Почему в школе не любят русский язык

Обновлено: 05.07.2024

Комплексы есть у всех. Все наши комплексы родом из детства. Комплексы мешают нам жить полноценной жизнью, они сковывают вязкой паутиной волю, рисуют уродливое отражение в зеркале, запрещают воплощать свои мечты. На борьбу с ними уходит время, иногда очень много времени. И я не исключение. У меня тоже есть комплекс, который прилип ко мне еще со школы. Его мне "подарила" учитель по русскому языку и литературе, и теперь у меня цель - не допустить в жизнь моих детей таких учителей из моего детства.

Итак, сейчас я расскажу историю моего приобретения этого комплекса, который украл у меня 5 лет жизни.

Закончилась начальная школа и нас перевели в пятый класс. Я была крайне болезненным ребенком, помимо простудных заболеваний я страдала странным недугом, который врачи не могли распознать и соответственно вылечить. Он мучал меня головными болями такой силы, что мой организм не выдерживал и я "отключалась", теряла сознание. Диагноз мне поставили все таки - СДВГ, но он не объяснял болевого шока. Бились врачи, бились и сдались. Они выдали моей матери рекомендации, чтобы предупреждать эти приступы:

Обязательный дневной сон, прогулки на свежем воздухе и фрукты.

В школе для меня установили кровать в медкабинете, и как только учитель (в начальной школе) замечала, что я начинаю бледнеть, она отправляла меня спать. Так я проспала всю начальную школу, кроме этого периодически меня ложили в больницу на очередное обследование месяца на два и отправляли в санатории на четверть. Друзей соответственно мне завести не удалось, их мне заменяли книги. Так я и жила в своем зазеркальном мире.

В среднем звене все изменилось. Кровать из медкабинета никуда не делась, но я училась сама справляться и предупреждать свои приступы. Учителя, кроме моей классной ничего о моей болезни не знали. Педагоги были все очень хорошими и я с радостью погрузилась в учебу. Теперь мой мир и моя жизнь стали интереснее. Я начала выходить из своего зазеркалья ненадолго, чтобы не пропустить математику, биологию, географию, историю, пение, труды.

Был еще один предмет, который мне приходилось посещать - это был русский язык и литература, который стал для меня местом линчевания и пыток. И не только для меня.

Сильный педагог. Старшие классы предупреждали нас о ней.

Емельяниха

Когда мы стояли возле ее кабинета в первый раз, дожидаясь урока, все проходящие мимо ребята сочувствовали нам.

Первый урок. Мы зашли в класс, приготовились к уроку, ждем, стоя у своих мест. Заходит она. Оглядела всех пронзительным уничтожающим взглядом, оценила и уголок ее губ дернулся и явилась первая презрительная усмешка. Мы инстинктивно съежились. Она молча прошла к столу, отчеканивая каблуками каждый свой шаг. Положила на стол журнал, и наконец, справившись с отвращением, произнесла:

- Садитесь! Тема нашего сегодняшнего урока.

С этого дня самым страшным для нас всех и для меня в том числе было отвечать на уроке. Никто не знал, чем на этот раз тебя "наградят": тупица, дура(к), неучь. А весь наш класс с этих пор именовался - Болото.

Ваш лексикон на столько беден, что вас можно сравнить с приматами!

Я изо всех сил старалась учить правила, переписывала по несколько раз домашку, но как только учитель вызывала меня к доске - я не могла произнести ни слова. Она даже вызывала мою мать в школу, но ничего не помогало.

- Это ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. ТУПИЦА! - кричала она , выделяя каждое слово. А я ощущала в каждом слове пощечину.

Ты позоришь русский народ, неуч! Вот молчишь и правильно - лучше молчи! Не пачкай великий и могучий язык своей убогой манерой выражать свои мысли.

Если за домашнюю работу еще можно было получить 4, то сочинения, изложения всегда - 2. У нее была традиция - зачитывать самые неудачные сочинения вслух с оглашением фамилии автора.

В 10 классе такого предмета как русский язык уже не было, но был обязательный факультатив. Оценок не ставили. Задача стояла чтобы мы за два года не позабыли совсем правила русского языка к итоговому сочинению. Поэтому, наверное, нам и дали "слабого" педагога.

image_image

Но вернёмся в школу, где всё начинается. Всё начинается ещё в первом классе (а точнее при подготовке к школе), где форма начинает доминировать над содержанием, соответствие стандартам над самовыражением, а ФГОСы над здравым смыслом.

Для того, чтобы человек реально владел письменным языком, а не просто умел писать под диктовку без ошибок, система обучения должна измениться буквально во всём, начиная с самого понимания целей обучения. Согласитесь, от муштры орфографии и пунктуации мало толка, если человек всё равно не может ничего толком написать.

Даже официальная статистика заболеваемости среди школьников показывает фантастическую эффективность учебного процесса в формировании сколиозов и ухудшения зрения. Львиная доля влияния в этом деле — это письменная работа за партой. Всё предельно просто: нагрузка на функциональные системы (зрение, нервную систему, мышцы спины и пр.) оказывается слишком сильной и слишком внезапной.

Посмотрите на первоклассника, который делает упражнение в прописях: вся поза напряжена, спина искривлена, часть мышц в перманентом спазме, пальцы побелели, сжимая ручку. Такая нагрузка, вместо тренировки и развития возможностей, просто-напросто разрушает организм. Это как если неотягощённого спортивной подготовкой человека внезапно заставить бежать полумарафон — ни о какой пользе для здоровья речи быть не может.

Будет проще понять, насколько сложной и напряжённой для ребёнка является работа в прописях, если вы проделаете простенький эксперимент: попробуйте несколько минут выполнять письменные задания левой рукой (если вы левша — правой, если вы амбидекстр — эксперимент не получится). Через несколько минут стараний вы обнаружите, что руку сводит, всё тело напряжено, спина искривлена, и эти ваши усилия всё равно тщетны — получается как курица лапой.

Когда дети сталкиваются с этим каждый день, помимо проблем со здоровьем, это приводит к утомляемости, разрушению учебной мотивации и стойкой неприязни ко всяким письменным заданиям. Вполне естественно, что если какое-то дело чрезмерно сложно и утомительно, то заниматься им не хочется. Не говоря уже о том, что повторение крючков в прописях и так не слишком интересное для большинства людей дело.

Что же делать?

Как ни странно, чтобы быстрее достигнуть результата, стоит меньше упирать на выведение букв и закорючек, а обратить внимание на более естественные и интересные для детей дела. Ну и, конечно, общую физическую нагрузку: именно здоровый тонус мышц должен поддерживать позвоночник в естественном положении.

Существуют сотни техник и способов рисования разными инструментами — от монотипии до граффити. Можно вышивать, лепить из пластилина или глины, выжигать, вырезать, собирать мозаику, вязать крючком, делать модели из бумаги — всё это и десятки других заданий тренируют способность контролировать движение рук и пальцев с точностью до десятых долей миллиметра.

image_image

Чем разнообразнее виды деятельности, в ходе которых тренируется мелкая моторика и глазодвигательная координация, тем это интереснее для детей и эффективнее для обучения. Ведь когда человеку что-то искренне интересно, он старается делать это максимально хорошо и продуктивно, использует каждую минуту.

Что важно, такой подход к подготовке к письму даёт не только замечательные результаты в плане развития мелкой моторики, но и развивает умение концентрироваться на деле, ориентацию на результат, кругозор, изобретательность, позитивное отношение к учёбе и жизни в целом — одни плюсы! И когда дело доходит собственно до письма, прописей и всего остального — такой ребёнок справляется с заданиями с первого раза и без особого труда.

image_image

Что же делать?

Начну с того, что принятый стандарт слитного письма пришёл к нам из далёкого прошлого и сама его целесообразность на данный момент вызывает вопросы.

Традиционный подход подразумевает последовательно-механическую тактику: одно за другим, долго и мучительно осваивать написание каждой буквы, каждого соединения. Выше уже было обоснование, почему это не очень хорошая идея. Вместо этого можно просто-напросто быстро освоить и начать использовать произвольные печатные буквы, и вот почему это имеет смысл.

Используя печатные буквы, ребёнок может намного быстрее начать писать что-то осмысленное, видеть результат своей работы. При этом он попутно будет осваивать навыки, нужные для слитного письма: делать строку ровной, соблюдать одинаковый размер букв, делать интервалы между словами, не залезая на поля, переходить на следующую строку и пр.

И самое главное: на каждом этапе формирования навыка слитного письма нужно использовать письменную речь на практике. Кривые печатные буквы, часть из них зеркально, скачет размер? Ребёнок может написать только одно-два слова за раз? Значит, уже можно делать этикетки, писать фразы в комиксах, придумывать подписи для рисунков, решать простые кроссворды, писать записки и таблички. Больше содержательных заданий, меньше нудятины!

image_image

Что же делать?

Навыки набора на клавиатуре настолько очевидно необходимы для обучения и для работы и вообще для жизни, что тут как бы и обсуждать нечего. Казалось бы, научите ребёнка слепому десятипальцевому набору, и это будет одна из немногих вещей в школьной программе, которые реально пригодятся в жизни. К тому же, очевидно, что освоение слепой десятипальцевой печати замечательно развивает координацию движений, моторику, концентрацию внимания.

Но это только вершина айсберга. Использование компьютера даёт возможность не только освоить навык скоростной печати. Оно помогает быстрее и лучше овладеть письменной речью за счёт того, что вносит вариабельность в занятия, даёт возможность использовать новые возможности, причём даже без каких-то специальных приложений и сервисов для учёбы. При работе с текстом на компьютере, в отличие от обычного письма ручкой, можно:

Дорабатывать текст сколь угодно долго, меняя формулировки, порядок слов, обороты и так далее, чтобы добиться наилучшего результата.

Работать над одним и тем же текстом всем вместе, одновременно редактируя его.

Переписываться в режиме реального времени.

Пользоваться автоматической проверкой орфографии, которая будет мгновенно отмечать вероятные ошибки. Во-первых, такая обратная связь об ошибках мгновенна, во-вторых — абсолютно лишена момента социального взаимодействия. Автоматическая проверка в психологическом плане воспринимается совсем по-другому, чем замечание от человека: вообразите, что у вас за спиной кто-то стоит и указывает вам на каждую опечатку — заметно больше стресса, чем при автоматической проверке, так ведь?

Это только пять возможностей, которые лежат на поверхности, и для каждой из них можно разработать десятки вариантов использования в занятиях.

image_image

Во-первых, освоение навыков печати на клавиатуре никак не мешает осваивать и традиционное рукописное письмо. Во-вторых, в реальной жизни ребёнку предстоит использовать именно набор на клавиатуре, и чтобы грамотно писать, должны формироваться какие-то другие механизмы запоминания, не связанные исключительно с выведением букв ручкой на бумаге.

Опять же, во-первых, работа за компьютером не создаёт нагрузки большей, чем обычная работа за партой. Во-вторых, ребёнок, который умеет быстро печатать, может за компьютером проводить меньше времени, чем тот, кто печатает кое-как.

На всякий случай, ещё раз для тех, кто, прочитав про аргументы в пользу компьютера на уроках русского, чуть не разлил чай на клавиатуру: я не предлагаю прекратить учить рукописному письму, речь лишь о том, что давно пора наряду с этим системно работать за компьютером.

image_image

Такая практика сложилась исходя из давно устаревшего понимания целей обучения русскому языку. В реальной жизни нужен и востребован навык письменно излагать мысли, делать тексты удобными, функциональными, интересными, содержательными — в общем такими, чтобы они хорошо работали. В школе учат лишь одному: писать безошибочно. Сразу скажу: я обожаю грамотность, но дидактически убийственно насаждать её таким образом.

image_image

А видели темы школьных сочинений, которые бы вызывали у детей какие-то мысли, эмоции, дискуссии? Которые были бы актуальными, а не скопированы из методичек десятилетней давности? Темы, про которые детям хотелось бы написать своё мнение? Вряд ли, ведь это всё может отвлекать детей от главной цели — освоения грамотности — а также развивать в них крайне опасное вольнодумство!

Все эти тексты объединяет то, что они не относятся к художественному стилю. Это официально-деловой, публицистический, научный стили, их гибриды и разновидности. Художественный текст — это про самовыражение, творчество и эстетику, а всё перечисленное — это функциональные тексты. Электронные письма должны быть понятны и убедительны, инструкции должны быть составлены так, чтобы с первого прочтения их можно было выполнить правильно, сопроводительные письма к резюме должны приводить к приглашению на встречу, а письменное соглашение должно корректно и полно описывать то, о чём договорились на словах.

Наверное, 90% выпускников школ не умеют даже близко писать такие тексты, ведь в школе они читают и пишут почти исключительно художественные тексты (или их стилистическую имитацию)! Впрочем, надо отметить, что писать художественные тексты выпускники тоже не умеют, такой цели и не ставится: и смысла в этом особого нет, и достичь такого было бы проблематично.

image_image

Во-первых, освоение умений работать с текстом затруднено тем, что писать учат исключительно в тетради, где, в отличие от компьютера, быстро и просто редактировать текст очень сложно. Считается, что если предложение написано без грамматических ошибок — то в дальнейшем редактировании смысла нет, для сочинения или изложения вполне сгодится.

Аналогично язык письменный: красивый почерк и знание всех правил грамматики не являются достаточными для того, чтобы человек мог эффективно использовать его в жизни, поэтому они и не должны быть единственной и центральной целью образования.


У моего сына уже 4-ый год проблемы с русским языком. Мы учим все правила, он их рассказывает хорошо, но Д/З - это пытка и для меня и для него. По всем остальным предметам у него "4" и "5", а этот предмет ему просто не нравится - вот он и не старается, делает ошибки, даже в тех словах, которые написаны на доске! Есть ли среди нас тьюторы по русскому языку? Научите как полюбить Ваш предмет? Как заинтересовать ребёнка?

Русский язык прежде всего надо понимать. Ребёнок будет понимать о чём идёт речь, у него будет получаться, и ему понравится изучать язык. Можно знать правила на зубок, но их надо уметь применять.
Скорее всего,ребёнок невнимательно слушает на уроках.
4 года у мальчика проблемы с русским. Теперь надо навёрстывать упущенное в начальной школе. Ведь читая задания к упражнению, он просто не знает о чём идёт речь, что ему надо делать. Отсюда отсутствие интереса к предмету.

Моя племянница уже окончила Университет в Петербурге. Русский язык в школе не любила, но училась хорошо.
Потом к ним пришла новая учительница, она так интересно объясняла! Племянница стала понимать и полюбила этот предмет.
Так что, ищите учителя, который сможет привить любовь к предмету!

Ищите репетитора,который поможет наверстать упущенное.И только после этого

А может быть, подождать немного, ведь заставить полюбить предмет невозможно. Ребёнок будет постарше, осознает значимость русского языка. Такое тоже часто бывает!

От учителя много зависит, но и Вы можете тоже помочь. Есть много интересных игр, конкурсов, играйте с ним. Можно играть с мужем, призывая на помощь ребенка. Дерзайте, все получится!


А что будет ребёнок делать сейчас? Писать безграмотно.Новые правила, орфограммы будут добавляться,а мы не понимаем то,что изучали раньше.
Игры,конечно,лишними не будут.
Но формирование орфографической грамотности надо начинать с корневых орфограмм;поработать над составом слова,чтобы ребёнок видел в какой части слова находится орфограмма и т.д. Нужен человек,который донесёт это до ребёнка.
У мамы такой возможности нет.Четверо детей.Где взять время?

Вы правы, сама я правила уже плохо помню, ребёнок их лучше меня знает, просто забывает применять . Играть мне с ним не всегда удаётся, сейчас всё время занимает младший. А репетитор нам пока не по карману. С сентября выйду на работу и что-нибудь придумаем. Спасибо всем за советы.

А проверял ли вашего ребёнка логопед? Ведь очень много ошибок делают дети с логопедическими нарушениями.

Русский язык прежде всего надо понимать. Ребёнок будет понимать о чём идёт речь, у него будет получаться, и ему понравится изучать язык.

Классический пример из жизни: учительница физики очень хорошо знала свой предмет, но медалистов с гуманитарным мышлением не могла научить физике.Дети просто зазубривали учебник, хотя сильны были в математике, химии. Если хотите чему-то научить, не давайте мозгам шанса для покоя! Интересно тогда, когда над чем-то мыслишь, а не просто воспроизводишь, когда развиваешься, а не стоишь на месте. Поэтому репетитор, даже хорошо знающий русский, вовсе не гарантия успеха. Нужен человек, умеющий зажечь, с которым ребёнку будет интересно (а это без любви к своему предмету невозможно!). Не надо учить правила. Создавайте ситуации, когда ваш исследователь, а дети в началке ещё любознательны, в отличие от старшеклассников, будет искать ответ на вопрос:"Почему так, а не иначе?", "Что будет, если сделать по-другому?" и прочее. Более лёгкий способ - много читать (автоматическая грамотность). И хорошо помогает списывание фрагментов интересных книг (необязательно художественных), но в системе и с постепенным увеличением темпа списывания.

27.09.2017 | Марина Сорокина 55 комментариев Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью. Вы узнаете пять упражнений, которые способствуют активизации всех психических функций ребенка, и в итоге — улучшению его успеваемости в школе и грамотному письму.

Работа мозга


Пять упражнений для прогресса в учебе

Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.

Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?

Мои убеждения

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда.

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.

Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.

Об авторе: Марина Сорокина

Читайте также: