Консультация организация проектной деятельности в доу с учетом фгос

Обновлено: 04.07.2024

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

Семинары-практикумы:

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

социальное развитие:

познавательное развитие:

эстетическое развитие:

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

Физическое развитие:

Познавательное развитие:

Эстетическое развитие:

Тематика блока

Название проекта

Продукт детской деятельности

Разделы программы

Виды детской деятельности

Речь и речевое общение

Здоровье и физическое развитие

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация проектной деятельности

в дошкольном образовательном учреждении

Подготовила: старший воспитатель

В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов).

Проект (от лат. р rojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность , имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта , к качеству которого предъявляются определённые требования.

Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

- исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников [1].

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления [2].

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно- развивающей среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом:

Первый этап:

Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

Подготовка к презентации.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - С.16.

3. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В ФГОС Дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество организации с семьёй;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как личности. Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.

Технология (толковый словарь)– это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.

Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательно-исполнительный, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

Исследовательские /творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

Информационно – практические: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, отдельных уголков).

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна– спектакль, сказка, постановка).

Значимы и виды проектов:

Так же проекты различаются по продолжительности:

краткосрочными (1-2 недели)

проект средней продолжительности(2-4месяца)

долгосрочные (учебный год).

Краткосрочные проекты

Тематические проекты дают возможность построить работу группы, исходя из интересов, возможностей и потребностей детей. Самостоятельный детский выбор темы возможен в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок обладает достаточными навыками для самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Например: в канун 8 марта с детьми рассматривали картины, рисовали, лепили, и возникла проблема, что подарить маме? План действия разрабатывался коллективно. Моя задача – научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели.

Следующим этапом работы являлась непосредственно реализация практической части. Я ненавязчиво оказывала дошкольникам помощь, а также направляла и контролировала осуществление проекта. Затем дети представляли продукт собственной деятельности своим мамам и сотрудникам детского сада.

Обычно проекты имеют недельные временные рамки, но если интерес детей не исчерпан, педагоги планируют деятельность до тех пор, пока не отработаются все, заданные детьми вопросы.

Долгосрочные проекты.

В результате совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности и самостоятельных действий у детей сформировалась система представлений об охране птиц. Эти представления являются основательными, потому что ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

И здесь очень важна работа педагога.

Работа над проектом.

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

Что хочу узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка

Второй этап-разработка проекта.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;

собирает информацию, материал;

Третий этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Четвертый этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Пятый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Советы воспитателю по работе над проектом:

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:

ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важным критерием отбора содержания проекта.

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе;

знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны;

приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации дается достаточно полная информация о самом методе, об его использовании в дошкольном образовании, о его оформлении.

Консультация для педагогов ДОУ

Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению пришло развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованию ФГОС ДО и может быть осуществлен, как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ дости­жения дидактической цели посредством детальной разработки пробле­мы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным об­разом.

Метод проектов - образовательная технология, которая позволяет соз­давать естественную среду для формирования у дошкольников интегратив­ных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной дея­тельности детей.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно – образовательных задач:

1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, реф­лексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию, детей.

Особенности педагогической технологии – метод проектов:

предоставляет возможность приобретать умение ставить и осозна­вать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;

предоставляет возможность саморазвития и самореализации в лично­стно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на фор­мирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляю­щая роль взрослого);

позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информа­ции, что влияет на формирование информационной и технологической ком­петентностей участников проекта.

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть: исследовательскими, информаци­онными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительно­сти - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.

Исследовательские проекты – проекты, направленные на осуществление исследовательского поиска, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газета, драматизация, картотека опытов, кулинарная книга и т.д.).

Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта состоит из получения и обработки информации, получение результата и презентации.

Творческие проекты – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и классифицируются по преобладающему виду творчества (художественно-изобразительные, художественно-речевые, оформительские, театральные и т.д.).

Ролевые проекты – проекты с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

Монопроекты – это творческие проекты, потому как используется один вид деятельности.

Межпредметные – это смешанные проекты.

Краткосрочные – 1-2 недели, среднесрочные – 2-3 месяца, долгосрочные – на весь учебный год.

Основные этапы педагогической технологии – метод проектов.

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка на­правлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельно­сти, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельно­сти, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включа­ются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности де­тей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятель­ности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению про­блемы.

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организа­цию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его ос­новных позиций.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогиче­ской эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка ре­зультативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-­образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной дея­тельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных во­просов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, уме­ния видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов можно представить следующей классифика­цией:

Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.

Творческие методы: презентация.

Информационные методы: составление модели источников ин­формации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение до­школьников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм работы над проектом.

Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.

Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.

Активизация способов получения информации.

Получение необходимой информации.

Обобщение полученной информации.

Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.

Совместное определение перспективы развития проекта.

Определим проектную деятельность педагога и детей поэтапно

Этапы проектной деятельности

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окрvжающего мира)

3. Конкретный замысел

Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно- материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6. Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Педагогический проект, название, возрастная группа.

Актуальность. Краткое описание почему здесь и сейчас возникла проблема?

Обоснование значимости проекта. Н.: недостаточные знания детей о том-то…

Цель проекта.

Задачи проекта.

Педагогические принципы. Этот пункт носит рекомендательный характер.

Тип проекта.

Вид проекта.

Участники проекта.

Длительность.

Формы реализации проекта.

Непосредственная образовательная деятельность.

Познавательные беседы, экскурсии и т.п.

Взаимодействие с родителями.

Ожидаемый результат проекта.

Воспитатель.

Основные направления реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап. Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.

Практический этап. Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.

Заключительный этап. Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.


-75%

Читайте также: