Проблемы деятельности школьного психолога

Обновлено: 05.07.2024

Роль педагога-психолога в общеобразовательном учреждении всем понятна, но какие проблемы могут возникнуть у молодого специалиста не всегда понятны. В данной статье я попыталась отразить не только проблемы, но и перспективы профессионального роста школьного психолога.

Оценить 877 0

Школьный психолог: проблемы и перспективы.

Нужен ли школе психолог? Конечно, да. Только необходимо учесть, что в общеобразовательной школе необходим профессиональный психолог, имеющий практические навыки работы с детьми и взрослыми.

В своей практике я сталкивалась с педагогами –психологами, имеющими знания, но не умеющими их применять. В школе учат детей, но нельзя учиться работать на них.

Школьный психолог должен грамотно анализировать социально-психологические ситуации в общеобразовательной школе, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и средства их разрешения. Психолог содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности, формирует у учащихся способность к самоопределению и саморазвитию. Много и других профессиональных задач у педагога-психолога.

Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

Как заслужить доверие школьному психологу? Как создать идеальную систему взаимодействия субъектов образовательного процесса? На эти вопросы самостоятельно молодому специалисту трудно найти ответ. И без грамотного подхода и помощи администрации школы молодой психолог может не состояться.

Администрация должна создать условия для качественного выполнения функциональных должностных обязанностей педагога-психолога: определение рабочего места (кабинета), оснащение компьютером и накопительными папками, зоной релаксации, а также немало важно, чтобы администрация подчеркивала значимость работы психолога среди учителей и учащихся.

В свою очередь, педагог-психолог, должен каждодневно оправдывать ожидания своих коллег и воспитанников, грамотно используя свой инструментарий и повышая свою квалификацию. А главное – это сохранение доверия всех субъектов образовательного процесса. В этом состоит и сложность. Ведь в большинстве людям нравиться находить недостатки в других, разочаровываться и не доверять. А мудрости жизни предстоит еще научиться.

Сегодня очень много создано сайтов в помощь педагогу – психологу, что не составляет затруднений нахождения и использования психологических программ для работы с детьми и подростков, тренингов и упражнений. Это облегчает профессиональный рост как педагогов-психологов, так и педагогов в общем.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной. А с экономической точки зрения, еще малооплачиваемой. Поэтому, наверное, и испытывают районные школы потребность в данных специалистах. А те, кто все-таки профессионально работает в образовательных школах вызывает огромное уважение и благодарность.

Директор Б-Чураковской СШ,

учитель самопознания.

Достоинства урока благодаря этому методу - это видение ситуации и решение с нескольких точек зрения.

Предмет исследования – проблемы работы психолога в школе.
Задачи исследования:
1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в
Основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.
2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей
профессиональной деятельности в условиях школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Основные направления деятельности школьного психолога…..…7
Роль психолога в школе……………………………………………. …..7
Основные виды работы школьного психолога……………………..…..9
Выводы по первой главе…………………………………………………. ….12
2. Направления консультирования и просвещение школьников, их
родителей и педагогов………………………………………………. 13
2.1. Проблемы с которыми сталкивается психолог в школе……………. 13
2.2. Стереотипные представления о школьном психологе………… …….20
Выводы по второй главе………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………..….23
Список используемой литературы………………………………………..…26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения

высшего профессионального образования

Балашовский институт (филиал)

Факультет социальная работа

Кафедра социальная педагогика

Курсовая работа по педагогической психологии

Выполнила: студентка 4 курса

Заочной формы обучения

Кандидат педагогических наук,

доцент, кафедры социальной

педагогики Смотрова Любовь

  1. Основные направления деятельности школьного психолога…..…7
    1. Роль психолога в школе……………………………………………. …..7
    2. Основные виды работы школьного психолога……………………..…..9

    Выводы по первой главе…………………………………………………. …. 12

    2. Направления консультирования и просвещение школьников, их

    2.1. Проблемы с которыми сталкивается психолог в школе……………. 13

    2.2. Стереотипные представления о школьном психологе………… …….20

    Список используемой литературы………………………………………..…26

    В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение.

    Деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами.

    Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме.

    Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.

    Несомненно, в определенном смысле психологическая работа в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки

    Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на варианты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотрудничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смысла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы, возникающие трудности могут быть устранены.

    Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка по подготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классов и школьных психологов.

    Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе

    Многие молодые учителя жалуются, что после напряженных педагогических ситуаций, с которыми им, как и всем современным педагогам, приходится часто сталкиваться, они чувствуют себя разбитыми, подавленными, у них снижается работоспособность, они чаще теряют самообладание, контроль над своими эмоциями. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

    Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне его личности. Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечнососудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Особенно тяжело приходится молодым учителям, которые только адаптируются к новым условиям, входят коллектив, знакомятся с учениками. [21] [И.В. Дубровиной – 528с.]

    Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально- психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

    К сожалению в наше время, лишь в очень маленьком числе школ силами психологов и социальных педагогов для учителей проводятся практические занятия, развивающие культуру педагогического общения, обучающие навыкам конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций. Кроме того, психологи помогают учителям овладеть способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. В основной же массе российских школ педагоги предоставлены самим себе. А ведь молодым учителям крайне необходима помощь и поддержка в их нелегком труде.

    В решении данной проблемы может помочь организация психологической поддержки со стороны психолога и наставничества.

    Цель – изучение проблем работы психолога в школе разработка методичных коррекции психологической готовности дошкольников и обучению в школе.

    Гипотеза исследования: затронуты такие важные темы как методология деятельности психолога, его роль и задачи в системе образовательной школы, проблемы профессионального плана, организационные, связанные с интеграцией в педагогический коллектив, эмоциональные, а также стереотипные представления подростков о психологе как профессии.

    Объект исследования - психолог.

    Предмет исследования – проблемы работы психолога в школе.

    1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в

    Основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

    2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей

    профессиональной деятельности в условиях школы.

    3. Проблемы интеграции в педагогический коллектив,

    Взаимодействия и взаимопонимания с учителями и с администрацией.

    4. Эмоциональные проблемы, связанные с освоением новой


    Садриддин Шамсиддинов, психолог, трудящийся в одной из общеобразовательных школ Гиждуванского района Бухарской области, говорит, что организация деятельности школьных психологов (особенно, в районных условиях), неэффективна.

    Он перечислил проблемы, с которыми сталкиваются психологи в районной школе, исходя из своей практической деятельности.

    Проблема с кадрами

    - Сегодня в школах пользы от психолога фактически очень мало. Во-первых, это связано с проблемами подготовки кадров-психологов в системе высшего образования.

    Высшее образование готовит неквалифицированных психологов, психологическое образование основано на старых источниках, не связано с практикой. Если у студента есть склонность к самостоятельным изысканиям, тогда он может чему-то научиться. О себе я тоже стесняюсь сказать, что я высококвалифицированный специалист.

    Во-вторых, статус психолога в школе оставляет желать лучшего – его рассматривают как ненужного человека. Конечно, огромна роль психолога в жизни ученика в таких аспектах, как половое воспитание, суицид, препятствия в адаптации к социальной жизни, общение со взрослыми, выбор профессии, но на деле этого не видно.

    Психологические тесты непригодны

    Если рассматривать с научной точки зрения, то основным методом психологии является наблюдение и беседа. Только с помощью этих двух методов можно определить аспекты, не выявленные с помощью теста. По этой причине целесообразно было бы сократить количество тестов, оставить только самые важные – о склонности к депрессии, к суициду, и уделять больше времени тренингам.

    Кроме того, во время психологических занятий есть методика профессиональной ориентации учащихся. Наши тесты списали с европейской модели, и модифицировали, но модифицировали неудачно. Если вы заглянете в эти тесты, то увидите, что есть вопросы по профессиям, которых у нас нет, они бывают только в Европе. Да что там ученики, сами психологи не всегда понимают суть этих вопросов.

    Не проводятся уроки по психологии

    - Не выделяются часы для проведения психологических занятий, поэтому нет возможности организовать отношения психолога с учениками.

    А если не выделено отдельных часов, то когда психологу заниматься с учениками? Какому ученику, уставшему после шести уроков и морально, и физически, понравятся психологические тренинги?

    С этой точки зрения, целесообразно было бы ввести в расписание уроков занятия психолога с учащимися.

    Кабинет психолога не отвечает требованиям

    - Кабинет психолога должен вмещать 15-20 человек. Почему? Потому что простые классы не предназначены для проведения тренингов. Кроме того, кабинет психолога должен быть просторным, светлым, уютным, чтобы ученику было комфортно там. Должны быть условия для беседы с учеником в спокойной, располагающей обстановке.

    К примеру, если в кабинете поставить аквариум, это заинтересует учеников. Ученик, который сомневается, рассказать психологу о своём секрете, или не рассказать, увидит аквариум, и это побудит его пойти в кабинет психолога. А посещение психолога может предотвратить какое-то отрицательное явление.

    Школьный психолог должен быть не учителем, а другом для ребят. Они должны без страха рассказывать свои секреты психологу, доверять ему. Поэтому при индивидуальной или коллективной работе с учениками кабинет психолога должен отвечать всем требованиям.

    Ещё один важный аспект: кабинет психолога должен быть расположен на первом этаже. Это создаст удобства для организации бесед с родителями.

    Вопрос штата

    - В научных источниках указано, что на каждые 250 учеников должен быть один штат психолога, а в школе, где я работаю, более 1000 учащихся, но всего 2 штата психолога. А по сути, в этой школе должно быть 4 психолога, потому что 2 психолога даже физически не успевают работать со всеми учениками.

    Если количество психологов не соответствует количеству учеников, то естественно, и охват, и качество работы с учениками, будет соответствующим.

    Кроме того, целесообразно, чтобы в школе был психолог-мужчина и психолог-женщина, потому что мальчики и девочки могут комплексовать при общении с психологом.

    Школьный психолог не самостоятелен

    - В научных источниках говорится, что статус психолога равен статусу директора школы, руководство должно согласовывать свои действия с психологом. Но ученики относятся к психологу как к ненужному сотруднику на побегушках.

    Бумажная волокита

    - Как и везде, бумажная волокита не обошла стороной и деятельность школьных психологов. Основной рабочей деятельностью психолога становится составление разных ненужных документов. Сейчас для демонстрации проделанной работы достаточно сфотографировать на телефон. Но психолог проводит много времени за заполнением бумаг. Он обязан ежедневно записывать в тетрадь свою проделанную работу.

    Поступают задания от министерства по составлению годовых, месячных и недельных рабочих планов – на каждую проделанную работу должен быть акт. Если проводится тест, то нужно вести его статистику. Данные по каждому ученику нужно собирать в папки. Эти бумаги никому не нужны, но их следует хранить ещё три года после окончания учениками школы.

    В целом, следует кардинально пересмотреть вопрос повышения статуса психолога в школах, создания среды для эффективной организации его деятельности, особенно, в отдалённых районах.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Школьный психолог: проблемы и перспективы.

    Нужен ли школе психолог? Конечно, да. Только необходимо учесть, что в общеобразовательной школе необходим профессиональный психолог, имеющий практические навыки работы с детьми и взрослыми.

    В своей практике я сталкивалась с педагогами –психологами, имеющими знания, но не умеющими их применять. В школе учат детей, но нельзя учиться работать на них.

    Школьный психолог должен грамотно анализировать социально-психологические ситуации в общеобразовательной школе, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и средства их разрешения. Психолог содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности, формирует у учащихся способность к самоопределению и саморазвитию. Много и других профессиональных задач у педагога-психолога.

    Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

    Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

    В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

    Как заслужить доверие школьному психологу? Как создать идеальную систему взаимодействия субъектов образовательного процесса? На эти вопросы самостоятельно молодому специалисту трудно найти ответ. И без грамотного подхода и помощи администрации школы молодой психолог может не состояться.

    Администрация должна создать условия для качественного выполнения функциональных должностных обязанностей педагога-психолога: определение рабочего места (кабинета), оснащение компьютером и накопительными папками, зоной релаксации, а также немало важно, чтобы администрация подчеркивала значимость работы психолога среди учителей и учащихся.

    В свою очередь, педагог-психолог, должен каждодневно оправдывать ожидания своих коллег и воспитанников, грамотно используя свой инструментарий и повышая свою квалификацию. А главное – это сохранение доверия всех субъектов образовательного процесса. В этом состоит и сложность. Ведь в большинстве людям нравиться находить недостатки в других, разочаровываться и не доверять. А мудрости жизни предстоит еще научиться.

    Сегодня очень много создано сайтов в помощь педагогу – психологу, что не составляет затруднений нахождения и использования психологических программ для работы с детьми и подростков, тренингов и упражнений. Это облегчает профессиональный рост как педагогов-психологов, так и педагогов в общем.

    Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной. А с экономической точки зрения, еще малооплачиваемой. Поэтому, наверное, и испытывают районные школы потребность в данных специалистах. А те, кто все-таки профессионально работает в образовательных школах вызывает огромное уважение и благодарность.

    Основная цель представленной работы - проблемы и задачи работы школьного психолога. Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
    - изучить задачи и основные направления деятельности школьного психолога;
    - проанализировать проблемы работы школьного психолога.

    Содержание

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
    1 Задачи и основные направления деятельности школьного психолога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
    2 Проблемы работы школьного психолога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
    Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    пепдагогика к.р.doc

    4) Психологическая диагностика.

    Психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. и последующее активное воздействие на процесс формирования личности с целью исправления недостатков психологии или поведения ребенка с помощью специальных средств психологического воздействия при сохранении ее индивидуальности [6].

    Психодиагностика помогает ответить на конкретный вопрос, установить причину определенного психологического явления. Поэтому психолог не просто ставит диагноз, но и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащихся, следит за выполнением рекомендаций и осуществляет часть коррекционно - развивающей работы, которая состоит из нескольких этапов:

    - изучение практического запроса;

    - формулировка психологической проблемы;

    - выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

    - выбор метода исследования;

    - формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз в двух направлениях: при условии, что с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и при условии, что такая работа своевременно проведена не будет.

    Запрос психологу может поступать от учителей, родителей учащихся, администрации и других участников учебного процесса. Чаще всего, это просьбы о помощи в обучении или воспитании ребенка.

    В беседе с психологом формулируется психологическая проблема. Это может быть проблема несоответствия педагогического воздействия учителя психологическому развитию ребенка; проблема психологической готовности ребенка к сознательному обучению; проблема социальной адаптации и тревожности и др. (в настоящее время последняя из указанных проблем, стоит наиболее остро).

    В соответствии с проблемой психолог выдвигает гипотезу о причинах наблюдаемых явлений: неправильное воспитание в семье, недостаточный уровень психического развития, личностные проблемы ребенка и др.

    Чаще всего объектом психологической диагностики становится уровень умственного развития ученика, его личностные характеристики, темперамент, социальный статус. С помощью групповой диагностики психолог может изучать индивидуальные особенности учеников с первого по одиннадцатый класс.

    Важное значение при получении информации о конкретных учащихся и целых классах имеют экспертные опросы педагогов и родителей. Эти опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ним в различных жизненных ситуациях. Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации, он позволяет:

    - выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;

    - выявить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения.

    Опрос родителей может рассматриваться как вспомогательный метод получения информации об отношении ребенка к школе, о некоторых аспектах его учебной деятельности, психологическом состоянии.

    Итак, психологическая диагностика позволяет получить информацию, о тех особенностях каждого ученика, которые скрыты от непосредственного наблюдения: система отношения к миру, к себе и важным видам деятельности; особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.

    Психологическая диагностика помогает организовать индивидуальную работу с учащимися, которая, может начинаться еще до их поступления в первый класс. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. По результатам обследования психолог дает индивидуальные советы родителям по подготовке ребенка к школе, общению с ним, его развитию.

    5) Психологическая коррекция.

    Для организации психологической коррекции психологу необходимо выбрать методы исследования. Это может быть наблюдение, анкетирование, эксперимент и др. Наблюдение психолог может провести во время посещения уроков и различных классных и школьных мероприятий. Важное место занимает анкетирование, причем как учащихся, так и всех участников учебного процесса. Это дает возможность определить уровень эффективности педагогического воздействия, как на отдельного ребенка, так и на учащихся класса или школы в целом. Особая роль может отводиться психологическому эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Продуктивным, а порой необходимым является изучение психологом школьной документации. Это позволяет выявить изменения, которые произошли с ребенком за определенный период времени. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований, ученических тетрадей служит дополнительными источниками информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.).

    В системе работы школьного психолога важное место уделяется взаимодействию психолога со всеми участниками учебного процесса. В процессе своей деятельности он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения на основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.

    Основные задачи сотрудничества психолога с педагогами - предметниками и классными руководителями:

    - повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся;

    - организация психолого- педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.

    Важность сотрудничества психолога с классным руководителем подчеркивает М. Р. Битянова [7]. Такое сотрудничество, - по ее мнению, - является самым коротким и эффективным путем профессионального погружения психолога в образовательную среду школы. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Автор подчеркивает, что сотрудничество школьных психологов с классными руководителями влияет на своевременность и адекватность деятельности психологов.

    В ходе взаимодействия педагогов между собой и психологами постепенно вырабатывается согласованный язык, формируется общий для всего педагогического коллектива контекст, позволяющий преодолевать объективное, узкопрофессиональное отношение к ребенку.

    При работе психолога с родителями решаются следующие задачи:

    - повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей;

    - сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

    Таким образом, психолог и школьная психологическая служба заняли прочное место в российской школе.

    Основными задачами работы психолога с учащимися являются [8]: выявление уровня актуального психологического развития учащихся на различных этапах обучения; оказание психологической помощи учащимся, имеющим проблемы в обучении и развитии; создание условий для психологического развития и повышения психологической компетентности учащихся; создание условий для комплексного решения медико-психолого- педагогических проблем развития учащихся.

    Основными направлениями деятельности школьного психолога являются: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическое консультирование; психологическая диагностика; психологическая коррекция.

    На эффективность работы психологической службы оказывает влияние взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса: учителями, учащимися, их родителями. Это взаимодействие способствует решению не только непосредственно поставленных перед психологической службой задач, но и оказывает сильнейшее влияние на деятельность учителя.

    2 Проблемы работы школьного психолога

    Работа психолога в общеобразовательных школах характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие [9]:

    1) Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

    2) Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена спецификой самой школы. Психолог зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету.

    3) У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

    Учитывая названные особенности, становится понятна актуальность проблемы адаптации психологов, особенно молодых к работе в общеобразовательных школах.

    Психологи без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились.

    Кроме того, работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

    К школьному психологу обращаются не только учителя и родители, но и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.

    Вот, например, проблемы, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники [10]:

    1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, препятствующие общению, желание пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды на кого-то, давление и угрозы со стороны компании сверстников, особо выделяются проблема общения девочек со сверстниками.

    2. Взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома; семейные конфликты, где подростки – не безучастные свидетели; беспокойство о членах семьи.

    4. Нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах.

    5. Школа – успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ ходить в школу.

    6. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально- экономических вопросах.

    7. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской информации; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.

    8. Досуг и молодежная рок-культура.

    9.Личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т. п.

    В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем.

    Психологи выделяют несколько основных групп проблем, с которыми столкнется любой психолог, начинающий работать в школе [11]:

    1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

    2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей профессиональной деятельности в условиях школы.

    3. Проблемы интеграции в педагогический коллектив, взаимодействия и взаимопонимания с учителями, администрацией, родителями.

    4. Эмоциональные проблемы, связанные с освоением новой социальной роли.

    Сложности профессионального плана в значительной степени обусловлены очень широким спектром работы школьных психологов: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическое консультирование; психологическая диагностика; психологическая коррекция.

    Чтобы успешно справляться с этими направлениями работы, психолог должен хорошо владеть прикладной психодиагностикой, индивидуальным и семейным консультированием, навыками групповой психотерапевтической работы.

    Кроме того, необходим довольно широкий набор оригинальных психодиагностических методик.

    Психолог должен владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными ( техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными ( наблюдение, беседа, проективные методы и пр.).

    Читайте также: