Почему в разных школах разные зарплаты

Обновлено: 05.07.2024

Для любого работника, в т.ч. и учителя, зарплата — ключевой вопрос: всегда хочется, чтобы она была как можно больше. В соответствии с майским 2012 года Указом Президента РФ зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике в регионе, где он трудится.

Такая разная

Практически во всех регионах России, за некоторым исключением, зарплата учителей превышает среднюю заработную плату по субъекту Федерации. Однако разница в зарплатах по отдельным регионам очень большая.

Так, по данным Росстата по итогам 9 мес.2014 года в муниципальных образовательных организациях больше всего получали учителя в Ненецком автономном округе (67 723 рубля), Ямало-ненецком автономном округе (73 580 рублей), Чукотском автономном округе (77 711 рублей). Вместе с тем в разы была ниже зарплата у учителей Кабардино-Балкарской Республики (19 942 рубля), Республики Мордовия (19 293 рубля), Алтайского края (19 037 рублей), Республики Северная Осетия – Алания (18 445 рублей). И самая низкая зарплата отмечена в Республике Дагестан -16 651 рубль.

В Москве средняя зарплата учителей муниципальных образовательных организаций составляла — 51 689 рублей (по субъекту — 58 923 рубля), в Пензенской области — 21 964 рубля (по субъекту -21 834 рубля). Как сообщил на заседании президиума правительства Москвы в начале февраля 2015 г. глава департамента образования Исаак Калина , в настоящее время большинство столичных педагогов в среднем получают по 70 тыс. рублей в месяц.

Разница в зарплатах, порой также значительная, характерна и для различных образовательных организаций, и для учителей в конкретной образовательной организации (далее — организации).

Почему такая разная

1.Величина оплаты труда учителей зависит от их места жительства, поскольку определяется уровнем средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше в регионе, тем больше учитель должен получать. Кроме того, в ряде регионов действуют районные коэффициенты, которые также существенно влияют на зарплату.

2.На оплату труда учителя влияет не только место жительства, но и его образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в т.ч. наличие государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени и т.д., а также условия, в которых он трудится, качество и результаты его труда, количество обучающихся в организации, величина фонда оплаты труда и некоторые другие факторы.

До 2008 года в России действовала единая тарифная сетка. Зарплату платили по разрядам, и учителя с одинаковыми разрядами получали одинаковый оклад.

С 2008 года образовательные организации начали переходить на новую систему оплаты труда (НСОТ), согласно которой зарплата состоит из 3 частей:

  • фиксированной (базовой);
  • компенсационной;
  • стимулирующей.

За отдельные успехи, достижения учителю могут выдаваться разовые премии. Однако, ежемесячная премия — скорее исключение, чем правило.

Базовая часть делится на общую и специальную. Общая часть зависит от количества часов, которые отрабатывает учитель (аудиторная нагрузка), количества учеников в классе. Специальная часть — это то, что учитель делает помимо уроков (внеаудиторная нагрузка): ведение педагогом проектов, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, занятия с одаренными детьми, доплата за работу в коррекционных классах и т.д.

Компенсационные выплаты учитывают работу педагога в особых условиях. Например, учитель химии работает с вредными реактивами.

Стимулирующие выплаты — это поощрение за то, что учитель не просто добросовестно работает, а обеспечивает высокие достижения, применяет новые формы и методики, которые выходят за пределы должностных обязанностей, за качество подготовки учеников и др. Каждая школа осуществляет учет достижений учителя и устанавливает шкалу оценок самостоятельно, например, с помощью баллов. Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40%. Федеральными отраслевыми соглашениями на 2015 год рекомендовано соотношение между базовой и стимулирующей частями 60% и 40%

Как правило, в организациях зарплата состоит из двух частей: базовой и стимулирующей.

В настоящее время используются три модели систем оплаты труда, в основе которых лежат некоторые общие принципы :

1.Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой организации формируется на основании подушевого норматива и рассчитывается по формуле: ФОТ = N * У,

где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ,

У – количество учащихся в организации.

Организация получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству.

Организация стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны;

2.Организация самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Она стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;

3.Фонд оплаты труда организации делится на базовую и стимулирующую части.

Базовая часть фонда оплаты труда организации обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда).

Стимулирующую часть фонда оплаты труда организации распределяется с участием органов государственно-общественного управления организации по утвержденным показателям качества труда работников организации (не за увеличение объемов выполняемой работы);

4.В зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;

5.Зарплата директора организации пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей;

6.В каждом регионе принимаются соответствующие нормативные правовые акты. В образовательных организациях принимаются нормативные локальные акты по вопросам оплаты труда: Положения, коллективные договоры, правила трудового распорядка, разрабатываются показатели, критерии оценки качества труда, формируются общественные комиссии по распределению стимулирующей составляющей и др.

Примечание . Чем больше базовая часть, тем меньше стимулирующие выплаты, и наоборот. При этом следует учесть, что из фонда оплаты труда организации выплачивается зарплата всем работникам организации, в т.ч. и административно-управленческому персоналу.

Учитель математики может получать в одной школе 25 000 рублей, а в другой всего 18 000 рублей. С чем это связано?

Вот в СССР все специалисты имели одинаковую зарплату. Например у учителей и врачей это было от 100 до 120 рублей, в зависимости от категории опыта и нагрузки.

И в какую бы обычную школу не устроился учитель, размер зарплаты был единым. И от города проживания он тоже не зависел, разве что северный коэффициент могли добавить.

Более того, до 2008 года в России также действовала единая тарифная сетка. Зарплату платили по разрядам, и учителя с одинаковыми разрядами получали одинаковый оклад.

Сейчас же зарплата у учителя одного предмета и одной категории может значительно отличаться даже в соседних школах. Почему так происходит?

Оклады учителей разные или одинаковые?

Оклад учителя определяют региональные власти. Поэтому, в разных регионах РФ они отличаются. Это связано с тем, что при расчете оклада учитывается уровень средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше, тем больше будет получать и учитель.

Кроме того, в ряде регионов действуют районные коэффициенты, которые также существенно влияют на зарплату педагогов. При этом, для учителей с одинаковыми данными: стажем работы, категорией, предметом преподавания, которые работают в одном городе, оклад будет одинаковым.

Так откуда же берется разная зарплата у учителей из разных школ?

Все дело в стимулирующих выплатах

Дело в том, что зарплата учителя, как мы уже выясняли раньше , это не только оклад. Точнее, оклад составляет только половину, а то и меньше от того, что фактически получает педагог. Зарплата состоит из трех частей:

  • базовой (тот самый оклад);
  • компенсационной;
  • стимулирующей.

Большая часть зарплаты формируется за счет различных надбавок и стимулирующих выплат. И систему исчисления этих выплат устанавливает руководство школы на основе специальной методики.

Каждая школа осуществляет учет достижений учителя и устанавливает шкалу оценок самостоятельно, например, с помощью баллов. Распределяет деньги на эти цели тоже директор. Поэтому, размер зарплаты современного российского учителя зависит именно от руководства школы, где он работает, а так же от ее финансовых возможностей.

Как найти работу с хорошей зарплатой

При выборе школы для трудоустройства учителю нужно в первую очередь смотреть на количество учеников в ней. Ведь современная система финансирования построена таким образом, что школа получает деньги из бюджета по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка — по числу детей.

Чем больше учеников — тем больше денег, в том числе на зарплаты учителей. Кроме того, можно познакомится с системой стимулирования педагогов, утвержденной в этой школе. Ее часто можно найти на официальном сайте школы в интернете.


Откуда берутся средние зарплаты в 100 тысяч

– Почему недавно возник публичный разговор о том, что московские учителя получают огромные деньги?

– Информационный повод был в том, что начальник управления экономического анализа Департамента образования города Москвы Александр Муратов заявил, что средняя зарплата московских учителей за девять месяцев этого года достигла 105 тысяч рублей. Это был формальный повод, и он совпал с тем, что недавно проведены были несколько мониторингов, в том числе мониторинг зарплат ОНФ, и выяснилось, что в регионах учителя своими зарплатами очень недовольны.

И все это совпадает с тем, что сейчас разворачивается серьезное противостояние московских образовательных властей и Министерства просвещения России по вопросу о том, какой будет система аттестации учителей: министерство предлагает свою, а в Москве уже есть своя. Я думаю, что сейчас образовался целый комплекс причин, по которым московское начальство захотело громко сказать о том, какие большие зарплаты у московских учителей.


Всеволод Луховицкий. Фото: Столичное Образование Журнал / Facebook

– Насколько эти цифры соответствуют действительности?

– Сложно сказать, потому что, естественно, все средние цифры очень приблизительные и спорные. Я думаю, что зарплата московских учителей по сравнению с регионами действительно большая. Но известно, как эти зарплаты даются, и главная проблема в том, что у нас изначально неверное отношение к тому, за что и как платят. У нас забыли старое правило, которое было во всем мире века с восемнадцатого: человеку платят за его рабочее время. И всегда основной вопрос по поводу зарплаты к любому человеку что на Западе, что на Востоке – сколько стоит час твоего рабочего времени?

Но внятно сказать, сколько стоит один урок, очень сложно. И мы как профсоюз добиваемся того, чтобы снова вернулась основная единица измерения зарплаты – стоимость часа. Я даю урок час, сколько этот урок стоит?

Кроме того, официально у школ есть внебюджетные фонды – платные образовательные услуги. Но дальше начинается интересное. Если мы называем, как это делают официально, не стоимость часа, а сумму в месяц, то получается, что чем у человека больше нагрузка, тем больше зарплата.

Но с этого года в этих отчетах о зарплате официально не учитываются люди, у которых нагрузка меньше ставки – то есть меньше восемнадцати часов в неделю, их как будто нет.

В моей школе таких людей довольно много, и они не учитываются, потому что понятно, что за 10-12 часов в неделю они заработать ничего серьезного не могут. А они бы серьезно изменили эту среднюю цифру.

Еще один интересный момент. Зарплата директора при расчете средней зарплаты учителя в школе не учитывается, но, например, есть в школе ставка завуча, который получает много. Берем эту ставку, делим, например, на троих человек, чтобы было три человека, которые выполняли по кусочку работы завуча, но они считаются учителями. И тогда в отчетности школы их зарплата – тоже немаленькая – считается учительской.

– И она влияет на эту среднюю цифру?

– Да – в сумме получается такая красивая цифра. Безусловно, в Москве у учителей хорошая зарплата – другое дело, каким потом и кровью эти деньги даются. Я думаю, московских учителей эксплуатируют значительно больше, чем учителей в провинции.

– Какая на самом деле зарплата у обычного московского учителя в стандартной районной школе, как вы думаете?

– Предполагаю, что у учителя, у которого восемнадцать часов нагрузки и классное руководство, зарплата около 70 000 рублей. Все, что сверху – за счет увеличения нагрузки и количества учеников в классе: если у тебя тридцать пять детей, то, конечно, ты получаешь больше, но понятно, что при этом нагрузка при работе с ними несоизмерима с нагрузкой, когда ты работаешь с классом в двадцать пять человек.

– И тем не менее, благодаря этому повышению оплаты, в Москве привлекательность профессии должна бы была повыситься.

Это частая вещь: человека принуждают взять много часов, а если у него какие-то еще интересы, то школа вынуждена его уволить. И если бы мне сейчас кто-то сказал, что я должен брать какие-то часы, потому что так надо, то я, безусловно, вспомнил бы, что я пенсионер, и ушел бы. У меня 19 часов, и это все, что мне нужно. Это нормально для человека – не рваться к большой работе, большой нагрузке, но в Москве это абсолютно не учитывается.


Фото: Nicolas Alejandro / Flickr

– В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

– Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

– Какие специфические проблемы у учителей в регионах? Во-первых, какая зарплата?

– От 15 до 30 000, но 30 – если он готов работать на две ставки. Для большинства учителей сумма 20 000 за восемнадцать часов – это недостижимый идеал. У моих знакомых в разных регионах 23, 25, 26 часов, и за это они в среднем получают 25 000, максимум 30 000. В регионах нагрузка приближается уже к двум ставкам, особенно в маленьких городах, в Москве средняя официальная нагрузка – 1,4.


– От чего это зависит?

– От того, как региональная власть решила составить подушевой норматив на каждого ребенка. Значит, в Курской области вдруг оказался здравый губернатор, например.

К сожалению, все эти вопросы отданы на решение региональной власти, и эта ситуация – когда администрация региона решает вопросы образования – ненормальна сама по себе.

Вот еще пример: буквально на днях в маленьком селе под Екатеринбургом возникла очень жесткая, конфликтная ситуация из-за того, что новый глава местной администрации уволил директоров двух школ. Основание – директора добивались строительства новой школы, потому что в старом здании почти восемьсот человек. Там родители и учителя уже дошли до губернатора. И совершенно непонятно, почему глава местной администрации может, несмотря на решение сельского схода, брать и принимать такие решения.

– Есть ли в учительской сфере проблема безработицы?

– Нет – все говорят, что, кроме как совсем в маленьких городах, у учителя нигде нет проблемы найти работу, потому что учителей сейчас не хватает. А если бы учителям платить нормальные деньги, то все окончившие пединституты рвались бы в школу. И за свои восемнадцать часов в неделю молодой человек действительно мог бы осваивать профессию, что-то читать, что-то узнавать. Ставка восемнадцать часов была придумана в середине 30-х годов, и это было обоснованно: учителю давали возможность не только сидеть в школе, а еще и думать, готовиться как-то и так далее.

– То есть выходит, что учитель получает приемлемые или хорошие деньги, если ставит себя в ситуацию, при которой он перегружен и выгорает.

Учителя – и не только московские – сейчас вынужденно придерживаются такой позиции. Она обуславливается сегодняшней и политической, и экономической ситуацией.

С девяностых годов люди привыкли, что главное – очень много работать. А того, что есть отдых и свободное время, что именно по свободному времени надо определять уровень благосостояния общества, у людей в головах нет.


Точно так же делали в советские времена: напишу, что занимаюсь коммунистическим воспитанием, а сам спокойно буду с детьми средневековую поэзию изучать. Ведь проверяющих и 40 лет назад интересовала не суть, а красивая отчетность. При этом учителя, согласившиеся играть в эти игры, не понимают, что через год образовательные власти заявят, что эксперимент удачно завершен, и распространят это на всю страну, выделят дикий бюджет на компьютеризацию школ, а на оплату труда работников по-прежнему денег не будет.

Бюджет увеличится, но зарплаты не изменятся

– Насколько я понимаю, в следующем году предполагается увеличение бюджета на образование?

– Эксперты РАНХиГС недавно сделали прогноз на 2019-2021 годы. Согласно их выводам, в 2019 году ожидается большой рост в федеральном бюджете расходов на образование, в 2020-м и 2021-м – постепенное снижение, но эти деньги пойдут не на оплату труда учителей, а на инвестиционные проекты: строительство, компьютеризацию и так далее.

И один из выводов, который они сделали, что вполне может быть ситуация, когда в городе будет стоять новенькая современная школа и при этом в ней некому будет учить, потому что финансируют оплату труда по-прежнему региональные бюджеты, которые не становятся богаче. И в результате окажется, что все эти большие миллиарды, которые угроханы на здание, на спортивные сооружения и электронные доски, потрачены зря.

– Но многие исследователи считают главной проблемой современного школьного образования – уровень износа зданий: более половины школьных зданий в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

Все время говорят, что у нас плохие учителя, они плохо учат, у них низкий уровень образования. Но вместо того, чтобы говорить о том, как учителям надо развиваться, лучше бы сделали хорошее педагогическое образование и выделили бы на это большие деньги.


189318463

Как считаются зарплаты учителей

12304356_1528491340798920_5836646048141100399_o

Как рассчитывают деньги на каждого ученика

Читайте также: