Почему в мире существует зло кратко

Обновлено: 06.07.2024

Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, – это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью.

Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом?

Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло?

Что такое зло?

Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак.

Отсутствие света есть тьма.

Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра.

Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает?

Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно – порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует.

Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти.

Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю.

– То есть зло – это извращенное состояние воли разумных существ?

– Да. Это состояние богоборчества и богопротивления. А как сила, направленная против Создателя, оно всегда разрушительно.

Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Так откуда же в мире зло?

Итак, – хвала тебе, Чума,

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье.

Бокалы пеним дружно мы,

И девы-розы пьем дыханье, –

Быть может. полное Чумы.

А чума косила их одного за другим.

Зло – процесс духовного самоуничтожения личностей, отвернувшихся от Бога.

Может ли избравший зло радоваться своему выбору?

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Среди бесплотных духов святостью и духовным величием особенно выделялся один – Денница, или Люцифер (что значит Светоносец). По своей близости к Богу он превосходил всех остальных ангелов.

Вы помните, что ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании и утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел так же, как и каждый из нас, обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее.

Теперь скажите, в каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? – Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. В этом – величайшее падение.

Денница, высший ангел, залюбовался своей тварной, ангельской красотой. Он отверг любовь к Богу и пожелал сам занять место Бога.

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев желтых, облетевших,

Стоит его недвижный трон;

На нем, средь ветров онемевших

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

Отпав от Бога?

Однако далеко не все ангелы последовали падшему Деннице. Большинство остались до конца верны Богу, они отвергли от себя соблазн темных ангелов. Дьявол и демоны его были низвергнуты с Небес, жилищем их стала сфера поднебесная – физическое пространство видимого мира. Будучи темными, злыми духами, испытывая бессилие перед Богом, демоны завидуют всему светлому и доброму. Однако они настолько укоренились во зле, что покаяние стало для них невозможно.

Не имея внутри себя покоя и мира, испытывая холод одиночества, демоны своей целью полагают всеобщее уничтожение. Внутреннее содержание демона – неимоверная ненависть к Богу. Они исполнены ненависти ко всему существующему, способны нести только разрушение и муки.

– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

За сознательное противление Богу и всему доброму дьявола со всеми падшими ангелами ожидают вечные муки, предначатие которых они испытывают уже сейчас.

Но, может быть, демоны исправятся?

Однажды к преподобному Антонию Великому пришел дьявол и начал рыдать,

– Кто ты и что с тобой случилось? – спросил преподобный.

– Святой отец, – ответил дьявол, – я не человек, я – злой демон.

– Что же тебе нужно?

– Ничего более, – отвечал злой дух, – кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние дьявола?

– Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, – сказал святой.

В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.

– Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?

Святой Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению!

Вдруг перед святым предстал ангел Божий и сказал:

– Зачем ты молил Господа за дьявола? Ведь Он приходил искушать тебя!

– Я этого не знал, – ответил Антоний. – Почему же Господь не открыл мне этого?

– Не смущайся, – ответил ангел. – Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему:

– Ты – древнее зло, ты – сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!

Сказав это, ангел скрылся. На другой день дьявол снова явился в образе плачущего человека.

Когда святой Антоний передал ему слышанное от ангела, злой дух засмеялся и сказал:

– Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!

Сказав это, дьявол исчез.

– Да, – подумал святой Антоний, – поистине древнее зло не может сделаться добром!

К чему привела зависть демонов?

Порочное существо, если видит нравственную чистоту и достоинства другого, то испытывает лютую зависть. Лишь чистая, боголюбивая праведная душа порадуется чужому счастью. А собственная испорченность хочет, чтобы все вокруг были такими же.

Дьявол позавидовал райской жизни первых людей и решил лишить их блаженства. Произошло искушение наших прародителей, и они не устояли.

Святое Откровение так описывает историю грехопадения первых людей:

Представленное повествование является не мифом или аллегорией, а реальной историей. В этих простых словах заключена величайшая трагедия, случившаяся с человечеством.

Кто скрывается за змеем?

Само ли по себе пресмыкающееся – змей – искушало людей? Поскольку змей обращается к жене, рассуждает, клевещет на Бога, то можно точно утверждать, что в данном случае действует существо разумное, то есть личность, и при этом личность недобрая, лживая.

Образ змея наиболее соответствует характеру дьявола, так как напоминает вкрадчивость, изворотливость и ядовитость падшего в глубину духовной тьмы.

– То есть пресмыкающегося не было? – Было! Невидимый змей – злой дух – воспользовался животным – змеем как орудием для совращения человека.

Он специально обращает свое обольщение вначале на Еву, то есть женщину, существо более слабое и склонное к чувственности.

Самая страшная ложь

Лукавый специально пытается расширить запрещение Бога (ведь Господь повелел не вкушать всего от одного дерева), чтобы представить Его Существом суровым. Демон хочет подорвать доверие человека к Богу, показать, будто Господь не любит людей и не заботится о них. Но главное, дьявол свое обращение к Еве предлагает в форме вопроса, чтобы вовлечь ее в диалог с собой.

Представьте стог сена; как бы ни был он велик и плотно уложен, достаточно к одной травинке прикоснуться язычку пламени, и от сена останется лишь пепел. Так и человеку, достаточно только обратить внимание на лукавого, вступить с ним в самый небольшой контакт, и это уже влечет за собой бедствие души. Первая ошибка Евы заключалась в том, что она вообще стала отвечать на вопрос змея.

Казалось бы, еще нет ничего худого, Ева всего лишь ответила, что Бог запретил вкушать только от одного дерева. Но посмотрите внимательно: в словах Евы уже словно присутствует нота недовольства Божией заповедью, и она почему-то добавляет, что Господь запретил даже прикасаться к дереву.

Гипнотизм демона

К нам сегодня приходил

Наш знакомый Крокодил.

Говорил: «У вас в пруду

Я друзей себе найду.

У вас тут плавают ерши –

Увидел Крокодил ершей,

Улыбнулся до ушей,

И слышится из пасти:

Удав, желая задушить жертву, сначала гипнотизирует ее своим взглядом. Животные цепенеют, чуть ли не сами уже лезут в пасть змея. Ошибка Евы заключалась в том, что она вообще обратила внимание на слова демона и тем более продолжала беседовать с ним, хотя знала его богоборческую сущность. Воздействие лукавого духа гипнотическое. Змей льстивым вопросом, под видом заботы о благополучии человека, привлек внимание к себе, а затем достиг и сочувствия Евы. Семя недоверия к Богу посеяно в ее душе.

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Но ведь Господь и так изначально предназначил человека к богоподобию. Только достичь это возможно путем единения с Богом, когда наша воля свободно следует за волей Божией. Тогда Господь постепенно преображает человека, все более приобщая его к Своим свету и вечной жизни.

Ошибка первых людей заключалась и в том, что райское дерево они посчитали за некий талисман, насильственно овладев которым будто бы можно было мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

Почему прародители пали

Согласно одной австралийской легенде, собака и кенгуру некогда были людьми и превратились в таких животных тогда, когда сами стали вести себя как собака и кенгуру.

Никто не принуждал первых людей идти вопреки заповеди Божией. Как бы ни была велика сила соблазна, исходившего от дьявола, она нисколько не нарушала изначальной свободы человека. Прародители могли и принять вражеское обольщение, и отвергнуть его. Ведь их душа была совершенно свободна от какого-либо порока, и поэтому она не испытывала внутреннего влечения ко греху.

Нарушение заповеди Божией было не навязано людям, а предложено, они добровольно отдали себя в послушание демону.

Плод нерадения

Господь заповедал людям возделывать Рай и хранить. Это означало необходимость постоянно заботиться и хранить в своей душе состояние богообщения. Прародители проявили беспечность, стали невнимательны к общению с Богом, потому и не сохранили себя в состоянии райском, благодатном.

Адам еще не знал, что с ним будет, когда окажется без Бога. Человек без Бога – ничто, но прародители еще не обладали опытным знанием этого. Однако от человека подобного и не требовалось. Ему необходимо было постоянно помнить, кто он вообще есть: тварное существо, счастье которого зависит от близости Творцу.

Так началась духовная катастрофа человечества, приведшая и всю сотворенную Вселенную к страданиям.

Но винить ли нам праотцев?

Размышляя о грехопадении наших прародителей и последствиях этого во всем мире, может невольно возникнуть мысль, что вся вина лежит только на праотцах.

Как бы мы поступили на месте Адама и Евы?

Ах, как много переносим

Мы и горя и забот;

Землю пашем, сено косим,

Так что градом льется пот.

Кабы этак не сгубили

Долю праотцы свою,

Мы теперича бы жили

Припеваючи в раю.

Али это не обида –

Нам терпеть за грех чужой, –

Так ворчала Стефанида,

С поля идучи домой.

– И Адам не меньше

Виноватый в том.

Ты не жениным советом,

А своим живи умом.

Сзади шел один богатый

Барин, добрый, дароватый.

Он их ропот услыхал

И с участием сказал:

– Не вините безрассудно

Вы родителей своих.

Слова нет, что жить вам трудно.

Но ведь это не от них.

Вы б не лучше поступили,

Твердо я уверен в том.

Кабы вы бы сами были

В положении таком.

Чтобы больше вы не смели

На судьбу свою роптать,

Я хочу на самом деле

Вашу твердость испытать.

Завтра вы ко мне придите,

Я вам дам особый дом.

В нем живите, как хотите,

Не печальтесь ни о чем.

У меня работать в поле

Вас не будут принуждать.

Жить вы будете на воле,

Сладко есть и отдыхать.

Ваше платье очень худо –

Я велю другое дать.

И к столу четыре блюда

Ежедневно подавать.

Ешьте все вы на здоровье,

Кроме блюда одного.

А потом оно закрыто.

Ну и что им до него.

Им теперь уж все довольно

Их оставила нужда,

Только мучает невольно

Любопытство иногда.

Раз, сидя за этим блюдом,

Стефанида говорит:

– Что ж за кушанье под спудом

Тут секретное стоит?

Кабы это было можно

Заглянуть туда глазком,

Или с края осторожно

Хоть лизнуть бы язычком.

Ведь от этого не будет

Нам с тобою ничего.

Да оно и не убудет,

Если взглянем на него.

– Так, пожалуй, это можно, –

Ей на то Пахом сказал. –

Посмотри, но осторожно,

Чтоб хозяин не узнал.

– Да не бойся, не узнает, –

Говорит ему жена.

И поспешно открывает

Блюдо тайное она.

Видят чудо – не варенье и не пышки.

Кто представит их испуг?

Две проворненькие мышки

Быстро выскочили вдруг.

Стефанида испугалась,

Крышку на пол уронив.

И сама чуть не упала,

Крышку вдребезги разбив.

Крышка вдребезги разбилась,

Мышки спрятались под стол.

В это время дверь открылась

И сам барин к ним вошел.

– Так-то слово вы сдержали,

Грозно крикнул он на них. –

И не вы ли осуждали

Прародителей своих.

Тут подал он наставленье,

Им полезное сказал.

И назад опять в селенье

Перебраться приказал.

И пошли они, вздыхая,

В деревенский домик свой,

Как изгнанники из рая,

С сокрушенною душой.

Путь их к хижине убогой

Им теперь не весел был.

А Пахом жену дорогой,

Будто правый, все корил.

Да уж полно плакать, не поможет, –

Наконец сказал он ей.

Осуждать так всякий может,

Да не сделает умней.

Какое определение злу могли бы дать вы?

Если Бог создал все добрым, то как и когда появилось зло?

Может ли, на ваш взгляд, служитель зла быть счастлив?

В чем заключалось грехопадение первых людей?

Какую самую главную ошибку допустила Ева?

Почему гибельно вступать с демоном даже в самый небольшой контакт?

В чем же состояла причина падения наших прародителей?

Источник: Сокровенный мир Православия / Валерий Духанин. - 4-е изд., испр. – Москва : Издательство Московской Патриархии, 2009. - 536 с.

За всю историю человечества, наверное не было ни дня, прожитого без насилия, убийств, кражи, обмана и т.д. Мир полон этих явлений, и мы сталкиваемся с ними на своём, либо чужом опыте. Как возможно такое, что одни люди добры, а другие наполнены злобой, ненавистью, и всем, что называется пороками и грехами? - ответ очень прост!

Для осмысления вопроса необходимо понимать, что зла как такового не бывает вовсе. Также, как и не существует добра!

Всё, считаемое злом, есть проявление эмоции под названием страх. А то, что признано добротой, является выражением другой эмоции - любви. Ради этих эмоций происходит жизнь во Вселенной. Но для неё, они не имеют полярности, ибо Вселенная нейтральна.

Каждый Человек сам для себя решает, что есть добро, а что зло, что ему можно, а что нельзя.

Решения принимаются в соответствии с запросами, с которыми каждый пришёл в этот мир. Запрос - это желание получить конкретный опыт. Вот почему одни люди способны на жестокость, и проявляют её, другие же и мухи не обидят. У каждого своя миссия в игре под названием жизнь. Но люди социальны, и свобода одного может заканчиваться там, где начинается свобода другого. И вот именно поэтому, нам необходимо мерило того дозволенного. Таким эталоном служит религия, а также другие порождения нашего ума, например, правовые акты и законы.

Почему существует жестокость?

А потому, что мы позволяем себе прожить всё так, как мы задумали. Мы создаём горе, насилие, осуждение, ненависть, ЧСВ, и всё это необходимо для того, чтобы понять, что значит быть этим. Мы никогда не познаем силу своего существа, если не узнаем его слабость!

Всё, что мы совершали никогда не было плохим или хорошим . Самое гнусное и отвратительное, что делает человек, имеет цель научить себя. В процессе этого обучения, каждый из нас деградировал, причинял боль и страдал. Это было опытом, благодаря которому, мы стали теми, кто есть сейчас. А сейчас, мы мудрее, чем когда-либо ранее!

Позавчера я просто знал, что оно есть, а вчера посмотрел документальный фильм в 4 частях "Лики смерти". И я понял, что наша земля - это и есть ад. Там показывали ужасы войн, растрелы людей, самоубийства и убийства людей, нападение опасных животных на человека, казни (повешение, электрический стул, газовая камера) , каскадеров, которые погибли при выполнение трюков, там показывали бойню для животных и как их умерщвляли (коров, кроликов, овец, куриц) , показывали страшные опыты учёных на животными и людьми, кабинет патолагаанатома за работой - вскрытие покойников, смертельные бои пит булей, человека, который себя поджог, а также отвратительные и изуродованные трупы людей всех возрастов . Мир, в котором мы живём ужасен.. . Можете сколько угодно говорить, что этот фильм подделка, но вы же не будете отрицать, что всё, что я перечислил когда-то и сейчас происходит на самом деле? Как хорошо, что я никогда в реальной жизни не видел ничего подобного! Почему в мире столько зла! Я его ненавижу! Оно что, вечно? Как его уничтожить? И все ли этого хотят?

ну например то что мир будет вместе с нами уничтожен - мир конечно будет уничтожен когда будет Второе пришествие, но люди нет потом будет для кого то вечные блаженства (жизнь) а для кого то вечная мука .

mastea Мыслитель (6047) Ты пишешь, что мир будет уничтожен, тогда как будут существовать люди? Я не писал об уничтожении мира. Конец Света в мифологии, это экзамен на состоятельность качеств, это подведение итогов эволюционного пути в котором мы все, люди и весь животный мир участвуют, хотим мы знать или нет, значения не имеет. Это автоматический процесс, он заложен, как информация, во все элементарные частицы из которых состоит вся материя этой вселенной. То есть это экзамен на "профпригодность", если можно так выразиться образно. Ну и как думаешь наши человеческие качества соответствуют эталонным? Наверное все таки нет, если смотреть реально на вещи. Ну и при чем здесь мир, который будет уничтожен, как ты пишешь? Это ведь мы тут все наворотили.

Конечно,зло вечно.Этому существует много примеров даже из истории.Но не стоит смотреть на жизнь с позиции зла.Вы вряд ли измените мир.Так хотя бы не отравляйте свою жизнь.

Зло будет существовать пока есть люди, пока существует все, что сделали мы! Мы сами делаем зло. Некоторыми своими поступками, некоторыми мыслями. Человек должен стремиться в своей жизни к идеалу, но не к идеалу ангела, а к идеалу человека! Мы, со своими грехами, знаниями, верой, глупостью, страданиями, чувствами должны стремиться к идеалу! А какой этот идеал? Это еще один вопрос для рассуждения. Стремясь к чему-то - мы уничтожаем, портим наш мир! К чему это приведет в конце нашего пути?

Ну и нервишки у тебя, дружище. У меня тоже есть этоот сборник на четырех видеокассетах под названием "Лики смерти". Я его не могу смотреть больше чем 10-15 минут, сразу тошнит. От того кошмара, что там насобран. Сцены реальных смертей, казней, расстрелов, трупы самобийц смакуются операторами с ужасающей внимание подробностью.
Не могу смотреть.

. Думаю, что зло существует в мире как необходимость, как антипод добру. НЕ будет зла - растает, исчезнет и добро. Ведь не с чем сравнивать.
В раю должно быть очень скучно и тоскливо, ведь изобилие света - лишает нас теней, а стало быть - и зрения. Зато в аду - истинное счастье. Потянулся уставший черт вытереть пот со лба - ты уже счастлив.

Мир в котором мы живем - прекрасен, а вот общество, которое мы создали, это и в смом деле АД, Если так есть, - значит это кому-то выгодно, вот с теми, кому такое наше общественное устройство выгодно и надо разбираться. По большому счету, грехи за это лежат на идеологии, религии, системе воспитания, правительстве.

ну вы все в один винегрет не мешайте - все все все виноваты, и в тоже время каждый из нас не причем . Вы случаем не придерживаетесь системы КОБ ?

Я смотрел сие "творение". Это ужасно, но это часть жизни. Такие фильмы не для слабонервных! А сильные люди посмотрев этот фильм "узнают врага (зло) в лицо, чтоб знать как бороться.

Это было предсказано в Библии 2000 лет назад:
18 Мы знаем, что всякий, кто рождён от Бога, не поступает греховно, но Тот, кто рождён от Бога, оберегает его, и Злому его не удержать.
19 Мы знаем, что мы от Бога, а весь мир лежит во власти Злого.
(1 Иоанна 5 глава)
Да, миром правит Сатана Дьявол. Но конец его владычеству скоро, очень скоро положит Бог

НЕ СМОТРИТЕ такие фильмы ! Они созданы для разрушения психики !
На Земле ЕСТЬ и любовь, и красота.
Зло существует из-за человеческого несовершенства.
ЗЛО там, гда нет ДОБРА. Увеличьте Добро, исчезнет ЗЛО.
(Тьма там, где нет света, зажгите свет, исчезнет тьма)
Злом зло не истребить.

Человечество должно на себе испытать, что такое зло, потому что в целом не исполняет заповеди ни одной религии. (Аллегория Адама и Евы - нарушили запрет в познании Добра и Зла - и что получили ?)

Если бы не было зла, мы бы не могли с полнотой познать, 4то такое добро, мы бы не познали всей радости и прелести жизни.

Я думаю, что зла, как такового явления на свете НЕТ.
Если серьёзно подумать (зри в корень), то ЗЛО - есть нарушение кем-то чьих-то планов.
Это нарушение может происходить от других людей (что чаще), природных явлений, животных и т.д.
В большинстве случаев нарушение планов происходит потому, что они мешают или противоречат чьим-то планам, намерениям.
Бороться с этим при жизни среди массы других людей, стран - невозможно. Противоречия интересов непременно возникнут - причин масса.
Так что вот так со злом.

Изначально есть черное и белое, север и юг, Бог и Дъявол.. . Все в этом мире имеет две стороны.. . Когда преобладает только одна из них, нарушается баланс.. . Если в жизни слишком много того, что мы называем добром, она сама по себе теряет всяческую ценность.. . Если очень много зла - перестает существовать понятие добра.. . Страшный мир кажется обычным, потому как другой мир нам неведом.. . В идеале, должен существовать баланс между добром и злом, темным и светлым.. .

Зло чаще попадается нам на глаза, чем добро.. . Потому как к добру мы. привыкли, это для нас естесственно. .

Человек - это самое необъяснимое существо на нашей планете.. . Почему? Да потому что он уничтожает самого себя, свой дом и всё, что вокруг.. . Всё то зло, что поглощает наш мир - дело наших же рук.. . и когда только люди начнут ценить жизнь? Зло не уничтожить, пока есть люди с черной душой. . Те, для кого нарушился баланс темного и светлого.. . Как знать.. . Может когда-нибудь мы станем умнее.. . И человечней.. . И тогда.. . Всё нечеловеческое останется позади, как в страшном сне

Люди ! Нет ни добра ни зла!! Кто вам сказал , что смерть есть зло. а жизнь добро?нельзя сказать про человека который убивает загнную лошадь, что он совершает зло. Так же про него нельзя сказать ,что он несёт добро, потому ,что убивает живое существо.
просто поступайте так ,как хотели бы ,что бы поступали с вами и будет вам счастье.

Ну да дали те по правой щеке,подставь левую. Дали по левой подставь правую. Так убьют и не заметишь! Нет я за добро с кулаками!)))

Вы не правильно понимаете изречение из Евангелие, советую почитать толкования Святых Отцов православной церкви .

Лаврентий Палыч Профи (952) Не хочу никого обидеть, но ваши "отцы" довольно смахивают на вертухаев на вышках) А религия есть опиум для народа. Человек должен быть свободен, а не всё время вспоминать, что он чей-то раб)

В мире всё находится в равновесии и если добро начнёт вытеснять зло, заполняя пространство вытесненного , то оно станет злом . и с точностью до наоборот .

Как известно Враг хорошего - лучшее. Всё имеет другую сторону и у каждого своя правда. Главное уметь научится прощать и принимать мир таким какой он есть. А на зло отвечать добротой. Есть замечательная комедия под названием "Святоша" . :)

Хрень меньше всякую смотри и все будет лучше. Мне не понятно, так психика здорового нормального человека может это выдержать.

cvv

Анатолий Максимович: Митрополит Антоний, я знал людей, которые становились религиозными, потому что их мучил вопрос о возникновении зла; я также знал людей, которые разочаровались в религии по этой причине. Первые чувствовали или приходили к убеждению, что понятия добра и зла не могли возникнуть сами по себе, что их должна была создать высшая сила; зачем существует добро, им было, конечно, ясно, а на вопрос о том, почему и для чего существует зло, они надеялись получить ответ от религии. Вторые, те, кто разочаровался в религии, приходили к убеждению, что она не дает ответа на вопрос: как сочетать существование всемогущего Бога, олицетворяющего добро, справедливость, с тем, что творится на земле; не только в области человеческих взаимоотношений, но и в природе, где царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ даете Вы на этот вопрос?

Митрополит Антоний: Это очень трудный вопрос в том отношении, что, действительно, можно из одинаковых предпосылок прийти или к вере, или к сомнению. Мне кажется, что христианин даст приблизительно такой ответ: Да, Бог всемогущ; но Он создал человека свободным, и эта свобода, конечно, несет с собой возможность и добра, и зла; возможность отклонения от закона жизни или, наоборот, участия в этом законе жизни. И вот этот вопрос свободы является центральным, мне кажется, для проблемы добра и зла. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, человек был бы также неспособен ни на что положительное. Скажем, любовь немыслима иначе как в категориях свободы; нельзя себя отдать, когда нельзя отказать в самоотдаче; нельзя человека любить, если это чисто механическое соотношение; если бы не было свободы отказа, отречения, если не было бы, в конечном итоге, возможности зла, то любовь была бы просто силой притяжения, силой, связующей все единицы, но никак не создающей между ними нравственное соотношение.

Анатолий Максимович: Почему? Означает ли это, что зло существует для того, чтобы выделить добро, в качестве контраста?

Митрополит Антоний: Нет, я не думаю, что оно существует для этого; но где есть возможность одного, неминуемо встает возможность другого. Конечно, если бы мы были просто такие совершенные существа, которые не способны сделать ошибочный выбор, зло было бы исчерпано; но как возможность оно все равно бы существовало.

cvv


Владыка Антоний в студии BBC

Анатолий Максимович: А допускаете ли Вы, что Бог, всемогущий Бог заботится о людях, следит за судьбами человечества, помогает людям, следит за тем, чтобы на земле зло не восторжествовало?

Анатолий Максимович: Как, где Он разрешает этот трагизм?

Митрополит Антоний: Он его не разрешает внешне, в том отношении, что на земле смерть, болезнь, страдание продолжают косить людей. Но отношение человека к человеку может стать глубоко иным; отношение к собственному страданию может быть совершенно иным; отношение к страданию другого опять-таки глубоко изменяется от этого.

Анатолий Максимович: 3начит, Вы определенно, как христианин, отрицаете тезис Вольтера, который примерно исходил из того, что Бог создал человека, снабдил его всем необходимым, в первую очередь разумом, и затем счел Свою задачу выполненной: если люди будут руководствоваться разумом, то все будет хорошо, если нет – то это их дело. Потому что это, по существу, довольно логичное объяснение; но Вы, судя по тому, что Вы только что сказали, это категорически отрицаете.

Митрополит Антоний: Да, такого Бога я просто не могу себе представить, потому что это был бы до того нравственно безответственный поступок, просто безнравственный поступок, который был бы, в конечном итоге, основанием и причиной всего зла; и безответственный, злой поступок, потому что – по какому праву такой Бог нас создает, нам же на горе, когда Ему от этого ничего не будет, да еще вдобавок будет когда-то где-то нас судить? Какой же это Бог?

Анатолий Максимович: Вольтер не говорил, что Бог будет судить; он просто говорил, что Бог наделил человека всем необходимым, что Бог создал изумительный механизм, структуру человека, а главное – разум; почему же это безответственно, почему это было бы преступно?

Митрополит Антоний: Анатолий Максимович, если бы этот Бог создал такой замечательный механизм, то этот механизм не испортился бы так безнадежно; тогда, значит, Бог, Который строит этот механизм, просто ужасно плохой механик, никуда не годный. Если такой у нас Бог, Который даже механизм приличный создать не может, то, право, не о чем говорить.

Анатолий Максимович: Но как Вы объясняете себе тот факт, что Бог, с одной стороны, заботится о людях, а с другой стороны, на протяжении существования всего человечества несправедливость в основном торжествовала над справедливостью? Сперва это объясняли тем, что когда человеку приходится плохо, он в этом виноват сам, значит, это наказание за какие-то его грехи. Затем это, по-видимому, людей больше не удовлетворяло, и тогда начали говорить о том, что Бог испытывает человека, что Он испытывает веру человека – это, конечно, Иов; а когда уже это больше не удовлетворяло, то пришло христианство, которое стало убеждать людей, что страдание – это нечто возвышенное. Вы согласны с такой несколько упрощенной характеристикой развития человеческой мысли в этом направлении?

Митрополит Антоний: Я согласен; только те объяснения, которые Вы отодвигаете в прошлое как изжитые, я не до конца вижу изжитыми. Очень много зла, страдания, муки человеческой происходит от греха, просто от греха в том смысле, что если человек зол, он причиняет зло и страдание и, кроме того, он себя уродует, он сам делается жутким и перестает быть человеком.

Анатолий Максимович: Но это совершенно ясно; речь идет о том, что несправедливость торжествует над справедливостью, другими словами, что плохо приходится тем, которые не являются уж такими страшными грешниками, а может быть, даже и праведны.

Митрополит Антоний: Я думаю, что справедливость в этом смысле была бы очень непривлекательна; если бы счастье, благополучие было немедленной наградой за добро, то добро как нравственная категория было бы обесценено; это был бы чистый расчет. Я думаю, что добро именно тогда делается добром, когда человек может устоять против несправедливости, против неправды, против страдания и все равно не отречься от своего добра, от того, что кажется ему – или объективно является – добром. Если, скажем, человек щедр и бывает обманут, и, попробовав раз-другой быть щедрым, приходит к заключению, что этого не стоит делать, то щедрость его довольно бедная. Вопрос в том, какова его отзывчивость. И во всех отношениях мне кажется, что добро именно испытывается, поддается пробе тем, что оно сталкивается со злом. Я не говорю, что это хорошо по существу; но, несомненно, человек вырастает в совершенно новое измерение, совершенно новое величие, когда он способен встретиться лицом к лицу со страданием, с ненавистью, с горем, с ужасами войны и остаться до конца человечным, и еще вырасти в большую меру, скажем, сострадания, понимания, мужества, способности себя отдать и собой пожертвовать.

Анатолий Максимович: Это все-таки несколько сложный процесс. Я совершенно согласен, что конечный результат является желательным, но процесс его достижения очень сложный, это очень трудный путь; и как-то трудно себе представить, что этого нельзя было бы достичь проще. Но скажите: заботится ли Бог о судьбах человечества? Если да, то как Вы объясняете себе такое чудовищное явление, как, например, Гитлер, которое я лично считаю совершенно исключительным явлением, потому что в этом случае даже не было сделано попытки оправдать злодеяния какими-то высшими, мнимыми этическими соображениями, а было сказано просто и ясно: мы хотим творить зло. Как Вы объясняете возникновение такого явления, если Вы исходите из того, что Бог заботится о судьбах человечества?

Митрополит Антоний: Во-первых, да, я убежден, что Бог заботится о судьбах человечества. Во-вторых, я думаю, что если есть свобода в человеке, которая Богом ему дана, Бог уже не имеет права стать на пути и эту свободу изничтожить. В конечном итоге получилось бы так: Бог вас делает свободными; в тот момент, когда вы этой свободой пользуетесь не так, как Ему нравится, Он бы вас приплюснул – и вас бы не стало. И получилось бы, что, может быть, на земле было бы меньше зла, то есть злодеев меньше было бы, Гитлера бы не было, того не было, сего не было, – а в конечном итоге самый злодей из злодеев оказался бы этот Бог, Который дает мне свободу, а в тот момент, когда я ошибаюсь на своем пути или схожу с него по какому-то безумию, Он же меня убивает за нее, уничтожает. Нравственная проблема оказалась бы, я бы сказал, еще хуже первой… И представляете себе тогда жизнь человека? Он бы жил, зная, что если он поступит нехорошо, Бог его уничтожит. Следующая стадия: так как Бог знает и может предвидеть вещи, то как только у вас зародится злая мысль, Бог может вас уничтожить. Это же хуже концентрационного лагеря! Мы жили бы просто под дамокловым мечом все время: дескать, вот убьет – не убьет, убьет – не убьет… Спасибо за такого Бога!

Анатолий Максимович: Повторите…

Митрополит Антоний: Если Бог действительно сделал человека свободным, то есть способным ответственно принимать решения, которые отзываются в жизни поступками, то Бог уже не имеет права в эту свободу вторгаться насильно. Он может войти в жизнь, но – на равных правах; вот как Христос стал человеком и от этого умер на кресте: да, это я понимаю. Если же Он вторгался бы в жизнь в качестве Бога, то есть со всем Своим всемогуществом, всеведением и т. д., получилось бы так, что земной злодей, который Богом же одарен свободой, в тот момент, когда он ошибочно, не так пользуется этой свободой, стал бы жертвой Божественного гнева, то есть он был бы просто изничтожен, убит. А еще хуже: человек только успел задумать какой-нибудь неправый поступок – Бог его тут же уничтожил бы, потому что Бог знает, чтo в будущем случится. И все человечество жило бы, одаренное этой проклятой свободой, под вечным страхом: ой, промелькнула злая мысль – сейчас кара придет на меня… Ой, мне захотелось чего-то не того – что сейчас будет?… Это был бы чудовище, а не Бог, Он был бы из злодеев злодей.

Анатолий Максимович: К чему же тогда сводится Божественное вмешательство в судьбы людей?

Митрополит Антоний: Во-первых, к тому, что Бог в человека заложил закон жизни, то есть устремленность ко всему тому, что есть полнота торжествующей жизни, полнота торжествующей любви. Во-вторых, к тому, что Он дал человеку сознание добра и зла, – мы его не выдумали, это не чисто социологическое явление, потому что социологические формы меняются без конца, а понятие добра и зла везде проходит красной нитью.

Анатолий Максимович: С этим я совершенно согласен.

Митрополит Антоний: Дальше: Бог, через людей Ему верных, которые Его знают опытно, молитвенно и жизненно, Свое слово говорил, указывал нравственные мерки, указывал нравственные пути. Потому что совесть человека – вещь относительная, более или менее ясная, колеблющаяся, Он дал человеку закон; Он дал человеку правила жизни. И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек – пусть он будет исторически уничтожен, разбит – не побежден. Он достиг полной меры своего человечества – а это, действительно, победа над злом гораздо большая, чем если бы просто зла не было.

Анатолий Максимович: Это поднимает целый ряд вопросов, о которых я надеюсь поговорить в следующий раз.

Читайте также: