Почему в последнее время большое внимание уделяется развитию дополнительного образования кратко

Обновлено: 07.07.2024

В последние годы одним из образовательных направлений, к которому приковано пристальное внимание власти, педагогов, родителей, стало дополнительное образование. По мнению экспертов, оно переживает период бурного развития. О сегодняшнем и завтрашнем дне системы дополнительного образования Педсовету рассказала спикер Всероссийского форума капитанов образовательной индустрии Наталия Долгачева.

Мифы и легенды дополнительного образования детей

Частенько дополнительное образование детей и подростков рекламируется, как таблетки от головной боли, то есть как средство решения какой-то проблемы. Среди родителей средней и старшей школы наибольшим спросом пользуются услуги репетиторов, которые должны либо устранить пробелы в знаниях детей, либо подготовить к ОГЭ или к ЕГЭ. Именно в такие услуги родители готовы вкладывать деньги.

Совсем иная ситуация сложилась в области дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сейчас в этой сфере маркетинговыми инструментами продвигается несколько мифов и легенд.

Первый из этих мифов заключается в том, что современный ребенок якобы развивается существенно быстрее, чем это делали дети несколько десятков лет назад. Хотя существуют заслуживающие доверие исследования, результаты которых говорят, что физиологически мозг современных детей ничем не отличается от мозга детей предыдущих поколений, никакой эволюции в этом смысле не происходит. Несмотря на то, что нынешние малыши, еще пользуясь памперсами, уже уверенно тыкают в иконки Ipad’а, когнитивные функции у них созревают существенно позже.

Родителям свойственно считать своих детей гениальными или хотя бы талантливыми. Ребенок действительно может быть щедро одарен от природы, но, каким бы гениальным он не был, он может не справляться со школьными нагрузками.

Мы считаем, что в дошкольном возрасте развивающие занятия должны тренировать у ребенка память, усидчивость, а вот математику, языки, естественные науки стоит предлагать ему в том формате, в котором он способен воспринять.

В таком возрасте дети лучше всего воспринимают развлекательный контент, то есть то, что их эмоционально увлекает. Родители, которые приводят своих детей в нашу школу развития, довольно быстро становятся нашими единомышленниками, потому что они видят устраивающие их результаты: детям интересно, они не устают, у них нет нервозности, для них занятия – это радость без негативной составляющей.

Популярные направления дополнительного образования

Если говорить о наиболее популярных у родителей направлениях дополнительного образования детей, то, повторюсь, в первую очередь, - это репетиторы по школьным предметам.

Затем идут те направления, которые раскручены средствами массовой информации, политиками или чиновниками. Например, по итогам прошлого года очень популярным направлением была признана робототехника. Сейчас все сильнее набирает обороты популярности профориентация. Правда, практика показывает, что срок жизни модных направлений – это несколько лет, максимум. Проходит время, меняется повестка дня, мода, меняются и пристрастия родителей в этой сфере. Но есть и постоянные лидеры, популярность которых не уменьшается со временем. Например, изучение иностранных языков. Интерес к этому направлению дополнительного образования держится на высоком уровне много лет. Еще среди постоянно топовых направлений – спортивные секции и военно-патриотические объединения.

Дополнительное образование взрослых

Говоря о дополнительном образовании взрослых, надо сначала оговориться, что есть существенная разница в развитии этой сферы в столицах и регионах.

В столицы уже пришел тренд с запада – пожизненное образование. Считается, что человек несколько раз в течение жизни должен менять область профессиональной деятельности, регулярно получать новое образование, новые знания, навыки и умения. То есть постоянно учиться. Этот тренд, повторюсь, уже пришел в наши столицы, и в крупных корпорациях прижился.

В регионах совершенно иная ситуация. Там основные работодатели – это почта России, Сбербанк, РЖД и т.д. Ротация кадров там очень низкая. Люди могут всю жизнь работать на одном месте. Работодатель может иногда посылать своих сотрудников на курсы повышения квалификации, но это именно внешняя мотивация. У самих сотрудников нет потребности в обучении чему-то. Поэтому система дополнительного образования взрослых в регионах развивается очень медленно.

Современные векторы развития допообразования

Кстати, о развитии системы дополнительного образования. То, что в ней происходит в последние годы, показывает, как именно, в каком направлении система будет развиваться в дальнейшем.

Сейчас, по статистике, 65 % выручки в этой сфере принадлежит коммерческим центрам, но, уверена, что ситуация будет меняться, и наиболее бурный рост будет у школьных объединений дополнительного образования. Но это и правильно. Мне, как маме, важно, чтобы мой ребенок мог получать качественное дополнительное образование в той школе, в которой он учится. Это решает массу проблем, среди которых главная – логистика. Забрать ребенка из школы, отвезти на кружок или секцию, привезти обратно или везти на следующий, - это сложно и утомительно и для родителя, и, главное, - для ребенка.

Хочется, чтобы в школе ребенок получал дополнительное образование не только по школьным предметам, но и в области важных современных навыков и умений, например, в области эмоционального интеллекта, дизайн-мышления, общения с людьми.

И школы к этому стремятся. Даже юридическое поле меняется для того, чтобы школы могли покупать методики у частных компаний и работать по этим методикам. Мы создали несколько подобных легких методик, и даже готовы бесплатно обучать учителей, чтобы они могли в школах вести курсы на основе наших разработок.

Как раз о наших легких методиках, о том, чем они могут быть полезны школам, как они могут придать импульс развитию блока дополнительного образования, я расскажу в мае на Всероссийском форуме капитанов образовательной индустрии.

Ответ

В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Оно выступает как мощное средство развития личности. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а школьная программа целиком направлена на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Что же даёт дополнительное образование?

Дополнительное образование. дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.

Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.

Система дополнительного образования помогает выстраивать

  • межличностные отношения,
  • улучшает состояние эмоциональной сферы,
  • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,
  • немногочисленным группам
  • и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

Что ещё даёт дополнительное образование?

Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты.

Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. А в случае спортивных секций - идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.

Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.

Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно ¬нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогом декоративно - прикладного творчества в условиях дополнительного образования является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

Чем живёт кружок?

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:

? выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

? способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

? обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха”;

? содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. И это вполне объяснимо. Ведь именно от профессионализма педагога зависит развитие творческого потенциала, личностное самоопределение, характер, воля, здоровье, воспитание каждого ребёнка. На мой взгляд, это возможно при условии, что руководитель объединения постоянно совершенствует методики и формы для взаимодействия со своими подопечными и их родителями, стремится заинтересовать их, делится своим опытом с коллегами, использует в своей работе современные образовательные технологии, считает работу смыслом жизни, верит в творческие силы каждого ребёнка.

Betty Manning

Betty Manning

Читайте также: