Моя деятельность дома и в школе

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Расширить представления воспитанников о способах создания уюта в доме.

Обучающая - ознакомить учащихся с основными качествами интерьера

Развивающая – прививать умения к созданию уюта, комфорта, эстетики быта.

Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, чувство меры и гармонии. Прививать навыки культуры труда и аккуратности.

-Ребята, я вас попрошу каждого вытащить предмет из черного ящика и подумать над темой занятия. (фоторамка, цветок, картина, занавеска, мебель, коврик)

СЛАЙД 2 Что такое дом?( ответы детей)

-Помимо дома какие есть еще жилые помещения? (ответы детей: квартира, комната)


-Мудро сказано, не дом хозяина красит, а хозяин дом. Ведь только от самого человека зависит, как обустроен его дом, уютно ли в нем.

- Пройдет время, вы окончите школу, учебное заведение и будете создавать свою семью, свой дом. Но уже сейчас вы приобретаете умения и навыки, которые необходимы, чтобы стать хорошей хозяюшкой и хозяином. Как вы думаете, какие это умения и навыки?
( делать уборку помещения, мыть посуду, стирать одежду, ухаживать за ней, ухаживать за обувью, шить, готовить блюда.)

СЛАЙД 4 Задание: здесь зашифрованы слова и их нужно отыскать.

ВПЕРГШУ МЕБЕЛЬ КСАОВН ШТОРА МГИСЧЬЭЮПРМКОСИН ЦВЕТЫ ЖЮУВАЕНДЧ ЛЮСТРА ДИКЩСУМЩЮЗДЯФ КАРТИНА ВМБУ ИНТЕРЬЕР АГУЖХ (мебель, штора, цветы, люстра, картина, интерьер)

-Для чего всё это нужно? (для создания уюта в доме)

Ребята, скажите, зачем нужно создавать уют в своих домах и квартирах? (ответы детей: дом для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно. )

-Слово интерьер. Что оно означает? Слайд 5

Интерьер в переводе с французского – "внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома.

Интерьер – это внутренний мир дома.

Интерьер – это обстановка внутри помещения.

- Основными качествами интерьера являются: функциональность, гигиеничность, эстетика .

Функциональност ь способствует нормальным условиям проживания. У каждого помещения квартиры есть свое назначение (функция): кухня, спальня, гостиная, столовая, детская.

Гигиеничность совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно – гигиенического оборудования.

Эстетичность расположение предметов интерьера в пространстве, их соотношение друг другу, отделка поверхностей, цветовое и световое оформление, формы и характер оборудования, декоративное убранство, озеленение.

-Для комфортного проживания пространство жилого помещения зонируется – делится на отдельные зоны. (КУХНЯ, СПАЛЬНЯ, СТОЛОВАЯ, ГОСТИНАЯ. ТУАЛЕТНАЯ КОМНАТА. ВАННАЯ КОМНАТА, ДЕТСКАЯ, ПРИХОЖАЯ)

Зона приготовления пищи –кухня.

Зона приема пищи – столовая с большим столом и стульями

Зона отдыха , приема гостей – гостиная с мягким диваном, креслами, журнальным столиком, телевизором .

Зона сна – спальня . Желательно, чтобы у каждого члена семьи была своя спальня или одна родительская, другая детская.

Санитарно-гигиеническая зона – ванная и туалетная комнаты.

Декоративное убранство ( Это декоративные элементы, украшающие быт человека: тканые ковры, посуда, цветы, картины, музыкальное оформление)

СЛАЙД 15 Светильники (торшеры, бра, ночники, люстры)

СЛАЙД 16 Декоративные ткани (Это все виды текстильных изделий, используемых для отделки и оформления квартиры: обивка мягкой мебели, ковры и дорожки, занавеси на окна и двери, покрывала и скатерти).

СЛАЙД 17- 23 ПРИМЕРЫ ЦВЕТОВЫХ ГАММ

-Как называется профессия, человек которой занимается созданием внутреннего мира дома. Профессия – дизайнер. Дизайнер профессионально занимается созданием интерьеров. Но чаще всего интерьер в доме создает сам хозяин. Сейчас очень модно украшать интерьер предметами, которые созданы или декорированы своими руками.

Мл.дети- создают уют и красоту в доме.(муляж домика)

Старшие дети – на чертежах создают свой интерьер.

Создадим уют своими руками.

А теперь внимательно послушайте загадки о чистоте в доме:

Он, особенно свежий, нужен всему живому для существования (воздух).

Она приходит в дом после проветривания (свежесть).

С ней надо постоянно бороться, перед ежедневной уборкой помещения (лень).

Она приходит после уборки помещения (чистота).

Её постоянно надо открывать, чтобы проветривать помещение (форточка).

Для неё нужны всегда веник, тряпка и вода. (Уборка)

Дети встают в круг , передают игрушку и говорят:

в дальнейшем мне…

Спасибо всем за занятие.


Полный текст материала Конспект занятия "Уют и красота в нашем доме" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Разработка внеклассного мероприятия на тему

-способствовать формированию представления о труде и трудовых поручениях, их роли в развитии личности ребенка.

- определить круг обязанностей в семье;

-воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям;

- создать эмоциональный настрой, атмосферу группового доверия, сплоченности детей;

- научить детей вести беседу, высказываться самим и слушать других.

- Сегодняшний классный час я хотела бы начать с приветствия. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, пожмём руку соседу справа, теперь соседу слева. Улыбнемся соседу справа, соседу слева. Этим рукопожатием и улыбкой мы хотим показать друг другу, что у нас хорошее настроение, положительный настрой и мы этим делимся со своими одноклассниками.

- какова же роль труда в жизни каждого человека?

Терпенье и труд….(все перетрут).

Не спеши языком….(торопись делом).

Под лежачий камень…(вода не течет).

Любишь кататься…(люби и саночки возить).

- Молодцы! Справились с заданием.

- А как можно назвать людей, которые любят и уважают труд?(трудолюбивые)

- А где можно заниматься трудом?

- А в семье можно?

- Все ли в семье трудятся? Приведите примеры.

- На столе у вас карточки с теми видами трудовых обязанностей, которые могут и должны выполнять члены семьи (мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду). 1 группа ищет трудовые обязанности папы, 2 группа – мамы, 3 группа – бабушки и дедушки, 4 группа – детей. Что у вас получилось? Каждому нашли дело? Молодцы!

- Молодцы! Какие хорошие детки собрались у меня в классе! Я теперь смело могу называть вас трудолюбивыми!

- Существует две точки зрения:

1. Мужчина не должен заниматься женскими делами. Он должен выполнять в доме только мужскую работу: носить тяжести, строить, ремонтировать, копать огород.

2. В семье все должны друг другу помогать.

Как вы считаете, кто прав?

Пока мы подметали пол, мыли посуду, поливали цветы, Никита мечтал, как помочь маме.

- Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится. А вдруг она захочет не картошку, а макароны, а я их варить не умею?! Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно маме понравится. А если захочу, то и пирог могу испечь.

Пришел Никита домой, портфель на стол бросил, куртку на стул, шапку на кровать. Уселся за компьютер, порисовал, в шашки сам с собой поиграл, а тут и мама пришла.

- Когда же Никита успел так много дел переделать?!

Работа в парах. Дайте совет Никите, выбрав подходящую пословицу:

1. Много слов, но мало дела.

2. Мой дом – моя крепость.

3. При солнышке тепло, а при матери добро.

4. Не спеши языком, торопись делом.

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки) : Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель : Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу”. Пословицы разделены на две части, соедините части правильно

Когда семья вместе,

так и душа на месте.

В гостях хорошо,

Дети не в тягость,

не страшна и туча.

Согласье да лад –

не рукавом трясти.

Учитель : Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7.

Число 7 – необычное, это магическое число:

  • 7 - цветов радуги
  • 7 - чудес света
  • 7 - нот гаммы

- Что нужно, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?!

помогать друг другу;

не убирать в комнате;

просить купить себе игрушки;

поздравлять с праздником.

заботиться о младших.

Подведение итогов

-Что вам понравилось на сегодняшнем мероприятии?- Что не особо понравилось?

-Какое у вас настроение?

-Что на занятии запомнилось больше всего?

_ Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу дать вам совет: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.

1. В помощь классному руководителю; Красико-Принт - Москва, 2003. - 176 c.

2. Классные классные дела в начальной школе. Методические разработки воспитательных дел в классе; Сфера - Москва, 2007. - 160 c.
3. Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 2; Сфера - Москва, 2008. - 192 c.
4. Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 5; Сфера - Москва, 2009. - 160 c.
5. Классные часы на темы этикета. Тематические занятия, ролевые игры, тренинги. 5-11 классы; Глобус, Планета - Москва, 2011. - 175 c.
6. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании; Центр педагогического образования - Москва, 2007. - 112 c.

7. Классные часы. 2 класс; Учитель - Москва, 2008. - 272 c.
8. Справочник классного руководителя. 1-4 класс; Виктория плюс - Москва, 2007. - 112 c.
9. Агафонова А. Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов; Академия Развития - , 2009. - 288 c.
10. Боброва Л. В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы; Феникс - Москва, 2009. - 416 c.
11. Боброва Л. В. Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники; Феникс - Москва, 2007. - 260 c.
12. Голерова О. А., Гурова Е. В. Выбор профессии - дело семейное? Пособие для учителя; Просвещение - Москва, 2008. - 780 c.
13. Горлова Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы; Феникс - Москва, 2010. - 288 c.
14. Дик Н. Ф. 100 добрых дел - для нас не предел; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
15. Дик Н. Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах; Феникс - Москва, 2008. - 336 c.
16. Дик Н. Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах; Феникс - Москва, 2008. - 352 c.
17. Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 классах; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
18. Дик Н. Ф. Лучшие профильные классные часы в школе "Моя будущая профессия"; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
19. Дик Н. Ф. Новые стандарты второго поколения в 5-7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
20. Дик Н. Ф. Развивающие игры на уроках и переменках в 1-2 классах; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
21. Дик Н. Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
22. Дик Н. Ф. Цель - дружный класс!; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
23. Дьячкова Н. М. Формирование эмоционального климата классного коллектива; ЛКИ - Москва, 2008. - 160 c.
24. Максимова Т. Н. Классные часы. 1 класс; ВАКО - Москва, 2011. - 272 c.
25. Мищенкова Л. В. Классные часы для учащихся 1-4 классов; Академия Развития - , 2009. - 192 c.

26. Перекатьева О. В., Подгорная С. Н. Современная работа с родителями в начальной школе; ИКЦ "МарТ", МарТ - Москва, 2005. - 192 c.

27. Тыртышная М. А. Все лучшее - впереди. Социально ориентированные формы работы со школьниками; Феникс - Москва, 2006. - 288 c.

28. Щуркова Н. Е. Классное руководство. Игровые методики; Педагогическое общество России - Москва, 2008. - 224 c.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или законных представителей.

Для детей очень много сделано не только в нашем государстве, но и в целом ряде государств. Предпосылкой разработок прав и обязанностей детей являются примеры из истории в разных странах, да и у нас в России.

Нечеловеческие условия жизни детей, рабский труд, тяжёлая жизнь, нищета были характерны в 17-19веках. Лишь в 20 веке были приняты нормативные правовые акты о правах и свободах ребёнка, обеспечение его интересов.

После рождения ребёнок регистрируется и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

О правах детей говорится и в Семейном кодексе Российской Федерации, а также в Конституции Российской Федерации.

Я считаю, права всем детям необходимо знать, так как это даёт ряд преимуществ для настоящей и дальнейшей жизни.

Рассмотрев перечень законов о правах ребёнка у нас в стране и за рубежом, можно перейти к правам ребёнка в школе и дома. Если каждый учащийся будет знать свои права и обязанности в школе и дома, то он вырастет грамотным, будет знать границы дозволенного и недозволенного, станет полноценным гражданином своей страны, не будет нарушать законы, сможет принести пользу семье и обществу.

Основные права ребёнка в школе: учащиеся имеют право высказывать своё мнение о качестве образовательного учреждения, вносить предложения об изменении в образовательную деятельность школы, использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону, принимать участие через cоответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечания, критиковать руководство школы, выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов, использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

Эти права имеют исключительно ценное значение для учащихся, так как

рассчитаны на развитие всесторонне развитой личности в дальнейшем, умеющей самостоятельно мыслить и оценивать как свои поступки, так и окружающих людей. Научившись правильно использовать свои права в школе, дети во взрослой жизни, я думаю, будут приспособлены к жизни.

Большинство времени я провожу в школе, которая оказывает на меня огромное влияние. Жизнь нашей школы определяется её Уставом, в котором говорится, что обучающиеся имеют право на:

1)получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего(полного) в соответствии с федеральными государственными стандартами;

2)обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану. Условия обучения по индивидуальным планам регламентируются Уставом школы.

3)бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы;

4)участие в управлении Школой в форме, определяемой уставом школы;

5)уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации,

на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

6)привлечение к труду, не предусмотренному сбразовательной программой;

7)получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг;

1)соблюдать Устав и другие локальные акты школы;

2)выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных образовательными программами и учебными планами;

3)бережно относиться к имуществу школы;

4)уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;

5)выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутренного распорядка;

6)соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены;

7)присутствовать на занятии строго в школьной форме, иметь сменную обувь;

8)находиться на уроках физкультуры в спортивной форме;

Обучающимся школы запрещается:

приносить, передавать, использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса или деморализовать образовательный процесс;

приносить, передавать, использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам, возгоранию и отравлению;

применять физическую силу для выяснения отношений;

осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм, порчу личного имущества обучающихся и сотрудников школы, имущество школы;

игнорировать образовательную деятельность в школе;

пользоваться мобильными телефонами и иными средствами сотовой связи во время занятий.

Сейчас дети без опеки родителей, мало кто самостоятельно изучает права ребёнка и законы. Большинство детей в свободное время сидят на сотовых телефонах, компьютерах и других мобильных аппаратах. Общаются со сверстниками, играют в игры, заходят в интернеты, хорошо разбираются в информационно-компьютерной технологии. О правах, наверно, редко задумываются, когда дело доходит до конфликта в школе и за её пределами, только тогда. А свои права следует знать, даже дома у себя.

Дома ребёнок имеет следующие права:

-жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

-на общение с родителями и другими родственниками, когда ребёнок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

-на воссоединение с семьёй(в случае необходимости ребёнок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из неё);

-на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребёнка;

-на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц их заменяющих, а также государства(в том случае, если ребёнок остаётся без попечения родителей);

-на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

-в том случае, когда родители и ребёнок проживают на территории различных государств, местом жительства несовершеннолетних , не достигших 14лет, признаётся место жительства родителей.

1)каждый ребёнок имеет право выражать своё мнение. Если он способен сформулировать собственные взгляды на вопросы, касающиеся его интересов, то родители и любые другие взрослые должны уважать его право свободно выражать их, с учётом своего мнения.

2)ребёнок может изменить своё имя, если оно ему не нравится по достижению им 14лет;

3)защита прав ребёнка возлагается на родителей. Орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд.

4)каждый ребёнок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. Он вправе обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а также к социальному педагогу школы, центр экстренной психологической помощи по телефону.

Вышеперечисленные права помогают детям стать полноправным членом своей семьи, села, республики, страны. Но, если ты видишь, что родители все силы вкладывают в твоё воспитание, и где-то в семье возникает конфликтная ситуация, не следует заострять, нужно уметь прощать, потому что они любят нас, делают во благо нам. Другое дело, если будут ущемляться мои права с корыстной целью, думая о своих личных интересах, так как находятся и такие родители.

Знание своих прав помогает ребёнку: в сложившейся трудной ситуации он сможет защитить свои права и права маленьких детей, обратившихся к нему за помощью.

В семье, по-моему, каждый ребёнок должен управлять своими поступками и поведением, а также в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия, научиться заниматься самовоспитанием и самообразованием, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, приобретать знания.

Нужно находить компромиссные решения прежде всего в семье, с собственными родителями, это поможет в дальнейшей жизни, так как мы живём в обществе.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект классного часа "Мой труд дома и в школе"

Мой труд дома и в школе.

Краснощёкова Анна Михайловна

учитель начальных классов

Вот и наши первые гости.

Гигиена: (выталкивая Лентяйкина)

Тротуар ему не нужен,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно,

Что ты делал? Где ты был?

Как на лбу возникли пятна

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик? Ребята, вы догадались?

Учитель: Так это же Лентяйкин! Он живет в городе Лентяйске, что рядом со станцией Грязнулька. Люди, проживающие в них, очень похожи, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто писать в своих тетрадях и читать книжки. Они любят мечтать.

Лентяйкин: Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать,

И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места —

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала б

Говорить, что я лентяй.

Учитель: Страшный лентяй! Да, у каждой вещи долж­но быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тет­радки. Если все вещи будут под руками — их не надо будет ис­кать, когда они понадобятся.

А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера —

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень —

И длиннее станет день!

Учитель: Ребята, а как же нам помочь Лентяйкину избавиться от лени и неряшливости?

Девочки из класса: А можно мы? (берут за руки Лентяйкина)

Если лень к тебе привяжется случайно,

Прогони ее подальше в тот же час,

Потому что это стыдно и печально,

Если лодыри растут еще у нас.

Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола,

И одно лекарство только есть — трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Кто догадался и понял о чём сегодня пойдёт речь?

- Верно, тема классного часа звучит так…

Мой труд в школе и дома.

Дети. С трудом мы очень дружим,

Ведь это нам знакомо.

Сейчас мы вам расскажем,

Как помогаем дома.

Учитель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

Цыпленка надо напоить,

Котенка надо накормить,

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

И грядку надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

А тот, кто дела не найдет,

Пускай скучает целый год.

- А как вы помогаете своим родителям? Что вы уже умеете делать сами? Какую работу вам доверяют?

- Раз вы такие умелые, пора поделиться своими знаниями. Сделаем это через разбор ситуаций.

Давайте представим такую си­туацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? ( Снимаем обувь и переодеваемся. )

- Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте по­смотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.

- Объясните, что мы будем чистить в первую очередь - обувь или школьный костюм. ( Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви. )

- Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть по­суду. ( Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высо­хнуть, и после стирки руки чистые - можно мыть посуду. )

- Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. ( Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом - полами. )

- Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. ( Гла­дим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье мо­жет касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается. )

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Папе ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Маме ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Все тарелки перебила,

Учитель. Ребята, вы бы обрадовались такой помощи? Делать нужно только то, что умеешь и делать только хорошо!

Этот чистит валенки,

Моет сам калоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Учитель. Кто расскажет, как ухаживать за обувью.

( Наливаем в ведро для мытья полов теплую во­ду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.)

- А можно ли намазывать обувь кремом перед выходом на улицу? Почему?

Учитель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.

Учитель. Кто покажет как ухаживать за цветами. ( Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)

Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка за­глянем в одну из квартир.

Ведущий. Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком.

Вова. Я вам вовсе не девчонка,

Не пойду за молоком!

Ведущий. Мама смотрит без улыбки.

Мама. Что же, сделаешь ошибку:

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Ведущий. Постоял, подумал он.

Вова. Ну, давай уж свой бидон.

Ведущий. Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

Вова. Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Ведущий. Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Дядя. Видно, маме помогаешь.

Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.

Тетя. Смотри сюда.

Помогает мальчик маме,

Это ведь не ерунда.

Ведущий. И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал,

Молоко не расплескал.

Вова. Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Учитель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку . Кто быстрей сметет вени­ком мусор на совок? ( Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)

Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.

- Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

- Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

- Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

-Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.

- Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.

- Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

- Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!

Многие люди считают, что всю работу нужно поделить на женскую и мужскую список женских работ почему то в несколько раз длиннее, чем мужской. Правильно ли это?

Три мальчишки вечерком

Болтали, сидя за столом…

Стихотворение Э.Успенского “Если был бы я девчонкой”

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл.

Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!

3 мальчик: Мама сразу бы сказала:

Все: “Молодчина ты, сынок!”

-Все эти дела могут делать только девочки или только мальчики?

- Что мешает нашим героям помогать маме?

- Что бы вы им посоветовали?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда и всем хочется прийти. Каждому хочется иметь такой дом.

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.

А сейчас, вы попробуйте самостоятельно сформулировать правила-обязанности по дому, по моему наводящему слову.

(Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.)

Книги и учебные принадлежности

(После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место)

(Если насорил – собери мусор, вытри пыль.)

(следи за своими вещами, за чистотой обуви).

(Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.)

- Какие у вас обязанности по дому?

- Что можно и нужно каждый день делать самим?

(Ежедневно умываться, чистить зубы, мыть после себя посуду, застилать кровать, прибирать в комнате, ухаживать за одеждой и обувью, следить за носовым платком и др.)

- А вот как наши ребята дома помогали родителям.

Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем.
Как трудиться мы умеем
Утром, вечером и днём.

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

Рисовал картинку Вася.
Он художник, спору нет,
Но зачем свой нос раскрасил,
В красный, желтый, синий цвет?

В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

Вова пол натёр до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем,
И сейчас всем обещаем:
Слушать мам всегда во всём,
Утром, вечером и днём!

- Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)

- Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

-Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.

И эта умная страна – страна, где вы живёте.

Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много ПОСЛОВИЦ. Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд кормит и одевает.

Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Муравей не велик, а горы копает.

-А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Что нового вы для себя взяли с классного часа?

Подпрыгните те, кому все понравилось.

Больше всего мне понравилось…

Я теперь точно знаю, что …

- Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми!

Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретённые дома и в классе, пригодятся вам и во взрослой жизни.

Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Читайте также: