Анализ кабинета химии школы пример

Обновлено: 06.07.2024

Со 2 сл. по 10 собственно паспорт кабинета. Чтобы было понятнее, расшифрую: 4 сл. перечень нормативных документов, 5 сл. план развития кабинета, согласуется с активом кабинета, 7, 8, 9 сл. это аттестационный лист кабинета, где производится оценка или самооценка проделанной работы. С 11 по 17 сл. это собственно и есть оформление кабинета, где я показала принцип совмещенности. (Приложение 2)

Школьные кабинеты… Какие они сейчас разные: от оборудованных современной техникой, до традиционных классных комнат с набором старых таблиц, муляжей, коллекций. Именно такой кабинет (со старыми таблицами, устаревшими данными) я получила в заведование в 2000 году. Я являюсь преподавателем биологии и химии, то мне как учителю нужен кабинет и химии и биологии. Эту необходимость я и постаралась реализовать в одной классной комнате, т. к кабинета химии у нас не может быть, потому что нет вытяжного шкафа, воды, канализации, но такие условия не освобождают нас от химического эксперимента.

Таким образом руководство своим предметным кабинетом осуществляю во-первых, от поставленных целей, во –вторых тот имеющихся ресурсов.

2. Анализ работы кабинета

Предметный кабинет является совмещенным, значит и цель работы и развития кабинета ставлю, учитывая интересы преподаваемых мною предметов.

Сделать его как можно компактнее, лучше, удобнее не только для себя, как для управленца, учителя-предметника, но чтобы удобно и комфортно в нем было учиться. Мне хочется сделать его лучшим.

Но ведь кабинет это место не только для учебы. Я стараюсь сделать его образовательной средой и во внеурочной деятельности. Ведь среда кабинета должна мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, развивать у него психо –физиологические свойства (память, внимание).

В мою работу кабинета входит подготовка и проведение недели и биологии и химии. Совместно с Потаповой А. И. мы обсуждаем на активе кабинета план мероприятий на предметные недели, а затем вместе, помогая друг другу готовим и проводим их согласно учебно-воспитательному плану школы.

Приведу примерный план проведения недели химии в нашей школе. Говоря об организации предметной недели, то сначала я выбираю актив. Он состоит их четырех, пяти человек – мои помощники. Это учащиеся 10-х, 11-х классов. Сначала, перед неделей химии вывешиваем план проведения и согласно ему работаем. Участвуют в предметной неделе с 8 по 11 класс, но 8 класс принимают участие на правах новеньких, т. к они еще только начинают изучать предмет.

Вторник: Демонстрационный день. Смотрим фильм. Если неделя химии посвящена, например, металлам, значит о металлах, если неделя посвящена с/х, значит, фильм посвящен данной теме. Я хочу сказать, что каждый год неделя химии посвящена какому –либо разделу. Затем обсуждаем увиденное за круглым столом. В условиях сельской школы возможностей всегда меньше, чем в городской. Там есть химические предприятия, или другая какая промышленность. Поэтому используем любую возможность экскурсий на подобного рода производства.

Четверг: Зачетный день. Все желающие приходят на заключительный тест по всему материалу, который они увидели, услышали, собрали сами. Но эта работа не ограничивается выполнением тестов. Успешно справившиеся выполняют некоторые простейшие лабораторные опыты в качестве практикума. Собственно желание поэкспериментировать зачастую приводит детей на подобного рода работу. В этом и мой интерес. Ведь у детей есть возможность закрепить умения работать с веществами и лабораторной посудой. За три лучших работы в журнал выставляю оценки. Это способствует и накопляемости оценок в журнале. Приходят практически все. Кто-то хочет улучшить свои оценки, кто-то интересуется химией, кто-то приходит на пару с подругой. Но все работы после анализируем.

В понедельник на линейке кратко проводим итог и называем лучших учащихся, победителей.

3. Недостатки работы кабинета

  1. Недостаток ТСО. информационного обеспечения (учащийся должен иметь возможность знать)
  2. Недостаток обеспечения средствами, обучающими ученика практическим, предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь). Сюда относится все обеспечение практических и лабораторных работ, наборы для моделирования, эксперимента.

4. Вывод

Вывод напрашивается сам собой. Считаю, кабинеты биологии и химии должны быть в каждой школе, независимо от ее статуса и направления работы. У учителя должны быть необходимые условия, чтобы проявить себя на благо нашим детям. Ведь и из маленьких сельских школ порой вырастают прекрасные специалисты с красными дипломами.

Современный кабинет должен являться дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика. Вся работа кабинета направляется на развитие познавательного интереса детей в процессе обучения. Среда кабинета должна мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.

В кабинете химии имеются: инструкции по охране труда; средства индивидуальной защиты, аптечка первой медицинской помощи, плакаты по пожарной безопасности, первичные средства пожаротушения.

В кабинете имеется достаточное количество литературы, дидактического и раздаточного материала.

Интерьер кабинета не перегружен, все экспонируемые материалы функционально значимы и видны с каждого рабочего места.

Цели работы и развития кабинета вытекают из учета интереса преподаваемого предмета и ресурсных возможностей. В 2012 – 2013 учебном году основными задачами были следующие:

- обновление базы дидактического материала и текстов практических и контрольных работ в новой форме;

- максимальное использование кабинета, как образовательной среды, во внеурочной деятельности;

Исходя из поставленных задач, за текущий учебный год был полностью поменян материал контроля в 8 – 11 классах. Все проверочные и контрольные работы по темам имеют уровни сложности А, В, С и ориентированы на форму контроля в виде ЕГЭ. Систематически обновлялся учебно-методический комплекс. Разработаны методические материалы по химическому эксперименту в контексте проблемного обучения. Систематизированы и обновлены материалы по работе с одаренными детьми.

Систематизировано заново размещение по шкафам в лаборантской средств ТСО и оборудования, обновлен раздаточный материал, карточки – инструкции для выполнения практических работ, идет постоянное накопление материала по внеклассной работе и работе с одаренными детьми. Во внеурочное время в кабинете проходили индивидуально – групповые занятия с детьми, результатом которых явилось участие ребят в школьных и районных олимпиадах, в работе секций школьного НОУ, проведение предметной недели и заседаний городского методического объединения учителей химии.

Цель и задачи работы кабинета на 2012/2013 учебный год

Цель: создание оптимальных условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, учебной и трудовой деятельности учащихся.

 Обновление дидактического материала:

 составление логико-смысловых моделей, схем;

 текстов контрольных и проверочных работ.

 Разработка методических рекомендаций по проведению проблемных опытов по химии в условиях реальной и виртуальной лаборатории;

 Организация работы с одарёнными учащимися:

 разработка комплекта зданий для проведения интеллектуального марафона по химии на 2012/2013 учебный год;

 составление планов работы с одаренными учащимися на 2012/2013 учебный год.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

КАБИНЕТА ХИМИИ

Школьный химический кабинет

Школьный химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Кабинет химии это класс-лаборатория, площадь которого должна быть не менее 80м 2 ,смежно располагается лаборантское помещение площадью не менее 24м 2 , и небольшая кладовая для размещения и хранения некоторого запаса химических реактивов и посуды.

Основная роль в создании и совершенствовании кабинета химии принадлежит учителю, который определяет оборудование кабинета, организует закупку, размещение и хранение отдельных пособий, руководит работой учащихся и лаборанта по дооборудованию.

Оборудование кабинета химии

Организация школьного химического кабинета и оснащение его современным оборудованием немыслимы без учета требований к безопасным условиям труда. Необходимо рационально организовать труд учителя и учащихся, улучшить условия их работы и благодаря этому добиться лучших результатов обучения при минимальных затратах сил и времени работающих.

К кабинету предъявляется ряд требований. Оснащение кабинета химии и условия работы в нем должны обеспечивать учителю и учащимся:

· минимальную психофизиологическую нагрузку;

· удобные рабочие позы и рациональные приемы работы;

· удобство и легкость в работе при использовании разнообразных средств обучения;

· выполнение санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности;

· наименьшую затрату времени на подготовку занятий;

· рациональное ведение лабораторного хозяйства.

В кабинете проводится не только разнообразная учебно-воспитательная работа, но и внеклассные занятия по химии.

Необходимо учитывать, что организация химического кабинета происходит в разных условиях, что приводит к вариативности в создании школьных кабинетов химии. При организации школьного кабинета химии необходимо решение следующих вопросов:

- создание в кабинете химии благоприятных условий для проведения занятий: освещения, вентиляции, отопления, электропитания, водоснабжения;

- создание рациональной планировки;

- оснащение кабинета разнообразными видами средств обучения;

- оборудование рабочих мест учителя, лаборанта и учащихся;

- оборудование кабинета техническими средствами и организация их использования на занятиях.

Интерьер кабинета

Интерьер кабинета должен отвечать современным требованиям и, прежде всего особенностям преподавания предмета. Оформление экспонируемых материалов должно гармонически сочетаться с окраской стен, пола, цветом мебели. Неправильное сочетание красок, плохое освещение, пустые стены или перегруженные экспонируемыми материалами неблагоприятно влияют на умственную работу, рассеивают внимание, вызывают отрицательные эмоции. В химическом кабинете нет смысла экспонировать стенды с материалами эпизодического пользования (схемы отдельных производств, химические газеты, образцы коллекций), т.к. ученики не могут их изучить. Должны располагаться лишь те учебные пособия, которые применяются почти на каждом уроке. К числу таких пособий относятся, прежде всего, справочные таблицы (периодическая система Д.И. Менделеева, растворимость солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов, географическая карта, на которой показано размещение химических производств). Во время занятий учащиеся часто обращаются к этим пособиям за справками.

Для экспонирования сменного материала применяют специальные стенды с держателями или магнитами. По мере необходимости материал обновляют.

Экспонирование литературы для внеклассного чтения, а также выставок можно производить в застекленных стендах-витринах.

Оборудование лаборантского помещения.

Оборудование лаборантского помещения должно быть приспособлено к трудовой деятельности учителя и лаборанта. Здесь рекомендуется разместить не только секционные шкафы для хранения оборудования, но и препараторский стол, стол для нагревательных приборов, мойку и сушилку для посуды, письменный стол учителя, библиотечка с литературой по химии для учителя, лаборанта. Литература в библиотечке распределяется по следующим разделам:

1. Справочники по химии.

2. Учебники и учебные пособия для ВУЗов.

3. Учебники и задачники по курсу химии средней школы.

5. Научно-популярная литература.

6. Литература по методике химии.

7. Литература по методике и технике химического эксперимента.

8. Литература по ведению хозяйства химической лаборатории.

Рабочие места учащихся должны быть оснащены:

1)оборудованием, приспособленным для выполнения лабораторных и практических работ индивидуально каждым учащимся;

2)приспособлениями для работы с плоскими и объемными моделями, в том числе на магнитной основе;

3)комплектом справочных материалов, постоянно размещающихся на рабочих местах (справочник, задачник, необходимые таблицы).

Рабочее место учителя должно быть приспособлено для осуществления различных видов работ (демонстрация опытов и различного видов пособий, проецирование опытов и моделей на экран непосредственно со стола учителя, контроль и управление деятельностью учащихся, использование различной проекционной аппаратуры, работа с различными моделями, таблицами и т.д.).

Мебель и приспособления для оборудования кабинета химии.

В химический кабинет помещают ученические столы и стулья трех групп, что обозначается определенной маркировкой на наружной поверхности опор с обеих сторон стола или стула в виде круга диаметром 25мм или горизонтальной полосы шириной 20мм

Высота стола (мм)

Высота переднего края сиденья над полом

Демонстрационный стол состоит из двух секций. Левая секция более высокая (размер 145*800*950мм), является демонстрационной частью. Правая секция более низкая (размер 1500*870*740 мм), является вспомогательной частью демонстрационного стола, служит столом для учителя и местом для размещения подготовленного к уроку демонстрационного оборудования.

Классная доска желательно чтобы одновременно служила магнитной доской. Над доской желательно прикрепить экран.

Вытяжной шкаф в кабинете химии необходим для проведения опытов с вредными для здоровья веществами. Школьное вентиляционное оборудование должно рассчитываться на трехкратный обмен воздуха в час. В химических кабинетах эта норма увеличивается до 8 – 10 кратного обмена воздуха в час. Вытяжные шкафы с моторной тягой наиболее пригодны для школьных химических кабинетов. Моторная вентиляция обеспечивает быстрое удаление загрязненного воздуха из шкафа и не допускает его распространения в помещение кабинета. Шкафы предусматриваются трех типов: демонстрационные шкафы - стационарные, передвижные, настольные и два типа лабораторных (устанавливаемые обычно в лабораторных помещениях) - стационарные и настольные. Наличие разновидности вытяжных шкафов дает возможность учесть особенности организации кабинета химии в различных типах школ (городских, сельских, малокомплектных).

Шкафы предназначены для размещения учебного оборудования. Обычно приобретаются секции, из которых затем можно собрать шкафы различного назначения.

Средства обучения распределяются по группам: натуральные объекты, модели, приборы, экранные пособия и т.д.

Учебное оборудование.

Требования к оборудованию школьного химического эксперимента продиктованы содержанием и особенностями его организации в условиях кабинета химии.

1 требование – наглядность, выразительность опытов. Следует определить, в какой форме он будет наиболее эффективен: в виде лабораторного опыта, обычной демонстрации, проекции на экран или в их определенном сочетании. Эксперимент должен быть хорошо видимым.

2 требование – химические опыты должны быть доступными для восприятия и всегда убедительными.

Каждый опыт должен быть безотказным, а оборудование для него выполнения – надежным. Приборы, в которых проводят опыты, должны быть заранее подготовлены, испытаны, а руководство по эксплуатации или паспорт приборов или установок тщательно изучены учителем. Самодельные приборы и установки могут использоваться в школе лишь в тех случаях, когда они технически надежны и безопасны.

Учебное оборудование подразделяется на следующие группы:

· Природные объекты в естественной среде, изучаемые во время экскурсий.

· Природные объекты в искусственной среде, изучаемые в классе (минеральные породы, образцы химического сырья).

· Химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы.

2. Изображение натуральных объектов:

· Модели объемные, макеты заводских аппаратов.

· Диаскопические и эпископические иллюстрации.

· Кинофильмы, CD диски.

3. Описания предметов и явлений:

· Схемы химических аппаратов и технологических процессов.

· Графики, диаграммы, планы, карты.

4. Технические средства обучения.

Проект кабинета химии

Исполнители : администрация школы, Курочкина Е. Ю. – учитель химии, учащиеся 9-11 классов.

Цель: Устранить противоречия в техническом и методическом оснащении кабинета и задачами, поставленными образовательными стандартами по химии для выпускников средних школ.

Задачи:

1. Оформление лабораторной зоны кабинета химии в соответствии с требованиями СанПиН.

2. Систематизация демонстрационных объектов и пополнение лаборатории химическими реактивами и расходным оборудованием.

3. Систематизация и перенос на электронные носители дидактических материалов, пополнение базы кабинета электронными уроками.

Предполагаемые виды деятельности:

1. Установка лабораторного стола с вытяжным шкафом, с набором реактивов и оборудования, подведение к ним канализации и водопровода.

2. Изготовление новых моделей кристаллических решеток, пополнение коллекций изучаемых, изготовление новых стендов.

3. Закупка химических реактивов и лабораторного оборудования.

4. Анализ имеющихся дидактических материалов на их соответствие программе.

5. Перенос дидактических материалов на электронные носители.

6. Приобретение электронных уроков, виртуальных лабораторий для перевода преподавания химии на качественно новый уровень с применением ИКТ.

Сроки реализации проекта: 2020 - 2021 года.

Общий бюджет проекта около 10 000 рублей (средства идут в основном на приобретение сантехники, химических реактивов и расходных материалов, электронных изданий).

Описание методического проекта учителя химии Курочкиной Е. Ю.

Проблема противоречия в техническом и методическом оснащении кабинета химии и задачами, поставленными образовательными стандартами по химии для выпускников средних школ возникла с переходом на новые программы, введением новых более жестких требований СанПиН к оформлению кабинета химии, включением в образовательную деятельность ИКТ.

За долгие годы педагогической деятельности в кабинете накоплен огромный объем дидактических материалов по всем классам, темам, в лаборатории имелся полный набор химических реактивов, лабораторного оборудования. Однако во время капитального ремонта школы большая часть была утилизирована, т. к. истекли сроки эксплуатации оборудования и сроки годности реактивов (даты производства от 1960-х гг)..Проблема усугубляется еще и тем, что под угрозой оказалась возможность проведения химического эксперимента, а, значит, полноценное выполнение практической части программы (в кабинете была нарушена канализационная и водопроводная система). Кроме того, время требует обновления методов преподавания, позволяющие в полной мере использовать возможности компьютера.

Поэтому возникла необходимость восстановить материальное наполнение лаборатории, приобрести необходимое сантехническое оборудование.

С другой стороны реализация данного проекта позволит проявить умения владения ИКТ старшеклассниками, выявить оформительские навыки, которые необходимы для оформления или обновления стендов. Проект позволит расширить умения старшеклассников в работе с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, получить более широкое представление о технике безопасности при работе в химической лаборатории.

Ожидаемые результаты

Методические результаты реализации данного проекта состоят в приведении кабинета химии в соответствие с требованиями СанПиН, появление возможности в полной мере реализовать образовательные стандарты.

Образовательные результаты заключаются в совершенствовании умений в работе с лабораторным оборудованием, рабочими растворами. Кроме того, к образовательным результатам стоит отнести приобретение умений грамотно оформлять печатные материалы содержащие химические формулы, изготовлять сопровождающие её демонстрационные материалы в печатном и электронном варианте.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный этап начало 2020 года включает в себя работу по анализу материала о состоянии кабинета химии, составлении планов работы по реализации проекта.

II. Деятельностный этап (сентябрь-декабрь 2020 года) подразумевает несколько видов работы:

1. Оформление лабораторной зоны кабинета: установка лабораторного стола, подключение к водопроводу и канализации.

2. Систематизация и переоформление дидактического материала для работы на уроке.

3. Приобретение химических реактивов и лабораторного оборудования.

4. Подбор в соответствии с программой и приобретение электронных материалов к уроку.

III. Аналитический этап (январь 2021 года) включает работу по обобщению полученной информации, выявлению причинно-следственных связей, оформление результатов работы в печатном и электронном виде.

- внутренние – руководитель проекта, учитель химии Курочкина Е. Ю, консультант по применению ИКТ, учитель информатики Дюрягина А. Ю., рабочий Бойко Ю. Л. .

- внешние – преподаватель химии Голышмановской СОШ №4 Семенова С. А.

Технические:

· Приборы и реактивы для оформления лабораторной зоны кабинета;

· Сантехническое оборудование: раковина, водопроводные краны, водопроводные и канализационные трубы, лабораторный стол;

· Технические возможности компьютерного класса для оформления дидактических материалов, создания плакатов для оформления кабинета

Информационные – Internet, библиотека кабинета химии, папки с дидактическими материалами

Читайте также: