схематизации заключается в выделении существенных признаков, на которые должно быть обращено внимание учащихся. Для большей наглядности моделей допускается изменение естественных размеров и окраски.

•Рельефные таблицы – новый вид наглядного пособия. Представляет собой барельефы, выполненные из пластической массы.

•Дидактический раздаточный материал – вид учебного оборудования, представляющий печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания учителя.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о воспитании учащегося, как всесторонне развитой личности. В связи с этим необходимой становится и биологическая грамотность учеников школ. Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся. Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника выделяется три группы приемов:

1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником".

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения являются "организационными", так как используются для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

2 группа - приемы работы с текстом;

Приемы второй группы используются при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивных отношений к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуем как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую,

воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе; направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний; обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию.

Рассмотрим в качестве примера такой методический прием, как работа с текстом учебника. Под этим приемом понимают чтение текста учебника вслух с последующим комментированием или ответами на вопросы учителя. Наиболее активно данный прием используется в начальной школе при обучении детей чтению и пониманию текста; в средней и старшей школе он используется реже, хотя эффективность его весьма высока.

Этот прием работы с текстом учебника должен применяться не реже одного раза в каждой теме. Это связано с двумя особенностями современных школьников. Во-первых, они очень мало читают и скорость чтения низкая. Скорость чтения вслух у десятиклассника сравнима со скоростью чтения ученика 6-7 класса, в то время как объем предложений к изучению информации к старшим классом увеличивается в 2,5 раза. Таким образом, налицо противоречие между требованиями обучения и возможностями школьников. Во-вторых, биологический язык содержит большое число специфических терминов, которое трудно не только понять, но и просто произнести вслух. Чтение вслух на уроке позволяет выявить учащихся, для которых это умение представляет явную трудность. Кроме того, у учителя появляется возможность управлять процессом усвоения знаний и организовывать отработку правильного понимания биологических терминов.

Первый этап в такой работе – это прием аудирования, чтения вслух в классе с последующим комментарием учителем или учениками. При чтении вслух учитель, в процессе комментария, формулирует главную мысль.

Второй этап в такой работе – прием постановки вопросов к тексту. Работа эта позволяет выявить понимания, прочитанного учениками, а также сформированность у них такого умения, как выявление главного и второстепенного. Сначала ученики должны составить максимальное число вопросов к тексту, затем разбить их на две группы: спрашивающие об основном и второстепенном. Подобная работа позволяет сформировать умение выделить в тексте основные мысли.

Можно также предложить сравнить вопросы, поставленные учащимися самостоятельно, с вопросами, помещенными в конце параграфа. Это позволяет связать текст параграфа с вопросами после него, показать значимость этих вопросов для выявления главных мыслей.

Третий этап – прием выделения главной мысли в утвердительной форме (тезиса). Тезис – кратко сформулированные основные положения текста, сжатое изложение основных, главных его идей, вбирающих в себя существенное в учебном материале. То есть наблюдается логический переход от одной формы работы с текстом – постановки вопросов к другой – тезисному конспекту.

Обучение умениям пользоваться учебником начинается еще в начальной школе. На уроках ботаники необходимо продолжить формирование, так как выработка этого умения позволяет сократить время на выполнение учащимися домашнего задания. Наиболее эффективно использование текстов учебника ботаники для закрепления объяснения учителя, а если материал позволяет, то и при изучении нового материала. Здесь можно предложить работу с иллюстрациями. При закреплении знаний учащихся можно дать задание: Найти в тексте материал необходимый для ответа на определенный вопрос позволяющий раскрыть то или иное понятие.

Учебник можно использовать для обобщения и проверки знаний, приведения их в систему.

При обучении зоологии школьники должны овладеть умением ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, пользоваться предисловием, указателем основных терминов, составлять план изученного материала, устно излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки в качестве иллюстраций к тексту, находить в нем материал необходимый для ответа на вопрос. В учебнике зоологии часто встречается описательный текст - это оказывает положительное влияние на развитие познавательной самостоятельности. Он более прост и доступен для учащихся. Поэтому на своих уроках часто использую самостоятельную работу со словами написанных курсивом по заданию.

  1. Выпишите или найдите слова написанные курсивом.
  2. Устно объясните их значение.
  3. Научитесь их правильно произносить и запомните, как их правильно писать.

1. На основании рисунка учебника расскажите о питании и передвижении амебы обыкновенной.

2. Используя рисунок, расскажите об особенностях размножения зеленой эвглены. Сравнение, анализ, обобщение и выводы, приемы выработки умений стали неотъемлемой частью урока зоологии.

На уроках анатомии эти работы не могут занимать значительного места. Сложный материал курса нуждается в хорошем разъяснении его учителем с использованием наглядности. Но для изучения отдельных несложных вопросов, закрепления знаний и упражнение школьников в умениях работать с книгой, целесообразно организовывать самостоятельные работы с текстом, рисунками, схемами, вопросами учебника. Современная программа по предмету требует от учащихся умения составлять план параграфа, излагать его содержание, использовать рисунки и находить ответы на вопросы.

Для этого необходимо давать различного рода задания, которые направляют мысль ученика на выделение главного существенного в изучаемом материале. Например, при выяснении черт сходства и отличия в строении скелета человека и животных учащиеся могут выполнить такую работу.

1. Рассмотрите рисунок в тексте учебника. Установите черты сходства и различия в строении человека, обезьяны и собаки.

2. Установите черты различия в строении стопы человека и животного.

3. Найдите отличия в строении черепа человека и животного.

Самостоятельные работы можно проводить по параграфам, где изложены санитарно-гигиенические правила по заданиям:

1. Составьте в тетради правила гигиены.

Задание: Прочитайте текст о митохондриях и пластидах, составьте таблицу, в которой укажите взаимосвязь строения с функциями.

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием - составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида — центральную и периферическую.

Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно — сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.

Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.

Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

А. Используя информацию текста, составьте схему:

2)Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт, гипертония, сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды, пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.

А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Б. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

Таким образом, конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем умения работать с учебником и использовать эти умения при работе с другой литературой, организовывая свой процесс образования по достижению целей, а также по формированию личностных отношений учащихся к процессу познания путем осознания его "смысла" для личности.

Читайте также: