Почему в первобытном обществе не устанавливались налоги кратко

Обновлено: 04.07.2024

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов самого общества.

В условиях жесточайшей борьбы за сохранение одними накопленного материального богатства и власти над другими, выделение в структуре общества этого особого органа являлось объективной необходимостью.

Поскольку этот орган не занимался материальным производством, то есть не имел источника для собственного содержания, то общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания.

В различные времена эти источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этого особого органа - государства. В периоды военных действий и по их завершению основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы. Раб представлял собой бесправное существо и дешевую рабочую силу. Процветавшая со временем работорговля приносила большие доходы как самим рабовладельцам, так и рабовладельческому государству в целом.

Важную роль в финансово и материальном содержании государства играла развивающаяся торговля как внутри общества, так и между другими народами.

Следует сказать, что для пополнения казны правителя использовались самые разные формы извлечения средств, начиная с обложения непосильной данью собственного и покоренных народов (экономическое закабаление) до похищения правителей соседних народов; за них назначался выкуп, который для последних обходился

Таким образом, возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов:

¦¦¦ Углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил;

¦¦¦ Функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто был занят управлением общины;

¦¦¦ Разложение первобытнообщинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных;

¦¦¦ Централизация власти, то есть объединение крупных собственников, порою не принадлежащих к одной общине, для защиты собственного материального богатства и для сохранения власти над неимущей частью общества;

¦¦¦ Возникновение совершенно отличного от социально справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствует эксплуататорские отношения;

¦¦¦ Создание особого органа (государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества.

Эти факторы свидетельствую о том, что формирование налогообложения связано с развитием общества и государства, обусловленным сложившимися производственными отношениями. При этом движущей силой этих отношений были доминирующие в обществе экономические интересы.

Анализ факторов, под воздействием которых сложились налоговые отношения, позволяет выделить основные предпосылки возникновения налогообложения, к которым относятся:

расслоение общества на собственников и неимущих под влиянием развития частной собственности и условий для передачи имущества и властных полномочий по наследству;

централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить собственное материальное богатство и усилить свою власть над неимущей частью населения;

создание на основе централизации власти первых государственных образований.

Потому что в те времена еще не было государств с административным аппаратом (или с верховным правителем) , вооруженными силами и тому подобными государственными институтами, которые существуют за счет налогов.
Но вообще-то, по-моему, уже тогда были аналоги налогам - ведь первобытные общества имели родо-племенную структуру, возглавляемую каким-никаким вождем, который наверняка имел привилегии в виде подношений соплеменников или лучшего куска пищи, например. ))

1 Если бы кто то у становил налоги в первобытном обществе - то при выходе из пещеры он был бы ласково сбит дубиной по голове и съеден заживо
2 Какие налоги - они денег отродясь не видели
3 На то оно и первобытное общество -оно старше нас поэтому и мудрее.
4 Налоги были на пороги - если ноги перед пещерой не вытер то у костра греться запрещалось
5 А на что налог в то время устанавливать -как говорится всё вокруг колхозное всё вокруг моё
6 Голому человеку отдавать не чего

Период существования первобытного общества из-за отсутствия письменности наиболее сложен для изучения. Археологи продолжают по крупицам восстанавливать картину жизни первобытного человека. Особый интерес для исследователей представляет общественная жизнь в этот период. Сделанные историками открытия и находки позволяют говорить о том, что в первобытном обществе были равноправные отношения между членами общины, отсутствовала частная собственность, и орудия труда были общими. Доисторическая эпоха (это синонимичное название первобытного периода) характеризовалась также отсутствием налогов. Питаясь продуктами, добываемыми в результате охоты и собирательства, древние люди практически ничего не производили сами, а пользовались дарами природы. В основе первобытных отношений находилось равное распределение всех благ между членами общины. Следовательно, у них попросту не было предпосылок для возникновения частной собственности. А взимать налоги с членов племени без наличия частной собственности было невозможно. Налог – это часть доходов, взимаемая с имеющейся у человека собственности и используемая для создания общих благ. Сама цель сбора налогов - обеспечение общины необходимыми ресурсами - удовлетворялась в процессе деятельности первобытных людей. Возникновение налоговой системы в данный период было невозможно, потому что изъятие средств у населения производится на основании соответствующих законов, норм и предписаний. А структура регулирования подобного рода отношений в первобытном обществе еще не сформировалась. Отсутствие налогов в ту эпоху отчасти обусловлено общественным устройством первобытных людей. Все члены общины были равны в своих правах. А сбор налогов автоматически поделил бы первобытное общество на управляющих и управляемых.

Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. Власть в первобытнообщинном строе была непосредственно общественной властью, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Система налогов и особой казны необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью. Поскольку в первобытном обществе людей, занятых только профессиональной управленческой деятельностью не было, то и не было нужды в создании системы налогов и особой казны.

В племени, проживающем в настоящее время в лесах Амазонки, сохраняется первобытнообщинный уклад. Люди вели примитивное хозяйство, вверяли управление старейшему соплеменнику, руководствовались обычаями племени. Когда их обнаружила группа ученых, в племени произошли значительные перемены. Получили сувениры в виде современной одежды, аудиотехники и продуктов питания. Власть в племени обрели ученые, которым удалось обучить аборигенов правилам более или менее цивилизованного общежития. Можно ли рассматривать изменения, произошедшие в племени, свидетельством образования государственности?

Мне кажется нет. Государственность как новая организационная форма жизни общества возникает объективно в итоге перехода человечества к производящее экономике, то есть в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникают в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, то есть, чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

Ничего подобного в случае, описано в задаче не было. Группа ученых прибыла временно на остров с целью изучения жизни племени. Ученые не являются профессиональными управленцами, к власти не стремятся.

Если в племени произойдут изменения, описанные выше: появится производящая экономика, расслоение общества, то можно говорить о возникновении государственности. Очевидно, случай описанный в задаче больше есть предпосылка для возникновения государственности в племени.

Тимур Гроций

Ксения, молодец!) Верно рассуждаешь!

Здесь важным элементом ответа является и отсутствие частной собственности, с которой и взимается налог в основном. Так как в первобытном обществе все было общим, государства как механизма управления и контроля людьми, тогда еще не было.

Если просто - нет субъектной конструкции: государства, которое взимает налог

😃

Более детальный ответ ты увидишь в ответе под постом скоро

Ксения Омелина

Кана Альберона

. В том-то и дело, что в первобытном обществе. В данное время не существовало понятие государства, были лишь общины, поэтому и не было налогов и казны.

Тимур Гроций

Плюс можно к твоему ответу добавить то, что в первобытном обществе люди потребляли "дары природы", то есть сами ничего не производили. А если ничего не производишь, значит и не будет частной собственности -> не будет объекта, с которого взимается налог

Более расширенную версию ответа ты увидишь скоро в комментарии

ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА | SMITUP

Питаясь продуктами, добываемыми в результате охоты и собирательства, древние люди практически ничего не производили сами, а пользовались "дарами природы". В основе первобытных отношений находилось равное распределение всех благ между членами общины. Следовательно, у них попросту не было предпосылок для возникновения частной собственности. А взимать налоги с членов племени без наличия частной собственности было невозможно.Налог – это часть доходов, взимаемая с имеющейся у человека собственности и используемая для создания общих благ. Сама цель сбора налогов - обеспечение общины необходимыми ресурсами - удовлетворялась в процессе деятельности первобытных людей. Возникновение налоговой системы в данный период было невозможно, потому что изъятие средств у населения производится на основании соответствующих законов, норм и предписаний.

Читайте также: