Почему в настоящее время огромное значение приобрела информационная функция кратко

Обновлено: 08.07.2024


В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]

В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

 помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;

 избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

 совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

 создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

 создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]

Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

C:\Users\4K-1314113927-309k\Desktop\Безымянный.jpg

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны

Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]

Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.

В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.

Основные термины (генерируются автоматически): обработка информации, интернет, информационная система, информационное общество, информационное управление, информация, компьютер, компьютерная техника, передача информации, процесс, развитие, система распространения.

Для человека потребность в получении информации является постоянной. Например, в доисторическом периоде знания о ядовитых растениях, опасных зверях и т.п. являлись залогом выживания для отдельного человека. Информация о том, как добывать себе еду, воду, обустраивать свое жилище и т.д. – является жизненно важной. Без изобретения способов передачи и обмена информацией человечество было бы обречено на вымирание.

В современном мире человечество располагает богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации.

Объем информационных ресурсов в любой области деятельности человека растет огромными темпами. Массивы передаваемой информации увеличиваются непрерывно: начиная от бытовых разговоров, заканчивая инфопотоком в Интернете. Рост объема информации обусловлен усложнением всех сфер жизнедеятельности современного общества, определяющим фактором является развитие технологий и научный прогресс.

Роль информации в современном обществе

Роль информации в современном обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Человечеству необходимо решить вопрос, как войти в фазу устойчивого развития на долгосрочный период. Поиск ответа на данный вопрос стал возможен благодаря развитию информационных технологий, современное общество очень близко к получению возможного решения.

С другой стороны, требуется создание такой формы массовой передачи информации, которую способна воспринимать большая часть общества.

Объем передаваемой информации непрерывно растет, современное общество натолкнулось на препятствие, которое сосредоточено в самом человеке – это наша возможность воспринимать поток информации. Существующие объемы передаваемых данных давно превысили наши способности к их восприятию и переработке. Массив накопленной информации и знаний один человек объять не может, невозможно обладать обширными знаниями в нескольких областях, одновременно быть и компетентным архитектором, бухгалтером, историком, столяром, экономистом, юристом, программистом, медиком.

Информационные технологии по накоплению, переработке, передаче данных существенно расширяют возможности человек по работе с информацией, человечество выходит на новый уровень своего развития за счет качественно иного уровня доступных операций с информацией. Невозможность получить, понять и воспринять нужную информацию – это самое серьезное ограничение, с которым может столкнуться современный человек.

Роль информации в жизни современного человека и общества проявляется и в значимости информационных ресурсов для производственных, экономических, социальных и бытовых сфер деятельности. Информация сегодня – это необходимое условие жизнедеятельности общества. При этом каждому человеку доступны источники информации в любой части мира.

Роль информации в жизни человека

Человек в современном мире активно взаимодействует с информацией в информационной среде, которая одновременно является источником новых сведений, средством преобразования различных данных и побуждает человека к каким-либо действиям. Из информационной среды человек постоянно получает новые знания, сам создаёт новые знания и помещает их в информационную среду. Это понятие охватывает все возможные способы хранения информации, средства коммуникации и обработки информации.

Каждому человеку свойственно взаимодействовать с определенной информационной средой, т.е. конкретным перечнем средств коммуникации, создания, хранения и обработки информации, при этом всегда можно составить список постоянных элементов информационной среды и тех, которые используются редко или вообще не используются конкретным человеком. Персональный набор средств работы с информацией и средств коммуникации отражает уровень развития конкретного человека, определяет принципы его поведения в социуме, при общении с другими людьми и т.д.

Развитие информационных технологий концептуально изменило значение информации в жизни современного человека:

  • возможность практически мгновенного подключения к национальным и глобальным информационным массивам (базы данных, справочники, энциклопедии в сети Интернет, подборки оперативных сводок, аналитические обзоры, нормативные акты, новостные сайты и т.д.);
  • возможность быстрого обмена научно-технической, прикладной информацией;
  • уровень технологического развития средств хранения, передачи информации, средств коммуникации и т.д. стал влиять на научно-технический потенциал страны;
  • национальные экономики всех стран стали зависеть от уровня развития и распространения информационных технологий в стране;
  • повсеместное распространение информационных технологий изменило образ жизни человека и характер многих сфер его деятельности.

Какую роль играет информация в жизни человека?

Человек целенаправленно использует информацию (собирает, преобразовывает, сохраняет, систематизирует, анализирует, передаёт и т.д.) – это необходимое условие нашей жизнедеятельности. Без этого было бы невозможно возникновение и развитие человеческого общества.

Чтобы совершить конкретное действие, человек должен обладать информацией о том, как именно это сделать. Частью такой информации человек владеет благодаря инстинктам, например, как дышать или ходить. Но основной массив знаний является приобретенным либо вследствие непосредственного получения информации (как пользоваться различными инструментами или орудиями труда), либо в результате анализа различных данных, мыслительных процессов, синтеза разрозненной информации (изобретения, научные исследования, прикладные разработки, изготовление различных приспособлений из подручных средств).

На разных этапах развития человеческое общество отличалось неоднородной структурой в плане доступа к информации: во-первых, грамотным было не всё население, во-вторых, возможности способов хранения и распространения информации были крайне скудные.

Ключевые факты, определившие роль информации в жизни человека:

  1. Формирование и развитие языка и речевого аппарата (Доисторическая эпоха).
  2. Создание письменности (Древний мир).
  3. Изобретение почты (Древний мир).
  4. Изобретение книгопечатания (1445 год).
  5. Массовое производство печатной продукции (начало XIX века).
  6. Изобретение телеграфа (1832 год).
  7. Изобретение фотографии (1839 год).
  8. Изобретение телефона (1876 год).
  9. Изобретение радио (1893 год).
  10. Начало регулярного телевизионного вещания (СССР, США, Германия, Франция, Англия в 30-х годах XX века).
  11. Изобретение прототипов современных компьютеров (СССР, США в 50-е годы XX века)
  12. Изобретение Интернета (1969 год).
  13. Массовое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека (начало XXI века),

Научно-технический прогресс напрямую влиял на создание человечеством новых средств и способов хранения, передачи и преобразования информации. Совершенствование информационных технологий и аппаратной базы техники привело к резкому росту объемов информации, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Роль информации в жизни человека определяется её объемом – сегодня с помощью информационных технологий можно в течение 1 месяца получить такой объем полезной информации, на усвоение которого в XVII веке у человека ушла бы вся жизнь.

Поясню этот вывод на примере. Три века назад нужно было годами ходить в подмастерьях, чтобы овладеть основными знаниями в базовых профессиях, например, плотник, столяр, портной, кирпичник, кузнец. Сейчас теоретические знания по этим профессиям можно получить за месяц (те же видеоролики и статьи в сети Интернет), а потом оттачивать прикладные навыки работы, применяя эти знания на практике.

Роль информации в развитии общества

Роль информации в современном обществе проявляется в её влиянии на все виды общественных отношений, за счёт повсеместной информатизации она становится символом экономического и научно-технического прогресса, условием социального развития и фундаментом современного образования.

Адекватный ответ всем вызовам, с которыми столкнулось современное человечество, можно выработать, используя накопленный за всю историю человечества массив информации. Очевидно, что одному человеку невозможно охватить весь этот объем, нужны усилия всего общества. Изменения в социуме, окружающей среде, профессиональных сферах повышают значение информации.

Сегодня создаётся образовательная система, построенная с широким использованием возможностей информационной среды, которая позволит усовершенствовать процесс усвоения информации.

Принципиально новые форматы коммуникации для передачи и восприятия информации массово использовались во время мировой эпидемии COVID-19 в 2020-2021 годах:

  • перевод на удаленную работу всех сотрудников, которые могут выполнять свои обязанности из дома, с помощью новейших средств цифровой коммуникации;
  • дистанционное обучение в школах и вузах;
  • массовое использование различных видов онлайн-конференций;
  • повышение квалификации работников различных профессий;
  • переход магазинов на формат удалённой торговли, в том числе доставка на дом продуктов питания с предварительным заказом через Интернет.

Это было невозможным в 2015 году. Без современного уровня развития информационных технологий из-за эпидемии национальные экономики обрушились бы, общественные отношения деградировали бы, а человечество получило бы непоправимый урон.

Какую роль играет информация в развитии общества?

Усложнение общественных отношений неизбежно приводит к росту требований к информационной компетентности людей, которым постоянно требуются новые знания, сформированные умения и навыки для эффективного взаимодействия с динамично меняющейся окружающей средой.

Роль информации в развитии общества в том, что именно она приводит к изменениям в обществе, появление новых знаний влечёт перемены в производственных отношениях, экономике, повседневной жизни.

В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.

Получается замкнутый цикл: новые знания приводят к повышению культурно-образовательного уровня, который позволяет усвоить всё новые знания, происходят изменения в обществе, появляются новые знания, которые в очередной раз повышают культурно-образовательный уровень. Этот цикл будет бесконечным, пока существует человеческое общество, для его повторения нужны только новые знания.

Высокий уровень информационной культуры является наиболее актуальной компетенцией современного человека. В плане исторического развития этот факт является условием доступа к информации и возможности её усвоения. Т.е. без достаточного уровня культурно-образовательного уровня человек не сможет получить новые знания или усвоить их.

На роль информации в развитии общества повлиял и феномен сети Интернет: информационные технологии позволили создать и применять новые форматы и способы представления информации, в том числе, электронные книги, видеолекции, базы данных, которые доступны любому человеку.

На фоне этого существует проблема информационной интоксикации современного общества, которую вызывает потребление инфомусора, низкокачественной информации, которую генерируют множество медиаисточников.

В современном мире за 1 месяц генерируются огромные массивы информации, которые отдельно взятый человек усвоить не в состоянии – это выше его физических возможностей. При этом большая часть этой ежемесячно производимой информации является информационным мусором без всякого смысла.

Обладая достаточным культурно-образовательным уровнем и информационной грамотностью, человек способен эффективно отсеивать и не воспринимать информационный мусор и просто некачественную информацию. В противном случае, человек сам лишает себя возможности получить действительно полезную и качественную информацию.

Любая сфера деятельности человека наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

информация в жизни общества

Информация на службе технологий

Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

Управление становится информационным процессом, потому что:

  • в эпоху информационного взрыва рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
  • развиваются массово-коммуникационные процессы;
  • общая теория информации требует тщательной разработки;
  • кибернетика стала наукой об управлении;
  • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
  • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
  • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
  • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

роль информации в жизни общества

Информационная среда

Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс общественного достояния. Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

примеры информации в жизни общества

Рынок информации

Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному потоку финансовой, политической, научной, технической информации.

роль информации в жизни общества и государства

Человек в информационном поле

Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? Информатика и вычислительная техника, разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

Примеры информации в жизни общества

Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

информация в жизни общества картинки

Упорядочивание и систематизация

Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

роль информации в жизни общества государства организации и личности

Возрастание объёма информации

Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

Обработка информации потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

  • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
  • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
  • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
  • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

информация в жизни общества прохоров

Идея информационного общества

Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

  • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
  • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
  • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
  • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

Перестройка мировой экономики

С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

горный водопад

Сегодня каждый из нас вынужден перерабатывать такие объемы информации, которые еще десять лет назад казались совершенно немыслимыми. Специалисты утверждают, что с начала двухтысячных годов количество информации на планете ежегодно удваивается.

Такая ситуация приводит к тому, что влияние информации на человека увеличивается многократно. Вне зависимости от нашего желания этот процесс происходит постоянно, и с каждым новым днем его сила и давление только возрастают.

Хорошо, если это воздействие оказывает положительное влияние на личность человека. Однако, чаще всего приходится сталкиваться с негативными последствиями информационного влияния. А раз так, то очень желательно быть максимально осведомленным в вопросе противодействия такому влиянию.

Все о влиянии информации на человека

Мы давно уже привыкли к термину “информационная война”, но далеко не всегда осознаем ее последствия для нашей жизни и не предпринимаем необходимые действия, чтобы защитить себя от ее разрушительного воздействия.

На самом деле, все, что нас окружает в жизни, представляет собой тот или иной вид информации. Если же научиться навыку поиска и обработки необходимых сведений, то можно не только защитить себя от негативного воздействия, но и использовать даже негативные на свое собственное благо.

В принципе, свои положительные и отрицательные свойства информация приобретает только после того, как я выражаю свое личное отношение к ней. В зависимости от того, что именно я считаю для себя хорошим или плохим, оно таковым для меня и становится.

Большую помощь в вопросе о том, что такое хорошо и плохо, призвано оказать формирование своего собственного представления о понятии информации и обо всем, что с этим понятием связано.

Что такое информация | Виды

Существует множество всевозможных определений и формулировок, связанных с понятием информации. Как говорится, выбирай любое, какое только тебе понравится. Мне же лично пришлось по душе следующее определение.

Информация – это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими системами.

Понимаю, что звучит оно довольно заумно, но, к сожалению, без использования минимального набора научных терминов в этом вопросе просто не обойтись, если хочешь уяснить для себя не форму, а саму суть интересующего понятия. Не зря ведь говорят, что сегодня тот, кто владеет информацией, владеет всем миром.

Как раз вспомнился один народный афоризм, имеющий отношение к искусству пития. А звучит он следующим образом: “Пить можно всем, только нужно знать с кем, когда и сколько”. Так и в случае с информацией: нужно знать, для какой цели она нужна, где ее можно взять, как правильно ею воспользоваться.

В зависимости от конкретных потребностей человека из общего поля можно выделить только то, что нас интересует в данный момент времени. У меня, как у обычного человека, вызывает интерес то, с чем приходится сталкиваться каждый день, а это информация:

  • визуальная – то, что можно увидеть;
  • аудиальная – то, что можно услышать;
  • тактильная – то, что можно пощупать;
  • обонятельная – то, что можно понюхать;
  • вкусовая – то, что можно попробовать на вкус.

Честно говоря, меня всегда удивляло утверждение: “Человек – венец творения”. Ведь все перечисленные каналы получения сведений у человека крайне ограничены по сравнению с представителями животного мира, существующего на планете.

Поэтому, как мне кажется, нет никакого смысла говорить о главенстве, а тем более совершенстве, человека в этом вопросе, по-крайней мере, того человека, каким он является на сегодняшний день.

Лучше всего просто попросить прощения (что я сейчас и делаю) у своего уважаемого читателя за то, что отвлекся от темы изложения, и попробовать рассмотреть вопрос главенства человека в одной из будущих заметок.

корона царя

А пока следует сказать, что кроме способа восприятия, необходимо остановиться также и на формах представления информации, а к таковым можно отнести: текстовую, существующую в виде набора символов и букв; числовую, представленную посредством цифр, знаков, формул.

Также графическую (в виде изображений, схем, графиков); звуковую, устную или в виде записи на звуковых носителях; медиа, пребывающую в формате видео. Представленная классификация позволяет определить источники и пути попадания данных в личное пространство человека.

Она приводится только для того, чтобы уделить этому повышенное внимание, так как с этой проблемой приходится ежедневно сталкиваться практически всем людям без каких-либо ограничений.

Информация и мировоззрение человека

К сожалению, а может быть, и к счастью, не существует такой информационной единицы, которая была бы совершенно нейтральна для жизни среднестатистического человека, потому как он в той или иной степени подвержен воздействию своего окружения.

Самое интересное, что определить окраску той или иной информации (положительная она или отрицательная) можно только на “выходе” из человека. “Ибо не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него исходит” – примерно так, если не ошибаюсь, звучит в Библии.

Поэтому, хочу я того или нет, а чтобы противостоять проискам всевозможных “доброжелателей”, мне придется многократно, подобно водяному фильтру, фильтровать как входящие, так и исходящие из меня, потоки. Сделать это, в некоторых случаях, весьма затруднительно.

фильтрация воды

Очень ярким примером влияния информации на человека для меня стали события Украинской Революции Достоинства. Прекрасно помню, как осенью 2013 и зимой 2014 года во время киевского Майдана, когда практически все украинские СМИ освещали события только со стороны “мирных протестующих”, мне буквально “срывало крышу” от непонимания происходящего.

Массированная информационная кампания, проводимая в условиях отсутствия любых альтернативных источников данных, начала тихонечко отвоевывать те области моего сознания, которые были убеждены в правоте законно избранной власти.

Правда, очень удивляла в то время полная недееспособность ее представителей, что позволяло усомниться в правоте всех ветвей этой власти и пойти по пути изменения своего отношения к “майданутым” из категории “они же дети”.

Слава Богу, хватило здравого смысла, чтобы остаться на своих позициях и определить для себя лично “кто есть кто”. Все последующие события только подтвердили мои оценки и выводы в этом вопросе.

Теперь, когда Крым находится в составе РФ, а “граница на замке”, мне остается лишь посочувствовать жителям Украины, продолжающим свое нелегкое существование в этом “информационном котле”, организованном власть имущими для сохранения своей власти и извлечения сверхприбыли.

На своем личном опыте я убедился в том, что противодействовать негативным данным можно только при помощи своего мировоззрения и внутренних убеждений, которые при любом политическом режиме позволяют быть и оставаться человеком.

Приобретенный таким нечеловеческим образом опыт в вопросе манипуляции сознанием человека с помощью управления информационными потоками позволил научиться отделять плевелы от настоящих зерен.

По этой причине, когда приходится сталкиваться с ситуацией, похожей на поговорку: “На воротах сарая написано … (слово из трех букв), а там – дрова”, начинаешь понимать, что не все то золото, что блестит, а значит, форма не всегда соответствует своему содержанию.

Прежде чем поддаваться эмоциям от увиденного или услышанного, необходимо, что и вменил себе в правило, в первую очередь, исследовать источник этой информации. Если источник достоверный, то и данные окажутся правдивыми.

деревянный сарай

К тому же следует понимать, что у информационных продуктов, так же, как продуктов питания, есть свой своеобразный срок годности или хранения. Если сегодня, к примеру, я назову афроамериканца негром, то прослыву абсолютно не толерантным человеком.

Это только во времена моего детства и юности слово “голубой” означало только цвет, а слово “трахнуть” ничего более, как только “сильно ударить”. Сейчас эти слова несут совершенно другую смысловую нагрузку и вызывают “клубничные” ассоциации только из-за того, что изменился нравственный уровень и мировоззрение массового сознания.

Вот и получается, что срок годности слов в их нормальном значении закончился и заменен на продукт воспаленного воображения отдельных особей массовой культуры. Надеюсь, что это не долго будет продолжаться и скоро на нашей улице будет праздник.

Можно сколько угодно долго приводить множество очень полезных цитат или высказываний по этому поводу, но суть остается одна: свой внутренний (душевный) сосуд необходимо хранить в чистоте и всегда помнить, что ложка дегтя портит целую бочку меда.

бочонки с медом

Как ни странно, но тема информационного влияния на человека затрагивает и вопросы положительных и отрицательных эмоций, процесса мышления человека и его отношения к окружающему миру.

Взаимосвязь информации и эмоций

Чтобы понять эту взаимосвязь, достаточно вспомнить оптические опыты из курса школьной физики: когда через прозрачную призму пропускают пучок белого света, который за счет преломления внутри самой призмы распадается на спектр цветов радуги.

Точно так же происходит и в жизни каждого из нас. Через наши органы чувств извне внутрь тела попадают самые разнообразные сведения о мире, которые в клетках организма распадаются на мельчайшие и неделимые частички, затем синтезируются в новые комбинации и выходят наружу. Происходит это по принципу вещественно-волнового обмена.

преломление света

Ведь не секрет, что все наше мироздание устроено по такому же принципу. Достаточно вспомнить, например, процесс пищеварения и все станет понятно. Наша пища, попадая в пищеварительную систему организма, проходит стадии расщепления на фракции, отбора выделяющейся энергии, считывания входящих данных и отвода отработанного материала.

Полученная в этом процессе энергия и информация используется для поддержания жизнедеятельности организма за счет формирования новых энерго-информационных структур. Необходимым и достаточным механизмом в этой системе (той самой призмой) и выступает наше мировоззрение.

Если оно становится мозаичным, а именно: когда мир един и целостен; когда все упорядочено, взаимосвязано и взаимозависимо; когда все процессы и явления возникают по мере развития; то система работает стабильно и надежно.

Если же этот механизм начинает работать по калейдоскопической схеме, когда все случайно; кругом хаос, отсутствуют причинно-следственные связи; то и вся система в целом начинает сбоить и разрушается.

Чтобы успешно противостоять негативному влиянию сведений и в итоге выйти победителем из информационной войны, необходимо обладать соответствующим инструментарием, позволяющим определять наше местоположение в театре боевых действий.

Лучшим инструментом, подходящим для этого, как мы уже говорили ранее, являются наши эмоции, и в частности, ощущение радости. Это подобно тому, когда скрипач исполняет любимое произведение только при наличии подходящего эмоционального настроения.

скрипач играет

Если скрипка хорошо настроена, и скрипач обладает достаточным уровнем исполнения, то и мелодия получится красивой и способной вызывать у слушателей самые светлые и прекрасные чувства и эмоции.

Так вот, если мои цели сформированы под влиянием моего материального эго и находятся в области низкочастотных вибраций и излучений, то мое мировоззрение станет калейдоскопическим, а значит, ущербным, так как не принесет истинной радости.

Тогда любая входящая в меня информация будет еще больше содействовать моему погружению в низкочастотные глубины, так как ее исходящий спектр будет постоянно сужаться в сторону темных тонов.

В том случае, когда мои цели будут продиктованы моим духовным началом, и мне удастся их расположить на уровнях высокочастотных вибраций, то у моего мировоззрения есть шанс стать мозаичным и ощутить во всей полноте состояние радости и счастья.

Поэтому входящие в меня информационные потоки, будут еще больше способствовать переходу на высокочастотные уровни, так как исходящий спектр будет постепенно расширяться в сторону светлых тонов.

В любом случае, конечный результат будет зависеть только от моего выбора, представляющего собой один единственный вариант из всего множества возможных информационных решений.

Сделаешь правильный выбор – получишь достойное воздаяние, а ошибешься – не избежишь заслуженного возмездия.

Когда-то я не мог себе даже представить, что звук, к примеру, может иметь свой определенный цвет, а насыщенность цвета можно определить с помощью звука. Однако, существующие сегодня технологии обработки и передачи данных позволяют не только соединить в единое целое несовместимые ранее явления природы, но и открыть их новые закономерности.

Выводы

Как бы там ни было, а для меня вполне очевидным является факт, что в вопросе определения степени влияния информации на человека роль главной скрипки принадлежит самому человеку и полностью зависит от его отношения к окружающему его миру.

Стоит ему только чуть-чуть отклониться в сторону своего плотского эго – как тут же он попадает в калейдоскоп собственных иллюзий и заблуждений и теряет смысл своего бытия со всеми вытекающими из этого последствиями.

А если выбирает свою духовную природу, то, пусть и не сразу, но обязательно обретает мозаичное мировоззрение, дающее ему ощущение радости и счастья от пребывания на земле и освобождающее от любого негативного воздействия информации на его жизнь.

А на этом, дорогой читатель, спешу откланяться, дабы не утруждать вашу утонченную натуру всякими околонаучными терминами и понятиями… Огромное вам спасибо за то, что осилили сей труд до конца.

Особенно буду вам признателен, если вы поделитесь своим мнением касательно данной заметки в комментариях или сообщите о полученной информации своим друзьям в социальных сетях. А чтобы не пропустить выход новых заметок, подпишитесь, пожалуйста, на новостную рассылку.

Читайте также: