Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров кратко

Обновлено: 02.07.2024

После Иннокентия III папы все еще пытались подчинить императоров своему диктату.

Столкновение Фридриха II (1212–1250) с папами было неизбежным, поскольку он не мог признать ни светскую власть пап, ни их духовный диктат. Этот внук Фридриха Барбароссы и воспитанник папы Иннокентия III унаследовал Сицилийское королевство и Германо-Римскую империю. Папы Григорий IX и Иннокентий IV боялись его как сильного сицилийского короля и любой ценой стремились не допустить усиления империи в Италии и Европе, видя в этом угрозу своей власти.

Началось последнее столкновение между папами и германскими императорами. Григорий IX решил осудить Фридриха II на Вселенском соборе, но тот заточил соборных отцов в тюрьму. В разгар борьбы папа умер. При избрании преемника Григория IX впервые в 1241 г. был применен конклав. На две недели папский престол занял Целестин IV, и только почти через два года кардиналы на конклаве избрали генуэзского кардинала Синибальда Фиески под именем Иннокентия IV (1243–1254).

Иннокентий IV, ненавидевший Фридриха II, был последним победоносным папой. Для суда над императором он созвал в Лионе в 1245 г. Вселенский собор. Фридрих II, желая примириться с папой, обещал присоединить Византию к папским владениям и подчинить ему Римскую область. Но Иннокентий хотел только уничтожения власти Штауфенов в Германии и Италии. Фридрих II тогда заявил в манифесте европейским государям, что целью его борьбы с папой является возвращение Церкви к апостольской простоте и евангельской бедности. Но на Соборе императора предали анафеме и лишили престола. В 1246 г. в результате папских интриг в Германии были избраны сразу два антикороля. Фридриху, однако, удалось сохранить трон, но в 1250 г., в разгар борьбы он внезапно умер.

Поражение Фридриха II было предрешено. Папы противопоставили сепаратизму в Германии мощную церковную организацию с единым центром и папой в Риме, международную армию нищенствующих монашеских орденов. Фридрих II, потеряв союзников в Германии, приобрел врагов в итальянских городах-республиках, стремившихся к независимости от империи.

Позиции папы укрепились. Италия и папа получили независимость от Германии, которая распалась на отдельные земли, во многом благодаря папству и его двухсотлетней борьбе с императорами. Раздробив Германию, папы не хотели допустить объединения Италии, ибо это угрожало независимости Церковного государства и их светской власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Завершение

Завершение На протяжении всей своей истории православное сознание последовательно направляло немалые усилия на осмысление своего главного духовно–эстетического феномена — иконы. В русле живого Предания Церкви в православной культуре возникла уникальная

6:1—19 Завершение строительства

6:1—19 Завершение строительства В этой главе есть три фрагмента, несомненно, связанные темой вредительства и запугивания, и каждый из них завершается обобщающим стихом (9,14,19). В отличие от главы 4, здесь сам Неемия сталкивается с личной угрозой. Несмотря на это, работа была

V. Завершение противостояния

Неожиданное завершение Евангелия

Неожиданное завершение Евангелия Одна из особенностей Евангелия от Марка состоит в том, что оно обрывается внезапно и не содержит подробного рассказа обо всех явлениях Иисуса Своим ученикам после воскресения. Другие Евангелия дают гораздо более полную картину явлений

15:14 — 16:27 Завершение послания

15:14 — 16:27 Завершение послания Заключительная часть Послания к Римлянам вбирает в себя черты, характерные для завершающих разделов всех посланий Павла: краткий план будущего путешествия (15:22—29), просьба молиться об авторе (15:30—32), пожелание мира (15:33), рекомендации и

Завершение сессии

Завершение сессии Заканчивая сессию, мы представляем себе, что все объекты прибежища посылают нам благословения своих тела, речи и ума. Вначале они растворяются в центральной фигуре, Падмасамбхаве или Ваджрадхаре, которая является выражением ума вашего гуру в

Папы между римскими феодалами и германскими императорами

Вормсский конкордат и завершение борьбы за инвеституру

Вормсский конкордат и завершение борьбы за инвеституру В начале XII в. на Западе поднимается новая волна монашеского движения, вдохновителем и вождем которого был настоятель цистерцианского аббатства в Клерво Бернар Клервоский (1091–1153), один из Учителей Церкви (Доктор

Завершение диссертации

Завершение диссертации Завершение магистерской диссертации даже у лучших выпускников академий иногда затягивалось надолго. Как было показано выше, не так заметно стимулировала этот процесс и специализация, введенная Уставом 1869 г., помогавшая выпускникам академии

Завершение земных странствий

Завершение земных странствий Составители жизнеописаний Ксении блаженной впоследствии приложили немало трудов для определения точной даты и места ее смерти, но не нашли о том ни одной записи. Есть лишь эпитафия на могильной плите Ксении, гласившая: «Осталась после мужа 26

Завершение восстановления стены

Завершение восстановления стены 15 Стена была завершена в двадцать пятый день месяца элула (2 октября 445 г. до н. э.), за пятьдесят два дня. 16 Когда об этом услышали все наши враги, все окрестные народы испугались a и потеряли свою самоуверенность, потому что поняли, что эта

Потрясающее завершение

Потрясающее завершение Бог, наверное, любит многоцветные, впечатляющие картины. Он ярко раскрашивает вечернее небо и творит красоту, которую художники пытаются запечатлеть на своих полотнах. Бог создает стеклянное море, чтобы в нем яркими красками отражался Его престол,

Завершение войны

Завершение войны Услышал об этой победе Иавин, царь Хацора[235], и отправил он своих послов к хананеям, жившим на востоке и у моря, и к хеттам, и к ферезеям, и к евеям, к тем, что возле Хермона, на земле Массив. И выступили все они с войском неисчислимым, как морской песок, и

Папы руководят умами мира а императоры умами своей вотчины. Разница есть.

Они были главой не государства, а религии, в какую верили миллионы людей, отчего к их мнению вынуждены были прислушиваться монархи. Были попытки поставить римских пап под свой контроль германскими императорами и французскими королями (авиньонское пленение пап), но это приводило к противодействию со стороны других государств, не желающих их усиления. Это давало папам возможность для маневра.
С другой стороны им так и не удалось подчинить себе светских владык, хотя они и пытались это сделать.
Если проще - папа - это символ всей западной католической цивилизации. Государства приходят и уходят, а католицизм и папа остаются.

Средневековая христианская католическая церковь возглавлялась Папой Римским, как и современная. В Средние Века понтифики постоянно конфликтовали с европейскими правителями и их народами. Одним из ярких примеров противоборства были столкновения между папой Григорием VII и королем Священной Римской империи Генрихом IV.

В X в. германские правители (Восточно-Франкское королевство) начали сопротивление набегам венграм. Король Отгон I в 955 г. дал бой венграм на р. Лехе, где и разбил противника. Он укрепил власть, подчинив большое количество герцогов. Усилению его авторитета способствовало и установление особых отношений с церковью: ей он предоставил всевозможные поблажки, однако принялся самостоятельно утверждать епископов.

Церковь в Германии стало подчиняться королю, а не понтифику. Римская знать и Итальянское королевство выдвигали на роль Пап своих кандидатов. Отгон предпринял ряд походов в Италию, стал королем Италии, разбил папских оппонентов.

В 962 г. Папа надел на голову Отгона императорскую корону, что ознаменовало воссоздание империи, позже начавшей называться Священной Римской империей. Понтифики всецело зависели от императоров, что способствовало еще большей потери авторитета папства.

Некоторые церковников пытались изменить ситуацию. Именно эти люди инициировали клюнийскую реформу. Первоначально их поддерживали приемники Отгона, которым нужно были повысить авторитет церкви, являвшейся одной из опор их власти. Но с укреплением церкви папы стали бороться за выход из-под императорской власти. Приняли закон, гласящий, что избранием пап могли заниматься лишь некоторые епископы-кардиналы. Император был отстранен от выборов.

В 1073 г. Папой стал Григорий VII.

История борьбы Генри и Григория

Генри воссел на престол в очень раннем возрасте. Всего в 15 лет он занялся вопросом увеличения своей власти над духовенством империи. В итоге действия Генри привели к тому, что между ним и понтификом Григорием VII разгорелся конфликт.

Папа Григорий был набожным и умным. Он работал над духовным реформированием церкви, стараясь повысить авторитет и власть пап. По убеждению Григория, высшей властью на земле являлась церковь; он считал, что правители и обычные люди должны подчиняться воле церкви и ее папы. Не колеблясь, понтифик прибегал к ужасному наказанию — отлучению от церкви. Таким способом он разрешал конфликты церкви с государством.

Предметом спора Генриха IV и Григория VII стал вопрос о том, кому назначать местных церковных чиновников. Генрих считал, что как король он имеет право назначать епископов немецкой церкви. Папа Григорий гневно выступил против этого, так как хотел власти для себя. Он призвал епископов отлучить Генриха от власти. Кроме того, Григорий воспользовался возможностью освободить подданных императора от их феодальных обязательств и лояльности к своему правителю.

Опасаясь восстания вассалов, Генрих стал искать папской милости. В суровую зиму 1077 года король и его слуги совершили долгое и опасное путешествие по заснеженным горам северной Италии, чтобы встретиться с Папой Римским. Они нашли его в маленьком городке Каносса в горах, на севере страны. Понтифик, узнав о прибытии монарха, заставил того унизительно ждать три дня на морозе, прежде чем согласился принять. Отчеты того времени говорят, что Генриху наконец-то позволили войти в ворота, а шел он босиком по снегу и становился на колени у ног папы, чтобы просить о прощении. В итоге Григорий VII отменил отлучение Генриха IV.

Папство в 12-ом столетии

В XII в. власть Пап выросла. Духовенству должны были подчиняться и простые люди, и феодалы и короли. Некоторые монархи пытались противостоять понтификам, но тщетно.

В середине XII в. императорский трон занял умный и решительный Фридрих Барбаросса. Он немного укрепил власть в Германии, и пожелал снова подчинить Италию. Однако войско потерпело поражение в столкновении с итальянским ополчением, выступившем на стороне Папы Римского.

Однако европейские правители вовсе не собирались беспрекословно подчиняться всем распоряжениям церкви. С \(XI\) по \(XIV\) века длился период борьбы римских пап с королями и императорами. Особенно ярко это проявилось в противостоянии между папой Григорием \(VII\) и императором Священной Римской империи Генрихом \(IV\).

Heinrich_4_g.jpg

Генрих, не желая подчиняться папе, по своему усмотрению назначил епископов в своих землях, в том числе и неугодных главе церкви. Папа написал Генриху гневное письмо с требованием подчиниться. В ответ Генрих объявил папу низложенным. Сразу же последовало отлучение непослушного императора от церкви. Такими обстоятельствами воспользовались феодалы, поднявшие восстание против Генриха, ведь теперь они имели право не соблюдать клятву верности своему императору.

Пришлось гордому и властному Генриху \(IV\) искать пути примирения с папой. Григорий \(VII\) уехал в замок Канóсса . Три дня Генрих в одежде грешника стоял у ворот замка и молил о прощении. На третий день ворота открылись, и папа простил мятежного императора. Отлучение было снято.

Генрих, очень быстро вернув себе власть, вместе со своими сторонниками двинулся на Рим. Папа Григорий \(VII\) был вынужден бежать и вскоре умер в изгнании.

Innozenz3.jpg

В Средние века Римские епископы, они же Папы обладали не только высшей духовной властью в католическом мире, но также имели серьезное влияние на светских правителей Европейских стран: королей, герцогов и даже императоров Священной Римской империи. Которых они могли утверждать, предавать анафеме и тд.

Так каким же образом Папы получили столь могущественную власть?

А получили они ее благодаря одному фальшивому документу, под названием "Дар Константина".

"Дар Константина" представляет собой некий дарственный акт римского императора Константина I Великого (306-337 гг.) Папе Римскому Сильвестру I (314-335 гг.). В нем говорится о том, что якобы Константин, будучи еще язычником заболел проказой. Чем только не лечили императора, все было без толку и вот однажды к нему пришли языческие жрецы, которые сказали что вылечить Константина может только купель, наполненная кровью убитых младенцев, которую ему нужно принять. Императора настолько возмутила мысль об убийстве детей, что он предпочел умереть от проказы, чем лишать жизни младенцев ради спасения своей.

В эту же ночь к Константину во сне явились апостолы Петр и Павел, которые сказали ему, что для того чтобы излечиться, император должен отыскать скрывавшегося от гонений епископа Сильвестра, который окрестит его и научит христианским молитвам и догмам. Константин так и сделал, и после покаяния и принятия крещения, болезнь тут же отступила.

Обрадованный Константин объявляет Римских епископов старшими над всеми епископами и даже Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами. Дарит Сильвестру свою корону, коня, Латеранский дворец, Рим, а также власть над Западной Римской империей. А сам переносит свою столицу в город Византий, переименованный позже в честь Константина в Константинополь и довольствуется властью лишь над Восточной Римской империей.

Конечно же все это было неправдой, Константин перенес свою столицу в Византий из сугубо практичных соображений. Да и христианство он принял уже в новой столице, перед самой смертью.

Так откуда же появился данный документ?

"Дар Константина" явился часть сделки между Пипином Коротким и Папой Римским Захарием. Пипин Короткий, отец Карла Великого и основатель королевской династии Каролингов, будучи майордомом, то есть старшим сановником Франкского государства, обладал реальной властью в стране. Поэтому он решил свергнуть последнего короля из династии меровингов Хильдерика III и стать королем самому.

Однако для того чтобы узаконить свое пребывание на троне, ему необходимо было заручиться поддержкой какого-то авторитета. И он в 750 г. обратился к Папе Римскому Захарию. Вот тут то и появился этот документ, именуемый "Дар Константина". Таким образом Пипин подтверждая подлинность данного акта, соглашался на то, что Папа имел право короновать монархов и по суть признавал папский сюзеренитет. В свою же очередь Папа, коронуя Пипина Короткого, подтверждал его законное право на и право его наследников на королевский престол.

В итоге, Пипин Короткий в 751 г. стал королем Франкского государства, ставшем при правлении его сына Карла Великого Франкской империей и самым могущественным государством Западной Европы. А Папы Римские стали по сути сюзеренами почти всей Европы.

Впервые вопрос о подложности "Константинова дара" был поднят в середине XV века. Между Папой Евгением VI и королем Арагона, Неаполя и Сицилии Альфонсо V Великодушным разгорелась борьба за Неаполь, которым ссылаясь на этот документ, решил завладеть понтифик. Но секретарь Альфонсо Лоренцо делла Валла провел целую историческую и филологическую экспертизу и выяснил, что "Дар Константина" является на самом деле фальшивкой, написанной гораздо позже IV века, коим он датируется. О своем расследовании Лоренцо изложил в сочинении "О даре Константина", которое написал в 1440 г.

Но сама Римская церковь продолжала и дальше настаивать на подлинности "Константинова дара", правда после расследования Лоренцо, они засекретили его. Отказались от него понтифики лишь в XIX веке.

Читайте также: